Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Достоевский и толстой: сопоставление
Попытаемся подвести итоги. То, что отличает Достоевского и Толстого от других писателей девятнадцатого века, - это, несомненно, их страстный моралистический накал. «Моралистический», однако, не адекватное обозначение. Некоторые крупнейшие моралисты -например, стоики и скептики - не верили в возможность радикальных изменений и сознательно воздерживались от того, чтобы дать волю моральному негодованию. Достоевский и Толстой, напротив, энергично протестовали против «всякого нарушения гражданского или морального порядка вещей» и призывали к полному религиозному и нравственному возрождению1. Их озабоченность предельными возможностями человеческой судьбы имеет все признаки настоящего пророческого пафоса. Однако каждый из этих двух русских писателей был пророком очень по-своему. Достоевский пытался проникнуть в мистический смысл истории посредством понятия Богочеловечества, тогда как Толстой вообще отвергал историю во имя вечных истин христианского Евангелия. На взгляд Достоевского, русская история открывала путь к спасению через Христа; идеал восстановления единства с народом, «возвращения к почве», был его специфической версией примирения с историей, с историческим православием и сохраненной народом национальной традицией. На взгляд же Толстого, истинная жизнь не зависит от времени: истина и простой народ - вне истории, а исторический процесс только порождает зло, и его, этот процесс, нужно разрушить для того, чтобы на земле установилось царство нравственного Абсолюта. Оба писателя жаждали «гармонии» на земле, но если Достоевский мечтал о том, чтобы Государство превратилось в Церковь, и осуждал рационализм во имя мистических и евангельских идеалов, то Толстой отрицал необходимость какой бы то ни было институционализованной религии и выступал за рационалистическую евангельскую ересь. Метафизический имперсонализм Толстого и последовательное неприятие им индивидуального бессмертия глубоко чужды автору «Братьев Карамазовых»; в той же мере Достоевский враждебен толстовскому эгалитаризму, который он считал уравнительством, уничтожающим индивидуальность и свободу. Как пророк Достоевский ближе к национальному мессианизму Ветхого Завета (мессианизм Шатова). В философии Толстого если и есть какой-то элемент Ветхого Завета, то только потому, что неслыханные
1 См.: WachJ. Sociology of Religion. London, 1947. P. 355. Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... по своей смелости и резкости обличения зла этим автором напоминают пафос еврейских пророков'. Различия между двумя писателями станут еще яснее, если проанализировать их с точки зрения тех звеньев, которые соединяют каждого из них с конкретными направлениями русской мысли. Достоевский был романтиком-националистом, продолжателем славянофильской традиции, тогда как Толстой, этот бескомпромиссный критик всякого национализма и даже патриотизма, больше чувствовал себя дома с рационалистическими и просвещенческими типами мышления. В своих общественно-политических взглядах Толстой ближе к народникам и анархистам, хотя он переосмыслил их учение в антиреволюционном и евангельском духе. Эти различия имели свои практические политические последствия: Достоевский, осужденный в молодые годы на тяжелый труд в Сибири, в свои последние годы вращался в реакционных кругах, был в дружеских отношениях с Победоносцевым и мечтал о взятии Константинополя. Толстой, аристократ-землевладелец, отверг свой класс и более тридцати лет обличал моральное зло, заключенное во всех государственных учреждениях, обличал все виды эксплуатации и насилия. Конечно, было бы несправедливым по отношению к Достоевскому отождествлять его с реакционными идеологами 1870-х гг. В действительности многие вожди народничества считали Достоевского (разумеется, ошибочно) своим идеологическим союзником2; не случайно Луначарский писал, что Победоносцев и другие его «высокие покровители не могли ему полностью довериться и постоянно ждали от него неприятных сюрпризов». Нервный, беспочвенный интеллектуал, который способен был изобразить нравственный и духовный конфликт братьев Карамазовых с такой исключительной проникновенностью, в действительности был ближе к радикальной интеллигенции своего времени, чем Толстой, пророк вечной истины Евангелия, который был одновременно и аристократом, и крестьянином, и во всем этом - патриархом. Этико-религиозные взгляды Толстого - статическая система завершенных истин, тогда как самое ценное в мышлении Достоевского образует диалектическую сложность. Было бы неверно сводить мировоззрение Достоевского просто к православному утопизму и непосредственно увязывать его с реакционными политическими учениями. Также и сегодня некоторые его идеи обладают поразительной свежестью, тогда как у Толстого мы чувствуем подлинно
ГЛАВА 15. Два писателя-пророка ' Ibid. 2 Немало свидетельств этому собрано А.С. Долининым. См.: Достоевский Ф.М. Материалы и исследования. Л., 1935. С. 52-53. (а не поверхностно) архаичный тип мысли - мышление, по-своему сильное, но вместе с тем и анахроничное, поражающее смелостью своих проницательных упрощений, но раздражающее своей «нигилистической» односторонностью и манихейским дуализмом. Идеи Достоевского оказали влияние на мыслителей самого разного идеологического толка - консервативных и прогрессивных, религиозных и мирских. Слава Достоевского достигла своего пика в двадцатом столетии. Наряду с Владимиром Соловьевым (с которым он подружился в конце жизни и на которого оказал значительное влияние) Достоевский ответствен за возобновление интереса к религии (так называемый «религиозный ренессанс») среди многих образованных русских людей в первые годы двадцатого века. Почти все русские философы-идеалисты и все без исключения религиозные мыслители, взгляды которых сложились в начале века и которые продолжали свое творчество после Русской революции за границей, - такие разные, как Бердяев, Булгаков, Франк, Мережковский, Шестов, Лосский и Гесс-сен, - были на том или ином этапе своей жизни захвачены Достоевским и впитали в свое мировоззрение его идеи. Среди западноевропейских мыслителей больше других проявляли интерес к его творчеству секулярные экзистенциалисты (особенно Сартр и Камю). У Достоевского их привлекало не его «православие», а его диалектика индивидуализма, понимание им проблемы «бунта» и тяжести свободы - словом, те идеи, которые он анализировал через своих «самоутверждающихся» героев. ; Толстой приобрел признание и авторитет во всем мире как моралист и религиозный мыслитель. Его дом в Ясной Поляне посещали; паломники из всех стран, и сотни писем со всего мира приходили туда от последователей и оппонентов. Его идеи - особенно его пацифистские воззрения - получили огромную популярность. Тем не менее, толстовская философия и религиозная мысль так и не стали влиятельным учением. Сила идей Толстого всецело основана на его собственной харизматической личности; после его смерти его идеи быстро были забыты, за одним важным исключением: в Махатме Ганди Толстой нашел по крайней мере одного по-настоящему великого продолжателя своего учения. 3 Ф.М. Достоевский в русской критике. С. 452.
ГЛАВА 16 РАЗНОВИДНОСТИ ПОЗИТИВИЗМА ВСТУПЛЕНИЕ В отличие от польского позитивизма, который выражал реали-стические устремления молодого поколения (после поражения восстания 1863 г.) к общественным переменам путем тщательной «органической» работы, русский позитивизм никогда не был влиятельной идеологией. Идеи позитивизма, разумеется, в значительной мере воздействовали на общую интеллектуальную атмосферу той эпохи, и некоторые русские позитивисты вовсе не были лишены таланта, но можно сказать, что ни один из них не сыграл по-настоящему выдающейся роли в идейной истории России.
Первые отзвуки позитивистских идей достигли России еще во второй половине 1840-х гг. Некоторые теории Конта (в особенности его концепция трех стадий развития человечества - теологической, метафизической и позитивной) нашли приверженцев в России среди людей, связанных с петрашевцами; такими в особенности были Валериан Майков и экономист Владимир Милютин (1826-1855). Отношение Белинского к позитивизму, напротив, было очень сдержанным; он считал Конта интересным мыслителем, достойным внимания в качестве «реакции против теологического вмешательства в науку», но он считал, что Конт лишен гения и что смешно надеяться на него как на основателя новой философии. Конт, писал Белинский, пытается разрушить метафизику не только как науку, имеющую дело с «трансцендентальными бессмыслицами», но также и как такую науку, которая имеет дело с природой человеческого духа; это показывает, что область философии чужда Конту и что ему доступны только математика и естественные науки'. «Просветителям» шестидесятых годов тоже было трудно принять Конта без оговорок; этому в особенности мешал их материализм и общественный радикализм. Однако философия Конта оказала определенное влияние на Писарева, который использовал аргументы позитивизма в своей полемике против представления виталистов о таинственном начале жизни. Еще большее впечатление произвела на Пи- 1 Белинсюш В.Г. Избранные философские сочинения. М, 1948. Т. 2. С. 326-329. ГЛАВА 16. Разновидности позитивизма сарева философия истории Конта, которой он посвятил пространную статью («Исторические идеи Августа Конта», 1865). Для Писарева контовская концепция о трех стадиях развития человечества - отличное подтверждение двух его излюбленных теорий, а именно, что исторический прогресс зависит от эволюции знания и что естественные науки имеют освободительную миссию. Отношение мыслителей-народников к Конту было еще более сложным. Позитивизм, несомненно, оказал на них влияние, но назвать народников позитивистами нет абсолютно никаких оснований1. Лавров и Михайловский писали свои сочинения в такое время, когда позитивизм в общественных науках в основном был представлен эволюционистскими теориями Герберта Спенсера. Оба русских мыслителя полностью отвергали позитивистский эволюционизм как крайнее выражение «объективизма», которому они противопоставляли свою собственную «субъективную социологию»; их также отталкивал позитивистский сциентизм, в особенности тем, что он принципиально устранял ценностные суждения. Однако, отталкиваясь от «объективизма», мыслители-народники в то же время нашли себе союзника в самом Кон-те, который признавал значимость как «объективных», так и «субъективных» методов. Поэтому Михайловский в своей полемике со Спенсером мог опираться на Конта, которого он называл предтечей «объективно-антропоцентрической» эпохи в истории человечества. Это само по себе отчетливо проясняет существенное различие между воззрениями Михайловского и позитивизмом того времени. Во второй половине девятнадцатого века только небольшая группа сектантски настроенных, «ортодоксальных» контианцев (например, П. Лаффитт и Ж.Ф. Робинэ) все еще отстаивала «субъективный метод» Конта; Литтре, главный представитель основной школы послеконтовского позитивизма во Франции, отверг «субъективный метод» вместе с «религией человечества» и другими романтическими элементами системы Конта.
Лавров, менее склонный к «социологическому романтизму», определил свое отношение к позитивизму в статье «Задачи позитивизма и их решение» (1868). В этой статье он обсуждает различные варианты позитивистского мышления (Конт, Литтре, Милль, Спенсер и Лю-ис) и предупреждает, что их нельзя недооценивать. Перефразируя замечание Гегеля о философии, Лавров определяет позитивизм как «наше время, схваченное в силлогизме»2. Долгосрочный вклад, кото- 1 Народники зачислены в позитивисты в книгах: Jakovenko В. Dejiny ruske filosofie. Прага, 1929; Lossky N.O. History of Russian Philosophy. London, 1952, a B.B. Зеньковский в своей History of Russian Philosophy, trans. George L. Kline (2 vols. London, 1953) трактует их как «полупозитивистов». 2Лавров П.А. Философия и социология. М., 1965. Т. 1. С.584. Анджей Валщкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ. рый внес позитивизм, писал Лавров, состоит в том, что он сформулировал задачи, стоящие перед человеческим рассудком, а именно, что взаимоотношения между явлениями следует анализировать строго научными методами, без всякого отношения к метафизической «вещи в себе», и что знание, обретенное таким образом, надлежит использовать для интерпретации не только нечеловеческого мира, но также общества и истории. Подобно Михайловскому, Лавров подчеркивал важность «субъективного метода» и пытался показать, цитируя самого Конта, что этот метод вполне совместим с базовыми предпосылками позитивизма. Однако вывод, который делает здесь Лавров, сводится к тому, что позитивизм не способен решить проблему, им самим поставленную, потому что у него недостает объединяющего философского принципа. Этот принцип - человек как существо, чувствующее и мыслящее, символ подлинного единства духа и тела. Историческая роль позитивизма только в том, чтобы ставить проблемы; решением проблем должна заниматься антропологическая философия, зачатки которой можно найти в идеях Фейербаха, Прудона и Милля. «Антропологизм» Лаврова образует место между «антропологическим принципом» Чернышевского и «субъективной антропологией» народнической социологии. Впитав в себя многие элементы позитивизма, антропологизм Лаврова, однако, представляет собой явным образом самостоятельное учение.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.014 с.) |