Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений



Закрепление усвоенных объемных и плоскостных геометрических фигур и форм предметов. Освоение новых объемных и плоскостных фигур (ромб, пятиугольник, трапеция). Обучение зрительному распо­знаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению и описанию. Совершенствование навыка стереогноза. Обозначение формы геометрических фигур и предметов словом.

Закрепление усвоенных величин и измерений предметов. Обучение упорядочению групп предметов (до 10) по возрастанию и убыванию вели­чин и измерений. Обозначение величины и измерений предметов словом.

Закрепление усвоенных цветов. Освоение новых цветов (фиолето­вый, серый) и цветовых оттенков (например, темно-коричневый, свет­ло-коричневый). Обучение различению предметов по цвету и цвето­вым оттенкам. Обозначение цвета и цветовых оттенков словом.

Обучение классификации предметов и их объединению во множе­ство по 3-4 признакам.

Совершенствование навыка определения пространственных от­ношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади), определения расположения предмета по отношению к себе. Обучение определению пространственного расположения между предметами и их частями. Обозначение пространственного расположения предметов словом. Обу­чение узнаванию контурных, перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений. Обучение восприятию и узнаванию предметов, карти­нок по их наименованию (организация восприятия словом).

Увеличение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (на материале предметов, предметных картинок (7-8), геометрических фигур, ряда неречевых звуков и слов (5-7).

Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики

Дальнейшее совершенствование двигательной сферы детей. Обуче­ние выполнению сложных двигательных программ, включающих одно­временно и последовательно организованные движения (при опреде­лении содержания работы по развитию общей моторики на логопеди­ческих занятиях логопед исходит из программных требований раздела «Физическое воспитание»).

Совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции.

Совершенствование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса. Формирование кинетической основы дви­жений пальцев рук в процессе выполнения одновременно организован­ных движений, составляющих единый двигательный навык.

Совершенствование кинестетической основы артикуляторных дви­жений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков.

Совершенствование кинетической основы артикуляторных движений.

Дальнейшее развитие движений мимической мускулатуры по сло­весной инструкции.

Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа (осуществляется преимущественно в работе с детьми, страда­ющими дизартрией, с учетом локализации поражения, характера и рас­пределения нарушений мышечного тонуса).

Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравне­ния, обобщения, классификации

Совершенствование основных компонентов мыслительной деятель­ности. Формирование логического мышления. Обучение умению рас­суждать логически на основе обогащения детского опыта и развития представлений об окружающей действительности, приводи индуктив­но-дедуктивные доказательства. Обучение планированию деятельнос­ти и контролю за ней при участии речи.

Развитие анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии. Развитие активной поисковой деятельности. Обучение самостоятельному опре­делению основания для классификации на основе существенного при­знака. Формирование конкретных, родовых, видовых понятий и об­щих представлений различной степени обобщенности. Обучение обоб­щению конкретных понятий при помощи родовых понятий; обобще­нию понятий через абстрактное родовое понятие; обобщению понятий через выделение признаков различия и сходства (например, «Назови одним словом», «Назови, какие бывают», «Разложи картинки», «Срав­ни предметы» и т. п.). Обучение мысленному установлению связей, объединению предметов, их частей или признаков (например, «Допол­ни до целого», «Сложи картинку»). Обучение установлению причин­но-следственных зависимостей.

Обучение пониманию иносказательного смысла загадок на основе жизненного опыта без использования наглядной опоры.

Формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодей­ствия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур

Обучение восприятию, оценке ритмов (до 6-ти ритмических сигна­лов) и их воспроизведению по речевой инструкции (без опоры на зри­тельное восприятие).

Формирование понятий длинное и короткое, громкое и тихое звуча­ние с использованием музыкальных инструментов. Обучение обозна­чению различных по длительности и громкости звучаний графически­ми знаками.

Обучение восприятию, оценке неакцентированных и акцентирован­ных ритмических структур и их воспроизведению по образцу и по ре­чевой инструкции (например: /// ///; // ///; /-; -/; //-; -//; -/-/; где / (громкий удар, а) - (тихий;.;...;.. и др., где) ______(длинное звучание, а). - (короткое).

Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в ра­боте с детьми, страдающими дизартрией)

Совершенствование распознавания звуков речи, направленного вос­приятия звучания речи, навыков правильно слушать и слышать рече­вой материал. Формирование четкого слухового образа звука.

Содержание коррекционного обучения основного этапа

Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм слово­изменения и словообразовательных моделей, различных типов синтак­сических конструкций.

Дальнейшее расширение объема и уточнение предметного, глаголь­ного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расши­рением представлений об окружающей действительности и формиро­ванием познавательной деятельности.

Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о пред­метах и явлениях окружающего мира.

Совершенствование дифференциации в импрессивной речи форм существительных ед. и мн. числа мужского, женского и среднего рода, глаголов в форме ед. и мн. числа прошедшего времени, глаголов прошедшего времени по родам, грамматических форм прилагательных, предложных конструкций. Обучение различению в импрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов («Покажи, кто моет, кто моется», «Покажи, кто одевает, кто одевается» и т. п.). Обучение различению в импрессивной речи глаголов в форме настоящего, прошедшего и буду­щего времени («Покажи, где мальчик ест», «Покажи, где мальчик ел», «Покажи, где мальчик будет есть» и т. п.).

Обучение различению предлогов за - перед, за — у, под - из-за, за -из-за, около - перед, из-за - из-под (при выполнении инструкций и по картинкам). Обучение различению предлогов со значением местопо­ложения и направления действия (например, висит в шкафу - пошел в лес) с использованием графических схем предлогов.

Совершенствование навыков понимания значения менее продуктив­ных уменьшительно-ласкательных суффиксов. Формирование пони­мания значения непродуктивных суффиксов (-ник-, -ниц-, -инк-, -ин-, -ц-, -иц-, -ец-): «Покажи, где чай, где чайник?», «Покажи, где сахар, где сахарница?», «Покажи, где бусы, где бусинка?», «Покажи, где виног­рад, где виноградинка?» и т. д. Формирование понимания суффиксов со значением «очень большой» (-ищ-, -ин-: «Покажи, где нос, где носи­ще», «Покажи, где дом, где домина»). Дифференциация уменьшитель­но-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень боль­шой» («Покажи, где лапка, где лапища»).

Совершенствование понимания значения приставок: в-, вы-, при-, на- и их различения. Формирование понимания значений приставок: с-, у-, под-, от-, за-, по-, пере-, до- и их различение («Покажи, где мальчик входит в дом, а где выходит из дома?», «Покажи, где птичка улетает из клетки (подлетает к клетке, залетает в клетку, перелетает через клетку» и т. п.). Обучение пониманию логико-грамматических конструкций (сравнительных конструкций, например, Муха больше слона, слон больше мухи; инверсии, например, Колю ударил Ваня. Кто драчун?; активных конструкций, например, Ваня нарисовал Петю; пас­сивных конструкций, например, Ваню нарисовал Петя).

Совершенствование навыков понимания вопросов по сюжетной кар­тинке, вопросов по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций).

Формирование предметного, предикативного и адъективного сло­варя экспрессивной речи

Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств. Семантизация лексики (раскрытие смысловой стороны слова не только с опорой на наглядность, но и через уже усвоенные слова).

Закрепление в словаре экспрессивной речи числительных один, два, три, четыре, пять и введение в словарь числительных шесть, семь, восемь, девять, десять.

Совершенствование ономасиологического и семасиологического аспектов лексического строя экспрессивной речи.

Обучение умению подбирать слова с противоположным (например, сильный - слабый, стоять - бежать, далеко — близко и т. п.) и сходным значением (например, веселый - радостный, прыгать - скакать, грус­тно — печально и т. п.).

Обучение использованию слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса, резина и т. д.).

Обучение осмыслению образных выражений в загадках, объясне­нию смысла поговорок.

Обучение употреблению слов, обозначающих личностные характе­ристики (например, честный, честность, скромный, скромность, хит­рый, хитрость, ленивый,лень и т. п.).

Обучение пониманию и употреблению многозначных слов (напри­мер, ножка стула - ножка гриба, ушко ребенка-ушко иголки, песчаная коса — длинная коса девочки и т. д.).

Совершенствование навыка осознанного употребления слов и сло­восочетаний в соответствии с контекстом высказывания.

Формирование грамматических стереотипов словоизменения и сло­вообразования в экспрессивной речи

Совершенствование навыков употребления форм ед. и мн. числа су­ществительных мужского, женского и среднего рода в им. падеже и кос­венных падежах (без предлога и с предлогом). Закрепление правильного употребления в экспрессивной речи несклоняемых существительных.

Совершенствование навыков употребления глаголов в форме изъя­вительного наклонения ед. и мн. числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени, глаголов совершенного и несо­вершенного вида. Обучение правильному употреблению и различению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов (моет - моется, одевает - одевается, причесывает - причесывается и т. п.).

Совершенствование навыков согласования прилагательных с суще­ствительными мужского, женского и среднего рода ед. и мн. числа в именительном и косвенных падежах. Совершенствование навыков упо­требления словосочетаний, включающих количественное числитель­ное (два и пять) и существительное.

Совершенствование навыков различения в экспрессивной речи пред­логов: за - перед, за - у, под - из-под, за - из-за, около - перед, из-за - из-под и предлогов со значением местоположения и направления действия.

Обучение правильному употреблению существительных, образован­ных с помощью непродуктивных суффиксов (-ниц-, -инк-, -ник-, -ин-, -ц-, -иц-, -ец). Совершенствование навыка дифференциации в экспрес­сивной речи существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой».

Совершенствование навыков употребления глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-, с-, у-, под-, от-, за-, по-, пре-, до-).

Совершенствование навыков употребления притяжательных при­лагательных, образованных с помощью суффиксов -ин-, -ий- (без чере­дования) и относительных прилагательных с суффиксами: -ов-, -ев-, -н-, -ан-, -енн-. Обучение правильному употреблению притяжательных при­лагательных с суффиксом -ий- (с чередованием, например, волк - вол­чий, заяц - заячий, медведь - медвежий и т. п.). Обучение употреблению качественных прилагательных, образованных с помощью суффиксов: -ив-, -чив-, -лив-, -оват-, -еньк- (например, красивый, улыбчивый, дож­дливый, хитроватый, беленький и т. п.).

Обучение употреблению сравнительной степени прилагательных, образованных синтетическим (при помощи суффиксов -ее-(-ей-), -е-: белее (белей), выше) и аналитическим способом (при помощи слов бо­лее или менее: более чистый, менее чистый).

Обучение употреблению превосходной степени прилагательных, образованных синтетическим (при помощи суффиксов - ейш-, -айш-: высочайший, умнейший) и аналитическим способом (при помощи слов самый, наиболее: самый высокий, наиболее высокий).

Обучение подбору однокоренных слов (например, зима - зимний, зимовье, перезимовать, зимующие, зимушка и т. п.).

Обучение образованию сложных слов (снегопад, мясорубка, черно­глазый, остроумный и т. п.).

Совершенствование навыка самостоятельного употребления грам­матических форм словоизменения и словообразовательных моделей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.021 с.)