Как изучать воспитанность школьников? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как изучать воспитанность школьников?



Как уже отмечалось, изменение воспитанности связано не только с организацией воспитательной работы, тем не менее, при педагогически целесообразной деятельности учащиеся развиваются, и можно отследить это развитие. Таким образом, эффективность воспитательной работы классного руководителя устанавливается в определенной мере воспитанностью учеников, подготовленностью их к сознательному выбору профессии, способностью адаптироваться к современным условиям жизни. Необходимо подчеркнуть то, что определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы классного оуководителя.

Что относят к показателям воспитанности школьников?

Общепринято считать интегральным показателем общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности. Направленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношения к окружающему миру.

Выделяют три главных вида направленности: "на себя", "на объект", "на других людей". Например, "на себя": быть здоровым, жить весело, развлекаться; "на объект" - наличие интересного дела, увлеченность занятием; "на других людей: - желание помочь окружающим, наличие друзей.

Возможен и другой подход к характеристике направленности личности: положительная, то есть направленность на добро, созидание, и отрицательная, то есть направленность на зло, разрушение.

Существует точка зрения исследователей, что показателем воспитанности школьника является наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности школьников. Качества личности рассматриваются как сплав специфического для данного качества мотива и форм, способов поведения (Л.И.Божович).

Какой комплекс качеств может выступать как показатель воспитанности школьника?

На данный момент нет единой программы, которая бы определяла требования к воспитанности школьника.

В этой связи каждый колектив, вправе сам определить образ ученика на формирование которого и будет направлена педагогическая работа. В качестве ориентира для характеристики воспитанности школьника можно выбрать ряд интегральных отношений к высшим человеческим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.

Для изучения результатов и эффективности воспитательной работы классного руководителя наиболее объективными и реально измеряемыми показателями, на наш взгляд, являются ведущие мотивы поведения детей, нравственные ценности и ориентации, поступки учащихся. Исходя из этого, предлагаем ряд методик, которые могут быть использованы в исследовании воспитанности учащихся.

Поскольку реальным проявлением воспитанности являются поступки, то важно зафиксировать их, наблюдая за поведением учащихся или создавая специальные ситуации, в основе которых лежит свобода выбора школьниками своих действий.

«Акт добровольцев» как метод изучения направленности личности может естественно "вписываться" в учебно-воспитательный процесс. Например, в классе на длоске появляются следующие объявления: - Ребята! Поможем учителям в оформлении кабинетов! 5 сентября приглашаем всех желающих в школу в 10 часов. Совет старшеклассников.

- Всех желающих приглашаем на разговор-поиск "Как нашу школу сделать красивой и уютной".

- Тех, кто хочет принять участие в подготовке и проведении Новогоднего праздника для младших школьников, ждем 25 ноября в 14 часов в актовом зале школы. Совет дела.

Вот еще несколько ситуаций, созданных в одной из школ:

Учитель приходит к старшеклассникам и просит помочь в подготовке праздника для малышей.

Классный руководитель обращается с предложением к учащимся: помочь перевезти мебель; посетить больного ученика; подготовить праздник для младших и т.д.

Направленность личности учащегося достаточно ярко проявляется в ситуации выбора. Старшеклассники с большой заинтересованностью готовятся к проведению вечера. Но в первом классе заболел учитель, и у малышей может не состояться экскурсия. Старшеклассникам предлагается отказаться от участия в вечере и отправиться с младшими на экскурсию. Как поведут себя старшеклассники, какая реакция на просьбу возникнет у них - все может характеризовать воспитанность учащихся.

Поведение школьников в ситуации выбора свидетельствует о ведущих мотивах выбора. Например, проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня следующих занятий:

. разработка программы вечера;

. изготовление подарка для младших школьников;

. подготовка сюрприза для одноклассников;

. изготовление украшений для вечернего платья;

. обучение элементарным навыкам самообороны и т.д.

Детям предлагается выбрать занятие с указанием их главного назначения:

. проявить свои таланты;

. сделать приятный сюрприз для друзей;

. оказать помощь младшим;

. поиграть, весело провести время;

. приобрести умения устанавливать контакт с людьми и т.д.

Перечень занятий, которые могут быть предложены для выбора школьникам, зависит от реальной ситуации в классе и школе, от тех дел, к которым дети готовятся. Сопоставление результатов выбора учащимися занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы их поведения и деятельности. Полагаем, что хотя бы некоторое увеличение числа учащихся проявляющих активность для оказания содействия другим людям, свидетельствует о повышении эффективности воспитательной работы классного руководителя.

Направленность личности может быть изучена с помощью метода "недописанный тезис". Детям предлагается за небольшой промежуток времени закончить одно или несколько предложений. Времени для завершения фразы дается, как правило, не более 15-20 секунд, затем начинается начало следующего предложения,

Например:

. Человек счастлив, когда...

. В хорошей школе всегда...

. Если бы я нашел клад, то...

. Если бы я все мог, то я...

. Самое главное в жизни...

. Нельзя прожить без...

При обработке материалов, полученных в результате использования данного метода, мнения школьников необходимо сгруппировать таким образом, чтобы можно было определить соотношение ценностей учащихся:

а) индивидуалистических или общественных;

б) вещно-предметных или духовных;

в) содержащих зло или добро для окружающих;

г) направленных на созидание или разрушение;

Направленность личности школьника, характер его ценностей можно выяснить с помощью анкеты, в которой предлагается дать ответ на следующие вопросы и задания:

- Почему нельзя опаздывать на урок?

- Напиши десять слов или фраз отвечая на вопрос: что ты больше всего любишь или ненавидишь?

- Что ты собираешься делать в свободное время?

- Напиши три желания в порядке их значимости для тебя и др.

Определение ведущих мотивов школьников возможно с помощью шкалирования и ранжирования. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в деятельности. Для ответа используется следующая шкала:

3 - привлекает очень сильно;

2 - привлекает в значительной степени;

1 - привлекает слабо;

0 - не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности:

1. Интересное дело

2. Возможность общения с разными людьми

3. Возможность помочь товарищам

4. Возможность передать свои знания

5. Возможность творчества

6. Возможность приобрести новые знания, умения

7. Возможность руководить другими

8. Возможность участвовать в делах своего коллектива

9. Возможность заслужить уважение товарищей

10. Возможность сделать доброе дело для других

11. Возможность выделиться среди других

12. Возможность выработать у себя определенные черты характера

Обработка результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) общественные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10

б) личностные мотивы (пункты 1. 2, 5, 6, 12);

в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

Установление эффективности воспитательной работы классного руководителя предполагает сравнение показателей, характеризующих учащихся в течение нескольких лет. С этой целью можно оформить таблицу.

 


 

Таблица 3

 

Название методик и показатели воспитанности учащихся   Данные в % от общего числа учащихся
   
5 кл. октябрь 5 кл. апрель 6 кл. октябрь 7 кл. апрель 7 кл. октябрь 7 кл. октябрь
1. Ситуации свободного выбора: а) направленность на себя б) направленность на других людей в) неопределенная направленность            
2. Акт добровольцев: а) дела на пользу школы б) дела для младших в) дела для себя            
3. Ранжирование мотивов. а)преобладание общес-твенных б)преобладание лич-ностных в)преобладание прес-тижных            
4. Недописанный тезис: а) Социально ценные ориентации б) социально негативные ориентации в)неопределенные ориентации            

 

Считая воспитанность учащихся важным показателем эффективности воспитательной работы, подчеркнем то, что параметры, фиксирующие воспитанность и ее динамику, не могут в полной мере характеризовать степень влияния воспитательной работы классного руководителя на учащихся, так как на детей воздействуют и другие факторы (семья, социальное окружение, средства массовой информации и т.д. Это следует учитывать при анализе и оценке эффективности воспитательной работы классного руководителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.016 с.)