Организация нефтесервисного бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация нефтесервисного бизнеса



В последние годы в нефтяной промышленности России наблюдается тенденция по дальнейшей специализации предприятий на отдельных видах деятельности. Этот процесс связан с развитием аутсорсинга.

Аутсорсинг (англ. outsourcing) – это отказ компании от самостоятельного выполнения ряда функций или частей бизнес-процессов и передача их стороннему подрядчику, профессионально специализирующемуся на оказании таких услуг. В результате на рынке услуг начинают действовать два лица, подрядчики и заказчики.

Подрядчики – это физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда, заключаемым с заказчиками в соответствии с ГК РФ.

Заказчик – лицо (физическое или юридическое), заинтересованное в выполнении исполнителем (подрядчиком) какого-либо объема работ или приобретении у продавца какого-либо продукта, и оформляющее в связи с этим заказ (договор подряда).

Процесс аутсорсинга можно представить в виде схемы на рисунке 1:

Рисунок 1 – Процесс аутсорсинга

При этом меняется ситуация с формированием затрат внутри компании заказчика. Затраты на выполнение тех или иных работ образуются так:

Рисунок 2 – Распределение затрат при аутсорсинге

При проведении процедуры аутсорсинга и развитии рынков соответствующих услуг затраты материнской компании на оплату услуг снижаются до 35%, а доходность растет на 6%.

В современной ситуации регламентация отношений между заказчиками и подрядчиками осуществляется на основе гражданского кодекса РФ. Установлено, что документом определяющим права и обязанности становится договор:

Рисунок 3 – Регламентация отношений сторон на основе договора

Следует отметить ряд существенных условий, наличие которых в договорах обязательно:

 

 

Рисунок 4 – Условия договора

 

Особенностью нефтяной промышленности является различие в подходах по описанию нефтесервисного бизнеса. Так выделяется технологическая последовательность работ:

 

 

Рисунок 5 - Технологическая последовательность работ нефтесервисного бизнеса

 

При этом функционал выполнения этих работ закрепляется за разными сегментами рынка нефтесервиса:

 

 

Рисунок 6 – Функциональные виды работ нефтесервиса

 

Организационное же разделение рынка осуществлено в рамках как дочерних компаний ВИНК, так и независимых российских и иностранных нефтесервисных компаний:

Рисунок 7 – Формирование рынка нефтесервисных услуг

 

В настоящее время можно констатировать, что на формирующимся рынке нефтесервиса выделяются открытые рынки, на которых выбор подрядчика и ценообразование осуществляется преимущественно на конкурсной основе и закрытые рынки, привлечение на которые осуществляется только в рамках отношений между материнской и дочерней компанией:

 

Рисунок 8 – Деление нефтесервисного рынка


50. Принципы и методические подходы к ценообразованию в НГП

1. Общетеоретические положения. Все методы ценообразования могут быть разделены на три основные группы в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется компания-производитель или продавец: 1) на издержки производства – затратные методы; 2) на конъюнктуру рынка – рыночные методы; 3) на нормативы затрат на технико-экономический параметр продукции – параметрические методы.

Принципы ценообразования (ц/о). К важнейшим принципам ценообразования относятся: 1) научная обоснованность цен, то есть необходимость учета при ц/о объективных экономических законов на основе тщательного сбора и анализа информации относительно действующих рыночных цен, уровня издержек, соотношения спроса и предложения, других рыночных факторов; 2) принцип целевой направленности – предприятие должно определить, какие экономические задачи оно будет решать при использовании выбранного подхода к ц/о; 3) принцип непрерывности процесса ценообразования – продукция на каждом этапе изготовления имеет свою цену, кроме того в реальной рыночной ситуации уровень действующих на рынке цен постоянно корректируется; 4) принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен (цель контроля – проверка правильности применения установленных законодательством правил ц/о, за нарушение установленных государством принципов ц/о предусматриваются административные и экономические санкции).

Все перечисленные принципы принимаются во внимание при формировании цен на нефть и нефтепродукты, из методов применяются затратные и рыночные (параметрические методы ц/о применяются при формировании цен на машины, оборудование и др. при изменении их основных технико-экономических параметров).

2. Формирование внутренних цен на нефть и нефтепродукты. Внутренняя цена на российскую нефть формируется в результате оценки альтернативы поставки нефти на экспорт (железнодорожным транспортом) к продаже ее давальцам для переработки на конкретных НПЗ. Фактически внутренняя цена рассчитывается методом “netback” (вычитание таможенной пошлины из экспортной цены) и, несмотря на различия в структуре рынка и условиях формирования цены на российском и мировых рынках, зависит от динамики мировых цен.

При этом между предприятиями одной ВИНК действуют трансфертные цены. Трансфертная цена – это цена, используемая для определения стоимости продукции (товаров или услуг), передаваемой одними предприятиями другим внутри компании.

Механизм трансфертных цен заключается в следующем. ВИНК покупают у своих нефтедобывающих предприятий нефть по корпоративной цене. Часть (до 40% от общего объема добытой нефти) реализуется на экспорт, другую часть на давальческой ос­нове перерабатывают на НПЗ. Получаемые нефтепродукты реали­зуют как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Как правило, трансфертная цена устанавливается с целью минимизации нало­гов, но не ниже текущих затрат предприятия. Это один из принци­пов установления трансфертной цены. Другой принцип назначе­ния цен – их планомерное регулирование в целях сокращения издержек производства в нефтедобыче: до НГДУ доводятся плано­вые закупочные цены со стороны НПЗ. В свою очередь, НГДУ раз­рабатывают соответствующие планы сокращения издержек произ­водства. В этом случае цена нефти, с которой начисляются налоги, будет ниже рыночной и тем более экспортной цены. Фактически можно говорить о том, что при установлении трансфертной цены за основу берутся затратные методы ценообразования.

Элементы внутренней цены нефти (отпускная цена производителя): полная себестоимость производителя, прибыль производителя, НДС.

При этом в договоре между продавцом и покупателем указывается вид цены «франко», например, «на условиях франко - НПС …» (указывается наименование нефтеперекачивающей станции, затраты на транспортировку до которой включены в цену нефти и оплачиваются продавцом).

Элементы экспортной цены нефти (отпускная цена производителя): полная себестоимость производителя, прибыль производителя, экспортная пошлина.

Аналогично формируется экспортная цена нефтепродуктов.

Внутренняя цена на нефтепродукты формируется на основе рыночных принципов (с ориентацией на цены конкурентов). При этом ВИНК руководствуются принципом равной доходности продажи нефтепродуктов на экспорт и на внутреннем рынке.

Элементы цены нефтепродукта на внутреннем рынке: полная себестоимость производства, прибыль, акциз, НДС, наценка сбытовой структуры ВИНК.

3. Формирование мировых цен на нефть. К концу 1980-х гг. сформировалась мировая система биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, обслужи­ваемая в основном тремя центрами (Нью-Йорк - NYMEX, Лондон - IPE, Сингапур - SIMEX) и работающая в 24-часовом режиме реального вре­мени. Существование трех географических центров биржевой торговли, наряду с мощным развити­ем компьютеризации, телекоммуникации и информационных технологий, обеспечили истинную глобализацию мирового рынка нефти, взаимозависимость и соподчиненность цен на нефть в разных районах земного шара.

В 1983 г. были проведены первые торги по фьючерсным контрактам на нефть, что послужило толчком для разви­тия рынка производных нефтяных инструментов.

В 1986 г. было введено ценообразование, привязанное к трем международным эталонным сортам - Брент, Дубай и Западно-техасской средней. Соответственно рынок перешел от торговли по фиксированной цене к торговле с дифференциалами к так называемым маркерным сортам нефти.

Три основных маркерных сорта соответствуют трем главным биржам на трех региональных рынках: Западная техасская нефть (“West Texas Intermediate” -WTI) - для американского рынка, Нью-Йоркской товарной биржи; Брент (“Brent Crude”) - для европейского рынка, Международной нефтяной биржи в Лондоне; Дубай - преимущественно для рынка Азиатско-Тихоокеанского региона, Сингапурской международной товарной биржи.

Факторы, определяющие динамику цены нефти в долгосрочной перспективе:

– динамика среднемировой себестоимости добычи;

– стратегические запасы;

– использование альтернативных энергоресурсов;

– рост спроса со стороны относительно динамично развивающихся стран (например, Китая, Индии);

– сокращение числа стран-экспортеров;

– комплекс политических факторов.

Краткосрочные и среднесрочные факторы:

- сезонные колебания спроса;

- стратегические и коммерческие запасы стран;

- производственные мощности стран-экспортеров;

- изменение квот на добычу нефти ОПЕК;

- политическая нестабильность;

- природные катаклизмы;

- девальвация доллара;

- фаза экономического развития;

- биржевые спекуляции;

- рыночные ожидания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.50.171 (0.012 с.)