Вопрос 5. Игра на детских музыкальных инструментах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 5. Игра на детских музыкальных инструментах



1. Теоретические вопросы. Игра на детских музыкальных инструментах – вид детского музыкального исполнительства. История создания детского оркестра в отечественном музыкальном воспитании. Значение детских музыкальных инструментов, игрушек в музыкальном развитии детей. Классификация детских музыкальных игрушек и инструментов с опорой на иллюстрации. Этапы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах, программные требования по данному виду деятельности.

2. Практическое задание: показать технические приёмы игры с учётом возрастных групп на следующих музыкальных инструментах: металлофон, бубен, барабан, треугольник, ложки.

3. Основные понятия: игра на детских музыкальных инстру­ментах

4.Основные исследователи: Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина, М.А.Румер, позднее Н.А.Ветлугина.

Теоретические вопросы.

Игра на детских музыкальных инструментах – вид детского музыкального исполнительства.

Игра на детских музыкальных инстру­ментах - ещё один вид исполнительской деятельно­сти. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Метлов Николай Афанасьевич – создатель детского музыкального оркестра для дошкольников, сначала шумового, потом смешанного с использованием музыкальных инструментов, имеющих звукоряд – металлофонов и ксилофонов.

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются и в семье, и в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его твор­ческих способностей.

Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре.

Педагог стремится, прежде всего, с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и подыгрывать себе и т. д.

В детском саду следует предусмотреть полный ассортимент детских музыкальных инструментов, из которых можно составить ансамбль или даже маленький оркестр.

Детские инструменты должны чисто звучать, иметь определен­ный тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными; инструменты, требующие настройки, ремонта,— приведены в порядок до начала занятий.

В производстве и продаже сейчас имеется целый ряд музы­кальных игрушек и инструментов. Чтобы знать, как ими пользо­ваться, надо быть знакомым с их конструкцией, способами звукоизвлечения и приемами игры на них.

Названия «музыкальные игрушки» и «детские музыкальные инструменты» весьма условны. Музыкальные игрушки чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В основном музыкальными игрушками пользуются дети самого младшего воз­раста. Но и позже некоторые игрушки могут участвовать, в орке­стре как равноправные инструменты.

Детские инструменты нередко являются как бы маленьким по­добием настоящих инструментов. Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя иногда носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу извлечения.

В зависимости от характера звучания детские музыкальные игруш­ки и музыкальные инструменты можно сгруппиро­вать в определенные виды.

Классификация детских музыкальных игрушек и инструментов с опорой на иллюстрации:

Беззвучные. Эти игрушки изготавливаются руками воспитателей, ярко раскрашены и лишь изображают музыкальные ин­струменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, гармошки с развёрнутыми мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способст­вует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя музыкантами, и подражая взрослому, представляют себя пианистами, баяни­стами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, импровизируя игру на инструментах. Вся эта деятель­ность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкаль­но-слуховые представления ребенка.

Звучащие:1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты,
с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,—
свирели, дудки, рожки.

3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкаль­ные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них дейст­вия детей носят только механический характер.

4. Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, сак­софоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики,
цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые
имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнооб­разные мелодии. Поэтому их мы рассмотрим подробнее.

Игрушки-инструменты с диатоническим звукорядом:

Существует определенная классификация всех му­зыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные. Подобной классификацией можно воспользоваться и применительно к детским музыкальным инструментам, несмотря на неко­торую её условность.

Струнные— цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает путём касания струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пласт­массы).

Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, дудки. Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.

Клавишно-язычковые— баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.

Ударно-клавишные— игрушечные рояли, пианино. Звук вызы­вает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возни­кает, когда нажимают клавишу.

Ударные— бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, бара­баны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяют и ассортимент игрушек для той или иной возрастной группы. В ра­боте с детьми раннего и младшего дошкольного возраста приме­няются в первую очередь такие игрушки, как погремушки, коло­кольчики, дудочки, различные органчики, т. е. все те игрушки, которые звучат мягко и негромко. Надо помнить, что в этом воз­расте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша. В некоторых играх игрушка может служить оформлением: например, ребята надевают колокольчики, играя в «лошадки»; стучат по бубну, «аккомпанируя» танцу; звенят в треугольник, да­вая сигнал «отправления поезда», и т. д.

Таким образом, у ребенка, помимо пения и музыкально-ритмических движений, появилась еще одна возможность прак­тического выражения своих произведений в процессе музициро­вания. Как в этой деятельности проявляются действия детей?

Этапы обучения:

1 Этап. Подготовительный, начинается с раннего возраста, когда малышей знакомят с простейшими музыкальными инструментами, их называниями, внешним видом и звучанием. Воспитатель исполняет какую-либо мелодию, обращая внимание на тембровую окраску каждого инструмента (звенящую у металлофонов, неж­ную у бубнов, колокольчиков, звучную у барабанов и т. д.).

2 Этап. Он начинается со средней группы. Детей начинают обучать игре на металлофоне. Сначала на одном звуке дети исполняют простейшие ритмические попевки из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной, затем играют на двух близ лежащих звуках несложные песенки: «Сорока», «Гармошка», «Спите куклы» и т.д.

3 Этап. В старшей и подготовительной группах детей организуют в ансамбль или в оркестр. Им объяс­няют расположение высоких и низких звуков, показывают приемы игры на музыкальных инструментах, приучают играть согласованно всем коллективом, понимать дирижёрский жест. Эти требования несложны, и все действия ребенка направ­лены на правильное и точное их выполнение. Дети прислуши­ваются к воспроизводимым звукам, контролируя себя слухом, зрением, движениями рук, стараются не допускать или исправ­лять ошибки.

Таким образом, можно сформулировать следующие программные требования.

К концу пребывания в детском саду дети знают:

· названия инструментов;

· характер звучания инструментов (цитры - нежные, мягкие; металлофоны — звенящие; аккор­деоны — звучные; тарелки — громкие, звонкие; барабан — гре­мящий и т. д.); слышать и различать, в каких фрагментах пьесы они звучат;

· правила пользования инструментами и их хранения;

· приемы игры на различных инструментах и владеть простей­шими приемами игры на них (например, мягким движением
кисти при игре молоточком на металлофоне, ксилофоне, медиато­ром на цитре);

· расположение высоких и низких звуков на различных ин­струментах,

названия нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и их место на пластинках металлофонов и ксилофонов.

Кроме того, дети умеют:

· играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру;

· пользоваться элементарными динамическими оттенками;

· играть индивидуальные простейшие песенки, попевки;

· подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, попевки;

· импровизировать ритмические и мелодические попевки.

Обычно используется следующая последовательность в обу­чении. Вначале дети знакомятся с внешним видом одного ин­струмента и приемами игры на нём.

Практическое задание: показать технические приёмы игры на инструментах.

Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего, надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребенку:

- Металлофоны лучше всего положить на небольшие под­ставки, находящиеся на уровне колен играющих. Если подставок нет, инструменты можно положить на колени. При игре на металлофонемолоточек следует держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получит­ся «грязным», неприятным.

- Барабан, используемый в младших группах, находится в руках воспитателя или лежит на столике. Ребёнок, ударяет ладошкой или палочкой по телу инструмента, передавая простейшие ритмы. Старшие дошкольники надевают барабан на шею, держат его на уровне пояса, извлекая звуки двумя палочками – одновременно или поочерёдно.

- Треугольник подвешивают на под­ставку, или же ребенок держит его в левой руке за петельку, а правой рукой, в которой находится металлическая палочка, ударяет по основанию инструмента.

-Бубен держат за корпус правой рукой и производят удары по тыльной стороне ладони левой руки или чередуют удары и встряхивания, что придаёт ритмическому аккомпанементу задорный характер. Если к тому же менять место уда­ра— ближе к деревянной раме (где сильнее резонанс), к середи­не, ударять по самой раме или же, наконец, чередовать эти удары, то можно достигнуть интересного тембрового сопоставления звуков.

- Деревянные ложки. Дети младшей группы держат ложки отдельно в каждой руке выпуклыми частями друг к другу и ударяют ими на каждую долю простейшей плясовой мелодии, исполненной педагогом. Старшие дошкольники могут принимать участие в ансамбле ложкарей, где приёмы игры усложняются: черенки обеих ложек зажимают в кулаке правой руки, прокладывая между ними указательный палец. Таким образом, между выпуклыми сторонами ложек возникает пространство и при ударе о ладонь или другие части тела слышен звонкий, отчётливый звук.

Когда ребенок почувствует различия в качестве звучания, ко­гда он сам станет ориентироваться в разнообразных приёмах игры, у него будет развиваться слуховой контроль и умение ис­правлять неточности в своём исполнении.

Вывод: Игра на инструментах — интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 10094; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.223 (0.014 с.)