Взыскание в судебном порядке недоимки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взыскание в судебном порядке недоимки



(ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ) С БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (УЧРЕЖДЕНИЙ),

КОТОРЫМ ОТКРЫТ ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ

И ИНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНАХ

 

Задолженность по налогам (пеням, штрафам) с организаций, которым открыты лицевые счета, с 1 января 2015 г. может быть взыскана за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах такого налогоплательщика, только в судебном порядке, если взыскиваемая сумма превышает 5 млн руб. (пп. 1 п. 2, п. 8 ст. 45 НК РФ).

Кроме того, с учетом изменений взыскание за счет имущества указанных организаций также возможно, только если взыскиваемая сумма не превышает 5 млн руб. Данный вывод следует из пп. 1 п. 2 ст. 45, п. 3.1, п. 7 ст. 46 НК РФ.

При взыскании до 1 января 2015 г. это требование применимо к любой недоимке (пеням, штрафам), числящейся за такими налогоплательщиками, независимо от ее размера (пп. 1 п. 2, п. 8 ст. 45 НК РФ).

Отметим, что лицевые счета в Федеральном казначействе, финансовых органах субъекта РФ или муниципального образования открываются получателям бюджетных средств: бюджетным, казенным, автономным учреждениям (п. 4 ст. 161, ст. 166.1 БК РФ, п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, ч. 3.2, 3.3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ).

 

Примечание

Федеральное казначейство (иной орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством РФ) обязано сообщать в налоговый орган об открытии (закрытии, изменении реквизитов) лицевых счетов организации в течение трех рабочих дней в электронной форме (п. 6 ст. 6.1, ст. 85.1 НК РФ).

 

Нередко бюджетные организации осуществляют коммерческую деятельность. Например, многие государственные медицинские или образовательные учреждения оказывают услуги на платной основе, сдают имущество в аренду. Такие юридические лица имеют денежные средства на расчетных счетах в банках и имущество, приобретенное на доходы от предпринимательской деятельности.

Как показывает практика, налоговые органы могут вынести решение о бесспорном (внесудебном) взыскании задолженности за счет указанных денежных средств и имущества, т.е. применить к бюджетным организациям положения ст. ст. 46 и 47 НК РФ.

Однако данные действия чиновников неправомерны, поскольку противоречат пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ. На это указал Минфин России в Письме от 27.09.2007 N 03-02-07/2-162/2. К аналогичному выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлениях от 01.07.2008 N 4252/08, от 01.07.2008 N 4249/08. С данной позицией соглашаются и нижестоящие суды (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 18.10.2012 N А32-19552/2008, ФАС Центрального округа от 06.09.2012 N А09-366/2012) <1>.

--------------------------------

<1> Данные разъяснения чиновников и судебные акты основаны на редакции пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ, предусматривающей только судебный порядок взыскания недоимки с налогоплательщиков, которым открыты лицевые счета.

 

Таким образом, задолженность по налогам (пеням, штрафам) взыскивается с бюджетных, казенных и автономных учреждений только через суд (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 29.11.2012 N А09-434/2012) <1>.

 

ВЗЫСКАНИЕ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ НЕДОИМКИ

(ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ) С ДОЧЕРНЕГО (ЗАВИСИМОГО)

ИЛИ ОСНОВНОГО ОБЩЕСТВА

 

Обратите внимание!

С 1 сентября 2014 г. из Гражданского кодекса РФ исключены понятия "зависимое хозяйственное общество" и "преобладающее общество" (пп. "я.3" п. 24 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ). При этом нормы о дочернем и основном хозяйственных обществах в нем сохранены. В настоящий момент они закреплены в ст. 67.3 ГК РФ.

Отказ от понятий "зависимое хозяйственное общество" и "преобладающее общество" согласуется с положениями Концепции развития гражданского законодательства РФ, одобренной Решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009. В абз. 2 п. 4.1.4 разд. III этого документа указано на нецелесообразность использования данных понятий в Гражданском кодексе РФ как не оправдавших себя на практике и не несущих особой смысловой нагрузки.

Законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с изменившимися положениями Гражданского кодекса РФ применяются постольку, поскольку не противоречат последним (ч. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).

Отметим, что положения пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ, рассмотренные в настоящем разделе, не приведены в соответствие с указанными изменениями в Гражданском кодексе РФ. В пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ по-прежнему предусматривается, что в определенных случаях налоговые органы могут взыскать в судебном порядке задолженность, которая числится за организациями, являющимися согласно гражданскому законодательству преобладающими либо зависимыми обществами.

В одном из ближайших обновлений настоящего Практического пособия мы подробнее расскажем об этих нововведениях.

 

При определенных условиях налоговый орган может обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с организации задолженности по налогам (пеням, штрафам), которая образовалась у ее дочернего (зависимого) или основного (преобладающего, участвующего) общества (пп. 2 п. 2, п. 8 ст. 45 НК РФ). Кроме того, Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ внесены изменения в пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ, в соответствии с которыми сумма недоимки (пеней, штрафов) может быть взыскана с организации, признанной в судебном порядке зависимой с организацией, за которой числится недоимка (пени, штрафы) (абз. 8 пп. 2 п. 2, п. 8 ст. 45 НК РФ, абз. 9 п. 4 ст. 10 Закона N 134-ФЗ).

Подчеркнем, что такое взыскание возможно исключительно в судебном порядке. Это обусловлено необходимостью обеспечить должную защиту интересов компании, так как в данном случае с нее взыскивается "чужая" задолженность в бюджет, которая образовалась у другой организации-налогоплательщика.

Подпункт 2 п. 2 ст. 45 НК РФ применяется, только если организации в соответствии с гражданским законодательством признаются по отношению друг к другу основным (преобладающим, участвующим) и дочерним (зависимым) обществами либо признаны взаимозависимыми судом.

Основное общество - это организация, которая может определять решения другого юридического лица - дочернего общества (ст. 67.3 ГК РФ, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Как правило, такое влияние возможно в силу преобладающего участия основного общества в уставном капитале дочернего. Но оно может быть обусловлено и иными причинами, например заключенными между организациями договорами.

Преобладающее общество - это организация, которая владеет более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью или более 20% голосующих акций акционерного общества. Общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество именуется в данном случае зависимым (п. 4 ст. 6 Закона N 14-ФЗ, п. 4 ст. 6 Закона N 208-ФЗ). Если зависимым является ООО, то преобладающее общество также может именоваться участвующим.

Взаимозависимые организации - это организации, способные оказывать влияние на условия и (или) результаты совершаемых ими сделок, на экономические результаты деятельности друг друга либо деятельности представляемых ими лиц (абз. 1 п. 1 ст. 105.1 НК РФ). Условия, при которых организации признаются взаимозависимыми, установлены законодательством (п. 1 ст. 20, п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Вместе с тем они могут быть признаны таковыми на основании решения суда, если будет доказана их объективная взаимозависимость (п. 2 ст. 20, п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

 

Обратите внимание!

Из буквального прочтения абз. 8 пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ следует, что зависимые с налогоплательщиком организации для взыскания с них "чужой" недоимки должны быть признаны судом таковыми до поступления на их счета выручки и (или) передачи им имущества.

Таким образом, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании "чужой" недоимки с организации, имеющей признаки взаимозависимости с налогоплательщиком, только при наличии судебного акта, в котором был бы признан установленным факт такой взаимозависимости.

Кроме того, по этой же причине полагаем, что заявить в одном заявлении требования о признании организации зависимой с налогоплательщиком и одновременно о взыскании с нее недоимки, числящейся за налогоплательщиком, инспекция не вправе.

Вместе с тем официальные разъяснения по порядку применения данной нормы пока отсутствуют. Поэтому не исключено и иное ее толкование.

 

Если организация не соответствует характеристикам основного (преобладающего, участвующего), дочернего (зависимого) общества либо не признана судом иным образом зависимой, недоимку (пени, штрафы) следует взыскивать непосредственно с налогоплательщика-должника (Постановления ФАС Центрального округа от 08.08.2011 N А14-8219/2010/262/28, ФАС Уральского округа от 27.01.2011 N Ф09-11630/10-С3). Причем задолженность в бюджет налоговый орган вправе взыскать с такого налогоплательщика без обращения в суд на основании ст. ст. 46 и 47 НК РФ. Однако это правомерно, только если не истек срок бесспорного взыскания недоимки, пеней и штрафов (абз. 1 п. 3, п. п. 9, 10 ст. 46, абз. 3 п. 1, п. 8 ст. 47 НК РФ).

Теперь рассмотрим, при каких условиях взыскание задолженности может быть перенесено на организацию с ее дочернего (зависимого) или основного (преобладающего, участвующего) общества или организации, признанной зависимой судом, в силу пп. 2 п. 2, п. 8 ст. 45 НК РФ.

Во-первых, задолженность в бюджет должна числиться за таким обществом более трех месяцев.

Размер и время образования недоимки (задолженности по пеням, штрафам) для взыскания в судебном порядке налоговые органы определяют по данным проведенных налоговых проверок. Ограничение о возможности взыскания с организаций, каким-либо образом взаимозависимых с налогоплательщиком, недоимки (пеней, штрафов), которая образовалась в ходе налоговой проверки, введено Законом N 134-ФЗ (абз. 1 пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ, п. 4 ст. 10 Закона N 134-ФЗ).

Таким образом, размер недоимки (пеней, штрафов) отражается в решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Датой образования задолженности, от которой исчисляются три месяца, будет являться дата вступления в силу такого решения.

До вступления в силу Закона N 134-ФЗ налоговые органы в указанных случаях были вправе обратить взыскание в размере всей суммы недоимки (пеней, штрафов), числящейся за налогоплательщиком по данным их учета, т.е. по сведениям, содержащимся в карточках лицевых счетов. Однако данные налогового органа могли расходиться с показателями учета самого налогоплательщика. В таком случае выписки из лицевого счета (справки, составленной на его основании) было недостаточно, чтобы подтвердить в суде наличие недоимки (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.01.2008 N Ф04-217/2008(661-А45-43)). Поэтому в случае подачи налоговым органом заявления о взыскании с организации задолженности дочернего (зависимого) или основного общества имело смысл уточнить у должника, какова сумма недоимки (пеней, штрафов) и сколько времени она существует. Если данные учета должника расходились со сведениями инспекции, было целесообразно попросить его провести совместную с налоговым органом сверку платежей в бюджет (пп. 5.1 п. 1 ст. 21, пп. 11 п. 1 ст. 32, абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Если сверка не подтверждала, что налогоплательщик более трех месяцев имеет непогашенную задолженность, то ее взыскание в порядке пп. 2 п. 2, п. 8 ст. 45 НК РФ было необоснованно.

Во-вторых, в рассматриваемом случае для обращения налогового органа в суд необходимо, чтобы:

- на счета вашей организации поступила выручка от реализации товаров (работ, услуг) должника

либо

- должник с момента, когда он узнал (должен был узнать) о проведении выездной (начале камеральной) проверки, передал в адрес вашей организации денежные средства и (или) другое имущество. При этом нужно, чтобы данная передача повлекла за собой невозможность взыскания с него недоимки (пеней, штрафов) (абз. 4, 5 пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). Это основание для взыскания недоимки с дочерней (материнской, зависимой) организации введено в пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ Законом N 134-ФЗ.

Следует учитывать, что положения пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ применяются и в тех случаях, когда перечисление выручки, передача денежных средств и (или) иного имущества совершаются через совокупность взаимосвязанных операций, в том числе с участием третьих лиц, не названных в пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ.

В заключение отметим, что сумма взыскания с вашей организации недоимки (пеней, штрафов) должника не может превышать сумму поступившей на ваш счет выручки от реализации товаров (работ, услуг) должника, переданных им денежных средств, стоимости переданного им имущества. Это ограничение установлено абз. 9 пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ и введено Законом N 134-ФЗ.

До внесения указанных изменений налоговое законодательство не устанавливало подобных ограничений. В связи с этим возникал вопрос: на все ли поступающие организации денежные средства налоговая инспекция вправе обратить взыскание?

Вместе с тем арбитражные суды подчеркивали, что взыскание задолженности по налогам за счет денежных средств зависимого (основанного) общества возможно только в пределах сумм выручки от реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика, за которым числится недоимка (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 N 4872/11).

 

Обратите внимание!

При рассмотрении указанного дела члены Президиума ВАС РФ также указали: недопустимо взыскание "чужой" недоимки за счет выручки от реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика, за которым числится недоимка, полученной материнской (дочерней, взаимозависимой и т.д.) организацией до возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Полагаем, данные выводы применимы и после вступления в силу Закона N 134-ФЗ.

 

Если налоговый орган выявит несколько организаций, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ, взыскание недоимки (пеней, штрафов) должно производиться с каждой из них. Величина подлежащей с каждой организации недоимки определяется пропорционально доле, поступившей им выручки, переданных денежных средств, стоимости переданного имущества (абз. 6 пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). Данное правило также введено Законом N 134-ФЗ (п. 4 ст. 10, ч. 2 ст. 24 Закона N 134-ФЗ).

Отметим, что стоимость имущества в целях пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ определяется как остаточная стоимость по данным бухгалтерского учета организации, за которой числится недоимка (пени, штрафы), на момент когда она узнала (должна была узнать) о проведении выездной (начале камеральной) проверки (абз. 10 пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.53 (0.022 с.)