Вопрос 1. Наблюдение - метод чувственного познания природы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Наблюдение - метод чувственного познания природы



1. Теоретические вопросы: Значение наблюдения для формирования реалистических представлений об окружающее мире. Виды наблюдений. Основные линии развития наблюдения как сложной познавательной деятельности дошкольников. Особенности организации циклических наблюдений. Требования, предъявляемые к организации наблюдений с дошкольниками. Методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах. Методы фиксации наблюдения.

2. Практическое задание: Составить вопросы для распознающего наблюдения.

3. Основные понятия: наблюдение, содержание наблюдений, классификация наблюдений, цикл.

4. Основные исследователи: А.И.Васильева,П.Г.Саморуков, Т.В.Христовская, С.Н.Николаева.

Теоретические вопросы.

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Содержание наблюдений — это то, что дети мо­гут познать в непосредственном контакте с природой, та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагоги­ческой организации наблюдений педагогом.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития наблюдательности у ребенка.Психологи и педагоги рассматривают наблюдение в 3-х аспектах:

- наблюдение как восприятие;

- наблюдение как деятельность;

- наблюденпие как метод.

С позиции педагоганаблюдение - способ формирования наблюдательности и метод организации.С позиции психологов наблюдение - овладение перцептивными действиями. Основная задача воспитателя в наблюдении обеспечить детям более полное и точное восприятие. В наблюдении выделяют три этапа:

1.Восприятие-отражение предмета в совокупности признаков, которые действуют в данный момент на органы чувств.

2.Осмысление и интерпретация фактов.

3.Образование и применение представлений и понятий.

Классификация наблюдений:

1.По времени протекания: 2.По условиям протекания:

-кратковременные -в естественных условиях

-длительные -в специально созданных условиях

3.По участию воспитателя: 4.По способу организации:

-плановые -фронтальные (за погодой)

-по инициативе детей -подгрупповые

-индивидуальные

5.По решению познавательных задач:

-первичные -сравнительные -систематические

-повторные -итоговые -эпизодические

6.По соотношению сенсорных и интеллектуальных процессов:

-распознающие (формирование у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особен­ностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств);

-длительные (представ­ления о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе);

-воссоздающее.

Отдельно выделяются наблюдения с раздаточным материалом (могут быть только объекты неживой природы). Они проводятся со средней группы по 2-3 объекта, начиная со старшей группы до 5 объектов.

В развитии деятельности наблюдения исследователи выделили три основные линии:

1.По мере развития деятельности наблюдение меняется, соотношение включенных в эту деятельность сенсорных и интеллектуальных процессов.

2.Изменение структуры наблюдения, становление и совершенствование ее отдельных компонентов. (Какие изменения произошли за определенное время?).

3.Наблюдение постепенно обособляется в познавательной деятельности, основной мотив которой - познавательное отношение к познанию окружающего мира.

Обитатели уголка природы весь учебный год живут рядом с дошкольниками — это обстоятельство накладывает особый отпе­чаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы у де­тей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний.

Цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из на­блюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними.

Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств:

- в нем осуществ­ляется распределение всего объема знаний на «порции», что обес­печивает постепенное и более надежное их усвоение;

- протяженность цикла во времени — распределение наблюдений, следующих одно за другим, на до­статочно длительный срок;

- многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одно­му и тому же объекту на протяжении 1—3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, ко­торые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя;

- проведе­ние цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режим­ные моменты экономит время для занятий и делает работу с деть­ми разнообразной.

В подготовке к наблюдению воспитатель опре­деляет:

- место наблюдения;

-задачи ( содержание зна­ний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности.

- выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия. Растение или животное должно быть в хорошем состо­янии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением лучше не кормить. В этом случае они более активны: хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объ­екте, вызовет интерес к нему.

-подготавливает все необходимые в ходе наблюдения предметы: миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может происходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т. д.).

- продумывает организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним — покормить, поиграть.

- предусмотривает хорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины (не слепит глаза).

-продумать, покрытие чтобы животное передвигалось без труда.

-пространство, в котором будет находиться животное, нужно огородить.

Требования к проведению наблюдений:

1.Связь с пространственной организацией наблюдений. Это требование проистекает из того, что во время проведения наблюдений дети получают чувственную (сенсорную) информацию посредством восприятия объектов природы с по­мощью зрения, слуха, обоняния, тактильных и кинестетических ощущений. Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия всем детям.

2.Связь с временным параметром наблю­дения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Это требование оп­ределяется тем, что наблюдение — это психическая интеллекту­альная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия и умственного напряжения. Продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3 — 10 мин — это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточе­ния внимания и самостоятельного получения и усвоения ими не­большого объема информации.

3. Связь со структурой наблюдений.

Начало наблюдения решает зада­чу — собрать детей и сконцентрировать их внимание. Приемы, которыми пользуется воспитатель в этот момент, не должны быть слишком яркими, необычными, чтобы само наблюдение не по­казалось скучным. Нецелесообразно использовать игрушки, сюр­призные моменты, неожиданные эффекты — все это может выз­вать сильные эмоции и помешать наблюдению, так как эмоцио­нальное состояние детей не позволит им включиться в интенсив­ную умственную работу. Наилучшими являются словесные и действенные приемы, ко­торые могут вызвать легкие положительные эмоции и готовность воспринимать воспитателю.

Вторая часть наблюдения является основной. Задача вос­питателя — использовать приемы, которые обеспечат детям са­мостоятельное получение сенсорной информации и реализацию за­думанного содержания наблюдения.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой.

Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать за животными и рас­тениями без каких-либо действий со стороны взрослого.

4.Относится к той стороне организации наблюдения, которая может обеспечить осуществление содержа­ния. Это требование обусловлено знаниями и учетом биологических особенностей живых существ.

Практическое задание. Составить вопросы для распознающего наблюдения в старшей группе.

Воспитатель загадывает детям загадку о рябине.

- Почему вы решили, что это рябина? Опишите ее.

- Что напоминают вам листочки рябины? На что они похожи?

- Какого они цвета?

- Когда цвела рябина?

- Что делает рябину такой привлекательной?

- Где находятся семена рябины?

- Какие птицы питаются ягодами рябины?

- Как человек может использовать ягоды рябины?

Вопрос 2. Организация предметно-природной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

1.Теоретические вопросы: Определение развивающей экологической среды. Экологический подход к организации зеленой зоны в ДОУ. «Экологическое пространство» в группах и помещении ДОУ. «Экологическое пространство» на участке ДОУ как главный метод экологического воспитания.

2.Практическое задание: Составить рекомендации по организации на участке ДОУ экологической тропы.

3. Основные понятия: экологическая среда, экологически правильное содержание животных, уголок природы.

4. Основные исследователи: С.Н.Николаева, Л.И.Новикова, С.Л.Новоселова.

Теоретические вопросы.

Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная, с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду необходимую для воспитания детей.

Экологически правильное содержание животных - это создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала; создание необходимого температурного режима; подбор нужных кормов. Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения нравственного воспитания детей. В таких условиях животные активны, поэтому можно организовать наблюдения разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и др. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание кормов, заботу о потомстве, гнездостроение и др.

Экологически правильное содержание комнатных растений - это соответствие их индивидуальным потребностям, размещения в пространстве с учётом строения их и степени освещённости места, полив в необходимых количествах подбор нужного состава земли, подкормка в определенные моменты жизни.

Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию природной зоны в детских садах позволит детям увидеть:

1.Неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой.

2.Морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания.

3.Появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы.

4.Специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов.

5.Многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

Растения и животных, находящихся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные "экологические пространства" для проведения разнообразной педагогической работы. "Экологическое пространство" - это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение. Наиболее традиционными "экологическими пространствами" как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы.
Уголок природы в группе детского сада.
Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. Минимальный состав уголка природы - комнатные растения и аквариум с водными обитателями. Таким может быть уголок природы в ясельной и младшей группах. В состав уголка природы средней группы кроме аквариума и растений можно включить декоративную птицу и морскую свинку, что позволит детям увидеть разнообразие животного мира и способов ухода за живыми существами. Уголки природы старших групп включают аквариум с рыбами, птицу в клетке, кого-нибудь их наземных животных (хомяка или черепаху) и растения. Кроме постоянных растений и животных в уголке природы могут находиться временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Уголок природы должен быть правильно оборудован - без этого он становится витриной, которая мало используется в педагогическом процессе. В каждой возрастной группе должно быть два функциональных места - для выполнения трудовых операций и для хранения кормов и предметов ухода за обитателями уголка природы. Место для труда - это небольшой столик, на котором можно разместить клетку с птицей или поддон из нее, емкости с кормами, доску для резания овощей и прочие предметы.

Помимо уголков природы в помещении детского сада могут быть созданы другие "экологические пространства": комната или кабинет природы, зимний сад.

Комната природы включает крупные объекты: вольеры с птицами, большие клетки с наземными животными, емкие аквариумы, напольные и давно растущие растения. Часть пространства может быть отведена под "огород на окне": при специально устроенном дополнительном освещении лампой дневного света на нем можно круглый год выращивать экологически чистые зеленые культуры (укроп, петрушку, лук, чеснок, салат), а также проращивать овес и другую зелень для животных. Можно осуществить выгонку цветущих луковичных растений (крокусов, нарциссов, тюльпанов и др.), чтобы получить, например к 8 Марта, букетики своих цветов. Эти объекты требуют к себе особого внимания. Уход за ними должны осуществлять взрослые, но при обязательном участии старших дошкольников.

В зимнем саду преобладают растения, поэтому он должен иметь хорошее освещение - естественное через большие окна, стеклянную
крышу или искусственное. В этом случае можно выращивать самые различные растения. Возле южных солнечных окон хорошо устроить уголок пустыни, создав композицию из суккулентов. В противоположном углу, особенно если есть небольшой бассейн с фонтаном, можно подобрать влаголюбивые растения и создать тропическую композицию. Зимний сад позволяет создать настоящую коллекцию плодовых растений: комнатный лимон, мандарин, декоративный гранат, фейхоа, инжир, банановая пальма, кофейное дерево, чайный куст, лавр и др. При правильном уходе все эти растения будут плодоносить, что, естественно, порадует и взрослых, и детей. В таком помещении в полусвободном режиме обычно живут декоративные птицы, находится 1-2 аквариума. Зимний сад, так же как и комната природы, используется в разных целях -для ознакомительных занятий, труда, отдыха и общения с природой. Для отдыха детей и взрослых должны быть предусмотрены сиденья, которые позволяют расслабиться в наблюдении за рыбами, птицами, растениями. Это могут быть декоративные деревянные скамеечки, пеньки или специальные легкие табуреты.
Рядом с комнатой природы и зимним садом должно быть подсобное помещение, в котором имеется кран с водой, ножная ванна, шкафы или полки для взрослого и детского инвентаря.
На участке детского сада также создается развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат получается, если вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, являющиеся преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. "Хвойный бор" получится, если небольшое свободное и светлое пространство засадить хвойными деревьями - елью и сосной. Фруктовый сад и огород традиционны для дошкольного учреждения, но они способны выполнять иную, чем ранее, функцию в экологическом воспитании детей. На большом участке детского сада в одном из тихих уголков можно устроить площадку природы, на которой будут сосредоточены разные сооружения и объекты природы: птичий столб, небольшой домик-сарай с выгулом для летнего содержания каких-либо животных, бассейн или ручеек с водой для игр и опытов, композиции из цветущих растений. Птичий столб высотой 3-4-5 метров устанавливается в центре площадки, на нем крепятся две стационарные кормушки для подкормки птиц, вверху - домик для гнездования, на земле вокруг столба - желоб для воды (это летний птичий водопой). В каждом дошкольном учреждении в зависимости от возможностей помещения и территории зеленую зону можно организовать по-своему. Но обязательными для любого детского сада должны быть цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. Цветников должно быть много: при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение; на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение; на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж. В цветниках можно представить различные неприхотливые однолетние и многолетние растения (последних должно быть больше). Из многолетников подходят незабудки, золотые шары, топинамбуры (земляные груши, плоды которых можно давать животным), простые сорта лилий, ирисов, пионов; из однолетних - ноготки, космея, бархатцы, эшольция, петуния, настурция. Если пространство небольшое, предпочтительнее вертикальное озеленение: например, декоративная фасоль, цветущий горошек подходят для оформления беседок на групповых участках.
На территории детского сада можно создать миниферму, фито-поляну, "уголок нетронутой природы", экологическую тропу или зеленый маршрут - эти "экологические пространства" позволят проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.
Практическое задание. Составить рекомендации по организации на участке ДОУ экологической тропы.

1. Разработка и составление картосхемы.

2. Выявление на участке интересных объектов для наблюдения.

3. Посадка недостающих объектов.

4. Составление паспортов на каждый объект экологической тропы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1098; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.031 с.)