Глава 7. Технологии опережающего обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 7. Технологии опережающего обучения



Технологический подход к обучению предусматривает конструирование учебного процесса исходя из образовательных ориентиров, целей и содержания обучения. Реализация опережающего обучения требует определенного преобразования содержания образования и разработки соответствующих методов и технологий, обеспечивающих развитие системных представлений, умений и навыков системного мышления и системного подхода в познавательной и иной деятельности.

По мнению В.Оконь, системный подход к содержанию обучения предполагает [7.1]:

1) широкое применение системных методов и технологий его структурирования;

2) перехода от простых систем и структур к сложным, от более конкретных к общим и наоборот;

3) максимального учета структур, общих для многих предметов обучения.

Система содержания опережающего обучения может представлять собой упорядоченную на основе системного подхода совокупность ее взаимосвязанных элементов, реализация которых в учебном процессе обеспечивает эффективное и качественное достижение целей и задач обучения.

Структура подобной системы, отражающая содержание обучения, не только существенно ускоряет и облегчает процесс изучения учебного материала, но эффективно развивает умения и навыки самоуправления познавательной деятельностью, важной функцией которого является самостоятельное структурирование субъектами содержания обучения.

В качестве одной из теоретических основ технологий опережающего обучения и реализации деятельностного подхода служит теория планомерного формирования умственных действий и понятий. В соответствии с данной теорией П.Я.Гальперина [7.2]:

первый этап посвящен мотивации овладения действием;

на втором этапе осуществляется опережающее формирование ориентировочной основы предстоящей деятельности, усвоение которой предполагает непосредственную реализацию этой деятельности;

на третьем этапе происходит формирование материальной (материализованной) деятельности – усвоение содержания действия;

на четвертом этапе все элементы деятельности обучающийся выражает во внешней (устной или письменной) речи, что способствует обобщению этой деятельности;

на пятом этапе деятельность осуществляется как на предыдущем

этапе, но вербализуется с участием внутренней речи;

на шестом этапе деятельность производится полностью

автоматически и интегрировано, становится самостоятельным и полностью освоенным.

В определенных случаях отдельные этапы могут быть пропущены. По мере формирования умственных действий и усвоения методов анализа объектов, явлений и процессов окружающей действительности, у субъекта развиваются способности самостоятельного построения своей ориентировочной основы для изучения и усвоения соответствующего содержания обучения.

По утверждению Д.В.Чернилевского, технология обучения – это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса, с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в профессиональной компетенции и развитие личности студента. Современные технологии обучения представляют собой системный подход проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства процесса обучения [7.3].

В.П.Беспалько рассматривает педагогическую технологию как средство гарантированного достижения целей обучения. При этом цель должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определенно, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время. По его мнению, основной целью организации дидактического процесса (как основы педагогической технологии) является осуществление формирования личности обучающегося в соответствии с заранее заданными целями за возможно более короткое время [7.4].

Технология обучения, как и любая технология, проектируется и осуществляется для достижения планируемых результатов. Любая технология предполагает соблюдение всех показателей, характеристик, требований и т.п. осуществляемых при этом процессов, наличие необходимой квалификации людей, участвующих в получении конечных результатов с определенным качеством.

Реализация технологии должна быть управляемой и строго контролируемой. Любые происходящие при этом отклонения должны незамедлительно регулироваться. В этой связи вводится соответствующая система мониторинга и диагностики учебного процесса, его эффективности, состояния субъектов обучения, получаемых промежуточных и конечных результатов и т.д.

Под мониторингом учебного процесса понимается

целенаправленная и систематическая деятельность по слежению за состоянием и результатами процесса обучения и иных объектов системы образования с целью анализа, оценки, контроля, прогноза, повышения качества и эффективности обучения.

Педагогическое прогнозирование в данном случае рассматривается как специально организованный комплекс научных исследований, направленных на получение достоверной опережающей информации о развитии соответствующих педагогических объектов с целью оптимизации содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной деятельности.

Целью диагностической деятельности преподавателя (учителя) является получение объективной информации для управления (контроля и коррекции) качеством и повышения эффективности педагогической деятельности [7.5].

Технология современного обучения представляется нами как совокупность ее компонентов, включая основные принципы, содержание, методы, формы и средства обучения, необходимое информационное, кадровое, материально-техническое, психологическое и иное обеспечение, управляемое и контролируемое функционирование которых служит достижению целей и планируемых результатов обучения, а также усвоению эффективных видов познавательной, теоретической, практической и иной деятельности и соответствующих способов мышления.

Рассмотрим некоторые технологии, способствующие реализации и достижению целей опережающего обучения:

1. Технология опережающего обучения на основе системного подхода [7.6] – совокупность взаимосвязанных компонентов (основных принципов, содержания, системных методов и технологий, форм и средств) обучения, а также ее (информационных, кадровых, материально-технических, психологических и иных) обеспечивающих подсистем, специально спроектированных и реализуемых для достижения целей и планируемых результатов опережающего обучения.

Структуру технологии опережающего обучения на основе системного подхода составляют, прежде всего, системные методы и приемы, способствующие: целостному (системному) познанию изучаемых объектов; формированию необходимых для этого умений, навыков, способностей и способов мышления; усвоению фундаментальных и системных знаний.

К особенностям указанной выше технологии можно отнести следующее:

1) ускоренное (в опережающем смысле) формирование умений и навыков системного подхода и системного мышления;

2) ориентация на цель как опережающее отражение для каждого обучающегося будущего состояния его знаний, умений, способностей и компетенций;

3) опережающее формирование ориентировочной основы познавательной, теоретической, практической и иной осуществляемой и предстоящей деятельности;

4) опережающее усвоение предлагаемых видов деятельности и обусловливаемых ими способов мышления, направленных на целостное познание окружающей действительности и результативное достижение целей обучения. Чем скорее эти виды деятельности и способы мышления, включая системное мышление, будут усваиваться, тем скорее и более интенсивно они будут «работать» для субъекта, способствовать эффективному достижению целей обучения и подготовки специалистов;

5) опережающее формирование компетенций в контексте стратегического развития общества, науки, экономики и ее конкретных отраслей, в том числе отрасли, к которой относится будущая профессиональная деятельность субъекта;

6) развитие чувствительности и готовности к инновациям, понимания того, что залогом успешного движения вперед является опережающее развитие достигнутого состояния объекта, явления и процесса;

7) развитие умений и навыков обращения с опережающей информацией и повышения ее объективности для разработки и принятия управленческих решений.

8) активное использование технологического подхода к организации и реализации самостоятельной работы обучающегося;

9) использование «разноуровневого» обучения, включая применение полученных знаний на уровне «образовательного стандарта», на уровне творчества и на уровне исследования.

Говоря о системах и методах системного подхода авторы работы [7.7] полагают, что: «С помощью анализа мы получаем знание, однако теряем возможность понять свойства системы, разбив ее на отдельные составляющие».

Дополнением анализа является синтез – создание целого из частей. С помощью синтеза мы обретаем понимание. Чтобы выяснить, как система функционирует и каковы ее эмерджетные свойства, есть только один путь – наблюдать ее в действии».

2. Технология проблемного обучения, цель которого заключается в развитии познавательной активности и творческой самостоятельности субъектов. Сущность данной технологии заключается в последовательном и целенаправленном выдвижении перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые они активно усваивают знания.

Проблемное обучение определяется как обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность обучающихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки [7.8].

Различают следующие этапы организации проблемного обучения

[7.9]:

1) обнаружение противоречий, неизвестных моментов в подлежащем изучению учебном материале, осознание их как трудностей, возникновение стремления к их преодолению (осознание проблемной ситуации и формулировка проблемной задачи);

2) анализ условий проблемной задачи, установление зависимостей между данными, между известным и неизвестным;

3) разбивка основной проблемы на подпроблемы и составление плана, программы их решения;

4) актуализация знаний и способов деятельности или приобретение недостающих знаний и соотнесение их с условием решаемой задачи;

5) выдвижение гипотезы (или гипотез), поиск идеи решения;

6) выбор и осуществление системы действий и операций по обнаружению искомого (собственное решение);

7) проверка решения;

8) конкретизация полученных результатов, а также установление связи полученных выводов с известными ранее теоретическими положениями, законами, зависимостями и формулировка возможных следствий, вытекающих из полученных результатов, выявление новых проблем, подлежащих решению.

К проблемам, которые имеют непосредственное отношение к опережающему обучению, могут быть отнесены:

надежное прогнозирование будущего состояния изучаемых объектов;

эффективность и качество реализации стратегических целей развития, например, образования;

обеспечение устойчивого развития экономики, общества и государства;

наличие системы и механизмов опережающего развития личности обучающегося и специалиста;

опережающая подготовка подрастающего поколения и специалистов;

формирование и развитие системных знаний, системных

представлений, умений и навыков системного мышления и системного подхода в осуществляемой и предстоящей познавательной, теоретической, практической и иной деятельности.

Проблемное обучение способствует опережающему формированию и развитию познавательных, творческих, мыслительных и иных актуальных для эффективного и качественного усвоения содержания обучения способностей, фундаментальных знаний, практических умений и навыков, опыта обращения с опережающей информацией.

Эффективной реализации проблемного обучения способствует

технология системного структурирования, представления и изучения информации о рассматриваемом объекте. В данном случае в качестве рассматриваемого объекта выступает не только конкретная проблема или проблемная ситуация, но и определенная совокупность взаимосвязанных проблем.

3. Технология модульного обучения, целью которой, по мнению Д.В.Чернилевского, является создание наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.

Д.В.Чернилевский относит модульное обучение к инновационному виду обучения, основанному на деятельностном подходе и принципе сознательности (осознается программа обучения и собственная программа учения), характеризующемуся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям [7.3].

Модуль представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной учебной программы, направленную на формирование определенной компетенции или группы компетенций.

Технологией модульного обучения предусматривается: 1) разработка модульной учебной программы; 2) преобразование содержания обучения в определенные модули; 3) организация соответствующей учебной деятельности обучающихся с правом выбора своей траектории обучения; 4) координирующая, консультационная и регулирующая деятельность преподавателей (учителей); 5) рейтинговая оценка действий и деятельности обучающихся, а также результатов их учения;

В работе [7.8] выделены четыре этапа разработки модулей: 1) постановка целей и определение планируемых результатов обучения, ориентированных на достижение этих целей, а также оценка возможностей реализации целей; 2) анализ учебного материала с точки зрения методической целесообразности его представления в виде модуля; 3) разработка дидактического материала в виде модулей, проектирование деятельности преподавателя и соответствующих действий обучающихся, с учетом их возможностей; 4) экспериментальная проверка модульной программы с целью уточнения соответствия реальных достижений планируемым результатам и возможная коррекция содержания отдельных модулей.

Модульный принцип построения учебной программы опережающего обучения позволяет обеспечить (на основе гибкого сочетания различных модулей) необходимую эффективность индивидуального подхода и более оптимальное достижение поставленных целей и задач.

4. Кредитная технология обучения, под которой подразумевается обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя.

Реализация кредитной технологии в условиях опережающего обучения способствует самостоятельному и осознанному выбору и реализации каждым субъектом своей образовательной траектории, оптимизации процесса формирования фундаментальных и системных знаний, системных представлений, умений и навыков системного мышления, развития требуемых компетенций и т.д.

Внедрение опережающего обучения на основе системного подхода позволило выявить не только необходимость, но и возможность совершенствования кредитной технологии обучения.

5. Дистанционные образовательные технологии, представляющие собой обучение, осуществляемое с применением информационных и телекоммуникационных средств, при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя (учителя).

С помощью дистанционного обучения появляется возможность более широкой актуализации и распространения идеи, технологии и опыта опережающего обучения и подготовки специалистов.

6. Технологии инновационного обучения. Инновационное обучение в данном случае определяется как целенаправленно организованная социальная ситуация развития личности, способной принять вызов будущего, где проектируется как это будущее (смысло- и целеполагание), так и процесс достижения готовности к участию в его осуществлении [7.10].

Являясь инновационной, технология опережающего обучения эффективно способствует повышению чувствительности обучающихся к инновациям, формированию у них умений и навыков инновационного мышления.

7. Технологии активного обучения, которые делятся на неимитационные, не связанные с построением моделей изучаемого явления (проблемная лекция, курсовая работа, семинар-дискуссия и т.д.) и имитационные, предусматривающие имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизводящие в условиях обучения с различной мерой адекватности процессы, происходящие в реальной системе. При этом имитационные технологии делятся на игровые (разыгрывание ролей, имитационный тренинг, игровое проектирование и т.д.) и неигровые (разновидности конкретных ситуаций).

Технологии активного обучения составляют ядро опережающего

достижения поставленных целей учебного процесса. Само опережающее обучение может рассматриваться как источник для совершенствования и развития технологий активного обучения.

8. Технология контекстного обучения. По определению А.А.Вербицкого контекстное обучение – это то, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности [7.11].

В работе [7.11] выделены следующие типы лекций, реализующих контекстное обучение: контекстно - информационная; контекстно - научная; контекстно - профессиональная; лекции с заранее запланированным контекстом профессиональных ошибок.

Технология контекстного обучения с точки зрения ее нацеленности на будущую профессиональную деятельность составляет один из механизмов опережающего обучения.

 

Краткие выводы

1. Технология опережающего обучения на основе системного подхода включает системные методы и приемы, способствующие: целостному (системному) познанию изучаемых объектов; формированию необходимых для этого умений, навыков, способностей и способов мышления; усвоению фундаментальных и системных знаний

2. Проблемный подход в опережающем обучении, являясь механизмом повышения результативности познавательной, исследовательской, практической и иной деятельности обучающихся, существенно влияет на рост эффективности учебного процесса, способствует устойчивому формированию и развитию творческих способностей, умений и навыков творческой деятельности.

3. Модульный принцип построения учебной программы опережающего обучения позволяет обеспечить необходимую эффективность индивидуального подхода.

4. Реализация кредитной технологии способствует самостоятельному выбору каждым обучающимся своей траектории формирования фундаментальных и системных знаний, системных представлений, умений и навыков системного мышления, развития требуемых компетенций и т.д.

5. Технологии активного обучения составляют ядро опережающего обучения и его интенсификации для эффективного достижения поставленных целей учебного процесса.

6. Технология контекстного обучения с точки зрения ее нацеленности на будущую профессиональную деятельность составляет один из основных механизмов опережающего обучения.

 

Рекомендации

1. При выборе, использовании или разработке методов и технологий опережающего обучения следует учитывать необходимость формирования и развития системных представлений, системных знаний, умений и навыков системного мышления и системного подхода к познавательной, теоретической, практической, управленческой, аналитической и иной деятельности.

2. В процессе реализации опережающего обучения рекомендуется осуществлять психолого-педагогическую диагностику (состояние всех участников обучения, процесса обучения, качества полученных результатов и т.д.) и мониторинг (состояние и ход опережающего обучения, состояние компонентов системы опережающего обучения, управления, результатов и т.д.) образовательного процесса.

3. При использовании традиционных технологий обучения рекомендуется их определенное преобразование на основе системного подхода и специфических принципов обучения, в частности принципа интенсивности и принципа опережения.

4. Как показала практика, практически любая технология обучения поддается интенсификации и может быть реализована на основе системного подхода. Это (в свою очередь) создает определенные предпосылки и условия для осуществления определенных целей и задач опережающего обучения.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Дайте краткую характеристику представленным технологиям

опережающего обучения.

2. Как можно преобразовать традиционные технологии обучения для опережающего обучения и опережающей подготовки специалистов?

Какие еще технологии обучения могут способствовать опережающему обучению? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Литература

7.1 Оконь В. Введение в общую дидактику. Пер с польск. Л.Г.Кашкуревича, Н.Г.Горина. – М.: Высшая школа, 1990. – 382 с.

7.2 Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. В сб.: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтера, В.В.Петухова. – М.: Изд-во Московского университета, 1981. – С.78-86.

7.3 Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.

7.4 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

7.5 Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: Учебное пособие / Под ред. В.А.Сластёнина, И.А.Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.

7.6 Галиев Т.Т. Опережающее обучение на основе системного подхода: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во НЦОКО МОН РК, 2011. – 317 с.

7.7 Д.О`Коннор, И.Макдермотт. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. Пер с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 256 с.

7.8 Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.

7.9 Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Под ред. Н.В.Бордовской. – М.: КНОРУС, 2011. – 432 с.

7.10 Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.

7.11 Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.07 с.)