Язык и речь: взаимосвязь и различие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык и речь: взаимосвязь и различие



Определение языка, его сущность: __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Функции языка: __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Определение речи: _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Разновидности речи по форме выражения мысли:

1) внешняя речь – ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

2) внутренняя речь – _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 


Разновидности внешней речи по форме существования:

1) устная речь – __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

2) письменная речь – ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Взаимосвязь языка и речи: _________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Различия между языком и речью: ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Русский язык, его функции и значение в современном мире

Определение русского языка: ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Основные этапы истории русского языка:

1) древнерусский язык (VIII–XIV вв.) – _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) великорусский язык (XIV–XVII вв.) – _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) русский национальный язык (XVII–XXI вв.) – _____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Функции русского языка:

1) национальный язык русского народа – ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) язык межнационального общения народов России – _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) государственный язык Российской Федерации – ____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) один из мировых языков – _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Русский язык в XXI веке: __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Культура речи как наука

Определение культуры речи как системы коммуникативных качеств: ____________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Коммуникативные качества речи:

правильность – __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

точность – ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

логичность – ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

понятность – ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

чистота – _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

богатство и разнообразие – ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

выразительность – _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

уместность – ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)


Культура речи как раздел языкознания: ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

История науки о культуре речи: ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Аспекты культуры речи:

1) нормативный – ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) коммуникативный – ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) этический – ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Индивидуальное задание № 1 (обязательное)

 

Прочитать статью из журналов «Русская речь», «Русская словесность», «Русский язык в школе» или других источников (Интернет, любые газеты и журналы), посвященную вопросам состояния современного русского языка, проблемам культуры речи, современной речевой ситуации в России. В печатном виде (шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал 1,5, поля: левое – 3 см, правое, верхнее и нижнее – по 1,5 см) оформить сообщение (1–3 стр.) о данной статье по плану:

1) Автор (если знаете что-либо об этом авторе, напишите).

2) Тема (название).

3) Источник (полные выходные данные журнала, газеты с указанием страниц, на которых напечатана статья, ссылка на ресурс Интернета).

4) Какая(-ие) проблема(-ы) поднимается(-ются) в статье?

5) Какие пути решения проблемы предлагает автор?

6) Свое мнение по данной проблеме и отношение к авторской позиции.

Индивидуальное задание (факультативное)

 

Написать небольшое сочинение (1–3 стр.) на тему «Что такое культура речи?», выразив собственную точку зрения по данному вопросу.

 

ТЕМА 2

Нормы современного русского литературного языка

Цель – познакомить с нормами современного русского литературного языка

и научить строить свою речь в соответствии с литературными нормами

 

Теоретические вопросы

Литературный язык как одна из форм общенародного языка

Русский национальный язык – сложное явление, представленное различными формами существования. Формы существования языка:

просторечие – ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

диалекты (территориальные разновидности) – ________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

профессиональные жаргоны – ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

социальные жаргоны – ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

арго – __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

молодежный сленг – ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Определение литературного языка: _________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Функции литературного языка: _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Разновидности литературного языка:

разговорная – ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

книжно-письменная – _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

История становления русского литературного языка: __________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

2. Понятие нормы и варианта в языке

Определение языковой (литературной) нормы: ________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Признаки нормы в языке:

объективность – _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

устойчивость – __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

историческая изменчивость – ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

социальная обусловленность – _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

общеобязательность и общеупотребительность – _____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)


Определение языковых вариантов: __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Причины появления и значение вариантов в языке: ____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Виды вариантов:

равноправные – __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

неравноправные:

семантические – _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

стилистические – _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

хронологические – _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Типы и виды языковых норм

Тип I – нормы устной речи. Виды:

интонационные – ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

орфоэпические – _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип II – нормы письменной речи. Виды:

орфографические – _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

пунктуационные – ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тип III – нормы, общие для устной и письменной речи:

словообразовательные – ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

лексические – ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

фразеологические – _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

морфологические – _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

синтаксические – ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Кодификация нормы

Определение кодификации: ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Средства кодификации:

грамматики – ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

словари – _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

справочники – ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Основные типы лингвистических словарей (см. ниже), их краткая характеристика: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________ (Источник: _____________________________________________________________)

Индивидуальное задание № 2 (обязательное)

 

Проанализировать один словарь (или справочник) любого автора любого года издания. Тип словаря для анализа определяется в соответствии с порядковым номером студента в журнале (список типов словарей см. ниже). В печатном виде оформить сообщение (1–3 стр. в формате А4, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал 1,5, поля: левое – 3 см, правое, верхнее и нижнее – по 1,5 см) о данном словаре по плану:

1) Автор (если знаете что-либо об этом авторе, напишите).

2) Полное название и выходные данные (издательство, год издания, количество страниц).

3) Краткая характеристика словаря (состав, структура, принцип расположения единиц, наличие дополнительных справочных материалов и т.п.).

4) Какая информация о слове (фразеологизме) дается (на примере 3–4 конкретных единиц из словаря).

5) Как найти слово (фразеологизм) в словаре.

Список типов лингвистических словарей и справочников для анализа

1. Орфоэпический словарь. 2. Орфографический словарь. 3. Справочник по пунктуации. 4. Справочник по правописанию. 5. Толковый словарь (С.И. Ожегов). 6. Толковый словарь (Д.Н. Ушаков). 7. Толковый словарь (В.И. Даль). 8. Словарь современного русского литературного языка. 9. Лексический словарь. 10. Словарь иностранных слов. 11. Словарь новых слов. 12. Словарь сложносокращенных слов. 13. Этимологический словарь. 14. Словарь омонимов. 15. Словарь синонимов. 16. Словарь антонимов. 17. Словарь паронимов. 18. Фразеологический словарь. 19. Словарь языка писателя. 20. Грамматический словарь. 21. Словарь трудностей. 22. Грамматико-орфографический словарь. 23. Словообразовательный словарь. 24. Словарь сочетаемости. 25. Грамматика. 26. Универсальный словарь.

Индивидуальные задания (факультативные)

1. Подготовить устное сообщение (на 3–5 мин.) о каком-либо особом типе словаря (например, о словаре географических названий, словаре названий жителей и т.п.) по плану, представленному выше.

2. Подготовить устное сообщение о слове или фразеологизме по следующему плану:

1) написание,

2) произношение,

3) значение,

4) происхождение,

5) употребление в речи (в составе предложения из художественной, публицистической, научной литературы или других источников).

ТЕМА 3

Речевое общение

Цель – познакомить с основами теории речевого взаимодействия

и научить решать коммуникативные задачи

Теоретические вопросы

Понятие речевого общения

Определение общения: ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Речевое общение – _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Невербальные средства общения – __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Основные единицы речевого общения:

речевая ситуация – _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

речевое событие – ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

речевое взаимодействие – _________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Канонические речевые ситуации – __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неканонические речевые ситуации – ________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Структура речевой деятельности

Понятие о речевой деятельности и речевом действии (акте): ____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Составляющие речевого взаимодействия:

говорящий – _____________________________________________________________

слушающий – ____________________________________________________________

предмет речи – ___________________________________________________________

языковой код – ___________________________________________________________

высказывание – __________________________________________________________

 

Схема речевого акта:

 

 

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Этапы осуществления речевой деятельности:

С точки зрения говорящего (адресанта) 1 – ________________________________ ___________________________________ ___________________________________ 2 – ________________________________ ___________________________________ ___________________________________ 3 – ________________________________ ___________________________________ ___________________________________   С точки зрения слушающего (адресата) 1 – ________________________________ ___________________________________ ___________________________________ 2 – ________________________________ ___________________________________ ___________________________________ 3 – ________________________________ ___________________________________ ___________________________________  

(Источник: _____________________________________________________________)

Организация вербального взаимодействия

Конвенциональная основа вербального взаимодействия: _______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Организационные принципы речевой коммуникации:

принцип последовательности – _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

принцип предпочитаемой структуры – ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

принцип кооперации – ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

принцип вежливости представляет собой совокупность максим:

максима такта – __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

максима великодушия – ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

максима одобрения – _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

максима скромности – ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

максима согласия – _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

максима симпатии – ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

Психологические принципы общения:

принцип равной безопасности – ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

принцип децентрической направленности – __________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

принцип адекватности – ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Логические основы речевого общения:

закон тождества – ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

закон противоречия – _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

закон исключенного третьего – _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

закон достаточного основания – ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 

Разновидности речи по характеру взаимодействия участников общения:

монолог – _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

диалог – ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

полилог – _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Источник: _____________________________________________________________)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.157 с.)