Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 17. Владимир Соловьев и метафизический идеализм 419
искусства означает соединение с высшим миром и потому относится к мистике. Роль искусства состоит в том, чтобы стать теургической силой, способной преобразовать и «просветлять» человеческий мир. Красота, по Соловьеву, нечто объективное и не может отделяться от Истины и Добра; всему прекрасному надлежит помогать совершенствовать действительность. Соловьев отвергает теории искусства для искусства и даже цитирует Чернышевского в поддержку своего воззрения, что такие теории - симптом «эстетического сепаратизма»1. В своей попытке поставить Красоту в услужение Истине и Добру, Соловьев подчеркивает ценность общественно призванного, ангажированного искусства. Оправдание «относительной истины» реализма путем ссылок на мистическую теорию искусства, основывающуюся на платонических и шеллингианских мотивах, - одна из самых курьезных черт эстетики Соловьева. Однако реализм для Соловьева только предтеча по-настоящему религиозного искусства будущего. В качестве пророка этого искусства будущего он указывает на Достоевского, которым Соловьев восторгается как писателем-пророком - художником, который «создавал жизнь» и считал свое искусство орудием осуществления Царства Божьего на земле. Согласно Соловьеву, пророческий элемент в творчестве Достоевского - потрясающее выражение глубинной сущности искусства. Желая того или нет, каждый великий художник в той или иной степени пророк, и это потому что произведение искусства (в соответствии с дефиницией Соловьева) - такая репрезентация объекта, которая показывает его с точки зрения предельной цели, т.е. в свете будущего мира2. Последователи Соловьева Только после смерти Соловьева его идеи сделались по-настоящему влиятельными. Не будет преувеличением сказать, что все поколение русских философов-идеалистов и религиозных мыслителей прошло его философскую школу. Благодаря многим выдающимся ученикам (после революции работавших главным образом вне России) Соловьев обрел посмертную репутацию крупнейшего философа. Сегодня это представление широко распространено среди историков философии идеалистической ориентации. Рецепция идей Соловьева - сложный вопрос, но в нем отчетли во выделяются два аспекта: с одной стороны, творчество Соловьева
1 Соловьев B.C. Собр. соч. Т. 6. С. 424-431. 2 Там же. С. 78. АнджеЛ Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... в огромной мере способствовало распространению и усилению влияния религиозно-идеалистической философии (это очень ясно видно на интеллектуальной эволюции бывших легальных марксистов - Булгакова, Бердяева и Франка); с другой стороны, идеи Соловьева, возбудив интерес к религии, помогли прояснить необходимость далеко идущей модернизации религиозного сознания и внесли в русскую религиозную мысль ряд явно неортодоксальных мотивов. С.Л. Франк (1877-1950), Л.П. Карсавин (1882-1952) и философы-богословы С.Н. Булгаков (1871-1944) и П.А. Флоренский (1882-1937) всецело основывались на метафизической концепции «всеединства» и тесно связанной с нею концепции «Софии». Интуитивист И.О. Лос-ский (1870-1965) пытался соединить представление о «всеединстве» и «Софии» с монадологическим плюрализмом, воспринятым от А. Козлова. В противоположность этому князь С.Н. Трубецкой (брат Е.Н. Трубецкого, автора монографии о Соловьеве) использовал идеи Соловьева в своей полемике против «гносеологического индивидуализма»: он утверждал, что индивидуальное сознание коренится в сверхиндивидуальном, коллективном сознании, которое он отождествлял с «Софией». Влияние Соловьева очевидно и в «новом религиозном сознании» литературного критика и романиста Д.С. Мережковского (1865-1941), и у известного христианского экзистенциалиста Н.А. Бердяева (1874-1948), которого интересовали главным образом мессианские и эсхатологические мотивы соловьевской мысли. Все упомянутые философы разделяли также глубокий антирационализм Соловьева - свойственную ему тенденцию смешивать границы между философией и религией, а также его склонность к мистицизму. Творчество Сергея Гессена (1887-1950), философа и педагога, который поселился в Польше в 1935 г., представляет более рационалистическое продолжение мышления Соловьева. Гессен тоже воспринял идею «всеединства», но он предпринял критическое переосмысление утопических мотивов философии Соловьева, защищая автономию философии и всех других относительно самостоятельных сфер культуры от «мнимого Абсолюта»1.
Решающее влияние Соловьева можно проследить также в творчестве русских поэтов-символистов - В. Иванова, Андрея Белого и, прежде всего, Александра Блока, чьи ранние «Стихи о Прекрасной Даме» были посвящены идеалу «вечной женственности». В своих литературно-критических работах Блок использовал также эстетические теории Соловьева, особенно «теургическую» концепцию искусства как силы, преображающей мир, и представление, что эстетическое См.: Гессен С.И. Борьба утопии и автономии добра в мировоззрении Ф.М. Достоевского и B.C. Соловьева // Он же. Избранные сочинения / Сост. А. Валицкий, Н. Чистякова. М: РОССПЭН, 1999. С. 609-677. ГЛАВА 17. Владимир Соловьев и метафизический идеализм 421 созерцание связано с мистическим опытом. Но поэтов-символистов Соловьев интересовал и как религиозный мыслитель, и как философ культуры. В 1920 г. Блок назвал его (в статье «Владимир Соловьев и наше время») «носителем и провидцем» будущего - пророком «третьей силы», которая когда-нибудь примирит разъединенный мир, точно так же как христианство в свое время примирило древний мир, переживавший свой закат, с германскими варварами. АЛЕКСЕЙ КОЗЛОВ И ПАНПСИХИЗМ Другим значительным представителем метафизического идеализма был Алексей Козлов (1831-1901)'. Подобно Соловьеву, он отвергал идеализм в узком смысле этого слова, т.е. монистический взгляд на мир в качестве чистого мышления; такое понимание идеализма Козлов называл типичной философией переходных эпох, своего рода компромиссом между спиритуализмом и материализмом, или между теизмом и атеизмом2. Однако в отличие от Соловьева Козлов не стремится восстановить связи между философией и религией или дать философскую интерпретацию христианских истин; в целом он ограничивается собственно философскими проблемами и пытается выработать онтологические и эпистемологические основания спиритуализма. Именно это имел в виду биограф Козлова, С.А. Аскольдов, когда он утверждал, что идеи Козлова и Соловьева представляют собой «одну и ту же проблему, но как бы с разных концов»'. Козлов начал серьезно изучать философию, когда ему было уже около 40 лет, после того как ему попалась в руки книга Фрауенштедта о Шопенгауэре. Спустя несколько лет Козлов опубликовал труд о философии Гартмана, а в 1875 г. он получил кафедру философии в университете Св. Владимира в Киеве. В 1878 г. он публикует книгу о Дюринге, в которой полемизирует с позитивистской концепцией «научной философии». В 1885 г. он начал издавать журнал «Философский трехмесячник» - первый философский журнал в России, - но вскоре ему пришлось отказаться от этого своего начинания из-за правостороннего паралича, приковавшего его к постели на шесть месяцев. Его биограф полагает, что эта болезнь, которая вынудила Козлова сосредоточиться на своем внутреннем «я» на такое долгое время, позволила ему пережить субстанциальность «Я» и тем самым помогла ему придать окончательный вид своей метафизике. 1 Козлов был незаконным сыном И.А. Пушкина, дальнего родственника Александра Пушкина. 2 См.: Аскольдов А. Алексей Александрович Козлов. М., 1912. С. 212-213. Аскольдов был незаконным сыном Козлова. 3 Там же. С. 217.
Анджей Валицкии. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... В 1888 г. Козлов вновь начинает издавать время от времени номера нового журнала «Свое слово», в котором он излагает свои зрелые философские идеи (он был одним-единственным автором журнала, который издавался нерегулярно). Из опубликованных в этом журнале статей самая значительная - философский диалог «Разговоры с петербургским Сократом». В нем русский Сократ представляет взгляды автора, а главный оппонент - позитивист Шугаер. Среди других участников - Иван и Алеша Карамазовы; Козлов, несомненно, давал этим понять, что его философия дает ответ на вопросы, поставленные Достоевским. Исходным пунктом философской спекуляции, полагает Козлов, не может быть ни представление о «чистом бытии» (как в гегелевской логике), ни Юмово описание сознания как «пучка чувственных впечатлений». Анализ сознания показывает, что оно разделяется на первичное сознание (совокупность простых, непосредственных опытов) и производное, или сложное, сознание (тотальность всех умственных, или духовных аспектов). В пределах первичного сознания можно различать: (1) осознание содержания того или иного опыта, (2) осознание совершаемых человеком поступков и (3) осознание «своего Я» - собственной идентичности как индивидуальной духовной субстанции. Именно в пределах Я и посредством его происходит синтез осознания опыта с осознанием своих поступков, что делает возможным переход к сложному сознанию. Поэтому Я - предусловие разума и сознания, которое невозможно, в качестве категории бытия, ни оправдать, ни игнорировать, как это делают эмпиризм и идеалистический монизм. Познающий субъект это субстанция, а не пустой сосуд; сбрасывание со счетов всех конкретных атрибутов бытия не делает бытие пустым, а приводит к понятию Я как простой, нередуцируемой духовной монаде. Пространно-временной мир, по Козлову, - совокупность состояний сознания. В отличие от Канта, Козлов отказывается считать пространство и время категориями познания a priori, но еще больше он против механистического ассоцианизма эмпириков. По существу, мир для него - это система, в которой бесконечное множество духовных субстанций взаимодействуют одна с другой. То, что мы называем материальными объектами, полагает Козлов, в действительности - символы субстанции, с которой мы так или иначе взаимодействуем. Время и пространство -тоже символы: пространство - символ взаимосвязи субстанций, тогда как время символизирует тот факт, что субстанции, сами по себе неизменные, все же изменчивы и подвижны в своих не-сущностных атрибутах. Сеть взаимоотношений, связывающая субстанции, - вне времени. Но вследствие узости восприятия нашего сознания мы не можем объять эту сеть как целое; следовательно, мы попадаем в нее от точки к точке, приходя таким образам к
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.007 с.) |