Методы и способы финансового учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и способы финансового учета



Цели финансового учёта - это подготовка данных, необходимых для составления финансовой отчётности, которая предназначена для различных групп пользователей. Для того, чтобы внешние пользователи (инвесторы, кредиторы) могли получить объективную информацию о финансовом состоянии предприятия, финансовый учёт необходимо вести в соответствии с чётко определёнными требованиями и стандартами.

Пользователи финансовой информации находятся в основном за пределами предприятия. Поэтому финансовый учёт иногда называют внешним учётом. Его результаты публикуются в официальной печати. При этом отчёты содержат не только финансовую информацию, но и показатели рекламного назначения, демонстрирующие успехи предприятия.

Источниками информации для финансового учёта служат только данные учётной системы предприятия, которая накапливает финансовую информацию, а также способствует формированию показателей для расчёта налогов.

Принципами финансового учёта являются общепринятые принципы бухгалтерского учёта (принцип документирования хозяйственных операций, двойной записи, обособленности имущества предприятия и др.).

Базисом финансового учёта является равенство: активы = собственный капитал + обязательства.

Методы и способы, применяемые в финансовом учёте, позволяют получать всю информацию в денежной оценке. Финансовая отчётность предприятия включает конечные остатки по всем счетам Главной книги. При отражении информации финансовый учёт использует только собственные методы и способы (документирование, инвентаризация, оценка, калькуляция, счета, двойная запись и др.). Измерители, применяемые в бухгалтерском учёте, относятся к универсальным, поэтому они с одинаковым успехом применяются как в финансовом учёте, так и в управленческом (натуральные, трудовые, денежные). Финансовый учёт отражает «финансовую историю предприятия». Регистрация хозяйственных операций в финансовом учёте выполняется на основании первичных документов, в которых отражены реквизиты операций. То есть этот вид учёта имеет дело с уже произошедшими фактами хозяйственной деятельности предприятия.

Предмет бухгалтерского учета – отражение состояния и движения активов, источников их образования и результатов хозяйственной деятельности организации.

Метод – это совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет бухгалтерского учета. Позволяет изучить явление в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии.

Метод бухгалтерского учета включает в себя способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета.

Выделяется 8 элементов метода:

1. Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершении. Каждая хозяйственная операция оформляется документами, в противном случае не считается хозяйственной операцией в хозяйственном учете. Документ служит не только основанием для фиксирования операции, но и способом первичного наблюдения и регистрации.

2. Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества хозяйства в натуре данного учета. Средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация является дополнением к документации.

Инвентаризация и документация – приемы первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.

3. Оценка – способ, с помощью которого активы хозяйствующего субъекта получают денежное выражение. Основывается на фактической себестоимости, чем и достигается ее реальность, и проводится единообразно на всех предприятиях.

4. Система счетов. Экономическая группировка объектов бухгалтерского учета и получение о них необходимой информации с целью текущего наблюдения за хозяйственной деятельность обеспечивается системой счетов. Использование счетов объясняется тем, что сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета. Счета же позволяют получать обобщение и делать выводы в целом об имуществе организации.

5. Двойная запись. Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями.

6. Балансовое обобщение. Контроль за всей совокупность объектов в бухгалтерском учете производится путем сопоставления активов с источниками их образования – балансового обобщения. Оно характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования. Это равенство сохраняется постоянно.

7. Бухгалтерская отчетность. Результатом хозяйственной деятельности содержится в отчетности организации. Бухгалтерская отчетность – единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени.

 


38. Себестоимость продукции. Методы калькулирования и анализа.

Себестоимость продукции - суммарная стоимостная оценка используемых в процессе изготовления и сбыте товаров природных, производственных, трудовых, финансовых и других ресурсов.

В общем виде плановую себестоимость продукции можно выразить в следующем виде:

Сп=Мз+Зо+Ос+Ао+Пр,

где Сп – себестоимость продукции, руб.; Мз – материальные затраты; Зо – затраты на оплату труда; Ос – отчисление во внебюджетные фонды; Ао – амортизация основных фондов;

Пр – прочие затраты.

В теории и практике планирования производства общепринятой является группировка всех затрат по двум основным признакам: экономическим элементам и калькуляционным статьям.

Группировка затрат по экономическим элементам предусматривает их объединение по признакам однородности независимо от того, где и на что они произведены. Такая группировка применяется при планировании сметы затрат на производство. Для планирования себестоимости единицы продукции необходима группировка затрат по производственному назначению и месту возникновения, то есть по калькуляционным статьям.

Калькуляционные статьи затрат классифицируются по следующим признакам:

1) по способу отнесения на себестоимость единицы продукции – прямое и косвенное;

2) по характеру зависимости от объема производства – переменные и постоянные;

3) по составу (степени однородности) – простые (элементные) и комплексные;

4) по степени учета их в производственном процессе – основные (технологические) и накладные.

Прямые затраты, представляющие собой отдельные калькуляционные статьи, отнесенные на себестоимость продукции на основании первичных документов.

Косвенные затраты, в состав которых входят общепроизводственные и общехозяйственные затраты, учитываются сначала по местам возникновения, а в конце месяца распределяются по видам продукции, отражаясь в себестоимости отдельными статьями. Они включаются в себестоимость конкретных видов продукции, работ и услуг пропорционально какой-либо базе распределения, например заработной плате основных производственных рабочих.

В процессе планирования издержек производства необходимо в полной мере учитывать механизм их взаимодействия в разные периоды времени.

Метод определения себестоимости единицы продукции по статьям затрат называется калькуляцией. Во внутрифирменном планировании применяются три метода калькуляции или расчета себестоимости:

1) нормативный — на основе действующих в данный период времени прогрессивных нормативов и норм расхода экономических ресурсов на единицу продукции и других рыночных показателей;

2) плановый — на основании разработанных на определенный период (год, квартал, месяц) плановых показателей прямых затрат и комплексных смет расходов;

3) отчетный — на основе фактических (бухгалтерских) затрат на производство продукции в отчетный период.

Плановые калькуляции обычно составляются на все виды продукции, предусмотренные в годовом плане производства и реализации предприятия. При широкой номенклатуре выпускаемых товаров плановые расчеты себестоимости могут производиться на так называемые детали-представители однородных групп изделий или работ. Рассмотрим более подробно нормативный метод расчета затрат на производство товаров и услуг в условиях рыночных отношений.

В современном производстве плановая калькуляция себестоимости единицы продукции содержит следующие типовые статьи затрат:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий.

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Итого материальных затрат.

6. Основная заработная плата производственных рабочих.

7. Дополнительная заработная плата производственных рабочих.

8. Отчисления на социальные нужды.

9. Расходы на подготовку и освоение производства новых изделий.

10. Изготовление инструмента и приспособлений целевого назначения.

11. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

12. Цеховые расходы.

13. Потери от брака.

14. Прочие производственные расходы.

15. Цеховая себестоимость.

16. Общехозяйственные расходы.

17. Производственная себестоимость.

18. Внепроизводственные расходы.

19. Коммерческая себестоимость.

Разработка плановых калькуляций себестоимости отдельных видов продукции предполагает использование прогрессивных нормативов расхода таких производственных ресурсов, как сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, трудовые затраты и тарифные ставки и др. В частности, необходимы также нормативы косвенных общецеховых или общепроизводственных, общезаводских или общехозяйственных, внепроизводственных или коммерческих и других расходов, например, на содержание технологического оборудования, оплату административно-управленческого персонала и т.д.

При разработке плана себестоимости продукции целесообразно выявить резервы снижения издержек производства за счет технических, организационных и других факторов. Планирование снижения себестоимости продукции может производиться с помощью уточненных и укрупненных способов расчета. Уточненные расчеты основываются на сравнении показателей плановой и базовой себестоимости единицы продукции.

Планирование снижения себестоимости продукции на основе укрупненных расчетов, как правило, предполагает предварительное обоснование процента сокращения отдельных затрат за счет соответствующих факторов.

В процессе планирования себестоимости продукции нормативным методом точность расчетов во многом определяется выбранными способами распределения комплексных расходов на единицу произведенных товаров или услуг.

В ходе планирования себестоимости составляющие ее затраты включаются в тот период, к которому они относятся, независимо от времени оплаты. Непроизводственные затраты отражаются в том отчетном месяце, когда они выявлены. Затраты в иностранной валюте пересчитываются по действующему курсу Центрального банка РФ на дату совершения операций.

В теории и практике планирования косвенные расходы распределяются в основном пропорционально тарифной оплате труда производственных рабочих. Однако при широкой и разнообразной по качеству и количеству номенклатуре выпускаемых товаров такой способ не обеспечивает требуемой в условиях рынка точности планирования себестоимости продукции. Поэтому при ограниченных рыночных ресурсах более обоснованным и приемлемым способом перенесения комплексных затрат на выпускаемую продукцию, в частности на содержание технологического оборудования, может служить применение показателей отработанных станкочасов или машиночасов. Сущность данного способа состоит в том, что общая величина косвенных расходов, связанных с работой оборудования, устанавливается в расчете на 1 ч. или 1 мин. его работы, с помощью которых затем определяются в денежном измерении и соответствующие затраты на одно изделие.

Основным методом определения различных издержек на производство продукции служит нормативный. Нормативные затраты являются на передовых предприятиях тем мерилом, с которым сравниваются действительные затраты экономических ресурсов. Поэтому все нормативные расходы отражают там оптимальные методы и условия выполнения работы и служат основой планирования издержек производства на единицу продукции. В общем виде издержки производства представляют собой сумму нормативных затрат материалов, труда и накладных расходов.

Во внутрипроизводственном планировании, как правило, возникает необходимость определения полных и удельных издержек. В этих целях все издержки принято подразделять на постоянные и переменные. Полная себестоимость включает суммарные издержки на выпуск всего объема продукции, удельная себестоимость — на производство единицы товаров и услуг.

Удельная себестоимость — это средняя величина затрат, которая определяется делением полных затрат на количество общих единиц продукции, составляющих годовой план производства. Аналитически зависимость между полной и удельной себестоимостью и их составляющими — постоянными и переменными затратами выражается формулами:

Полная себестоимость

Спол=S+V+Nr, (1)

где S — постоянные затраты;

V — переменные затраты;

Nr — годовой объем выпуска.

Удельная себестоимость

. (2)

Как видно из формул, полная себестоимость — это сумма постоянных и переменных затрат на выпуск годового объема продукции, удельная — сумма этих же затрат на единицу. Здесь важно иметь в виду, что удельная себестоимость уменьшается с увеличением объема производства, поскольку величина постоянных затрат, остающихся неизменными при выполнении ряда хозяйственных операций, распределяется на все большее число единиц произведенной продукции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.025 с.)