Вопрос 3. Утренняя гимнастика в системе оздоровительной работы с дошкольниками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Утренняя гимнастика в системе оздоровительной работы с дошкольниками



 

1.Теоретические вопросы: Значение утренней гимнастики, ее содержание и схема построения. Педагогические и гигиенические условия организации. Методика проведения утренней гимнастики.

2.Практическое задание: составить план сюжетной утренней гимнастики «Птички» для детей младшей группы

3.Основные понятия: двигательная активность, осанка, контроль за дыханием, закаливание, комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ).

4. Основные исследователи: Н.А.Метлов, Н.В.Полтавцева.

Теоретические вопросы.

Значение утренней гимнастики, ее содержание и схема построения.

Теория и методика проведения утренней гимнастики были разработаны Н.А.Метловым совместно с ленинградскими физиологами в 30-е годы ХХ столетия. Основная задача утренней гимнастики – перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы – дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы.

Включение и ежедневное проведение упражнений для всех групп мышц способствует их укреплению (упражнения для верхнего плечевого пояса, туловища, ног). Систематические занятия физическими упражнениями вырабатывают у детей правильную осанку, предупреждают плоскостопие.

Значителен и закаливающий эффект утренней гимнастики (соблюдение режима проветривания, облегченная или специальная физкультурная форма).

Утренняя гимнастика имеет трехчастную структуру, и может проводиться как в традиционной форме, так и в сюжетной, в виде игр и игровых упражнений, в теплое время года – на воздухе, в виде оздоровительного бега. Утреннюю гимнастику можно разнообразить комплексами ритмической гимнастики, аэробики («зверобики»), упражнениями на растяжку (стретчинг). Разнообразие форм проведения утренней гимнастики повышает интерес детей к физической культуре, воспитывает потребность в систематических занятиях, обогащает двигательный опыт.

Первая часть утренней гимнастики (вводная) начинается с организованного прихода детей и приветствия. В качестве общей разминки выполняются различные строевые упражнения, ходьба и бег разными способами. Поскольку утренняя гимнастика является ежедневной формой работы, то целесообразно во время ходьбы разнообразить размещение детей в пространстве (перемещение по диагонали, змейкой, врассыпную и т.д.). В процессе выполнения ходьбы и бега педагог контролирует осанку и дыхание детей. Вводная часть утренней гимнастики завершается перестроением детей для выполнения комплекса общеразвивающих упражнений (в круг, звеньями, в колонны, врассыпную) и раздачей пособий.

Вторая (основная) часть утренней гимнастики состоит из комплекса общеразвивающих упражнений (ОРУ). Количество упражнений, их содержание и последовательность соответствует требованиям входящих в комплекс общеразвивающих упражнений для физкультурных занятий. ОРУ последовательно оказывают воздействие на все группы мышц. Основная часть утренней гимнастики заканчивается перестроением детей в колонну по одному и сбором пособий.

Заключительная часть утренней гимнастики начинается с интенсивного бега. Для снижения физиологической нагрузки предлагается ходьба, специальные дыхательные упражнения с медленным продолжительным выдохом.

При выполнении отдельных ОРУ следует фиксировать дыхание детей (предлагается на выдохе произнести контрольное слово, н-р: вниз, сели, ух, на, или звукоподражание, н-р: га-а-а, клю-клю-клю).

Все физические упражнения, входящие в содержание утренней гимнастики, должны быть знакомы детям. Комплекс ОРУ, разученный на физкультурном занятии, ежедневно проводится на утренней гимнастике в течение 1-2 недель. На второй неделе в комплекс следует внести усложнение (увеличить темп выполнения, изменить способ раздачи пособий и построения детей, заменить музыкальное сопровождение, усложнить способ показа и др.).

Педагогические и гигиенические условия организации утренней гимнастики.

При подготовке и проведении утренней гимнастики соблюдаются следующие педагогические условия:

- разнообразие комплексов ОРУ,

- усложнение комплекса на второй неделе,

- использование музыкального сопровождения,

- наличие разнообразного оборудования,

- применение приемов обучения, соответствующих уровню подготовленности детей;

Гигиенические условия:

- чистота, проветренность и достаточная освещенность помещения,

- безопасность и чистота оборудования, его допустимый вес,

- чистая, из натуральных волокон одежда, не стесняющая движений детей.

Соблюдение педагогических и гигиенических условий является необходимым и обязательным.

Методика проведения утренней гимнастики.

Утренняя гимнастика проводится во всех возрастных группах. Ее продолжительность от 5 мин. в группе раннего возраста до 12 мин. в подготовительной к школе группе. Утренняя гимнастика с малышами может проводиться в групповой комнате. Детям интересны сюжетные комплексы ОРУ («Птички», «Зайчики» и т.п.), состоящие из 4-6 упражнений. Дети занимаются в кругу, и выполняют упражнения по полному показу воспитателя. Педагог проговаривает каждое упражнение, делает индивидуальные указания, поощряет детей. Дети занимаются с погремушками, платочками, флажками, кубиками.

С детьми дошкольных групп утренняя гимнастика проводится в зале. Дети занимаются в облегченной или специальной физкультурной форме. В их распоряжении появляются мячи разного диаметра, гимнастические палки, обручи, веревочки. В средней группе пособия раздаются, как правило, по ходу. Для выполнения комплекса ОРУ дети перестраиваются в звенья. Воспитатель использует команды, распоряжения, счет; частичный показ упражнений.

В старших группах важно добиваться качественного выполнения упражнений, вести работу по формированию у детей самостоятельности (показ упражнений ребенком, выполнение по схеме, выполнение без показа по команде и др.). Для выполнения комплекса ОРУ дети перестраиваются, как правило, двойками (тройками) через середину зала. Воспитатель добивается четкого одновременного выполнения упражнений всеми детьми из указанного исходного положения, в указанном направлении, с определенной амплитудой. Активность детей, использование их организаторских способностей формирует у детей положительное отношение к утренней гимнастике и желание участвовать в ее выполнении и проведении.

Таким образом, являясь ежедневным физкультурно-оздоровительным мероприятием, утренняя гимнастика вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает радостные ощущения, дает наибольший оздоровительный эффект.

Практическое задание. Составить план сюжетной утренней гимнастики «Птички» для детей младшей группы.

1 часть Ходьба друг за другом: обычная,на носках, легкий бег, ходьба с высоким подниманием колена, легкий бег, ходьба. Построение в круг.

2 часть:

Комплекс ОРУ:

«Птички машут крылышками» - поднимание рук,

«Птички пьют водичку» - наклоны вперед, к/с «пью»,

«Птички клюют зернышки» - приседания, к/с «клюю-клю-клю»,

«Птички радуются солнышку» - лежа на спине произвольные движения руками и ногами,

«Птички греются» - прыжки на двух ногах на месте.

З часть: легкий бег «Птички летают», ходьба, упражнение на восстановление дыхания (руки «крылышки» вверх, вниз – к/с «чик-чирик»).

 

 

Вопрос 4. Организация двигательного режима в дошкольном образовательном учреждении

 

1.Теоретические вопросы: Формы организации физического воспитания, создание оптимального двигательного режима.

2.Практическое задание: составить модель двигательного движения первой половины дня.

3.Основные понятия: целостный двигательный режим, физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительная работа, активный отдых, самостоятельная двигательная деятельность детей, повседневная работа по физическому воспитанию, работа с родителями, секционно-кружковая работа, коррекционная работа.

4.Основные исследователи: Т.И.Осокина, А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева, М.А.Рунова, Э.Я.Степаненкова.

 

Теоретические вопросы.

Формы организации физического воспитания

Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Несмотря на то, что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, привычка действовать определенным способом успешно складывается только в том случае, если физические упражнения в дальнейшем включены в целостный двигательный режим

Формы организации физического воспитания – это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность.

Двигательный режим современных дошкольных учреждений включает в себя наряду с традиционными (физкультурное занятие, утренняя гимнастика, прогулки, подвижные игры и др.) нетрадиционные средства – ритмическая и художественная гимнастика, занятия на тренажерах, туристические походы, самомассаж, стретчинг-упражнения и др.

К формам организации двигательной деятельности ребенка относятся:

- физкультурные занятия (основная форма организованного систематического обучения детей физическим упражнениям),

-физкультурно-оздоровительная работа (утренняя гимнастика, физкультурные минутки, закаливающие мероприятия),

-активный отдых (физкультурные праздники и досуги, дни здоровья, каникулы, детский туризм),

- самостоятельная двигательная деятельность детей,

- работа с родителями (задания на дом),

- секционно-кружковая работа,

- коррекционная работа,

- повседневная работа по физическому воспитанию (прогулки, подвижные игры, спортивные игры и упражнения, индивидуальная и подгрупповая работа).

Все формы работы способствуют комплексному решению задач физического воспитания. Однако каждая из них решает свои специфические задачи и имеет свою специфику.

Физкультурные занятия являются ведущей формой работы для формирования правильных двигательных умений и навыков, создания благоприятных условий для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, для приобщения дошкольников к физической культуре общества. Именно на физкультурных занятиях происходит обучение детей физическим упражнениям. Характерными чертами занятия являются: ярко выраженная дидактическая направленность, руководящая роль педагога, строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки, постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня представлена следующими формами работы:

- утренняя гимнастика – ежедневное мероприятие, которое вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, вызывает положительные эмоции и радостные ощущения, дает высокий оздоровительный эффект;

- физкультминутки и физкультурные паузы – кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности. Они улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление, повышают интерес к занятиям. Физкультминутки проводятся на занятиях с высокой степенью умственной нагрузки и длительным статическим положением детей. Физкультурные паузы рекомендуется проводить во время перерыва между занятиями;

- закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями (воздушные и солнечные ванны, водные процедуры) вырабатывают у детей стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Основными принципами закаливания являются: систематичность, постепенность, индивидуализация.

К формам активного отдыха дошкольников относятся:

- физкультурные праздники и досуги; являются особым, радостным событием, наполняют жизнь детей эмоциональной, веселой двигательной деятельностью. Праздники и досуги повышают интерес к физической культуре, способствуют закреплению двигательных умений и навыков, развитию двигательных качеств, нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников;

- дни здоровья, каникулы направлены на охрану нервной системы, оздоровление организма и поддержание положительно-эмоционального состояния психики ребенка. В эти дни дети играют в интересные, любимые игры, слушают музыку, поют, занимаются творческой деятельностью; обеспечивается пребывание детей на ваздухе, на природе;

- детский туризм предусматривает формирование важнейших личностных качеств, обогащение двигательного и социального опыта детей, совершенствование психофизических качеств, закрепление двигательных навыков. Туристические прогулки и экскурсии являются подготовительным этапом для проведения походов.

В самостоятельную двигательную деятельность детей успешно переносятся знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности. В самостоятельной двигательной деятельности ребенок достигает поставленной перед собой цели, успешно используя разнообразные способы двигательных действий, выбирая наиболее целесообразные. Это активизирует мыслительные процессы, учит проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятельность и творчество.

Приобщение родителей к активной совместной работе по физическому воспитанию детей, осуществление пропаганды физической культуры и спорта – одна из многообразных функций дошкольного образовательного учреждения. Успешному решению задач физического воспитания способствуют организуемые воспитателем консультации, беседы с родителями, родительские собрания, оформление родительских уголков. Более тесному контакту родителей, детей и педагогов способствуют совместные мероприятия – физкультурные праздники, туристические прогулки и походы, задания на дом. Домашние задания выполняются ребенком дома под контролем родителей или совместно с ними. Педагог объясняет родителям методику проведения физических упражнений, учит совместному решению творческих заданий.

Секционно-кружковая работа предусматривает углубленную работу с детьми по какому-либо виду физических упражнений или целому направлению (Н-р, фитбол-гимнастика, баскетбол, катание на коньках, детский фитнес и т.п.). Данное направление работы может проводиться как на базе ДОУ, так и вне его (Дворец спорта, бассейн).

Коррекционная работа с детьми проводится с целью профилактики и исправления дефектов осанки и стопы, улучшению психофизических качеств и двигательных действий. Важная роль отводится развитию ручной умелости, моторике рук.

В качестве повседневной работы по физическому воспитанию планируются и проводятся ежедневные прогулки, разнообразные подвижные игры, индивидуальная и подгрупповая работа по развитию движений. Работа в данном направлении способствует реализации естественной потребности детей в движении, совершенствовании их двигательных навыков и психофизических качеств, развитию самостоятельности и творчества.

Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

Практическое задание. Составить модель двигательного режима первой половины дня.

Утренний прием: индивидуальная и подгрупповая работа по развитию движений (закрепление навыка перебрасывания мяча в паре); подвижная игра «Море волнуется»; подвижная игра «Съедобное – несъедобное».

Утренняя гимнастика

Физкультурное занятие

Физкультурная минутка на занятии по развитию речи

Дневная прогулка: 2-3 подвижные игры со всей группой, индивидуальная работа по развитию движений, подгрупповые игры и игровые упражнения, самостоятельная двигательная деятельность детей.

Вопрос 5. Организация активного отдыха в дошкольном образовательном учреждении

 

1.Теоретические вопросы: виды активного отдыха для детей дошкольного возраста (физкультурные праздники и досуги, дни здоровья и каникулы, детский туризм), их содержание, подготовка, проведение.

2.Практическое задание. Составить зимнюю игру- эстафету для детей старшего дошкольного возраста.

3.Основные понятия: активный отдых дошкольников, здоровый образ жизни, творчество, самостоятельность.

4.Основные исследователи: М.Б.Зацепина, В.Я.Лысова, Н.Н.Кожухова.

 

Теоретические вопросы.

Виды активного отдыха для детей дошкольного возраста (физкультурные праздники и досуги, дни здоровья и каникулы, детский туризм),их содержание, подготовка, проведение.

К формам активного отдыха дошкольников относятся:

- физкультурный праздник,

- физкультурный досуг,

- день здоровья,

- каникулы,

-детский туризм.

Работа в данном направлении решает следующие задачи: развлечь, позабавить детей; повысить их интерес к физической культуре, к физкультурным занятиям; оказывать благотворное воздействие на организм ребенка, закреплять двигательные умения и навыки; совершенствовать психофизические качества.

Физкультурные праздники.

Проводятся со средней группы 2-3 раза в течение учебного года; продолжительность в зависимости от возрастной группы – от 30 минут до 1 часа.

Физкультурный праздник является особым, радостным событием в жизни ребенка. Он демонстрирует здоровый образ жизни, представляет достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств.

Физкультурный праздник организуется с детьми одной или нескольких возрастных групп, с детьми нескольких детских садов.

В программу физкультурного праздника входят разнообразные физически е упражнения, подвижные игры, аттракционы, танцы, сюрпризные моменты.

В подготовке и проведении праздника принимает участие весь педагогический коллектив.

Физкультурные праздники разнообразны по содержанию и структуре; они состоят из трех частей. Первая часть: физкультурный парад с выносом вымпелов, эмблем, приветствие участников, пение песен, демонстрация умений в играх и упражнениях.

Вторая часть: сюрпризные моменты, театрализация, соревнования.В заключение праздника участники исполняют общий танец, получают призы.

Активными участниками подготовки к празднику должны быть дети старших групп, родители.

Тематика физкультурных праздников разнообразна: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Масленица», «День защитников Отечества», «Лето красное» и др.

Другой формой активного отдыха детей является физкультурный досуг. Он проводится с детьми каждой возрастной группы 2-3 раза в месяц; его продолжительность от20 до 50 минут. Содержание досуга составляют знакомые детям подвижные игры и физические упражнения. По композиции и содержанию физкультурные досуги могут быть разными: с элементами спортивных игр, эстафетами, спортивными упражнениями (лыжи, санки, велосипед и др.), упражнениями в основных движениях, музыкальными.

Большое значение имеет подготовка педагога к проведению досуга: обучение детей физическим упражнениям, разучивание игр, танцев, песен, подготовка атрибутов, оборудования.

Со второй младшей группы проводится День здоровья. Цель его проведения – профилактика переутомления нервной системы, оздоровление организма, поддержание положительно-эмоционального состояния психики ребенка. В этот день обеспечивается пребывание детей на свежем воздухе, отменяются обучающие формы работы. Дети играют в любимые игры, занимаются творческой деятельностью. День здоровья проводится не реже одного раза в квартал.

Каникулы для дошкольников устраиваются в начале января и в конце марта, их продолжительность – неделя. Каникулы направлены на охрану нервной системы, оздоровление организма. Содержание каникул состоит в организации художественно-творческой, музыкальной и физкультурной деятельности. Во время каникулярной недели проводятся туристические прогулки и походы, физкультурные развлечения, экскурсии, конкурсы, фестивали.

Детский туризм способствует реализации познавательных задач и включает в себя упражнения, которые способствуют укреплению здоровья, физическому, эстетическому, нравственному, интеллектуальному развитию детей.

Начиная с младшей группы необходимо проводить подготовительную работу: организовывать прогулки и экскурсии, вводить элементы спортивного ориентирования, знакомить детей с необходимыми правилами и словами по туристической тематике

Туристическая прогулка и поход тщательно готовятся (подбирается и проверяется маршрут, планируются физические упражнения, игры, деятельность детей во время отдыха, готовится оснащение). Любой выход группы детей за пределы детского сада предусматривает разрешение администрации и сопровождение взрослыми (педагогами медицинским работником, родителями).

Содержание туристических прогулок и походов разнообразно: пропаганда значимости физической культуры, к местам боевой славы, с краеведческим характером; они могут быть пешими, лыжными, велосипедными, смешанного характера. По завершении прогулки или похода следует подвести его итоги.

Таким образом, активный отдых является эффективным средством повышения интереса детей к физической культуре, приобщения их к здоровому образу жизни.

Практическое задание. Составить зимнюю игру- эстафету для детей старшего дошкольного возраста.

1. «Хоккеисты» - ведение шайбы клюшкой змейкой между кубиками.

2. «Меткий стрелок» - попадание снежками в вертикальные мишени.

3. «На санках» - бег с опорой на спинку санок.

4. «Лыжники» - ходьба на лыжах

5. «Фигуристы» - парный бег, руки скрестно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.051 с.)