Диалектика как теоретическая система и метод познания. Исторические типы диалектики и метафизики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектика как теоретическая система и метод познания. Исторические типы диалектики и метафизики



Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания, и основанный на этом учении универсальный метод мышления. Диалектика существует как теоретическое знание. Любое теоретическое знание-система. Система включает понятия(категории). Категория -форма выражения в понятиях наиболее общих свойств и законов природы, мышления, и отношения человека к миру.
Субъективная диалектика – изучает закономерности диалектического мышления(диалектику понятий)
Немецкая классическая – Кант, Фихте, Шейлин, Гегель. Идеалистическая основа. Кант исследовал логику движения истор. процесса. Самый крупный вклад-Гегель- исходил из того, что источником всего сущего явл. абсолютная идея, которая воплощает в себе различные формы бытия, существует в природе общ-ва. Заслуга Гегеля - он разработал основные категории и сформулировал законы диалектики, сформировал представление об источниках и формах развития.
В конце 20 столетия сформировалась синергетика – исследует процессы самоорганизации открытых систем, которые происходят на основе хаотической неустойчивости и неравновесия В русской Ф. диалектические идеи развивал Герцен, Ленин, представители русского космизма – Циолковский и Вернадский. Тема единства мира и духовной революции представлялась в творчестве Соловьева, Бердяева, Франка. В советский период Д.- выступила как методологическая основа марксистко-ленинской философии.  
Основные принципы диалектики Н О В Н Ы Е П Р И Н Ц И П Ы Д.
Принцип всеобщей связи
Принцип объективности
Принцип противоречивости
Принцип восхождения от абстрактного к всеобщему
Принцип исторического и логического
Материалистическая – идея развития была применена к изучению общ. явлений, соц -классовых отношений. Марксистская Д. была политизирована и схематична, и настаивала на необходимости изменений социальных порядков. Теория Чарльза Дарвина, принцип развития стали проникать в научное мышление и становится методологией научного познания. Д. развивалась и в ряде зарубежных течений школ 19 века.
Стихийная – 1-ая истор. форма результатом которой было простое созерцание окруж. мира; философия античного периода (Парменид, Зенон) приходили к отрицанию движения, развития. Платон и Аристотель стремились найти источники развития мира, а Сократ изучал движение челов. знания. По Сократу Д. искусство ведения диалога. Гераклит сформулировал важнейшие идеи Д. Огонь-символ вечной динамики. Мир состоит из противоположных начал.
3 типа диалектики
Объективная диалектика – изучает развитие реального мира (природа, общество).


Закон – это категория, отображающая необходимые, существенные, устойчивые и повторяющиеся связи между предметами и явлениями.
15.Развитие как проблема философии: основные законы диалектики

Законы диалектики
Повторяемость закона означает, что он всегда будет действовать, как будут созданы условия, в которых он раньше действовал.  
Всеобщность обозначает, что закономерная связь охватывает все случаи проявления существенной связи. Существенные связи – это такие связи, без которых не может существовать то или иное явление.  
Необходимость закона свидетельствует о том, что он обязательно проявляется там, где создаются для него условия.  
Устойчивость закона означает, что он действует до тех пор, пока сохраняются существенные связи, которые действуют постоянно, либо длительное время.  
Законы по степени распространенности:  
частные законы, действующие лишь в одной отдельной области мира  
общие, их сфера ограничена или природой, или обществом, или мышлением  
универсальные (всеобщие)  
Законы по степени соотношения необходимости и случайности:  
Динамические закономерности (закономерности жесткой детерминации) характеризуют поведение изолированных, индивидуальных объектов и позволяют установить точно определенную связь между отдельными состояниями предмета. Особенности данных закономерностей: повторяются в каждом конкретном случае и имеют однозначный характер. Механистический детерминизм абсолютизировал динамические закономерности.  
Статистические закономерности (вероятностные законы) описывают состояние индивидуального объекта с определенной долей вероятности. Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов и поэтому характеризует их поведение в целом. Особенности данных закономерностей:наличие устойчивости, единство в поведении независимых элементов систем связано с внешними воздействиями, идея иерархии и субординации.  
Законы диалектики:
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Этот закон отвечает на вопрос: когда происходит развитие? Сущность: с изменением количества меняется и качество и наоборот. Целостной характеристикой предмета является качество.Качество– философская категория, выражающая внутреннюю определенность предмета, благодаря которой он существует как именно этот, а не другой предмет. Качество есть проявление существенного. Количество –философская категория, выражающая количественную определенность через число, объем предмета, степень наличия свойств, темп протекания процессов и т.д. Количество есть выражение однородности вещей, их подобия. Единство, взаимосвязь качества и количества характеризуются мерой. Мера –философская категория, которая определяет интервал качественных изменений, в границах которого основное качество остается прежним. Скачок– это процесс перехода количественных изменений в качественные, от старого качества к новому. Скачок является всеобщей формой развития. Скачки бывают частными и общими. По времени протекания скачки разделяются на мгновенные (совершаются в микромире), быстрые (в химических реакциях) и медленные (в макро – и мегасистемах). По интенсивности протекания скачки бывают с взрывом и без взрыва.  
Закон единства и борьбы противоположностей. Данный закон отвечает на вопросы: почему происходит развитие? где источник движения? Сущность: всем вещам, явлениям, процессам свойственны внутренние противоречия, т.е. единство противоположностей, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом. Борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию. Во взаимоотношении противоположностей можно выделить этапы: первый – развития, развертывания противоречий; второй разрешения этих противоречий. Развитие есть там, где есть противоречия. Этот закон предполагает не диалектические противоречия, т.е. такие, которые имеют единую основу существования и поэтому друг без друга не существуют. Закон обнаруживается только в целостных, способных к саморазвитию системах Противоречия делятся на антагонистические (враждебные), неантагонистические, внутренние, внешние.  
Закон отрицания отрицания. Этот закон показывает связь прошлого с настоящим, настоящего с будущим, т.е. характеризует развитие во времени, его направленность и форму, показывает к чему, к какому результату приходит развитие. К. Марксотмечал: "… не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования". Согласно этому закону развитие происходит по спирали, которая представляет собой цепь циклов. Спиралевидное направление развития определяется двойным отрицанием. Под отрицанием понимается диалектический процесс, в котором на основе сохраняемых жизнеспособных элементов старого рождается новое качество. Диалектическое отрицание – это замена старого новым, при которой сохраняется преемственность в развитии. Диалектическое отрицание – это самоотрицание. Момент преемственности, взаимосвязанности предыдущих фаз (ступеней) развития выражается категорией – снятия. Отрицание - это последовательность циклов, беспрерывность развития. Развитие, по мнению Гегеля, протекает по схеме: утверждение (тезис) - отрицание (антитезис) - снятие противоположностей (синтез) - отрицание отрицания. Сфера действия закона отрицания отрицания ограничивается прогрессивным, восходящим направлением развития материальных систем. Закон отрицания отрицания полностью проявляется только на завершающем этапе определенного цикла развития.  


Системность – всеобщее и неотъемлемое свойство материи. Мир и все в мире – это система.  
Система – это внутреннее (внешнее) упорядоченное множество взаимосвязанных элементов.  
Системы
Закрытые системы. В них не происходит обмена энергией и веществом с внешним миром. Такие системы стремятся к равновесному состоянию (к неупорядоченности, хаосу).  
16.Самоорганизация и системность

Материальные системы:  
Системы неживой природы (элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, геологические образования и др.).  
Самоорганизация материи – создание, совершенствование, воспроизводство самой себя без участия внешних сил.  
Исходный принцип синергетики – рассмотрение развития систем как саморазвитие, т.е. процесс, детерминированный изнутри, а не извне.
Флуктуация –это постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения.  
Эти колебания и отклонения возникают вблизи критических точек – точек бифуркации(разветвления), где поведение системы становится неустойчивым (условие неравновесности).  
Синергетика –исследует процессы самоорганизации открытых систем, которые происходят на основе хаотической неустойчивости и неравновесия В начале 70-х годов XX в. возникло направление научных исследований синергетика. Термин "синергетика" происходит от греческого "синергия" – сотрудничество, содействие. Немецкий физик Г. Хакенввел данный термин в широкий оборот. Ее основоположники – Г. Хакен, И. Пригожин.  
Исходный принцип синергетики – различие процессов в открытых и закрытых системах. Традиционная наука изучает замкнутые системы, обращая внимание на устойчивость, порядок. Процессы в замкнутых системах характеризуются линейностью и равновесностью. По мнению Г. Николиса и Пригожина, "мы живем в мире неустойчивых процессов", движемся от хаоса к порядку. Саморазвитие, согласно Пригожину, - это постоянно осуществляемый "выбор на молекулярном уровне", где господствует случайность и неустойчивость.В процессах, протекающих в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, проявляется способность к самоорганизации и возникновению диссипативных структур.
Диссипативная структура –неустойчивое состояние материи, возникающее в результате флуктации.
Главное свойство открытых систем – неустойчивость.
Самоорганизация – процесс, в ходе которого воспроизводится организация сложной динамической системы. Отличительная особенность процессов самоорганизации – целенаправленный, вместе с тем естественный, спонтанный характер.
Открытые системы обмениваются энергией и веществом с внешним миром. В таких системах при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры.  
Социально организованные системы (человек-общество).  
Биологические системы (ДНК, РНК, нуклеиновые кислоты, белки, биосфера, организмы).  


Механический детерминизм
Детерминизм –философское учение о всеобщей обусловленности явлений и событий.  
17.Детерминизм

Онтологический принцип детерминизма
Появился В XVII-XVIII вв. Он рассматривает все типы взаимосвязи как механические и отрицает характер случайности. Сторонник Б. Спиноза считал, что случайным мы называем явление по причине недостатка наших знаний о нем. П. Лаплас утверждал, что если бы мы были осведомлены обо всех явлениях, происходящих в данный момент в природе, то смогли бы вывести все события будущего. Следствием механистического детерминизма является фатализм – учение о всеобщей предопределенности явлений и событий. Принцип детерминизма трансформировался. Это связано с тем, что открытия в квантовой механике вскрыли ограниченность механистического детерминизма.  
Индетерминизм – онтологический принцип, отрицающий наличие между явлениями и событиями всеобщей и универсальной взаимосвязи, или всеобщий характер причинности.  
Индетерминизм ограничивает область действия детерминизма. Проблема индетерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием квантовой физики. Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. Предпринимались попытки истолкования основных законов квантовой теории в духе индетерминизма. Индетерминизм утверждает, что есть явления и события, которые появляются без причин и могут быть не связанными с другими явлениями и событиями.  
С точки зрения Юма (эмпирик) причинность имеет основание в привычке, формируемой долгим опытом повторения. В XX веке философия обратилась к проблемам свободы, к изучению бессознательной психики, позиции индетерминизма усилились.  
Сфера детерминизма природа в философии жизни, философии воли, в экзистенциализме и прагматизме.  
Принцип индетерминизма используется для понимания событий и явлений культуры.  
Современный детерминизм признает объективный характер случайности. Причинно обусловленными являются не только необходимые, но и случайные явления. Трудности в осмыслении проблем причинности в современной физике привели к усилению тенденций индетерминизма.  
Все явления и процессы в мире связаны между собой. Онтологический принцип детерминизма является выражением этой взаимосвязи и дает ответ на вопрос: существует ли в мире упорядоченность и обусловленность всех явлений или мир есть неупорядоченный хаос?  


Создателем философской антропологии считается Макс Шелер. Огромна заслуга в исследовании проблем человека Х. Плеснера, А. Гелена.
Историческое развитие человека
Подходы в понимании человека:
18.Проблема человека в истории философии

Платон Считал, что собственно человеком является душа, а тело низшее, враждебное для души материя
Аристотель Человек общественное животное, наделённое разумом.
Кант Человек по природе зол, но вместе с тем обладает задатком добра, при этом человек как субъект деятельности
Фейрбах Человек- вершина природы обладающая силой мышления, силой мысли, силой чувства
Маркс Рассматривал человека не как абстракцию, а как социальное существо. В понимании Маркса человек есть совокупность общественных отношений т.е. существо производящее и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое.
Паскаль Человек это слабейшее существо. Человек это тростник, но мыслящий

v
Проблема человека - это теоретическая и практическая, жизненная проблема. Оказавшись в критической ситуации, человек решает вопрос о смысле своего существования. Как только он перестает об этом размышлять, он перестает быть человеком.
20 век – роль сферы бессознательного, на эмоциональные структуры повседневного существования – экзистенциализм.  
Новое время: специфика человека виделась в разуме, мышлении
Возрождение: человек центр мироздания, подобен Богу
19 век – человек рассматривается не как абстракция, а как социальное существо
Средневековье: человек единство души и тела
Античная философия: человек образ Космоса
человек как индивид, личность
человек в смысле "человеческий род"
человек в естественной систематике животных
человек как сущее, выходящее за рамки животного мира

Человек - продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
19.Происхождение и сущность человека

Сущность человека – общая характеристика человеческого рода, истина человека, ядро которого это отличие от животных  
Подходы к природе человека:
Всецело биологичный. Всё заложено от природы  
Природа человека всецело социальная. Развитие человека без общества не может быть полноценным, без общества возникает эффект «маугли» ·
Природа человека биосоциальная т.е. утверждает что человек социальное существо и главное содержание его деятельности необходимая выработка культурной формы, но в их основе лежит биологические схемы поведения.  
Отличия человека от животного:  
Вера
Наличие общества и культуры  
Абстрактное мышление
Сознание
Использование природных ресурсов для создания абсолютно новых вещей
Происхождение человека:
3.5 млн. лет назад начинается процесс формирования человека  
1.5 млн. лет назад начинается формироваться мышление. Способ организации, распределение деятельности формирует человека, его сознание.  
Около 40 тыс. лет назад, развитие человек, как биологического вида практически превратилось. С этого периода развитие человека продолжается с опорой на приобретение не индивидуальных, а социальных признаков.  
Природа человека - совокупность его наклонностей и качеств (разумность, способность к общению и социальной жизни)


Человек - продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
20. Биологическое и социальное в человеке

Биологизаторская рассматривала человека как "еще не устоявшееся животное", не приспособленное к животному существованию.
Концепции природы человека
Биосоциальная биологическое и социальное в единстве
Биологические задатки
Единство (боль, внутренний Я)
«Человек рождается с единственной способностью, "способностью приобретать человеческие способности"» (А.Н. Леонтьев)
Человеческое существование- есть бытие индивида, как целостное существование во всем его многообразии.  
Отличие животного от человека: у человека нет врожденного поведения
Отличие животного от человека: у человека нет врожденного поведения
Социальная среда и восприятие.
Человеческая жизнедеятельность и общественная жизнь – неотъемлемая часть человеческого бытия.  
Социологизаторская сущность человека и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды.


Фрейдизм: общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом.  
21.Фрейдизм о природе человека

«Я» включает сознание, реальность и т.д.
«Сверх - Я» · моральные установки человека; представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что — нет; · совесть, стыд; · правила; запреты.  
Нарушения психики, неврозы  
«Сверх –Я» давит на «Я»; «Оно» давит на «Я» (подавить «Сверх – Я» не может)
«Оно» · бессознательная часть психики; · совокупность инстинктивных влечений; · комплексы от животного мира.  


К.Маркс: «Человек – это мир человека, государства, общества».
22.Марксизм и экзистенциализм о природе человека

Атеистический экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер)
Экзистенциализм – западноевропейское философское направление, особенно популярное в середине 20 века.
Главная задача: анализ повседневного субъективного существования человека и эмоциональной структуры его бытия.
В марксистской философии человек рассматривается не как абстрактное существо, а как социальное существо. Марксистское учение о человеке основывается на философской традиции, развиваемой философами античности Демокритом и Эпикуром, мыслителями Возрождения, материалистами Нового времени. Марксистская философия рассматривает живого конкретно-исторического человека, органически включенного в общественные отношения. В понимании К. Маркса, человек есть совокупность общественных отношений, т.е. существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое одновременно. С другой стороны, человек есть результат развития общественно-исторического процесса. Человек - объект и субъект общественных отношений. Сущность человека - общая характеристика рода человеческого. По мнению Маркса, радикально изменив общественные отношения, можно кардинально изменить природу человека, создать принципиально "новых" людей.  
отказывается от признания абсурдности человеческого существования и переходит к осмыслению гуманистических ценностей. "Человек, - писал Сартр, - это, прежде всего проект, который переживается субъективно". Человек станет таким, каков его проект бытия. Человек у Сартра – "авантюра", которая "имеет наибольшие шансы закончиться плохо". Переживание "пустоты и бессмысленности (Ф. Кафка) должно смениться поиском собственной самореализации, проявления активности личности.  
Главная проблема в философии экзистенциализма – отчуждение индивида от общества. Мир, в котором живет человек, чужд ему, враждебен.
"смысл жизни человека - в мистическом общении с богом, в индивидуальной жизни. Критерием приобщения к Богу является чувство любви, которое сопровождается состоянием уравновешенности и сосредоточенности.
Социоцентризм – тип философского мировоззрения и познавательная установка в теоретическом исследовании человека. Человек оказывается подавленным обществом, а позднее принесен в жертву «светлому будущему» в качестве «строительного материала».
Марксизм - философское учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века
Религиозный экзистенциализм (Э. Марсель, К. Ясперс, П. Тиллих, Н. Бердяев)


Под деятельностью понимают специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которой составляет изменение этого мира в интересах людей.
Главное в деятельности - это то, что она является средством изменения не только окружающего мира, но и самого человека.
23.Человеческая деятельность и ее содержание

С одной стороны, человек создаёт "вторую природу", то есть, производит то, чего никогда не было: новые вещи, новые материалы, новые устройства и т.д.
С другой стороны, производя вещи, люди тем самым производят и самих себя: развивают свой интеллект, свободу, совершенствуют социальную среду.
Человек является причиной своего собственного существования.
Деятельность включает в себя: · цель · средства · результат · и сам процесс.
К деятельности человека побуждают потребности, удовлетворить которые он не может так, как это делают животные, то есть, просто взяв то, что необходимо в готовом виде, из природы.
Потребность, требующая удовлетворения, выступает в качестве непосредственной причины деятельности. Структура потребностей человека зависит от множества факторов: от культурной среды, воспитания, уровня образования, физического здоровья.
Деятельность (труд) по своему содержанию является процессом, в основе которого лежит свободное целеполагание человека. Хотя многие человеческие действия детерминированы потребностями, люди все равно вкладывают в производимый ими продукт, - здания, машины, музыку и т.д., - свои субъективные предпочтения. Это означает, что деятельность немыслима без свободы - самой большой субъективной ценности, которой обладает человек.
Витальные - необходимые для физического существования. Относится потребность в пище, одежде, крыше над головой и т.д.
Духовные потребности - это потребность в музыке, книгах, религии, научном творчестве, общении с другими людьми.
Деятельность
Опредмечивание - это материализация идеальных проектов, схем, образов, перевод их в предметную форму. Созданная человеком вещь представляет собой его интеллект, умения и волю, воплощенные в камень, металл, пластик и т.д.
Распредмечивание - это обратный процесс перевода предметов из формы материального бытия в идеальные формы: познавательные образы, схемы, проекты. Распредмечивание означает, по сути, попытку понять людей, которые создавали предметы, вкладывали в них свои знания и умения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.021 с.)