Воспитательные функции детского коллектива. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитательные функции детского коллектива.



Коллектив детский: 1) созданная система кол­лективистически, высоконравственно и эстетически воспитыва­ющих общественных отношений, деятельности и общения в дет­ской среде, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности; 2) группа высокого уровня развития, где меж­личностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. (Коджаспирова)

Основные функции коллектива: организационная – коллектив представляет собой организованную группу детей, которой значительно легче управлять;воспитательная – коллектив является носителем идейно-нравственных убеждений;стимулирующая – коллектив регулирует поведение и взаимодействие своих членов, устанавливает неписанные правила.

Структура и типы: Первичные коллективы — коллективы, в которых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. Вторичный коллектив — более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных коллективов. В него входят разнообразные по характеру деятельности, организации, отношениям, интересам, содержанию общения, составу первичные контактные группы, кружки, звенья, ансамбли, студии, отряды, бригады, команды. В школе таким коллективом является общешкольный. По содержанию деятельности могу быть учебными, трудовыми, научными, общественно-политическими, художественно-творческими, клубными, спортивными и др. По длительности функционировани я: постоянные, временные (коллектив летнего оздоровительного лагеря, бригады и т.п.), ситуативные (сводные отряды для выполнения определенной задачи, группы творческого дела в КТД и др.).

Уровни отношений: Первый уровень (вид) образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости.Они проявляются в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости. Второй - совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские, деловые, отношения). отношения как между участниками совместной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, отдыху. Третий -образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности. Четвертый - коллективистская идентификация —форма гуманных отношений, возникающая в совместной деятельности, при которой проблемы одного из группы становятся мотивами поведения других у нашего сотоварища возникла проблема, мы должны ему помочь (поддержать, защитить, посочувствовать и т.п.).

А. С. Макаренко выделил несколько стадий развития коллектива (этапов): Первая стадия — становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации. Вторая — усиление влияния актива. Третья и последующие характеризуют расцвет коллектива. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания. Понятие коллектив отличается от содержания понятия группа. Различие понятий состоит в том, что группа строго формальное объединение, абсолютно безразличное к любому содержанию. Коллектив же — объединение людей с общими целями и интересами, потребностями, хотя и группа тоже объединение, но люди в коллективе объединены для решения совместных проблем, целей, удовлетворения потребностей.

Пути формирования: совместная деятельность (учение, игра, трудовая, творческая, спортивная); Общение; Перспективы (ближние, средние, дальние); Традиции; Самоуправление.

24) Сущность и основные категории управления образовательными системами.

Управление образовательными системами представляет собой разновидность социального управления, где в качестве объекта управления выступает система образования. Менеджмент в педагогике — это управление (планирование, регулирование, контроль), руководство, педагогическим производством, его организация.

Функции управления образовательными системами: планирование, организация, руководство, контроль, мотивация, педагогический анализ, целеполагание. Педагогический анализ информации направленн на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние (Т.И. Шамова). Мотивационно-целевая функция - все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей. Целеполагание - описание предвосхищаемых результатов, на достижение которых предполагается направить деятельность. Это формулировка или выбор цели функционирования организации, также ее конкретизация на подцели и их согласование.

Принципы управления: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности (преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом); объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.

Органы управления: В Законе "Об образовании в РФ" разграничены полномочия в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Все органы образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования и науки, включая подведомственные им образовательные учреждения. Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений, обосновывают финансовые и другие затраты, прямое финансирование деятельности гос.образ.учреждений, формируют структуры образовательных систем, разрабатывают перечень профессий и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение, устанавливается порядок аттестации педагогических работников и требования к их образовательным цензам. Государственные органы управления осуществляют контроль исполнения законодательных основ в области образования, реализации образовательных стандартов и исполнение бюджетной и финансовой дисциплины. Кроме федерального министерства в республиках функционируют министерства республик. Органы управления образованием других субъектов федерации (областей, краев и т.д.) носят названия — комитетов, департаментов, управлений, отделов образования. Широкие полномочия в области образования определены органам местного самоуправления.

Управленческий труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации. Управленческий труд - это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности, как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.

В управлении образовательной системой важна любая информация, но прежде всего — управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени — ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления — аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления- внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению - директивная, ознакомительная, рекомендательная и др. Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда.

Методы управления: социально- психологические методы - призваны воздействовать на разум, чувства личности, создавать условия для ее самореализации или самовыражения, проявления способностей и возможностей, что усиливает действенность решения, приказа, распоряжения, заменяет их, побуждает личность действовать так, как надо. Экономические - методы материальной мотивации, реализ. в виде материального вознаграждения (зп, премия) в соответствии с количеством и качеством труда или материальных санкций за недолжное его выполнение. Распорядительные –методы прямого централизованного воздействия на управляемый объект. Формы их проявления – приказы, планы, инструкции, распоряжения. Использование связано с необходимостью выполнения управленческих задач, поддержанием устойчивости организационных связей в системе управления. Административные - основаны на подчинении закону, правопорядку, старшему должностному лицу, обязательный характер, необходимы для защиты интересов общества, коллектива, личности; с их помощью реализуются права и обязанности руководителей, осуществляется взаимодействие с подчиненными, поддерживается трудовая дисциплина, обеспечиваются условия выполнения работниками своих обязанностей.

Школа как объект управления

Основные элементы школы: учащиеся и ученические коллективы; кадры: администрация, педагогический коллектив (учителя, психологи, классные наставники, социальный педагог, библиотекари и др.); вспомогательные штаты (учебно-вспомогательные – инженеры, секретари, лаборанты; технические – нянечки, рабочие, сторожа и др.); программно-методическое обеспечение: учебные планы, программы, учебники, учебно-методические комплекты, пособия, технические средства обучения, компьютеры с программно-методическим обеспечением; материальная база: финансы, здание, территория, оборудование, кабинеты, библиотека, спортсооружения, мастерские, столовая, кабинет врача, актовый зал и т. д. К.Д.Ушинский выделял след элементы школы - административный, учебный и воспитательный. Школа может работать и как развивающаяся, и как функционирующая система.

Школа как развивающаяся система (Пед.словарь Г.М.Коджаспирова) - школа, в которой сохраняется лучшее из того, что было создано прежде, и его упрочение; демонтируется старое и негодное; незаслуженно забытое возрож­дается в новых формах; осуществляются инновации во всех направлениях деятельности.

Школа как функционирующая система (Пед.словарь Г.М.Коджаспирова) — школа, работающая в режиме традиционных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и дающая, как правило, устой­чивый стабильный результат. Инновации осуществляются, но но­сят эпизодический характер.

Под педагогической инноватикой понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике. (Хуторской А.В.,исследует вопросы инноватики). Педагогическая инноватика - раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования. Объект п. и. – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании и воспитании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их воспитания и развития. Предмет п. и. – совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, обоснованием эффективности и освоением педагогических новшеств в педагогическую деятельность. Одно из ключевых понятий пед.инноватики это педагогические инновации.

По мнению В.П.Симонова (русс. психолог), организационная культура школы – это система ценностных ориентаций, принимаемая членами данной организации, которая служит им ориентиром в их мыслях, чувствах, поступках. Понятие организационной культуры включает в себя совокупность представлений о способах деятельности, нормах поведения, набор привычек, запретов, ценностей, ожиданий и т.п., сознательно или бессознательно разделяемых большинством членов организации. Анализ организационной культуры позволяет рассматривать школу как социальную систему. Организационная культура школы обусловливается, такими внешними факторами, как национальные традиции, экономические условия, особенности культуры в окружающей среде. С другой стороны, на формирование о. к. школы влияние оказывают внутренние факторы, такие как особенности личности руководителя, провозглашенная миссия школы, ее цели и задачи, общий уровень образования и квалификации педагогов.

Научно-методическая работа – открытая многоуровневая, многофункциональная система совместной деятельности руководителей, педагогов и структурных подразделений школы, способствующая обеспечению качества образования посредством повышения профессиональной компетентности педагогов и решения инновационных проблем образовательного процесса. Результаты научно- методической работы отражены в докладах и выступлениях на заседаниях предметных (цикловых) комиссий (объединение преподавателей родственных дисциплин), педагогических советов, на научно-методических конференциях, педагогических чтениях, в периодической печати, в методических разработках, которые используются в работе другими преподавателями.

Функциональные обязанности учителя нач классов и их распределение в течение учебного года. (взято из должностной инструкции учителя нач кл)Учительосуществляет обучение и воспитание с учётом их психолого-физиологических особенностей и специфики требований ФГОС, преподаваемого предмета, способствует, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках ФГОС, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям новых ФГОС, и несет ответственность за их реализацию не в полном объемеПроводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету в соответствии с требованиями ФГОС, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Учитель обязан составить и иметь тематический план работы по предмету и внеучебной деятельности на учебную четверть (год) и рабочий план на каждый урок и занятие. Проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ, а также необходимые учебные экскурсии и занятия. Проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях. Обеспечивает включение учащихся в различные формы внеучебной деятельности. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима. Проверяет рабочие тетради: в 1–4-х классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся. Проверяет контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1–4-х классах к следующему уроку. Проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились. Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ. Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года. Организует совместно с библиотекарем школы и родителями внеклассное чтение учащихся. Осваивает и реализует новые образовательные программы, использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие достижение образовательных целей. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. Допускает в соответствии с Уставом школы администрацию школы на свои уроки в целях контроля за работой, участвует в последующем разборе урока или других мероприятий воспитательного характера. Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации, ведет обучение детей на дому (по приказу). Выполняет Устав школы, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, требования данной инструкции, а также локальные акты школы, приказы и распоряжения администрации.
Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности». Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Согласно годовому плану работы школы принимает участие в работе педагогических советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией. В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен в рекреации, столовой, раздевалке. Приходит на дежурство за 20 минут до начала уроков и уходит через 20 минут после их окончания. Как классный руководитель периодически дежурит со своим классом по школе. Проходит периодически бесплатные мед. обследования. Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся, воспитанников. Немедленно сообщает администратору школы о несчастных случаях, принимает меры по оказанию помощи пострадавшим. Учитель, ведущий последний урок в классе, провожает детей в раздевалку, вестибюль и следит за порядком. Доводит до сведения учащихся изменения в расписании на следующий день. Не позднее начала четверти обязан представить заместителю директора график проведения контрольных и практических работ.

Школьная документация - это количественная и качественная характеристика состояния учебно-воспитательной работы и финансово-хозяйственных операций, осуществляемых общеобразовательной школой.

Документация кабинета: Паспорт учебного кабинета. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование. Журнал или картотека наглядных пособий, раздаточного материала. Правила техники безопасности в учебном кабинете. Журнал инструктажа учащихся при проведении внеклассных и мероприятий. Правила поведения учащихся в учебном кабинете. График работы учебного кабинета. Акт приемки учебного кабинета администрацией школы. План работы кабинета на учебный год. Перспективный план работы кабинета (план дооборудования). Акт готовности кабинета к учебному году. Перспективный план работы кабинета (план дооборудования).

Работа с журналом. Классные руководители своевременно заполняют журнал и следят за достоверностью данных об учащихся и их родителях, ведут переписку с родителями в соответствии с инструкцией. Учителя аккуратно и своевременно заносят данные об учебных программах и их прохождении, об успеваемости и посещаемости учащихся, домашних заданиях в соответствии с инструкцией. Заместитель директора по УВР осуществляет периодический контроль над ведением электронного журнала, содержащий процент участия в работе, процент учащихся, не имеющих оценок, процент учащихся, имеющих одну оценку, запись домашнего задания, учет пройденного учебного материала. Классные руководители имеют право информировать родителей о состоянии успеваемости и посещаемости их детей через отчеты, сформированные на основе данных электронного журнала.

Работа с дневником. Классный руководитель обязан: еженедельно проверять дневники учеников своего класса; следить за выполнением учащимися требований, предъявляемых к ведению дневника; контролировать наличие в дневнике всех отметок, полученных учащимися в течение недели; отмечать число пропущенных уроков за неделю и количество опозданий; контролировать: аккуратность, грамотность записей, исправлять в них ошибки; правильность заполнения дневника; обратную связь с родителями; заверять своей подписью проверку дневника; отражать активность и результативность участия ученика в жизни класса и школы. Допускается использование словесной оценки. Она способствует повышению самооценки ученика и его положительному эмоциональному настрою.

Работа с тетрадями. Для выполнения всех видов работ ученики должны иметь тетради, для контрольных работ выделяются отдельные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются ежедневно. Проверка и выставление отметок за контрольные работы, диктанты осущ. к следующему уроку. Изложения и сочинения во 2-4 классах проверяются и возвращаются учащимся не позже, чем через два дня. При проверке контрольных работ по русскому языку ошибки классифицируются и выносятся на поля: / - орфографическая ошибка, V - пунктуационная ошибка. Во 2-4 классах обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. В ходе проверки работ обучающихся рекомендуется зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность обучающимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму, хорошо изученную на данном этапе обучения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 933; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.014 с.)