Личностное развитие ребенка младшего школьного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностное развитие ребенка младшего школьного возраста.



Социальная ситуация развития и новообразования младшего школьного

возраста: рефлексия, произвольность психических процессов, внутренний план действий. (Давыдов В.В.)

Требования учебной деятельности неизбежно ведут учеников к формированию произвольности как характеристи­ки всех их психических процессов. Произвольность формиру­ется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика: слушает объяснения, решает задачи и т.д. Постепенно он научается делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы. Таким образом, учащиеся науча­ются управлять своим поведением (в той или иной степени), преодолевать трудности, двигаться к поставленной цели, искать лучшие пути ее достижения.

Второе важное новообразование - рефлексия. Учитель тре­бует от ребенка не только решения задачи, но и обоснования его правильности. Это постепенно формирует способность у ребенка осознавать, отдавать себе отчет в том, что он делает, что сделал.

Умение человека осознавать то, что он делает, и аргументиро­вать, обосновывать свою деятельность и называется рефлексией.

В начальный период обучения учащимся первого класса требуется опора на внешние предметы, модели, рисунки. По­степенно они научаются заменять предметы словами (устный счет, например), удерживать в голове образы предметов. К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя - в умственном плане. Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий.

Самооценка.

Л.С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться, оформляться самооценка – обобщённое, т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребёнка к себе. Самооценка опосредует отношение ребёнка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми, поскольку индивид созрел для такого анализа как физиологически, так и психически. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить своё уже целостное поведение в соответствии с социальными нормами.Представление о себе в младшем школьном возрасте формируется в процессе оценочной деятельности самого ребёнка, в процессе его общения с другими людьми. Младшие школьники различают в себе больше качеств, чем дошкольники. Происходит обогащение психологического словаря, оценки и самооценки дифференцируются.Знать самооценку ребёнка очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку младшего школьника. Как и всё в нём, она ещё только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддаётся воздействию, изменению.

 

Развитие моральных представлений (из статьи Т.Б.Сандабкиной).

Моральные представления младших школьников – это обобщенный образ о добре, зле, любви, красоте, понимание и проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживание чувствам других людей. К этому же понятию относится способность младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. Для формирования представлений используют интеллектуальные, положительные эмоциональные, практически-действенные средства, межпредметные связи, социальную и профессиональную позицию педагога. Применяя опре-

деленные формы, методы педагогической работы, мы формируем у ребенка отношение к себе (честность), к другим (уважение, отзывчивость), к труду (ответственность), к природе (бережное отношение). Формирование у ребенка нравственных представлений и понятий помогает человеку в выборе правильного поведения

 

Особенности общения со сверстниками и взрослыми. Развитие межличностных отношений и факторы, обуславливающие статусное место младшего школьника в классе. ( Вальд Наталья Николаевна),

Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Когда ребенок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников – с другой. Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь – учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений первоклассников, так как дети еще плохо знают друг друга, не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как свои собственные, так и своих товарищей. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе (или группе)благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания.

Психология воспитания.

Психологическая сущность процесса воспитания.

Воспитание, как понятие, имеет 3 значения: 1. (в широком соц. смысле) Воспитание - процесс передачи накопленного опыта от старших поколений к младшим. 2. (в широком пед. смысле) Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности, спец. организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение целей воспитания. 3. (в узком педагогическом смысле) Воспитание - процесс и рез-т воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач..Интерриорезация внешнх и внутренних мотивов Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Соотношение понятий воспитание, развитие, обучение, социализация. Психологические теории воспитания (словарь Коджаспировой).

Воспитание-см.выше

Развитие - изменение, представляющее собой переход от простого ко все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Примени-тельно к Р. организмов и психики нередко применяют понятия онтогенеза, филогенеза и др.

Обучение -1. специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, форми­рование мировоззрения, развитие умственных сил и потенци­альных возможностей обучаемых, выработка и закрепление на­выков самообразования в соответствии с поставленными целями. Воспитание — 1. целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению в контекст современной культуры, становлению его как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей

Социализация — совокупность всех соц. и психол. процессов, посредством к-рых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; процесс вхождения индивида в соц. среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности; процесс включения индивида в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

Психологические аспекты целей, условий, факторов, содержания воспитания.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умствен­ное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспита­ния — формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Выделяются объективные и субъективные условия (факторы) воспитания. К объективным относятся те, что не зависят от воспитанника. Таких сравнительно немного: уголок земли, где родился человек, природа, среди которой он развивается, климат, среда обитания, способ жизни его народа, традиции, господствующие нормы. Этим силам подчиняется каждый человек, они определяют его главные, стержневые признаки – национальность, расовую принадлежность, религиозную направленность и др. Изменить что-либо в действии объективных условий (факторов) воспитания невозможно.Во всем остальном воспитание имеет ярко выраженную субъективную направленность. К субъективным условиям (факторам) отнесем все причины, зависящие от самого воспитанника, его воспитателей, окружающих его людей, деятельности созданных людьми учебно-воспитательных учреждений. Среди них:– субъективные (личностные) предпочтения;– воспитуемость (склонность к воспитанию, способность воспитанника воспринимать воспитательные влияния);– направленность воспитанника;– желания, стремления, намерения воспитанника;– воспитательные системы;– деятельность воспитателей;– организация воспитательного воздействия;– программы воспитания;– духовная связь воспитанника с воспитателем;– взаимодействие воспитателей с воспитанниками;– морально-психологических климат; и др.Субъективные факторы весьма переменчивы и непостоянны

Методы воспитания как способы психического воздействия, направленные на изменение личности и поведение человека.

Метод воспитания - это модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе. (Педагогика по ред. Пидкасистого, 2006 СЛАСТЕНИН!!!)

 

 

Проблемы воспитания характера, мотивов, черт личности и форм поведения.

ХАРАКТЕР –

Темперамент – это физиологическая предпосылка формирования характера

Воспитание харатера – воспитание в целеустремленности, волевых черт, ценностной направленности, (задают ориентиры)

Характер формируется в социуме – семья – школа - ит.д. В характере важно отношение к себе

ВОСПИТАНИЕ – ПРОЦЕЕС ВХОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА В КОНТЕКСТ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОВНЕЕ ЕЕ НАИВЫСШЫХ ДОСТИЖЕНИЙ (Щуркова Н.Е.)

Воспитание-это процесс интереризации общечеловеческих ценностей.

Воспитание мотивов

Мотив- побудитель к действию

- Смыслообразующие мотивы – имеют значение для меня – те, которые задают нам смысл

Мотивация поощрения, избегании наказания, интереса к результату деятельности ребенка.

Мотив процессов деятельноти

Нравственно деятельностная мотивация

Мотивация самобичевания

Мотивация саморелизации

Воспитание мотивов – это

Избегание наказания меньше всего

Воспитание черт личности- необходимо воспитывать субъекта необходимо.

Платонов (структура личности): познавательная сфера, эмоционально-волевая, практическо-деятельнастная сфера (важно выйти на поступок), мотивационно-потребностная сфера

Воспитание форм поведения-практически-деятельностный подход, дейсвия должны быть осознанные в соотственные с ценностями, ответсвенность

Проблемы диагностики воспитанности.

Диагностика воспитанности– это процесс определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений.. Наиболее доступным является метод наблюдения. Он предполагает систематическое целенаправленное накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, личностные проявления человека, позволяющих сделать выводы об уровне его воспитанности. В ходе индивидуальной диагностической беседа педагог имеет возможность не только глубже познать внутренний мир человека, его взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные устремления, нацелить его на решение существующих проблем, вдохновить на полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении. Метод анализа результатов деятельности предусматривает учет педагогом действий и поступков воспитуемых, достижений и недостатков в учебе, выполнении других обязанностей, что позволяет сделать вывод об особенностях личностной направленности конкретного человека, его характера, уровня сформированности жизненной позиции и др

Критерии воспитанности учащихся в начальной школе

Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива) основных показателей воспитанности выделяются следующие: · мировоззренческие взгляды;· проявление патриотических, гражданских позиций;· нравственные чувства;· коллективистские чувства;· способность трудиться, заботиться о своем здоровье;· отношение к родным, готовность участвовать в семейных делах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.026 с.)