В каких формах может осуществляться сотрудничество педагогов, учащихся и родителей? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В каких формах может осуществляться сотрудничество педагогов, учащихся и родителей?



Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Эти формы могут охватывать всех или большинство членов коллектива. Ряд видов деятельности и, соответственно, форм сориентирован на интересы отдельных групп детей и родителей. Распространены семейные формы работы. В реальной жизни коллектива рождаются комплексные формы совместной деятельности, в которых органично сочетаются и взаимосвязаны все вышеназванные.

Перечислим некоторые формы совместной деятельности учащихся, родителей педагогов, используемые в практике. Методическая инструментировка их может быть различной, она определяется самими участниками.

Классное собрание. Обсуждаютсяпроблемы, отражающиеобщие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных заинтересованных людей. Собрание проходит особенно активно и заинтересованно, если используется работа по группам, выполнение ими творческих заданий, решение проблемных вопросов, обсуждение ситуаций из жизни класса. Собрание может проходить в виде конференции, диспута, коллективного творческого дела. На первом этапе, чтобы избежать давления друг на друга, иметь независимые точки зрения, сориентироваться прежде всего на интересы и потребности детей, полезно при обсуждении и выработке решений формировать в группы отдельно педагогов, учащихся и родителей.

Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков.

Предмет, тему, методику проведения общественного смотра знаний дети, родители и учителя определяют совместно. Учитель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, корректируя отношения между учащимися. Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. Приглашаются все родители либо определенная группа. В этот день педагоги в нетрадиционной форме проводят уроки, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Турнир знатоков может быть проведен между родителями и детьми, либо создаются смешанные семейные команды. Количество групп соответствуют количеству туров. Каждая группа является организатором одного тура и участником всех остальных. Турнир может проводиться по одной теме, например, “Турнир знатоков поэзии”, или по разным (тему может выбирать сама группа).

Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, трудовой десант по благоустройству и озеленению школьного двора, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, сбор макулатуры и создание классной библиотеки.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВНы; домашние клубы выходного дня; родительские школы по интересам.

В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность групп детей, сформированных с учетом интересов и симпатий. Это подготовка к праздникам, обучение различным специальным умениям, разговоры по душам, встреча с интересным человеком.

Родительские школы по интересам организуются родителями для небольшой группы учащихся. На занятиях, которые проводятся дома, дети не только приобретают конкретные трудовые умения и навыки, но и учатся общаться друг с другом, со взрослыми вне школы.

Можно предложить некоторые формы совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, которые использовались классными руководителями средней школы № 63 г. Ярославля, А.А.Меркуловой.

Вечер «Мир наших увлечений». Цель: познакомиться с увлечениями родителей и детей, лучше узнать друг друга, помочь учащимся найти свое любимое занятие в свободное время. Анкета для родителей: чем занимаетесь в свободное время; о каком увлечении Вы могли бы рассказать; чему могли бы научить учащихся нашего класса. Анкета для детей: твое любимое занятие в свободное время; чему бы ты хотел научиться; в каких кружках хотел бы заниматься; о каком своем увлечении мог бы рассказать; чему мог бы научить своих товарищей.

На основе данных анкетирования совет дела выделил несколько групп увлечений: музыка, живопись, животные, рукоделие, семейные праздники. Представители группы не только рассказали о своих увлечениях, но и наглядно продемонстрировали их, попытались научить других некоторым приемам мастерства. Участники вечера активно поддерживали своих товарищей: пели песни, выполняли шуточные рисунки, мастерили, участвовали в конкурсах.

Новогоднее шоу «Волшебная звезда».

В программе шоу: встреча Деда Мороза и Снегурочки, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», стихи- экспромт для Деда Мороза, конкурс «Новогодний пирог», «Литературный базар», танцевальный конкурс, дискотека. Организаторы Новогоднего шоу учли все предложения детей, то есть получилась программа по заявкам. Творческие группы, участвующие в конкурсах, состояли из родителей и детей.

Соревнование команд отцов и мальчиков двух классов 5-а и 5-б: «Мужчины на поверке». Девочки и мамы придумали конкурсы, подготовили сюрпризы, творческие подарки для мальчиков и пап, сочинили шуточные стихи и куплеты, оформили газеты, плакаты, место соревнования. Проведены конкурсы:

1) представление, приветствие команд;

2) как папы и их сыновья знают друг друга (увлечения, успехи в работе или учебе, любимый вид спорта, любимые книги, поэт, писатель и т.п.);

3) комический футбол;

4) перетягивание каната;

5) почистить картофель;

6) сложить рубашку и пришить пуговицу;

7) накормить ребенка, читая газету;

8) собрать ребенка в школу;

9) пригласить даму на танец;

10) веселая эстафета;

11) песенный конкурс (исполнить песни о мужчинах).

Вечер откровенного разговора «на кругу» «Для чего мы учимся». Родители поделились своими воспоминаниями школьных лет: как учеба в школе определила их судьбу, как они представляют и оценивают учебные успехи класса и своих детей, перспективу применения знаний в жизни. Учителя класса поделились своими впечатлениями, выводами о результатах учебного труда. Обсуждались вопросы всеми участниками с разных позиций: что самое главное для ученика в школе? Что самое главное для учителя в школе? Что самое главное для родителей в школе? Всем ли нужно и можно быть отличниками в учебе? Что главное в учебе? Что должна в первую очередь дать школа ученику? Что ученик может дать школе? Ряд вопросов возник в ходе обсуждения.

Завершился разговор экспромтными вопросами в адрес друг друга.

Разнообразные формы сотрудничества педагогов и семьи апробированы и получили одобрение всех участников воспитательного процесса в средней школе № 87 г. Ярославля.

АКЦИЯ «МИЛОСЕРДИЕ»

Подготовка:

1. Обсуждение идеи проведения акции «Милосердия» на родительском комитете.

2. Привлечение к проведению акции всех родителей школы, проведение родительских собраний с этой целью.

3. Приглашение всех детей и родителей принять участие в акции «Милосердие» (реклама).

4. Сбор подарков.

5. Подготовка концерта.

Проведение:

Выступление с концертом в доме престарелых, вручение подарков.

Так возникла традиция поздравлять с праздниками жителей домов, престарелых и инвалидов.

Подарки с трогательными поздравлениями получили пожилые люди в «День пожилого человека», на Рождество, на пасхальные праздники, День Победы.

Акция «Милосердие» проведена для многодетных семей. Родилась традиция проводить Новогодние праздники для детей многодетных семей микрорайона.

«ПРАЗДНИК УРОЖАЯ НА ОСТРОВЕ ДРУЖБЫ»

На празднике лучшие садоводы-огородники вместе с детьми показывали результаты труда на приусадебных участках. Мамы, бабушки продемонстрировали чудеса кулинарии из картошки, моркови, капусты. Дети делали рекламу овощей и фруктов. Родители вместе с детьми оформили выставку.

СЕМЕЙНЫЕ КОНКУРСЫ

«Мой знакомый богатырь» (соревнование между мужчинами-отцами, сыновья оказывают им помощь) включил следующие задания: представление команд; как отцы и дети знают друг друга (успехи в учебе, увлечения, любимый вид спорта, любимая книга и т.д.); комический футбол; поднятие тяжестей; почистить картофель; пришить пуговицы; пригласить девушку на танец; сказать маме добрые слова; исполнение песен.

«В гостях у Марьи-Искусницы» (участвовали мамы первоклассника со своими девочками). Проведены конкурсы: выступление ведущих с плясками, русскими народными песнями, прибаутками; представление и приветствие участниц; волшебный ларец (с завязанными глазами мамы достают из ларца «Волшебную вещь» и рассказывает о ее необычных свойствах); смекалочка (спастись от Змея Горыныча, применяя знание русских сказок); конкурс колыбельных песен; играй-ка (провести игру с залом); шустрый веник (конкурс для девочек); песенный конкурс для девочек; танцевальный конкурс для девочек и мам.

«Маленькая Золушка» - конкурс для девочек и мам, мамы выступают в роли фей:

1. Вступление.

2. Фея приглашает на сцену участниц.

3. Золушка умела все. В том числе и мести пол. Нужно замести на свой совок как можно больше цветных листов.

4. Сценка о том, как мачеха заставляла Золушку отделять чечевицу от проса. Юная Золушка должна услышать в рассказываемой ей сказке неточность и исправить.

5. Золушка по утрам причесывала своих сестер. Конкурс юная парикмахерша.

6. Собирая своих сестер на бал, Золушка шила им бальные платья. Юные Золушки должны нарисовать бальный наряд.

7. Конкурс фей (мам) - сделать наряд Золушки сказочным, бальным.

8. Встретившись с королем, Золушка заметила дыру на его мантии. Починить мантию короля.

9. Золушка покорила всех не только своей красотой, но искренностью и простотой. Она очень хорошо пела. Песенный конкурс.

10. Чтобы найти невесту, принц примерял всем девушкам хрустальную туфельку. «Найди свою туфельку».

«Я И МОЯ БАБУШКА»

Конкурс для бабушек и внучек.

Задания:

а) представление;

б) рассказ бабушками сказок и небылиц;

в) бабушки вяжут (Вязальный конкурс), внучки распутывают нитки;

г) я иду на базар (выбрать нужные продукты для вытащенного по жеребьевке блюда);

д) конкурс блюд (печенье, сладости);

е) моя веселая частушка (с выбиванием);

ж) танцевальный конкурс.

Урок-игра «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО»

Оборудование: рождественские украшения, сделанные родителями; русские национальные костюмы; национальные инструменты, свечи, веник-шалун; записи: «Ростовские колокола», «Русские народные песни».

План проведения:

1) вступительная беседа;

2) рассказ родителей о Рождестве Христовом;

3) святочные игрища (проводят вожатые);

4) гадание (проводят родители);

5) ряженье (проводят вожатые);

6) колядование (проводят участники драмкружка);

7) рассказ о рождественских украшениях;

8) обзор литературы делает мама-библиотекарь.

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РУКОТВОРНЫХ ПРЕДМЕТОВ

План проведения:

1) вступительное слово учителя;

2) инсценировка рассказа «Как рубашка в поле выросла» (участники драмкружка);

3) исполнение песни «Посеяли лен» (участники хора);

4) творческое домашнее семейное задание: раскрасить Танину рубашку, используя народный орнамент;

5) выставка книг.

Участие родителей: оформление класса; выполнение творческих домашних заданий.

«ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ»

Подготовка:

1) разъяснительная работа о важности проведения праздника;

2) избрать совет дела;

3) распределить обязанности между родителями;

4) составить сценарий;

5) написать приглашения родителям.

План проведения

1) соревнование между детьми и родителями (на внимание, усидчивость, память, мышление);

2) конкурс на проверку знаний и умений учеников и родителей;

3) игры на сплочение коллектива;

4) клятва первоклассников и родителей.

Классный час «МОЙ РОДНОЙ ГОРОД»

Родители вместе с детьми участвуют в конкурсах:

1) страничка истории;

2) страничка архитектуры;

3) театральная страничка;

4) поэтическая страничка;

5) фольклорная страничка.

Таким образом, организуя совместную деятельность родителей и детей, классный руководитель обеспечивает формирование доброжелательных и взаимозаинтересованных отношений в семье, привлекает родителей к решению проблем своих детей и всего классного коллектива.

Как организовать работу с родителями детей?

Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители, классный руководитель и воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда эти воспитатели и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Так же как и педагоги, каждый отец и мать желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми, они готовы поддержать начинания педагога, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители - это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно - помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

В то же время значительная часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.

Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют классные руководители. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если классный руководитель исключает в работе с родителями дидактизм, не получает, а советуется, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их ко пониманию необходимости приобрести педагогические знания; при общении с родителями почаще звучат фразы: “А как вы думаете?”, “Давайте вместе подумаем, как быть”, “Хочется услышать ваше мнение”, Вся атмосфера взаимодействия, общения классного руководителя с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители - его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично классный руководитель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

Одно из родительских собраний целесообразно посвятить проблеме сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей. Так, в средней школе № 18 г. Ярославля классные руководители обсудили с родителями следующие вопросы:

1. Что понимают под сотрудничеством людей? Назовите основные его проявления.

2. Почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей?

3. В чем школа может помочь родителям, а родители - Школе?

4. Что мешает педагогам и родителям успешно сотрудничать?

5. Что необходимо, чтобы взаимодействие учителей и родителей было плодотворным?

6. Назовите возможные формы сотрудничества, совместной работы педагогов и родителей.

7. Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское собрание - основнаяформа работы родителей, гдеобсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником на собрании. Первые собрания, давая образец демократичного обсуждения вопросов, может вести классный руководитель, в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Родительский комитет или очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание.

Собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения активности и творчества участников собрания - включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести целевое наблюдение за поведением детей, а затем полученными результатами поделиться на собрании. На основе этого педагоги и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного.

Родительский лекторий выполняет роль ознакомления родителей с вопросами воспитания, повышения их педагогической культуры, выработки единых подходов к воспитанию детей. Название “лекторий” условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы лектория разнообразны, и лучше, если они предполагают позицию родителей не пассивных слушателей, а их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов связанных с организацией и проведением занятий.

В определении тематики лектория участвуют родители. Если родители затрудняются сформулировать темы занятий, определить проблемы для изучения, педагог может предложить набор возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе.

Целесообразно подготовку занятий осуществлять поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог, совет дела привлекают специалистов либо подбирают материал и проводят занятие своими силами. Если приглашается специалист, предварительно организаторы обговаривают с ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятия.

Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Целесообразно ее проведение, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Обсуждение вопросов в такой форме вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается родителями с большим доверием. Возможно взять для обмена опытом несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступающим в этом случае могут стать многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.

Вечер вопросов и ответов проводитсяпосле опроса родителей илисоставления по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие - приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен на обсуждение родителей и стать основой для специально подготовленного диспута.

Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Диспут проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами могут сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них важные, с которых можно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в группах, а затем мнения групп вынести на коллективное размышление. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов рассмотренного вопроса возможно подготовить совету дела, педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники.

Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

Встречу с администрацией, учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы в адрес друг друга, составление программы действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного поиска. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. В ряде классов, где родители активны и заинтересованы, функцию родительского комитета поочередно выполняют все родители, распределившись в группы по желанию. Родительский актив - это опора педагогов и при умелом взаимодействии становится проводником их идей. На заседании родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могу распределить обязанности, роли, функции как по организации работы с родителями, так и с детьми; определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.

Классный руководитель и родительский комитет пытаются сформировать советы дел дляорганизации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В этом случае педагог взаимодействует с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность. Классный руководитель проводит групповые консультации, практические занятия для родителей, привлекая учителей, специалистов, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения.

Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с опорой на этих учащихся. После посещения ряда уроков учителя и родители вместе пытаются выявить причины трудностей детей, найти способы оказания им помощи. Ряд групповых занятий педагогов и родителей может быть связан с вооружением родителей и знаниями и умениями организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни дома. Особую заботу у классного руководителя, педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, размышления - консультации.

Покажем это на примере собрания «Роль лица в воспитании детей», проведенного в средней школе № 63 г. Ярославля.

Подготовка

1. Анализ сочинений учащихся «Как я провел (...) выходной день».

2. Подготовка выступлений отцов о своей роли в воспитании детей.

3. Анализ анкеты учащихся, в которой предлагалось продолжить фразы:

n В свободное время я люблю..........

n Человек, с которым я хотел бы быть в трудную минуту, это.......

n Мне интересно общаться.........

n Если б я был папой, то.....

4. Оформление результатов различных видов деятельности учащихся.

5. Выпуск газет «Наши папы» в которых рассказано о профессии отцов, их увлечениях.

6. Составление списка литературы по проблеме воспитания детей в семье, о роли отца в этом процессе.

План проведения

1. Вступительное слово цели собрания, причинах его проведения.

2. Выступление двух отцов о своем участии в воспитании ребенка.

3. Анализ классным руководителем результатов анкетирования учащихся:

а) сколько учащихся стремится к общению с отцом;

б) о чем мечтают дети, что они ждут от своих отцов. (Зачитываются некоторые анкеты).

4. Анализ сочинений учащихся «Как я провел (а) свой выходной день»:

а) сколько отцов приняло участие в организации выходного дня, провело его вместе с детьми;

б) воспитательная эффективность, полезность способа общения отцов и детей в выходной день.

5. Классный руководитель зачитывает некоторые сочинения.

6. Распределение отцов в группы. Предлагаются для последовательного обсуждения в микроколлективах вопросы. Мнения высказываются представителями групп и всеми желающими. Вопросы:

n Какие выводы Вы сделали для себя после сообщения результатов анкетирования и сочинений учащихся.

n Какова роль отца в воспитании ребенка.

n Что Вы считаете необходимым изменить в своем общении с детьми.

n Какие трудности Вы испытываете в воспитании детей. Можно ли их преодолеть и как.

n Какое участие в организации жизни класса могут принять отцы.

7. На основе предложений, составленных классным руководителем, отцы определяют и письменно фиксируют форму своего участия в жизни класса, воспитательной работе с детьми.

8. Знакомство с творческими работами учащихся, достижениями детей в различных видах деятельности.

9. Предложения, прозвучавшие в ходе коллективного обсуждения, включаются в решение собрания.

10. Подведение итогов собрания.

Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К нимотносят беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Эти формы могут быть эффективны, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

В индивидуальной форме взаимодействия заложены большие воспитательные возможности. Так, разговор по душам может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.

Интерес для отечественной школы представляет опыт взаимодействия педагогов и родителей в американских учреждениях.

Особое внимание американские педагоги обращают на индивидуальную работу, которая проводится в форме непосредственного и опосредованного взаимодействия. В качестве опосредованного взаимодействия разрабатываются школой памятки для родителей, в которых содержится основная необходимая им информация: о правах и обязанностях школы, родителей и детей; необходимых формальностях, часах и днях консультаций для родителей со стороны учителей и администрации; основных мероприятиях за год и др. Памятки, помимо информирования родителей выполняют еще одну важную функцию - они поддерживают уверенность у родителей в том, что они являются частью школьного коллектива, равноправными участниками процесса обучения и воспитания своих детей. Иногда в памятки включают и описание навыков, которые необходимо развивать у детей того или иного возраста, примеры выполнения домашних заданий, рекомендуемую литературу и материалы для дополнительных занятий с ребенком.

Другой формой опосредованного общения классного руководителя и семьи являются календари, которые составляются на неделю (в младших классах), на месяц или четверть - в старших. В календарях отмечаются мероприятия, в которых могут или должны участвовать родители (классные собрания, конференции, праздники), предложения о том, чем могут заняться родители и дети дома, чтобы лучше знать изучаемые темы, о том, какие рефераты и сочинения предстоит писать детям, сроках и темах контрольных и тестовых работ. В младших классах в календари заносятся домашние задания, которые получат дети в течение недели.

Третьей формой опосредованного взаимодействия являются газеты для родителей, издаваемые школой или департаментом образования. Они выходят один раз в месяц или в квартал. В газетах публикуются новости из школ(ы) об учебе детей, развитии материальной базы, контактов с другими школами, организациями, новых программах и др. Обязательно есть раздел и для родителей с информацией о новых изданиях, о том, как развивать у детей необходимые навыки, о том, чем интересуются дети.

К формам непосредственного взаимодействия относятся встречи и беседы выполняющие, в первую очередь, развивающую и поддерживающую функции. Родители, в большинстве своем не имеющие профессиональных навыков обучения и воспитания, выполняющие в своей жизни множество функций - рабочих, семейных, личностных и др. и подчас несущие на своих плечах груз множества проблем, нуждаются в поддержке со стороны профессионалов, педагогов и психологов. В брошюре Advances in Family-Centred Care (1994) предлагаются шаги по оказанию помощи семье в выполнении обучающих и воспитывающих функций (восемь шагов к успеху).

1. Развивать границы сотрудничества. Помимо формального взаимодействия (лекции, собрания, беседы и др.) классному руководителю следует развивать неформальные способы взаимодействия с семьей и семей между собой (чаепития, встречи для обсуждения личного опыта по обучению и воспитанию и др.). Для большей эффективности лучше сделать данные формы взаимодействия регулярными.

2. Развивать уверенность родителей в успехе. Родителям необходима позитивная поддержка, способная упрочить их уверенность в необходимости работы с детьми и своем успехе в данной работе. Такую поддержку им может дать взаимодействие с учителями, другими семьями и собственными детьми.

3. Использовать новые пути для привлечения семей. Иногда родители не могут понять подхода учителей и психолога к воспитанию и обучению или предлагаемых ими методов и, кроме того, не имеют привычки к долговременному (в течение недель или месяцев) общению с профессионалами. В этом случае необходимо использовать методы, позволяющие им понять друг друга и долговременно общаться:

* попросить такую семью быть ассистентами в какой-либо программе, организованной в школе (например, родительском клубе, вечерних курсах по обучению детей или родителей и др.);

* развивать их контакты с семьями, уже имеющими подобный опыт;

* использовать “союзников” - людей, знающих семью и способных убедить ее в необходимости принять помощь со стороны классного руководителя, учителя или психолога;

* использовать с этой целью радио, телевидение, газеты и пр.;

* распространять информацию на понятном для родителей языке через стенную печать, буклеты и листки с адресной доставкой;

* контактировать с организациями, обслуживающими соответствующие социальные группы.

4. Привлекать семьи для участия в организации и проведении любых форм школьной активности (не только вечера и экскурсии, но и работа с другими семьями, проверка работы классов, различного вида конкурсы и др.).

5. Организовывать тренинги и оказывать поддержку как педагогам, так и семьям. Совместная работа требует новых навыков как от классного руководителя, так и от родителей. Обучение новым навыкам и поддержка в выполнении новых ролей - основной залог успеха в данной работе. Семьи обязательно должны иметь достаточную информацию (не только непосредственно относящуюся к работе, но и о культуре, традициях и особенностях школы в целом) и знания перед тем, как приступить к новой работе. Новые участники обязательно должны работать с более опытными, что поможет их адаптации. Кроме того, необходимо обеспечить участие всех в тренингах общения, решения конфликтов, развития навыков совместной работы.

6. Преодолевать барьеры для участия семьи полностью и творчески. Барьеры для участия семьи в работе школы могут быть самого разного рода (наличие в семье маленьких детей, отсутствие транспорта, занятость другими делами в данное время, неумение общаться с людьми, особенно из других социальных групп, отсутствие поддержки и заинтересованности и др.). Классному руководителю необходимо учитывать барьеры и преодолевать их по возможности максимально полно и творчески. Добровольное участие должно компенсироваться в любой приемлемой форме (благодарность, моральная поддержка, возможность общения, чаепитие, ответная помощь в случае необходимости, подарки, забота о маленьких детях, пока родители заняты школьной активностью и др.).

7. Предупреждать эмоциональное “выгорание” родителей. “Выгорание” - эмоциональная усталость и стресс, возникающие при работе с другими людьми. Оно может возникнуть не только у педагогов, но и у родителей при воспитании детей и участии в работе с другими людьми. Чтобы предотвратить его возникновение, можно:

* разделять заботы по воспитанию между родителями или несколькими семьями, а также привлекать несколько семей к участию в какой-либо работе в школе;

* убедиться в том, что семьи получили необходимую подготовку к данной работе;

* в случае необходимости давать родителям возможность отдыхать или какое-то время не принимать участи в работе школы;

* обеспечивать общение семей друг с другом с целью отдыха, оказания помощи и поддержки.

8. Классный руководитель, учителя, психолог должны верить в важность и необходимость участия семьи в воспитании и обучении детей и работе школы. Только тогда они будут способны помочь семьям преодолеть все сложности в этой работе.

Обучающее общение классного руководителя и родителей может быть сконцентрировано вокруг следующих тем:

* учебные предметы, которые изучают дети в школе,

* подготовка к урокам и выполнению домашних заданий,

* основные учебные умения (а



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.157 с.)