Статья 116. Рассмотрение инициативы граждан о проведении республиканского референдума 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 116. Рассмотрение инициативы граждан о проведении республиканского референдума



Подписные листы сдаются инициативной группой не позднее истечения срока, установленного для сбора подписей, в районный, городской исполнительный комитет, в местную администрацию в городе, которые в десятидневный срок проверяют достоверность подписей граждан в подписных листах. При этом должно быть проверено не менее 20 процентов подписей граждан в подписных листах, сданных инициативной группой.

Определение порядка проверки и учета подписей граждан в подписных листах, представленных в органы, указанные в части первой настоящей статьи, а также признание недостоверными подписей граждан проводятся в порядке, предусмотренном частями четырнадцатой и шестнадцатой статьи 61 настоящего Кодекса. Недостоверными считаются также подписи граждан, собранные до регистрации инициативной группы. Проверке и учету не подлежат подписи граждан, если в подписном листе отсутствует формулировка вопроса, предлагаемого на референдум, и (или) изложение существа предлагаемого решения (законопроекта). Если в подписном листе, поступившем в районный, городской исполнительный комитет, местную администрацию в городе, содержатся подписи граждан, проживающих на территории разных районов, городов областного подчинения, районов в городе, проверке и учету подлежат только подписи, собранные на территории того района, города, района в городе, в исполнительный комитет которого, местную администрацию в городе сдан этот подписной лист. Остальные подписи не проверяются и не учитываются.

В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же гражданина достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недостоверными.

Если количество обнаруженных при проверке недостоверных подписей граждан составит более 15 процентов от количества проверенных подписей, проводится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей от количества подписей в подписных листах, сданных членом (членами) инициативной группы в соответствующий районный, городской исполнительный комитет, местную администрацию в городе.

В случае, если суммарное количество недостоверных подписей граждан, выявленных при проверках, составит более 15 процентов от общего количества проверенных подписей в подписных листах, дальнейшая проверка подписей в подписных листах районным, городским исполнительным комитетом, местной администрацией в городе прекращается, и все подписи граждан в сданных подписных листах не учитываются при определении результата сбора подписей в районе, городе, районе в городе.

О результатах сбора подписей граждан в подписных листах в поддержку инициативы о проведении республиканского референдума принимается решение соответствующего районного, городского исполнительного комитета, местной администрации в городе, которое направляется соответственно в областной, Минский городской исполнительный комитет. В решении указываются общее количество подписей в подписных листах, принятых от инициативной группы; количество подписей, достоверность которых проверялась; количество подписей, признанных достоверными, и количество подписей, признанных недостоверными.

Подписные листы должны находиться на хранении в соответствующих районных, городских исполнительных комитетах, местных администрациях в городах.

Областной, Минский городской исполнительный комитет при необходимости в пятидневный срок может также проверить достоверность подписей граждан в подписных листах. На основании решений районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций в городах об установлении количества граждан, поставивших свои подписи в подписных листах в поддержку инициативы о проведении референдума, и результатов проведенных областным, Минским городским исполнительным комитетом проверок достоверности подписей граждан в подписных листах областной, Минский городской исполнительный комитет подводит итоги сбора подписей по области, городу Минску, принимает об этом решение и направляет его в Центральную комиссию. В решении указываются данные, предусмотренные частью шестой настоящей статьи. Копия решения передается координатору инициативной группы.

После принятия решений областными и Минским городским исполнительными комитетами инициативная группа составляет заключительный акт о сборе подписей и представляет его в Центральную комиссию.

Центральная комиссия:

проверяет соответствие заключительного акта инициативной группы и поступивших решений областных, Минского городского исполнительных комитетов требованиям настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь;

составляет заключение о соблюдении инициативной группой требований настоящего Кодекса и протокол о результатах сбора подписей, подтверждающий наличие не менее 450 тысяч подписей граждан, в том числе не менее 30 тысяч подписей граждан от каждой из областей и города Минска.

Заключительный акт инициативной группы вместе со своим заключением и протоколом, если отсутствуют основания для отклонения предложения о проведении референдума, Центральная комиссия передает Президенту Республики Беларусь.

Центральная комиссия отклоняет предложение о проведении референдума и сообщает об этом инициативной группе и Президенту Республики Беларусь в случаях:

нарушения срока для сбора подписей граждан;

отсутствия требуемого количества подписей;

выявления нарушений принципа добровольности в ходе сбора подписей, зафиксированных в установленном Центральной комиссией порядке;

представления инициативной группой более 15 процентов недостоверных подписей от общего количества проверенных подписей граждан в подписных листах;

установления в представленных документах других нарушений требований настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Решение Центральной комиссии об отклонении предложения по проведению референдума может быть обжаловано в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь руководителем инициативной группы.

Повторное инициирование гражданами проведения референдума по одному и тому же вопросу допускается не ранее чем через год после отклонения предложения о проведении референдума и не ранее чем через три года после проведения референдума по этому вопросу.

 


Статья 75.
Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

 

Статья 76. Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.

В референдумах участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.

 

Статья 77. Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом.

 

Статья 78. Порядок проведения республиканских и местных референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, определяются законом Республики Беларусь.

Отказ в проведение референдума может быть обжалован в месячный срок в районный и гор суд.


53. Республиканские референдумы 1995, 1996, 2004 годов в Республике Беларусь.

14 мая 1995г. - первый референдум в Республики Беларусь был проведён по инициативе Президента Александра Лукашенко. По результатам голосования принята государственная символика, а русскому языку придан статус государственного.

Вопросы референдума:

1. Об изменении государственной символики;

2. О придании русскому языку статуса государственного;

3. О поддержке действий президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией;

4. О необходимости внесения изменений в конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.

 

Первые три вопроса выносились на обязательный референдум, а ответ на четвертый должен был иметь рекомендательный характер

Официальные результаты голосования, озвученные ЦИК, были следующими:

1. за придание русскому языку статуса государственного проголосовало 83,3%, против проголосовали 12,7%,

2. за принятие нового флага и герба проголосовали 75,1%, против проголосовали 9,39%;

3. за интеграцию с Россией проголосовали 83,3%, против проголосовали 12,5%;

4. за наделение президента правом роспуска парламента в случае грубого или систематического нарушения последним конституции 77,7%, против проголосовали 17,8%

 

24 ноября 1996г. - второй в Белоруссии референдум. Из 7 вопросов 4 были инициированы президентом, 3 парламентом. По официальным результатам референдума были поддержаны два предложения президента и отклонены все предложения парламента.

Вопросы, инициированные президентом:

1. О переносе Дня независимости на 3 июля — День освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков.

2. О внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных президентом).

3. О введении свободной без ограничений купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения.

4. Об отмене смертной казни.

Вопросы, инициированные Верховным Советом:

1. О внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных парламентом).

2. О выборности глав администраций регионов.

3. О финансировании всех ветвей власти открыто и только из бюджета.

Результаты:

По вопросам, инициированным президентом:

1. за одобрение переноса Дня независимости проголосовали 88,18%, против проголосовали 10,46;

2. за принятие Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, предложенными А. Г. Лукашенко, проголосовали 70,45%, против проголосовали 9,39%;

2.

3. за одобрение свободной, без ограничений, покупку и продажу земли проголосовали 15,35%, против проголосовали 82,88%;

4. за отмену смертной казни проголосовали 17,93%, против проголосовали 80,44%.

По вопросам, инициированным парламентом:

1. за принятие Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев проголосовали 7,93%, против проголосовали 71,2%;

2. за выборность руководителей местных органов исполнительной власти проголосовали 28,14%, против проголосовали 69,92%;

3. за одобрение вопроса «Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета?» проголосовали 32,18%, против проголосовали 65,85%

Примечание: многие государства и международные органы не признали официально результаты референдума и объявили их незаконными. Референдум ознаменовался серьёзными процедурными нарушениями. Хотя официально он проводился 24 ноября 1996 года, досрочное голосование началось 9 ноября 1996 года.

17 октября 2004г. - в Беларуси прошёл инициированный президентом Лукашенко референдум. Референдум был назначен указом президента от 7 сентября 2004 года № 431 и был совмещён с парламентскими выборами.

Вопрос на референдум выносился один - «Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А. Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?»

В то же время, согласно ст. 112 Избирательного Кодекса «на республиканский референдум не могут выноситься вопросы: …связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь…».

Результаты:

По сообщению ЦИК Белоруссии за проголосовало 79,42% от числа граждан, внесенных в списки для голосования. Против одобрения вынесенного на референдум вопроса проголосовало 9,90% от числа граждан, внесенных в списки для голосования.

В результате референдума Александр Лукашенко получил возможность участвовать в президентских выборах неограниченное число раз (ранее конституция предусматривала только два президентских срока подряд) и принял участие в выборах 2006 года.


54. Понятие главы государства. Природа и развитие конституционно-правового института президентуры в Республике Беларусь.

Глава гос-ва:

- либо не входит ни в какую ветвь власти

- либо входит в законодательную и исполнительную

- либо только в исполнительную

 

Глава гос-ва– должностное лицо или орган, занимающий высшее место в системе органов гос-ва, высший его представитель внутри и вне страны, символ единства нации и государства.

 

Основные функции:

-олицетворяет единство народа

-гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики

- представляет РБ в отношениях с др гос-вами.

-принимает меры по охране суверенитета РБ, ее нац безопасности.

- обеспечивает экономическую и политическую стабильность.

- обеспечивает преемственность и взаимодействие органов госвласти

- осущ посредничество между органами госвласти.

 

Обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

 

Не может быть депутатом, занимать др должности. Осуществлять предпринимательскую деятельность и получать за это деньги. Приостанавливает членство в партиях, Имеет штандарт (флаг + золотой герб внутри)

Что касается института президентуры – то ничего не нашла


55. Порядок избрания Президента Республики Беларусь и вступления его в должность.

Требования,предъявляемые к кандидату в Президенты РБ:

- гражданин РБ, не моложе 35 лет

-проживает постоянно на территории РБ не менее10 лет непосредственно перед выборами

 

Президент избирается на 5 лет непосредственно народом на основе всеобщего, равного,прямого, свободного избир права при тайном голосовании.

Кол-во сроков,на к-рый избир Президент не ограничено(с 2008 г.)

Выдвижение кандидатов в Президенты осуществляют граждане РБ(100 тыс подписей)

Применяется при избрании можаритарная система абсолютного большинства голосов.Выборы проводятся в 2 тура. 1 тур-50%+1 от числа пришедших. 2 тур- 50%+1 от числа,принявшых участие в голосовании.

В случае,если один кандидат снимает свою кандидатуру перед 2 туром голосования, 2 тур проводится по 1 кандидатуре.Избранным считается лицо,если получил большинство голосов.

Вступление Президента в должность происходит с момента принесения им присяги,не позднее 2 мес со дня избрания.


56. Срок полномочий Президента Республики Беларусь. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента Республики Беларусь.

Срок полномочий Президента - пять лет.

Досрочное прекращение полномочий:

1. Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается Палатой представителей.

2. Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основаниизаключения специально создаваемой палатами комиссии.

3. Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. 2) Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей 1) по предложению не менее одной трети ее депутатов. 3) Расследование обвинения организуется Советом Республики. 4) Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. Предложение о смещении Президента с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента.

5) В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом.

В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.


57. Правомочия Президента Республики Беларусь. Исключительная компетенция Президента Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь:

1. назначает республиканские референдумы;

2. назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

3. распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных конституцией;

4. назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

5. образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при президенте;

6. с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

7. определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

8. с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;

9. с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

10. назначает шесть судей Конституционного суда, иных судей Республики Беларусь;

11. освобождает от должности Председателя и судей Конституционного суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;

12. назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;

13. обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;

14. обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;

15. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

16. назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено конституцией;

17. решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;

18. устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;

19. осуществляет помилование осужденных;

20. ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

21. принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатических представителей иностранных государств;

22. в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

23. в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить её, но не более чем на трехмесячный срок;

24. подписывает законы; имеет право в порядке, установленном конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

25. имеет право отменять акты Правительства;

26. непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;

27. формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;

28. является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;

29. вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

30. осуществляет иные полномочия, возложенные на него конституцией и законами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.076 с.)