Предметно-развивающая среда логопедического кабинета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета.



I. Неречевые психические процессы

 

1. Развитие слухового внимания.

· Звучащие игрушки: бубен, барабан, дудочка, погремушки, колокольчики, звоночки, молоточек, игрушки-пищалки, гармошка.

· Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, фасоль, крупа, мука, плоды шиповника).

· Демонстрационный и раздаточный материал для слуховых диктантов.

· Картотека игр на развитие слухового внимания.

 

2. Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.

· Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 и более частей); сборные картинки - пазлы; разрезные кубики (начиная с 4 частей).

· Разборные игрушки: матрешки, пирамидки.

· «Чудесный мешочек».

· «Зашумленные» картинки.

· Игры типа «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?», «Что не дорисовал художник?», «Чем похожи, чем отличаются?», «Найди фрагменты картинки, изображенные вверху», «Найди одинаковые».

· Серия картинок для установления причинно-следственных зависимостей.

· Классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.

· Набор картинок «Нелепицы».

· Наборы картинок для опосредованного запоминания.

· Картотека игр на развитие высших психических функций.

 

3. Развитие пространственной ориентировки.

· Картинки с различной удаленностью изображенных предметов и разным их местоположением (далеко, близко, высоко, низко, там, здесь и т.д.).

· Картинки и фотографии с изображением предметов с различным взаимным расположением (слева, справа, между, сзади, вверху, внизу и т.д.).

· Игры типа «Дом» (Кто где живет? — слева, справа, под, над, на нижнем этаже и т.д.).5

· Карточки с изображением лабиринтов.

· Карточки — символы пространственных предлогов.

· Дидактические материалы для ориентировки на листе бумаги, в клетке тетради.

· Картотека игр на пространственное ориентирование.

 

4. Развитие ориентировки во времени.

· Картины-пейзажи разных времен года.

· Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь.

· Набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и природных явлений в разные времена года, части суток.

· Картинки для отработки понятий «старше — младше».

 

5. Развитие восприятия (цвет, форма, величина, протяженность).

· Набор предметов для наблюдения (анализ, сравнение их формы, цвета, величины, протяженности).

· Набор частей предметов для конструирования целого (зрительное соизмерение частей, сопоставление частей, предметов, сравнение с образцом и т.д.).

· Парные картинки

· Муляжи овощей, фруктов.

· Игрушечная посуда, мебель.

· Ленты, веревки, шнурки, нитки, карандаши, полоски разной длины.

· Счетные палочки для выкладывания фигур.

· Наборы плоскостных моделей геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные).

· Кубики 2-3 цветов для заданий типа «Найти закономерность».

· Набор плоскостных моделей предметов круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной, овальной форм.

· Дидактические игры «Разложи от самого маленького», «Какой предмет пройдет в ворота?», «Место рядом свободно», «Что изменилось?», «Три медведя», «Разложи по цвету».

· Дидактический (демонстрационный и раздаточный) материал для зрительных диктантов.

· Картотека игр на развитие восприятия.

 

6. Развитие мелкой моторики.

· Счеты.

· Бусы.

· Шнуровки.

· Пуговицы.

· Счетные палочки.

· Ручные эспандеры.

· Мозаики.

· Колечки.

· Пирамидки.

· Прищепки.

· Фасоль, горох.

· Косточки, шишки.

· Шары, мячи.

· Ленты и веревочки

· Трафареты

· Пластилин.

· Пазлы.

· Массажные щетки.

· Мелкие игрушки.

· Волчки.

· Картотека игр, упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук.

· Материалы для развития графических навыков детей:

- Трафареты для штриховки (на все лексические темы)

- Трафареты – геометрические фигуры.

- Трафареты – буквы.

- Лекала разной конфигурации.

- Цветные мелки.

- Ручки, карандаши.

- Альбомы, тетради, раскраски.

 

II. Звукопроизношение

1.Развитие речевого дыхания.

· Наборы бабочек, снежинок, самолетов, султанчиков, вертушек.

· Воздушные шары, мыльные пузыри.

· Наборы плавающих игрушек (кораблики, уточки и др.).

· Флакончики из-под духов.

· Игры: «Загони мяч в ворота», «Клоуны».

· Картотека игр на развитие речевого дыхания.

 

2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

· Настенное зеркало и индивидуальные настольные зеркала, личные носовые платки (в отдельных пакетиках).

· Альбом упражнений артикуляционной гимнастики, книжки с образными картинками.

· Вспомогательные средства для механической помощи ребенку (зубная щетка, чайная ложка, палочка, шпатель, зонды и др.), спирт и вата для обработки этих предметов.

· «Сказки веселого язычка»

 

3. Автоматизация и дифференциация звуков.

· Наборы предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков в словах.

· Наборы сюжетных картинок для закрепления звуков в предложениях и рассказах.

· Наборы серий картинок для закрепления правильного звукопроизношения в связной речи

· Тексты для пересказа, насыщенные определенным звуком (звуками) для дифференциации в произношении

· Настольные дидактические игры (домино, лото) на автоматизацию определенного звука, группы звуков, на дифференциацию звуков.

· Альбомы, карточки с текстами речевого материала: потешки, тексты для заучивания и пересказа, загадки, стихи, чистоговорки.

· Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у дошкольников (Е.С.Большакова, Т.Туманова, Н.В. Нищева и др.).

· Альбомы с иллюстрациями на автоматизацию звуков (Н.И. Соколенко, Н. Новоторцева и др.).

 

4. Развитие фонематического слуха и восприятия.

· Звуковые линейки для формирования понятия звуковой ряд, счета звуков, определения их последовательности.

· Карточки «Определи место звука»: три клетки — начало, середина, конец слова.

· Карточки — символы гласных и согласных звуков.

· Предметные картинки для выделения звука из слова (в разных позициях).

· Сигналы обратной связи для упражнений на дифференциацию понятий: гласный — согласный звук; согласный звонкий — согласный глухой; согласный твердый — согласный мягкий.

· Дидактический материал и игры на деление слов на слоги.

· Демонстрационный и раздаточный материал для составления звукослоговой схемы слов.

· Дидактические игры на выделение звука из состава слова типа «Цепочка», «Бусы», «Отбери сосиски у мышки», «Помири лисят», «Зонтики для ёжиков», «Бабочки для чебурашки» и др.

· Материал для анализа предложений. (Набор сюжетных и предметных картинок, схемы предложений).

· Наборы картинок для закрепления в предложениях слов сложной слоговой структуры.

 

III. Обучение элементам грамоты

· Магнитные азбуки.

· Русский алфавит (таблица).

· Наборы букв и слогов (демонстрационные).

· Слоговые таблицы (демонстрационные и раздаточные).

· Настольные игры с буквами типа «Азбука», «Кубики» и др.

· Таблицы с материалом для чтения (слоги, слова, предложения, тексты).

· Карточки-слова с пропущенными буквами, слогами.

· Карточки для буквенного анализа слов.

· Букварь Жуковой

· Образцы букв.

· Тетради, простые карандаши, ручки для «печатания» букв, слогов, слов, предложений.

· Занимательные материалы по обучению чтению (ребусы, кроссворды и др.).

 

Дидактический материал для фронтальных занятий по грамоте.

Папка 1. Буквы: А, О, У, Э.

Папка 2. Буквы: Е, Е, Ю, Я.

Папка 3. Буквы: И, Ы.

Папка 4. Буквы: П, Б.

Папка 5. Буквы: Т, Д.

Папка 6. Буквы: В, Ф.

Папка 7. Буквы: С, З, Ц.

Папка 8. Буквы: Ш, Ж, Ч, Щ.

Папка 9. Буквы: Й, Л, М, Н, Р.

Папка10. Буквы: Г, К, Х, Ъ, Ь.

 

Систематизация дидактического материала в папке:

1. Профиль артикуляции звука.

2. Графический образ буквы.

3. Картинки, в названиях которых изучаемый звук находится в разных позициях.

4. Картинки, в названиях которых изучаемый звук находится в твердом и мягком варианте.

5. Тексты для чтения.

6. Картинки для составления коротких рассказов, насыщенных данным звуком.

7. Буква, которой обозначен изучаемый звук в печатном и прописном варианте.

 

IV. Словарная работа.

· Коллекция предметов для ознакомления и обследования (цвет, форма, размер, составные части, фактура на ощупь).

· Муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико-тематическим циклам. · Картинки с изображением действий (один субъект совершает различные действия, разные субъекты совершают одно и то же действие).

· Картинки-иллюстрации различных признаков предметов (цвет, форма, величина); слов-антонимов.

· Речевые задания для формирования навыков словообразования суффиксального и префиксального: - с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов (гриб — грибок, белый — беленький); - с использованием «увеличительного» суффикса (ноги — ножищи); - образование названий детенышей животных (котенок, котята); - образование относительных прилагательных (стекло — стеклянный); - образование притяжательных прилагательных (утка — утиный клюв, утиное яйцо, утиные лапки); - сложные слова — игрушки, предметные картинки с соответствующими изображениями (самолет, паровоз, снегопад); - приставочные глаголы; картинки: птичка — клетка, медведь — елка, белка — два дерева и др.; - образование названий профессий; - многозначные слова; - подбор однокоренных слов.

 

V. Развитие грамматического строя речи

· Набор предметных картинок и игр для упражнений в изменении числа имен существительных и глаголов.

· Набор сюжетных картинок для упражнений в словоизменении (склонение существительных и прилагательных).

· Набор сюжетных картинок для упражнений в употреблении предлогов. Карточки — символы предлогов.

· Подборка игрового картинного материала для упражнений в согласовании: - имен прилагательных с именами существительными;12 - имен существительных с именами числительными; - притяжательных местоимений с именами существительными (мой, моя, мое, мои).

· Наборы сюжетных картинок для составления простых предложений.

· Настольно-печатные игры, в которых требуется использовать разные конструкции предложений.

 

VI. Связная речь

· Подборка диалогов, игр с диалогами для выразительного чтения наизусть, инсценирования.

· Подборка диалогов для сюжетно-ролевых игр.

· Короткие рассказы с иллюстрациями для заучивания.

· Наборы сюжетных картинок с вопросами к ним для составления коротких рассказов.

· Подборка стихотворений для заучивания наизусть.

· Подборка материала для фронтальных занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной речи (на каждую лексическую тему).

· Фланелеграф с комплектами картинок для одновременного рассказывания и демонстрации героев и их действий.

· Серии сюжетных картинок для составления рассказов.

· Опорные таблицы-схемы для описательных рассказов.

· Различные виды театров: настольный, магнитный, театр бибабо.

· Подбор коротких сказок, рассказов для инсценирования.

· Книжки-малютки с текстами для пересказов.

·.Настольные игры, требующие объяснительной речи («Кто чем питается? Почему?», «Что лишнее? Почему?»).

 

.

 

Учебно-методические средства обучения:

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010г.

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012г

Базовая программа «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» под. ред. Проф. Л.В. Лопатиной. – С-ПБ., 2014

Бойкова С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. — СПб.: КАРО, 2010.

Большакова С.И. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.- М., 2007г.

Бардышева Т.Ю. Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа.- М.:»Скрипторий», 2013г.

Бунеев Р. По дороге к азбуке. М., 2003г.

Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа. — М.: ДРОФА, 2010.

Галанов А. Логопедическое лото. Звуки: с, сь, з, зь, ц, ж, ш, ч, щ, л, ль, р, рь. М., 2002г.

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Коспекты занятий по развитию свзной речи в старшей группе.-М.: Издательство ГНОМ, 2014.

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Коспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной группе.-М.:Издательство ГНОМ, 2014.

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Коспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе.-М.: Издательство ГНОМ, 2014.

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетради 1,2,3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей группе.-М.: Издательство ГНОМ, 2014.

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Тетради 1,2,3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной группе.- М.: Издательство ГНОМ, 2014.

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий, I, II, -III М.:Издательство ГНОМ и Д, 2010.

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом (3 части) упражнений по обучению грамоте детей подготовительной логогруппы.- М.:Издательство ГНОМ и Д, 2014.

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом (2 части) упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы.- М.:Издательство ГНОМ и Д, 2014.

Голубева Г. Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у до­школьников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.

Демидова Н. М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и вни­мания. — М.: ДРОФА, 2008.

Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях / Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб., 2008.

Детство без пожаров / Под ред. В. В Груздева, С. В. Жолована, С. В. Николае­ва. — СПб.: ЦДК пооф. Л. Б. Баряевой, 2010.

Жукова Н.С. Уроки логопеда._Исправление нарушений речи.-М.: Эксмо, 2008.

Зайцев Г. К. Уроки Айболита Расти здоровым. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: Укрепление организма. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006.

Зуева Л. Занимательные упражнения по развитию речи. М., 2000г.

Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка / Авт.-сост. Л. Б. Ба­ряева, Ю. С. Галлямова, Е. Д. Гудошникова и др.; Под ред. С. В. Жолована. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.

Кислякова Ю. Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предме­тов. — М.: ВЛАДОС, 2004.

Ковалец И. В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, име­ющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфе­ре. — М.: ВЛАДОС, 2003.

Ковалец И. В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. — М.: ВЛАДОС, 2007.

Козлова В. А. Ориентировка во времени: Рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста. — М.: ДРОФА, 2010.

Кондратьева С. Ю. Познаем математику в игре: пррфилактика дискалькулии у дошкольников. — СПб.: ЦДК пооф. Л. Б. Баряевой, 2011.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., М.И. Кременецкая. Фронтальные логопедических занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.-СПб.: 2012

Коноваленко В. Логопедические раскраски для закрепления произношения звуков: л, р, с, з, ц, ж, ш, ч, щ. М., 1998г.

Коноваленко В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков. М., 1998г.

Коноваленко. В. Коррекция произношения звуков: й, г, к, х. М., 1999г.

Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей сре де / Под ред. Л. Б. Баряевой, Е. В. Мусатовой — СПб.: КАРО, 2006.

Крупенчук О. И. Альбом для развития интеллекта 6+ — СПб: Литера, 2013.

Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. — СПб.: Литера, 2005; др. пособия автора.

Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова.-М.: Сфера. 2007.

Лаптева Е.В. 1000русских скороговорок для развития речи. Учебное пособие.- М.:АСТ, 2014г.

Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.

Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968.

Лопатина Л. В. Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у дошкольников со стертой дизартрией. — СПб.: СОЮЗ, 2004.

Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.

Лопухина. И. Логопедия. Звуки, буквы и слова. С.-П., 1998г.

Лопухина И. Логопедия. Упражнения для развития речи. С-П., 1999 г.

Лазаренко А. Альбомы для автоматизации произношения звуков (с, ш, ч, щ, р.) М., 2001г.

Малярчук А.Я. Обследование речи детей.-

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г. В. Чиркиной. — М., 2003.

Монакова Н. И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы до школьников. — СПб.: Речь, 2008.

Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Весе­лое. — СПб.: Союз художников, 2007.

Мусова И. Логопедические чистоговорки. М., 1999г.

Новиковская О. А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). — СПб.: Паритет, 2008.

Новоторцева Н. Рабочие тетради по развитию речи на все группы звуков. Ярославль, 1996г.

Никитина А.В. 33 лексические темы: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детй 6-7 лет.-СПБ.: КАРО, 2009г.

Нищева Н. Будем говорить правильно. С.-П., 2002г.

Нищева Н.В. Кабинет логопеда. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики,- СПб., Детство-Пресс, 2011г.

Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. — СПб.: КАРО, 2006.

Овчинникова Т. С. Вокально-коррекционный коллаж. — СПб.: Союз художников, 2012.

Овчинникова Т. С. Музыка для здоровья. Логоритмическая гимнастика. — СПб.: Союз художников, 2003.

Овчинникова Т. С. Логопедические распевки. — СПб.: КАРО, 2006.

Овчинникова Т. С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражне­ния с речью и музыкой в логопедическом детском саду. — СПб.: КАРО, 2006.

Овчинникова Т. С. Пять шагов на пути к «правильной речи» приложение к учебно-методическому пособию «Вокально-коррекционный коллаж». — СПб.: Союз художников, 2012.

Овчинникова Т. С. Васильева И. Ю. Волшебная книга игр. — СПб.: Речь, 2010.

Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольни­ков. — СПб.: Речь, 2002.

Овчинникова Т. С., Симкина А. А. Музыка. Движение. Воспитание. — СПб.: КАРО, 2011.

Овчинникова Т. С., Черная О. В., Баряева Л. Б. Занятия, упражнения и игры с мя­чами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика / Под ред. Т. С. Овчинниковой. — СПб.: КАРО, 2010.

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, ГБДОУ д/с № 7 Выборгского района Санкть-Петербурга, 22.06.2014г.

Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков С, З, Ц.-СПб.: КАРО. 2006г.

Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков Ш, Ж.-СПб.: КАРО. 2006г.

Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков Ч, Щ.-СПб.: КАРО. 2006г.

Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков Л,Ль.-СПб.: КАРО. 2006г.

Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков Р, Рь.- СПб.: КАРО. 2006г.

Османова Г.А. Логопед-родителям.- СПб.: КАРО, 2009г.

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В, Волосовец. — М.: В. Секачев, 2007.

Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нару­шений речи у детей раннего и дошкольного возраста. — СПб, 2008.

Поваляева М. Дидактический материал по логопедии. Ростов-на-Дону, 2002г

Резниченко Т. Говорим правильно. М., 2003г.

Савина Л. Большой букварь. М., 1999г.

Смирнова Л. Мы учим звуки: л-р, с-ш. М., 2002г.

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задани для детей 5-7 лет с ОНР.-М.: ГНОМ и Д. 2014г.

Успенская Л., Успенский М. Учитесь правильно говорить. (ч 1-2) М., 1995г.

Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возрас­та: Монография. — М., 2000.

Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. — М.. ДРОФА, 2009.

Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: ДРОФА. 2009.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей до­школьного возраста. — М., 2005.

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М. 1991г.- Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1997



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.08 с.)