Мировоззрение в современную эпоху. Идеология и демократия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировоззрение в современную эпоху. Идеология и демократия



Современная эпоха.
Складывается общечеловеческое мировоззрение –оно характеризует все человечество в целом  
Растет понимание ответственности человека ставшего планетарной силой.
Демократия - динамическая система, способна к постоянному движению, готовности к решению новых задач. Все люди должны принимать участие в обсуждении проблем и принятии решений, по особо важным вопросам.  
Идеология - система взглядов на мир, через призму классовых, государственных, религиозных интересов. Тотальная идеология -захват одной группой людей власти в обществе и навязывание своей идеологии.    
Деидеологизация - разрушение тотальных идеологий, и появление плюрализма. Плюрализм – философское направление, признающее множество первоначал мира.  
Тотальная идеологизация
деидеологизация
плюрализм


4.Задачи философии. Понятие рефлексии. Основной вопрос философии и варианты его решения

Рефлексия – самонаблюдение, размышление над самим собой.  
Задачи философии
· обоснование, оценка системы ценностей · -подвергать всё сомнению · -опираться на научные данные · -объединять, обобщать накопленные знания · -доказательство того, что должно быть  
Основной вопрос философии Отношение бытия к мышлению и мышления к бытию. Он необходим для классификации и обзора различных философских учений  

 


Основной вопрос философии

Ставит вопрос: «Что является первичным: сознание или материя?»
Онтологическое отношение
Гносеологическое отношение
Ставит вопрос: «Познаваем ли мир?»

 



4.1. Задачи философии. Понятие рефлексии. Основной вопрос философии и варианты его решения

Решение онтологической стороны вопроса
Что первично: материя или сознание?
Монизм
Дуализм
Материя - первична, сознание – вторично.
Материя зависит от духовного начала.
Материальное и духовное начала существуют независимо друг от друга.
Материализм
Идеализм
Агностицизм
Отрицание познаваемости мира
Сенсуализм
Чувственное познание
Диалектика
Иррационализм
Всеобщность связей и развития в мире
Мир неразумен, хаотичен, и его невозможно познать
Рационализм
Способ познания – деятельность разума, мир устроен разумно
Скептицизм
Сомнения в познавании мира
Объективный
Субъективный
Надличностное, надмировое сознание (Бог, Абсолютная идея и т. д.)
Мир существует благодаря сознанию человека.
Решение гносеологической стороны вопроса
Что первично: материя или сознание?
Мир познаваем
Достоверное познавание мира невозможно

5. Структура философии. Многообразие типов философствования. Роль философии в жизни общества

Филосо-фия
Онтоло-гия
Антропо-логия
Аксиоло-гия
Гносе-ология
Социальная философия
Эстети-ка
Этика
Типы философствования
Онтологический
Гносеологический
Скептицизм
Сенсуализм
Рационализм
Иррационализм
Диалектика
Монизм
Плюрализм
Дуализм
Агностицизм
Роль философии в жизни общества. На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень и эффективность последних научных изысканий. Философия помогает формировать необходимый в обществе благоприятный нравственный климат, духовный мир человека, его нравственные ценности, отвечает на смысло-жизненные вопросы. Отдельные специализированные сферы философского знания косвенно способны приносить значительные практические результаты. Философия способствует научному и техническому прогрессу.  


Причины и условия появления философии  
6. Происхождение философии

1. Возрастает степень свободы человека. 2. Появляются богатые и бедные, рабы и рабовладельцы. 3. В VI-VII вв. происходил переход от патриархального рабовладения к развитому: рабство из случайного попутного воина начало превращаться в основную производительную силу общества. 4. Происходит разделение труда на физический и умственный. 5. У древних греков появилась наука, но знания были эмпирическими. Научное знание постепенно приобретает теоретическую абстрактную форму Появляется слой людей, обладающих достаточным досугом (политика, торговля)    
Одновременно философия возникла в трёх центрах мировой цивилизации: · Древняя Индия, · Древний Китай, · Древняя Греция    
Корни философии - в обычных представлениях, прошедших стадию мифологизирования. В одной из основных философических категорий - материи, обозначающей объективную реальность, данную в ощущениях, слышится слово «мать», которое в мифологии поднялось до символа Матери-Земли, Матери-Природы как бесконечного пространства, понимаемого в виде бесформенной протяженности, доходящей до бескачественности в философском понятии материи. А в понятии идеи как образца для всех вещей - отголоски представления об отце или, в мифологизированном варианте, об Отце-Небе как основателе и творце мира. Отыскивая корни философии, можно уйти и глубже - в мистику. Философия вышла из мифологии, но её становление не было безоблачным. За возможность развивать философию люди платили своей жизнью. У истоков философии стоял Пифагор.



Характерная черта - космоцентризм(под ним понимается мир как живой космос, а человек часть него, т.е. мир понимается как целое)  
7. История философии и ее связь с историческим процессом

Античная философия Древней Греции и Древнего Рима с VII в. до н.э. и до V в. н.э
Этапы Древнегреческой философии: - Досократики (VI-V вв. до н.э) «Милетская школа» Объяснение рассматриваемых явлений природы, сущности космоса, поиски начала бытия. - Фалес (утверждал что всё вышло из воды, был гилозоистом, одушевлял всё сущее, допускал наличие множества богов, он учил во всё полагаться только на разум, и не ссылаться на веру) - Анаксимандр (считал что началом всего сущего была вечная и бесконечная субстанция, из которой всё состоит и в которую всё обратится - Анаксимен (считал что всё возникло из воздуха «воздух®вода®ил®почва®камень») -«Пифагорейская школа» (основатель Пифагор, считал первопричиной всего число) - Гераклит «Школа Гераклита»(родоначальник диалектики, в основе всего сущего – огонь, который то разгорается, то гаснет, обеспечивая непрерывность рождения и исчезновения; причины изменений- борьба противоположностей, считал основой объективных законов- логос) «Всё течёт, всё изменяется..» - Парменид «Элейская школа»(считал, что природа бездвижна и не развивается, выдвинул тезис: «Бытие есть, бытия нет..», создал апории- непреодолимые логические доказательства) -Школа атомистов» Демокрит, Левкип, Эпикур (создали общую картину мира- атом, вещественную, неделимую частицу, вечную и неизменную)  
Ученик Платона- Аристотель систематизировал науки и теории, основатель фил. Школы «Ликей». Создатель метафизики. Его формула: Единичное бытие= форма + материя Мир вечен, находится в вечном движении, а первым двигателем выступает Бог.  
Классический период античной философии (V-IV вв. до н.э)   -обучали граждан ораторскому искусству, философии и рассматривали этикосоциальные проблемы воспитания человека -смысл жизни- самопознание, философствование -философия должна учить жить достойно  
Платон и Аристотель- классики античной мысли, родоначальники объективного идеализма. По Платону первоосновы мира – эйдосы, прообразы вещей. Идея – смысл, сущность вещи, она вечна и неразрушима. Платон разрабатывал учение об идеальном государстве.  
Основные черты античной философии: · Синкретична (нерасчлененные проблемы) · Космоцентрична (человек + космос) · Вышла на понятийный уровень (смысл жизни, понятия Платона) · Понятие формы Аристотеля · Понятие смысла  


Распространение принципа креанционизма – сотворения мира Богом из ничего  
Главнаязадача - рациональное обоснование бытия Божия  
7.1. История философии и ее связь с историческим процессом

Средневековая философия (V-XV вв)  
Основнойпринцип философствования -теоцентризм -источник Бог.
«Философия – служанка богословия» - Фома Аквинский  
Разработка учения – эсхатологии - учении о конце света  
Основные этапы
Патристика- философское учение отцов церкви, философ Августин  
Схоластика - философское обоснование религиозного учения в школах, университетах  
Апологетика - философское обоснование и защита христианства  
РЕАЛИЗМ- подлинно существуют не сами вещи, а УНИВЕРСАЛИИ  
НОМИНАЛИЗМ- подлинно существуют лишь конкретные вещи, а не общие понятия- имена вещей.  
Многие философы были представителями духовенства: · Тертуллиан (выступ ротив философии и веры, · Евангелие- динственный источник познания), · Ориген(стремился соед. христианство с философией), · Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Эриуген, Августин, Боэций и др.  
Основная проблема: соотношение разума и веры, науки и религии  
В центре внимания оказывается проблема: «Сотворён мир Богом или существует сам по себе? Как сочетаются свобода, воля человека и божественная необходимость?»  
Главным становится проблема внутреннего совершенствования. Человек- это единство веры, надежды и любви. Идеал человека- Бог.  



Главная задача: обоснование господства человека над природой, разработка научного метода познания; вскрытие законов мышления  
Основная проблема
7.2. История философии и ее связь с историческим процессом

Философия Нового времени(XVII-XVIII вв.)
Гносеологическая
Антропологическая


 

Эмпирическое направление- в основе прогресса познания должен лежать человеческий опыт, основанный на данных наших органов чувств.  
Рационалистическое направление- утверждает, что данные чувствительного восприятия не всегда точны, а потому отдают предпочтения теоретическим приёмам получения истинного знания  
Ф. Бэкон (1561 – 1626 гг.) – английский философ, основоположник эмпирического познания. Главный метод познания – индукция – обобщение множества частных явлений и получение общих выводов. «Новый органон», классификация искаженных представлений о действительности: -идолы рода (сложные представления о мире); -идолы пещеры (заблуждения, связанные с индивидуальным воспитанием человека); - идолы рынка (сложные взгляды из-за неправильного употребления слов); -идолы театра (заимствованные положения из различных философских систем);  
Дж. Локк (1632 – 1704 гг.) – английский философ отвергал возможность врожденных идей, признавал, что в основе познания лежит только опыт. Источником опыта выступает внешний мир. Первый выдвинул идею о государстве, построенном на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и федеративную.  
Д. Юм (1711 – 1776 гг.) – шотландский философ. Достоверное знание может быть только логическим, а предметы исследования выводятся из опыта. Опыт – поток «впечатлений», причины, которые неизвестны и непостижимы.  
Б. Спиноза – нидерландский философ. Его учение о единой субстанции, по которой не существует различия между высшей субстанцией – Богом – и сотворенными им другими субстанциями. Единичные вещи являются всего лишь проявлениями единой субстанции – природы Бога. Природа выступает как субстанция, а протяженность и мышление - атрибуты. Его девиз: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».  
Г. Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий философ. Полагал, что мир состоит из монад - духовных элементов бытия, обладающих активностью, изменчивостью. Опыт как опора нашего знания всегда относителен, условен.  
Р. Декарт (1596 – 1650) – французский философ. Главную роль в процессе познания отводил разуму и самосознанию. Основатель рационализма; обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции, выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».  
Сенсуализм- познание мира с помощью ощущений  

7.3. История философии и ее связь с историческим процессом

Философия Возрождения(XV – XVIIвв)
Основные аспекты - антропоцентризм и эстетическое начало. Формируется новый вид мышления –гуманизм.  
Эстетизм- основан на искусстве, где главным объектом является Человек, его тело, любование его красотой  
Формы мышления
Панпсихизм- одушевление природы  
Направления: -гуманистическое -неоплатоническое -натурфилософское -реформационное -политическое -социально-утопическое
Происходило расшатывание авторитарного мышления. Оспаривалась идея бессмертия души. Творчество – первостепенное достоинство человека. Доминирующий аспект философии- эстетическое начало.  
Антропоцентризм
Пантеизм
Гуманизм
Эстетизм
Гилозоизм- оживление природы  
Гуманизм- воззрение, основанное на признании человека личностью, его свободу, счастье.  
Пантеизм- отождествление природы и Бога.  
В основе миропонимания эпохи лежит принцип Антропоцентризма- человек стоит в центре мира и считается подобным Богу, своей способностью творить.  



Проблемы наилучшего устройства общества  
Стремиться распространиться через книги, пьесы, театры
Главное-наука и прогресс
Мировоззренческая основа Просвещения- культ разума  
Основная задача - создать программу социальных преобразований и сформировать новый идеал человека.  
Основная задача - создать программу социальных преобразований и сформировать новый идеал человека.  
Философия эпохи Просвещения
Основная задача - создать программу социальных преобразований и сформировать новый идеал человека.  
Основная задача - создать программу социальных преобразований и сформировать новый идеал человека.  
7.4. История философии и ее связь с историческим процессом

Философия эпохи Просвещения
Мировоззренческая основа Просвещения- культ разума  
Главное-наука и прогресс
Стремиться распространиться через книги, пьесы, театры
Основные черты
Культ разума
Культ науки
Культ человека
Проблемы наилучшего устройства общества  
Борьба с религией
Идея прогресса
Идея всеобщего равенства
Французское просвещение -Вольтер считал Бога творцом мира, связующим началом всего сущего. Никакая теория и практика не смогут доказать ни его наличие, ни его отсутствие. Резко критикует феодальную идеологию, религию, особенно католицизм. -Жан Жак Руссо уделял наибольшее внимание социально-политическим проблемам. По его мнению, главная причина противоречий в обществе – частная собственность. - С именами Гольбаха, Гельвеция, Ламетри связано построение материалистического миропонимания. Они обосновывали идею соц. справедливости  
Английское просвещение -В центре просветительских теорий – теория естественного права общественного договора - Джон Локк подчёркивал, что всё наше знание основано на опыте и должно быть выведено из опыта -Джордж Беркли стремился доказать, что мы воспринимаем только свойства вещей, которые зависят от наших органов чувств.Он считал, что вещи-комбинации наших ощущений. -Д. Юм поставил проблему причинности, как философскую проблему    


Высочайший уровень философского творчества. Философия поднялась до самопознания, поставив вопрос об основах и условиях существования и развития, сделав попытку исследования мышления и бытия.  
Иммануил Кант (1724-1804 гг.) Является основоположником немецкой классической философии. Выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познания внутренней сущности вещей («вещь-в-себе»). Выдвинул учение о категориях общих понятий. 1. Делил знания на опытное и доопытное 2.Сформулировал закон «категорический императив»: поступок становится моральным, если он основан на следовании долгу и уважении морального закона. 3. Сформулировал идею о вечном мире в будущем, основанном на неэффективности войны, её правовом запрете. 4. Определил центральные проблемы: -Что я могу знать? -Что я могу делать?- На что я могу надеяться? -Что такое человек?  
7.5. История философии и ее связь с историческим процессом

Материализм
Людвиг Фейербах (1804 – 1872 гг.):   1. Критик идеализма, выдвинул целостную и последовательную картину мира, материалистическую. 2. Выступал как атеист, доказывал отсутствие Бога. 3. Выдвинул новую религию «любви человека к человеку
Немецкая классическая философия
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) 1.Выдвинул учение об абсолютной идее, которая не зависит от нашего сознания. В основе действительности лежит деятельное начало – мировой разум. 2.Впервые представил весь исторический, духовный и природный мир в виде процесса. 3.Создатель теории диалектики- учении о всеобщем развитии его основных законов и принципов. 4.Отождествил бытие и мышление    
Объективный идеализм
Субъективный идеализм
Иоганн Фихте (1762 – 1814 гг.): 1. Внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание. 2. Стремился понять реальное взаимодействие объекта и субъекта в познании «Я» - субъект, «Не Я» - объект.  
Основная идея -все сущее есть системы, развивающиеся на основе идеального первоначала, которое разворачивается в мир и наиболее адекватно представляется как способ человеческой деятельности. Человек – культурно-историческое существо. Основная проблема -определение отношения между мышлением и бытием.  

7.6. История философии и ее связь с историческим процессом

Немецкая неклассическая философия  
Вульгарный материализм - это философское течение, в котором отвергается специфика сознания, происходит отождествление с материей, осознание является химическим процессом. Представители: К.Фохт, Я. Молешотт, Л. Бюхнер.  
Бессознательное- вся совокупность всех психических явлений и процессов, лежащих вне зоны разума, неосознаваемых, неподдающихся сознательному, волевому контролю.  
Позитивизм-философское направление, представители которого считали, что философия, подобно науке, должна заниматься анализом и систематизацией фактов и отбросить абстрактные, неразрешимые проблемы. Основатель позитивизма – Огюст Конт (согласно Конту, только позитивные знания обладают подлинной ценностью, философия должна отвечать не на вопрос «почему», а на вопрос «как»). Главная особенность позитивизма- анализ научного познания.  
Неопозитивизм Выдвигали программу очищения языка»обыденного, научного, философского» от неточных двусмысленных предложений. Представители: Б.Рассел, Л. Витгенштейн    
Постпозитивизм Занимались развитием сознания, факторами, влияющими на него. Обнаружили неустроенную роль философии в этом процессе. Представители: Т.Кун, П.Фейерабенд.  
Экзистенциализм Западноевропейское философское направление, особенно популярное в середине 20 века. Главной задачей философии считает анализ повседневного существования человека и эмоциональной структуры его бытия. Человек-это уникальное особое бытие, которое нельзя выразить на языке общих понятий. Представители: М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Х. Ортега-и -Гассет, С. Кьекегор, Н. Бердяев  
Аналитическая философия- философское направление, изучающее философию языка, основная задача- создание непротиворечивого, однозначного, логического метаязыка науки. Верификация- опытная проверка на основе опыта логического доказательства.  
Эмпириокритицизм(критика опыта) (к. XIX- н.XX) Они пытались свести философию к теории познания, к анализу соотношения объекта и субъекта психического и физического. Ппредставители: Мах, Авенариус    
Позитивистская традиция философии  
Психоанализ (фрейдизм) Термин философии З.Фрейда: способ решения психологических проблем путем частичного осознания бессознательного.  
Марксистская философия Основоположники: К.Маркс, Ф. Энгельс соединили воедино материализм и диалектику, сделав упор на революционно-практическую роль философии. Создали проект радикального переустройства общества на началах соц. справедливости и равенства. Главная теоретическая ошибка К.Маркса- капитализм. Он рассматривал человека как совокупность производственных отношений, Маркс подчёркивал социальную сущность человека и его функцию социальных отношений. Данная функция трактуется как закономерное и необходимое. Человек выступает как типичный представитель класса, это является недооценкой личностного начала в марксизме. Человек в марксизме –глубоко нравственное существо, находящееся в тени.  



Бытие · Фил.термин, который означает то, что гарантирует существование, совокупность всех состояний мира в прошлом, настоящем и будущем. · Реально существующая субстанция, которая объективна, вечна, бесконечна · Как философская категория, означает реальность, не зависящей от нашего сознания · Всё то, что существует (природа, человек, общество) Онтология - учение о бытии, о первоосновах бытия, о сущем. Небытие - абсолютное ничто, полное отсутствие чего-либо.  
8.Проблема бытия в истории философии

· Если философия признаёт бытие, тем самым она утверждает, что всё происходящее предсказуемо и сводится к случайности. · Если философия признаёт ценность проблемы бытия, тогда человек защищён в этом мире и тем самым имеет смысл к существованию. · Если утверждает, что бытия не существует, то человеку не на кого надеяться и у него нет надежды.  
Виды бытия

Реальное - это есть то существование, всё то, что существует вне времени и пространства.  
Основные формы бытия: · Бытие вещей · Бытие человека · Бытие духовного (идеальное) · Бытие социальное  
Мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и реально презадана сознанию, действию отдельных индивидов и отдельных людей.  
Идеальное- сущность, существующее вне времени и пространства.  

 

 



 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.021 с.)