Экологическая культура личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологическая культура личности.



Экологическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры и выражается в восприятии человеком себя как неотъемлемой составной части окружающего природного мира.

Понятия «экологическая культура личности» и «экологическая культура человека» тождественны, поскольку оба они отображают отношение индивида к окружающему его миру.

Эк.воспитание – целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе, гуманное, ответственное отношение к ней, как и наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовность к природоохранительной деятельности.

В формировании эк. культуры большую роль играет общественно-полезный труд природоохранительного характера: насаждение защитных полос; работа в лесопитомниках, садах, зверофермах; санитарная охрана среды и т.д.

Эстетическая культура личности

Формирование эст. культ. л. осуществляется в процессе эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у дорастающего поколения потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении, развития творческих способностей.

Система эст.воспитания. Задачи: 1) обогатить личность художественно-эстетической культурой, пониманием произведений искусства; 2) обучить начальным навыкам и умениям самостоятельности деятельности в искусстве; 3) развивать музыкальный слух, художественную зоркость, творческое воображение, оригинальное мышление; 4) воспитывать эстетические чувства; 5) сформировать эстетическое сознание.

Средства: познание, труд, природа, искусство (театр, музыка, лит-ра, архитектура, живопись), общение и т.д.

Методы: разъяснение, беседы, лекции и т.д.

Формы: лектории, кино- и видео лектории, кружки, студии, факультеты, экскурсии и т.д.

 

 

Вопрос № 11 Учебный процесс и его характеристика.

Дидактика это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Обучение, преподавание, учение — основные категории дидактики.

Обучение это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Преподавание это деятельность учителя по:

 

- передаче информации;

- организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

- оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

- стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

- оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Учение это деятельность ученика по:

 

• освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

• самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

• осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных цен­ностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действи­тельности. Целью учения является познание, сбор и переработка информа­ции об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, уме­ниях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

• овладение системами знаний и оперирование ими;

• овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (спо­собов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и на­выками;

• развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

• овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Признаки обучения: двусторонний характер; совместная деятельность учителя и учеников; руководство со стороны учителя; планомерная организация и управление; целостность и единство; соответствие закономерностям возрастного развития учеников; управление их развитием и воспитанием. Процесс обучения это двусторонний процесс, в котором развивается познавательная деятельность учеников. Основными структурными элементами обучения как системы являются: 1) цели, 2) содержание, 3) методы, 4) организационные формы, 5) результаты. три функции обученияобразовательную ( Предполагает усвоение личностью научных знаний, формирования системы специальных и общеучебных умений и навыков), воспитательную ( Заключается в формировании системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств), развивающую ( Определяет развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.).

В структуре пед. процесса выделяют: мотивационно-целевой компонент – взаимосвязанные цели воспитания (общая, индивидуальная, частная); операционно-действенный компонент – управление воспитательной деятельностью педагогами и как организация взаимодействия воспитателей и воспитанников; эмоционально-мотивационный компонент – опр. эмоц. отношения между его субъектами, контрольно-регуляционный, оценочно-результативный – контроль и оценка воспитателями деятельности воспитанников. Виды обучения: объяснительно – иллюстративное (традиционное), проблемное, программирование. Объяснительно-иллюстративное обучение. Объяснение в сочетании с наглядностью – главные методы такого обучения, слушание и запоминание, безошибочное воспроизведение изученного. Проблемное обучение. Преимущества: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления. Программное обучение. Основная цель – улучшение управления учебным процессом. Создание такой технологии учебного процесса, которая позволила бы контролировать каждый шаг продвижения учащегося по пути познания и благодаря этому оказывать ему помощь.

 

Вопрос №12 Содержание целостного педагогического процесса.

Содержание образования отражает ответ на вопрос, чему учить подрастающее поколение, какие знания необходимо отобрать. Содержание образования – система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Содержание образования определяется такими документами, как: базисный учебный план, учебные программы, учебники. Базисный учебный план дает целостное представление о содержательном наполнении и соотношении образовательных областей знаний по годам обучения в средней школе и его общей структуре. Государственный компонент составляет инвариантную часть базисного плана, а региональный (школьный) компонент — часть вариативную. Устанавливается распределение часов на образовательные области, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору и факультативы. Учебный план – гос.документ, в котором утверждается количество и название учебных предметов, послед-ность их изучения по классам, нормы учебного времени (в часах/неделю) на все учебные предметы и на каждый предмет в отдельности, на факультативные занятия. Учебная программа – гос.документ, в котором устанавливается объем знаний и их содержание, умений и навыков по отдельным предметам, определяется последовательность их изучения.

Учебники и учебные пособия. Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе — школьных учебниках, справочниках, книгах для дополнительного чтения, атласах, картах, сборниках задач и упражнений, тетрадях на печатной основе и т. п. От качества учебной литературы зависит результативность обучения.

Функции учебника:

— мотивационная (создание для обучающихся стимулов к обучению и повышению познавательного интереса);

— информационную(расширение объёма знаний воспитанников);

— контрольно-корректирующую (тренировочную), (контроль, оценка, проверка знаний, обеспечение тренировочными упражнениями)

Принципы формирования содержания:

— научности (на основе получаемых в школе знаний, достижение научного, социального и культурного прогресса);

— последовательности (Планирование содержания на основе которого знание опирается на предыдущее и вытекает из него);

— историзма (история науки, человеческая практика, достижения ученых);

— систематичности, (все содержание обучения как система, входящая в общую систему человеческой культуры);

— связи с жизнью как способа проверки эффективности получаемых знаний в жизненной практике;

— соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников;

— доступности (способ изложения учебного материала в книгах)

ФГОС НОО - основной нормативный документ, отражающим минимально необходимый уровень образованности. Учителю необходимо изучить, содержание основных документов, методического сопровождения реализации ФГОС НОО. Перечень документации: 1. Федеральный гос. образ. стандарт нач. общего образов. 2. Данилюк Концепция дух-нравствен развития и воспит. личности гражданина России. 3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/Сост. Е.С.Савинов. 4. Примерные программы по учебным предметам и т.д. Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Основные положения: 1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, в которой определены цель и задачи, ценностные установки, основные направления, совместная деятельность школы, семьи и общественности, планируемые результаты: приобретение социальных знаний (об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения и т.д.). 2. Важной идеей новой начальной школы сегодня является получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества – аксиологический подход. 3. На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения – это формирование универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), в связи с этим важной задачей для учителей становится овладение общими и профессиональными компетенциями. Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции. Метапредметные результаты: освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющие основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Предметные результаты: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования (цель и основной результат образования – развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД); учебное сотрудничество.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.016 с.)