Глава 6. Интенсификация опережающего 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Интенсификация опережающего



ОБУЧЕНИЯ

Исходя из актуальной проблемы ускоренного развития образования, сегодня необходимо более решительно осуществлять интенсификацию обучения, опираясь при этом на современные достижения науки и практики. Современная теория обучения, в частности, концепции интенсификации учебного процесса требуют: анализа теоретических аспектов и практики реализации ускоренного обучения в современных условиях; накопления опытных данных; определения эффективных путей осуществления целей и задач опережающей подготовки современных специалистов; интенсификации процесса обучения, которая, в свою очередь, закономерно связана с задачей ускорения процесса познания окружающего мира в индивидуальном развитии человека. Ускорение познания в условиях искусственно организованной познавательной деятельности является необходимой стороной развития человека.

В качестве методологической основы построения теоретических концепций интенсификации опережающего обучения, может быть принят диалектический метод и его одна из современных конкретизаций в виде системного подхода. Это обусловлено тем, что учебный процесс относится к сложной системе организации, управления и развития познавательной, практической и иной деятельности субъектов.

Опережающее обучение, меняющее наше представление о традиционном учебном процессе, должно служить развитию существующих фундаментальных поло­жений теории обучения. Особое значение при этом приобретает принцип интенсивности, кардинально изменяющий все компоненты учебного процесса, технологические процессы и поведение субъектов, обеспечивая необходимое качество и эффективность обучения при минимизации затрат. Получаемая в условиях интенсификации опережающего обучения экономия времени является дополнительным ресурсом, который может быть использован для всестороннего, опережающего развития субъектов.

Осуществляемая системно, интенсификация должна обеспечить, прежде всего, ускоренное формирование и развитие у субъектов новой культуры учения, умений и навыков системного подхода, системного мышления, самоуправления и т.д., составляющих основу опережающего обучения.

Интенсификация учебного процесса, учитываемая или изучаемая в трудах Ю.А.Бабанского [6.1] и других исследователей, в целом определяется как повышение производительности труда в каждую единицу времени. Необходимо обратить внимание на связь интенсификации процесса с ростом производительности, например, учебного труда. Не менее важным результатом интенсификации

учебного процесса является также минимизация затрат.

По отношению к преподавателям интенсификация может означать повышение эффективности и качества их работы, рациональное использование рабочего времени, ресурсов и т.д. Речь может идти также об ускоренном воспроизводстве у субъекта общей и профессиональной культуры, мировоз­зрения, высокой производительности и его самостоятельной деятельности.

Конечно, с подобными проблемами сталкиваются многие преподаватели, но практика показывает, что не каждый из них ставит себе задачу интенсификации своего труда. Целесообразно поэтому планировать мероприятия, реализующие, регулирующие, стимулирующие, изучаю­щие и контролирующие процессы интенсификации учебного процесса. При этом следует использовать программно-целевой подход.

Интенсификация опережающего обучения ускоренно и эффективно влияет на формирование в структуре ориентировочной основы осуществляемой или предстоящей деятельности субъекта определенных ориентиров (и соответствующей готовности), направленных на обеспечение требуемой производительности труда. С другой стороны, для успешной реализации целей опережающего обучения важно, чтобы субъект имел определенные умения и навыки самоуправления.

Многие ученые и специалисты высказывают мысль о том, что современный уровень развития общества и накопленный потенциал создают реальные условия для опережающего развития образования. Опережающий характер образования объективно воз­мож­ен. Важнейшим звеном в опережающем обучении в учебном заведении является реализация современных достижений педагогической науки и практики и НТР в целом. Это будет способствовать росту производительности, эффективности и качества труда субъектов и успешному достижению целей и планируемых результатов обучения.

Обобщение различных подходов к обучению в современной мировой педагогике позволило М.В.Кларину выявить два основных направления:

1) модернизацию традиционного обучения в духе эффективной организации усвоения заданных образцов, достижение четко заданных эталонов;

2) инновационный подход к учебному процессу, в котором целью обучения является развитие у субъектов возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования.

Представляя инновационные модели обучения в зарубежных

педагогических поисках, М.В.Кларин выделяет: репродуктивную (основанную на технологическом подходе к обучению) и поисковую (основанную на исследовательском подходе к обучению) модели [6.2].

Ключом к пониманию технологического построения учебного процесса является последовательная ориентация на четко определенные цели и специфика педагогической технологии, в соответствии с которой учебный процесс должен гарантировать достижение поставленной цели. При этом под педагогической технологией понимается не просто использование технических средств обучения или компьютеров, а выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.

Интенсификация опережающего обучения может осуществляться на основе системного, исследовательского, программно-целевого, технологического, проблемного и иных подходов, охватывающих все компоненты учебного процесса. Чем быстрее субъект вооружится методологическими, теоретическими, методическими и иными средствами реализации системного подхода, тем быстрее они будут способствовать ему в достижении цели (целей) и решении поставленных задач опережающего обучения. Многое в данном случае зависит от наличия у субъекта умений и навыков системного подхода и системного мышления, для формирования и развития которых рекомендуется использовать технологии и методы [6.3]:

системного структурирования, изучения и усвоения содержания обучения;

конструирования концептуальных моделей систем изучаемых объектов окружающей действительности;

разработки целевых программ, как средств достижения целей и решения поставленных задач обучения и т.д.

В последнем случае каждая из разрабатываемых целевых программ рассматривается с точки зрения ее устойчивости при воздействии различных влияющих внутренних и внешних (положительных и отрицательных) факторов, многие из которых обусловлены окружающей средой, учебным процессом, деятельностью и поведением его участников и т.д.

В целом интенсификация опережающего обучения на основе

системного подхода способствует ускоренному достижению цели (целей) обучения и решению поставленных задач, обеспечению устойчивой учебно-познавательной, научной и иной активности личности.

Часто используемые в публикациях и практической деятельности термины «опережение», «интенсификация» и «активизация» имеют смысл изменения темпа какого-либо процесса, действия и т.д., но несколько различное содержание и область использования. Например, достигаемое в процессе обучения опережение может иметь различную интенсивность.

Основными факторами, способствующими интенсификации учебного процесса, являются [6.1]:

повышение целенаправленности процесса обучения;

ускорение темпов обучения и деятельности участников учебного процесса;

повышение напряженности задач;

системный стиль мышления;

углубление мотивации учебной, научной, трудовой и иной деятельности субъектов, повышение к ней интереса, долга и ответственности за ее успешное выполнение;

увеличение содержательной емкости каждого занятия (аудиторного, внеаудиторного, самостоятельного) при сохранении сложности с доступностью для каждого субъекта;

внедрение инновационных методов и технологий обучения, активизирующих познавательную, творческую деятельность субъектов;

внедрение новых форм обучения, развивающих инициативу, самостоятельность и активность каждого;

применение технических средств, компьютеризация обучения; всемерное развитие навыков и умений самообразования и самовоспитания субъектов.

Интенсификация педагогической деятельности преподавателей может быть обеспечена за счет, например: повышения эффективности учебной и научно-исследова­тельской работы; использования прогрессивных форм, методов, технологий и средств обучения, инновационного подхода к совершенствованию учебного процесса и самостоятельной работы обучающихся, сокращения непроизводительных затрат времени, внедрения системного, технологического, кибернетического и иных подходов и т.д. Существенную роль в интенсификации опережающего обучения играют современные информационные технологии.

Оправданное признание в современном образовании получило проблемное обучение, которое является эффективным средством опережающего обучения, его интенсификации, активизации познавательной деятельности субъектов, развития у них творческого мышления. Формулируя проблемное обучение как дидактическую систему, М.И.Махмутов [6.4] полагает, что она основана на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности и включает специфическое сочетание приемов и методов преподавания и учения с реализацией отдельных элементов научного поиска.

Проблемным называется обучение, при котором субъект

вовлекается в разрешения проблем. Процесс этот может включать следующие этапы: создание проблемной ситуации; формирование гипотез разрешения проблем; проверка решений с систематизацией полученной информации.

Ведущим элементом в указанном процессе является управление познавательной деятельностью.

Одним из перспективных путей опережающего обучения является внедрение форм и методов активного обучения, которые направлены, прежде всего, на активизацию познавательной деятельности субъектов. Эффективными с точки зрения формирования навыков профессиональной деятельности и при изучении учебного материала, как показала практика, являются методы анализа конкретных ситуаций и деловые игры, которые имитируют профессиональную деятельность специалиста.

По мнению А.А.Вербицкого, практика активного обучения носит, в основном, эмпирический характер и поэтому часто связана с затратой больших усилий при малой эффективности результатов. Необходимо поэтому продолжать работу по созданию концептуальных основ активного обучения в рамках более широкой психолого-педагогической и дидактической теории. В своей работе, посвященной контекстному подходу как одному из направлений интенсификации обучения, А.А.Вербицкий обоснованно утверждает, что с помощью форм, методов и средств адаптивного обучения можно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в традиционном обучении [6.5]:

формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы;

воспитывать системное мышление специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

давать целостное представление о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах;

учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений; овладевать

методами моделирования.

К основному критерию выбора метода обучения относится его педагогическая эффективность, определяемая количеством и качеством усвоенных знаний, умений и навыков, с учетом усилий, средств и времени, затраченных участниками учебного процесса при решении поставленных задач. Выбор необходимого метода зависит также: от профессионального уровня преподавателя; его умения выделить область целей, относящихся к учебному процессу, к изучению дисциплины, раздела, темы и т.д.; умения пользоваться внедряемыми средствами и методами в зависимости от места и времени проведения занятия; подготовленности субъектов, их психических и физиологических возможностей и т.д.

Авторы работы [6.6], определяя интенсификацию обучения как изыскание возможностей передачи субъектам возрастающего объема информации при неизменной продолжительности обучения. При этом данное понятие включается в контекст активизации учебной деятельности, под которой понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности субъекта в усвоении знаний, формировании умений и навыков, в применении их на практике.

Говоря об учебной мотивации, И.А.Зимняя подчеркивает, что она (учебная мотивация), как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью [6.7].

Среди компонентов учебной мотивации можно выделить: стремление субъекта к улучшению результатов своей деятельности; уровень умственного развития; осознание целей учебной деятельности; устойчивость интереса субъекта к изучаемым дисциплинам и к обучению в целом; проблемные ситуации, которые побуждают субъекта к творческой активности и т.д.

Активизация учебного процесса может обусловливаться решением задач и проблем, имеющих мотивационную основу. Существующая сложность мотивационной сферы, ее современный характер наиболее адекватно могут быть раскрыты на основе методологии системного подхода.

Интенсификация опережающего обучения без необходимой для этого мотивации вряд ли ощутимо изменит традиционный учебный процесс и приведет к планируемым результатам. Интенсификация в этой связи требует значительных усилий субъекта, направленных на достижение целей и решение поставленных задач обучения.

Интенсификация учебного процесса, осуществляемая на основе системного подхода, на начальном этапе приводит лишь к незначительному росту темпов и уровня напряженности психической деятельности личности. По мере формирования системных представлений, умений и навыков системного подхода, системного мышления и самоуправления (в том числе познавательной деятельностью), а также целенаправленного освоения и использования эффективных методов и технологий познания, психическое состояние личности стабилизируется и находится в допустимых пределах.

Одна из особенностей интенсификации опережающего обучения на основе системного подхода заключается в том, что процесс этот осуществляется при минимизации необходимых для этого (временных, физических, психических и иных) затрат. Системный подход существенно повышает эффективность и качество, с одной стороны, формирования знаний, умений и навыков прогнозирования, а с другой, реализации этих личностных средств субъекта для осуществления (опираясь на стратегические цели развития нашего общества и государства) прогноза состояния изучаемых объектов окружающей действительности. Важно, что при этом возникает потребность и возможность проектирования субъектом не только своего будущего состояния, но и целевых программ движения к данному состоянию. Этому в определенной мере способствует (осуществляемый в рамках опережающего обучения) программно-целевой подход.

Целенаправленное развитие и интенсивное использование каждым субъектом своих резервных возможностей обуславливается интенсификацией творческой деятельности субъектов и их творческим отношением к действительности. В самом общем виде концепция интенсификации творчества может быть представлена как поворот к творчеству каждого человека и качеству получаемых им результатов.

Н.Е.Кузнецова обучение считает интенсивным, если оно строится на основе прогрессивных педагогических идей, технологии и техники, осуществляемых в оптимально напряженной и синхронной деятельности преподавателей и субъектов в направлении максимальной реализации поставленных целей обучения и повышения его эффективности. При этом к принципам интенсификации обучения отнесены [6.8]:

повышение в обучении роли теории и удельного веса теоретических знаний, их системности, обобщенности и функциональности; обучение на повышенном, но доступном для субъектов уровне с ориентацией на диалектический метод познания;

изучение нового материала крупными блоками, в оптимально быстром темпе и активной умственной напряженной учебно-познавательной деятельностью субъектов;

ускорение выработки ориентировочных основ учения, обобщения, умений и приемов рационального учебного труда;

осознание субъектами процесса учения, анализ и контроль собственных действий.

Ускорение процесса формирования систем понятий позволяет на более ранних этапах активно использовать их интегрирующую, объяснительную и прогностическую функции и в целом стимулировать творческую деятельность и познавательную самостоятельность субъектов.

Г.А.Китайгородская определяет интенсификацию обучения как процесс, обусловливающий ускоренное познавательное и личностное совершенствование всех участников учебного процесса за относительно короткий промежуток времени. Необходимым условием реализации интенсивного обучения, является активизация возможностей интенсивного обучения, является активизация возможностей группы через активизацию возможностей личности субъекта и наоборот [6.9].

Важными с точки зрения опережающего обучения являются вопросы профессиональной направленности личности, «формируя которую у подрастающего поколения, как отмечает А.П.Сейтешев, мы тем самым вызываем, стимулируем соответствующую деятельность. Причем, чем сильнее у человека стремление к тому или иному объекту, к той или иной профессиональной деятельности, тем интенсивнее, напряженнее деятельность. Напряженная, интенсивная и разнообразная деятельность, направленная на присвоение общественно-исторического опыта, и есть основной путь формирования человеческих способностей. С другой стороны, сами формирующиеся способности оказывают свое ответное воздействие на процесс формирования профессиональной направленности. Они выступают как своеобразное средство, орудие, с помощью которого человек лучше удовлетворяет свою направленность [6.10]».

Противоречия, имеющие место между необходимостью повышения качества и производительности труда (участников учебного процесса) и ростом нагрузки на человека, могут быть разрешены путем рационального использования творческого потенциала человека.

Интенсификация учебного процесса в данном случае может быть неразрывно связана с тремя направления развития творческих способностей человека в целом: развитием творческого потенциала соответствующего учебного заведения и общества в целом, повышением эффективности творческого поиска, улучшением использованных творческих результатов.

Как показывает практика, интенсификация учебного процесса обусловливает и ускоряет процессы перехода образования в самообразование, воспитания в самовоспитание, управления в самоуправление. Данное обстоятельство является одним из основных условий реализации опережающего обучения.

Управление обучением и воспитанием должно заключаться, прежде всего, в создании оптимальных условий для самовоспитания, саморазвития личности. Существенную роль в этой связи играет учебная среда, обеспечивающая благоприятные условия для активного и плодотворного взаимодействия участников учебного процесса и достижения поставленных целей обучения.

Большое значение для создания творческой среды, как катализатора интенсификации учебного процесса, играет инновационная деятельность, понимаемая как реализация новых технологий и методов, а также совершенствование уже существующих с целью получения нового или улучшения имеющегося продукта или результата, на основе передовых прогрессивных достижений науки, техники и технологий.

Внедрение рыночных отношений и стратегия развития нашего

общества и государства требуют повышения активной заинтересованности каждого участника учебного процесса, всего коллектива в улучшении конечных результатов учебной, научной, производственной и иной деятельности, коренной перестройки управления учебным заведением, учебным процессом и самой системой образования в целом. Подобное замечание относится также и к вопросам самоуправления субъектов.

Эффективность процесса обучения во многом определяется активностью познавательной и творческой деятельности субъектов. Повышение указанной выше эффективности возможно за счет более полного последовательного применения принципов рациональной познавательной деятельности субъектов, а также за счет совершенствования организации и методов управления процессами обучения в целом. Методологической основой подобного повышения эффективности и качества обучения является системный подход, обеспечивающий учет множества сторон и факторов (познавательной, теоретической, практической и иной) деятельности субъектов. Это касается также состояния материально-технической базы учебного заведения. Кроме того опережающее обучение невозможно без осмысления, рационального использования теоретического и практического опыта, накопленного в педагогике, без применения всего лучшего.

Результативность интенсификации опережающего обучения во многом зависит от его профессиональной направленности. Профессионально-ориентированное обучение, выступая в качестве условия опережающего обучения:

способствует сокращению непроизводительных затрат труда и времени; увеличивает познавательную емкость и продуктивность учебных занятий;

обеспечивают положительную мотивацию и профессиональную направленность обучения.

В качестве критерия эффективности обучения в условиях опережающего образования может быть принят фактический уровень изменения учебного процесса и его результатов за данный период времени. Но при этом имеются в виду положительные изменения всех основных компонентов системы учебного процесса и интегральных результатов реализации целостной системы (учебного процесса) в целом.

Важными критериями интенсификации опережающей подготовки специалистов могут являться: определенный уровень производительности труда, ускоренное достижение поставленных целей, удовлетворение потребностей субъектов и потребителей продукции учебного заведения при минимизации затрат и другие критерии. Общие

критерии эффективности являются интегральными и относятся ко всем

факторам интенсификации учебного процесса.

Осуществлению опережающего обучения в условиях интенсификации учебного процесса могут способствовать следующие мероприятия:

разработка системы способов, приемов и средств, определение наиболее эффективных условий и форм организации деятельности субъектов;

овладение преподавателями системой приемов и методов активного и опережающего обучения;

овладение субъектами способами и приемами активного добывания знаний, формирования необходимых для этого умений и навыков;

создание в учебном заведении необходимых условий для осуществления субъектами своей познавательной, научной, практической и иной деятельности.

Примером практического воплощения идей опережающего обучения в системе образования в восьмидесятые годы прошлого столетия может служить участие ряда вузов в эксперименте по целевой интенсивной подготовке студентов, основанной на долговременных договорах-контрактах с предприятиями для совместного решения актуальных проблем подготовки специалистов и решения различных научно-технических задач.

Результаты эксперимента по целевой интенсивной подготовке специалистов убедительно показали возможность создания благоприятных условий для опережающего развития у субъектов самостоятельности, творческих способностей, ответственности [6.11].

Планируемое опережающее развитие обучения возможно при наличии и реализации конкретных программ и специально спроектированной для этого интегрированной системы, рассматриваемой в качестве средства достижения поставленных целей. Являясь целенаправленной, подобная система объединяет компоненты, каждый из которых служит достижению поставленной цели (целей).

В зависимости от цели осуществляется формирование содержания опережающего обучения, для ускоренного усвоения которого используются различные средства интенсификации учебного процесса. Определяющую роль в данном случае играет системный подход, служащий формированию необходимых системных представлений, умений и навыков системного подхода и системного мышления, эффективно способствующих достижению целей опережающего обучения при минимизации (прежде всего временных) затрат.

Системно осуществляемая интенсификация опережающего обучения эффективно способствует ускоренному, опережающему формированию новой культуры учения, умений и навыков системного

подхода, системно-творческого мышления и самоуправления, которые, в

свою очередь, обусловливают более эффективное и ускоренное усвоение

содержания опережающего обучения. В этом заключается основная сущность интенсификации опережающего обучения.

В целом интенсификацию учебного процесса следует рассматривать как обязательное условие реализации опережающего обучения с необходимой производительностью осуществляемого при этом труда.

Под интенсификацией опережающего обучения на основе системного подхода предлагается понимать системное обеспечение планируемой производительности труда и активности субъектов при минимизации затрат.

Графическое представление данного определения в координатах «результаты – затраты» показано на рис.6.1, где кривая 1 отражает явление интенсификации опережающего обучения, а кривая 2 – экстенсивный путь достижения планируемых результатов. При интенсификации опережающего обучения планируемые результаты достигаются со значительным сокращением, прежде всего, временных затрат.

Результаты опережающего обучения могут быть достигнуты посредством:

повышения результативности процесса обучения в целом, в том числе, за счет повышения производительности труда всех участников

Резуль- таты

 

 
Затраты
 

 

 


 

 

Рис.6.1 Графическое представление интенсификации

опережающего обучения

 

 

учебного процесса;

сохранения предварительно установленного уровня результативности при минимизации затрат (временных, ресурсных и т.д.);

ускорения темпов учебного процесса и т.д.

При разработке программы интенсификации учебного процесса в нее рекомендуется включить ресурсосберегающие техно­ло­гии опережающего обучения, обеспечивающие рационализацию количественных параметров интенсивности обучения (например, достижение пла­нируемых результатов при минимуме или фиксированном уровне затрат, когда за одно и то же или меньшее время реализуется не одна, а несколько задач одновременно и происходит целенаправленное уменьшение затрат и т.д.).

Рассмотрение интенсификации опережающего обучения как системы облегчает не только проектирование ее структуры, а также обосно­ванный выбор и учет различных факторов. Это, в свою очередь, говорит о необходи­мости не только использования существующих методов системного подхода, но и разработки соответствующей методо­логи­ческой базы. Препятствует этому, к сожалению, ограничен­ность методов системного подхода и интенсивного опережающего обучения.

Принци­пиальная особенность современного этапа развития образования заключается в необходимости глубоких качественных изменений, связанных с переходом к опережающим формам развития, с поиском и реализацией системы факторов опережающего характера.

 

Краткие выводы

1. Интенсификация учебного процесса чаще всего опреде­ляется как повышение производительности труда в каждую единицу времени.

2. Интенсификация опережающего обучения должна осуществляться на основе системного подхода, охватывающего программно-целевой, технологический, исследовательский, проблемный и иные подходы и все компоненты учебного, научного и иных процессов обучения.

3. К важным условиям успешной реализации интенсификации учебного процесса и опережающей подготовки специалистов относится опережающее формирование у субъектов умений и навыков самоуправления в познавательной и иной деятельности.

4. Под интенсификацией опережающего обучения на основе системного подхода предлагается понимать системное обеспечение планируемой производительности труда и активности субъектов при минимизации затрат.

5. Чем быстрее субъект вооружится средствами реализации системного подхода, тем быстрее эти средства будут эффективно способствовать ему в достижении цели (целей) и решении поставленных задач, а также в обеспечении необходимой результативности опережающего обучения.

В этом состоит главная особенность, цель и средство интенсификации учебного процесса и опережающего обучения.

6. Важным критерием интенсификации опережающего обучения является опережающее достижение поставленных целей обучения при

минимизации, прежде всего, временных затрат.

7. Интенсификация учебного процесса должна рассматриваться и

осуществляться как обязательное условие реализации опережающего обучения.

 

Рекомендации

1. Для осуществления интенсификации опережающей подготовки специалистов должны быть внесены соответствующие изменения в деятельность всех участников учебного процесса.

Существенными факторами и условиями интенсификации познавательной и иной деятельности субъекта обучения является ускоренное (опережающее) формирование и развитие у них умений и навыков системного подхода и самоуправления.

2. В качестве ведущих критериев рекомендуется учитывать обеспечение требуемой эффективности и качества опережающей подготовки специалистов при минимизации затрат.

3. Многолетний опыт реализации предлагаемой интенсификации учебного процесса показал возможность его существенного ускорения, что позволяло использовать «дополнительное» время для опережающего развития личности будущего специалиста.

4. Реализация системного подхода предполагает разработку системы интенсификации учебного процесса и целевых программ основных компонентов дидактической системы, включая основные принципы, содержание, методы, формы и средства обучения. При этом возрастает роль своевременного контроля и корректировки процессов реализации указанных целевых программ. К обеспечивающим целевым программам интенсификации учебного процесса и самостоятельной работы субъектов обучения могут быть отнесены: информационное, методическое, научное, психологическое и программное обеспечение.

5. Для поддержания необходимого уровня интенсификации обучения необходимо осуществлять управление достигнутыми результатами со стороны преподавателей и обучающихся.

Наращивание интенсивности учебного процесса, направленное на ускоренное достижение целей и решение поставленных задач, во многом зависит от своевременного включения в деятельность уже достигнутых результатов обучения.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие факторы способствуют, а какие препятствуют интенсификации опережающего обучения?

2. В чем заключается сущность интенсификации опережающего обучения?

3. Каким образом, на ваш взгляд, можно осуществить интенсификацию самостоятельной работы?

Сформулируйте свое определение интенсификации учебного процесса __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 


Литература

6.1 Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения - М.: Знание, 1987. – 80 с.

6.2 Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Арена, 1994. – 222 с.

6.3 Галиев Т.Т. Интенсификация учебного процесса. -Алматы: Fылым, 1998. – 303 с.

6.4 Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. – Казань: Таткнигоиздат, 1972. – 551 с.

6.5 Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.

6.6 Основы педагогики и психологии высшей школы / В.С.

Аванесов, А.А.Вербицкий, Л.Б.Интельсон. – М.: Изд-во Московского университета, 1996. – 303 с.

6.7 Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.

6.8 Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий в обучении химии. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.

6.9 Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. – М.: Изд-во Московского университета, 1986. – 175 с.

6.10 Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности: (Теория и практика воспитания). – Алматы: Наука, 1990. – 336 с.

6.11 Проблемы целевой интенсивной подготовки студентов / Сборник научных трудов – Уфа: УАИ, 1989. – 176 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.096 с.)