Сохранение устойчивости и управляемости автомобиля при экстренном торможении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сохранение устойчивости и управляемости автомобиля при экстренном торможении



 

По мнению многих специалистов, торможение является наиболее эффективным способом повышения безопасности движения. Многие критические ситуации в той или иной степени связаны с экстренным снижением скорости, особенно на скользкой дороге. Главная проблема при этом - потеря устойчивости и управляемости автомобиля - возникает при полном или частичном блокировании колес. В реальных условиях не бывает идеально однородного покрытия, одинакового срабатывания всех колес, одинаковых по качеству покрышек. Следовательно, почти всегда процесс торможения сопровождается "рысканьем" передних колес, скольжением задних, а при высокой интенсивности торможения - сносом, заносом и вращением автомобиля

В арсенале водителей высокой квалификации имеется несколько эффективных приемов, позволяющих сохранить устойчивость и управляемость автомобиля при экстренном торможении в самых неблагоприятных условиях. Признаками мастерства являются: прогнозирование потери устойчивости и управляемости; "чувство автомобиля", позволяющее распознать признаки потери устойчивости и управляемости на самой ранней стадии; "двигательные автоматы" - приемы, позволяющие реагировать на потерю устойчивости и управляемости стабилизирующими действиями.

Прогнозирование и профессиональные чувства связаны со способностями и опытом, а конкретными действиями можно вооружить даже молодого водителя. Эти действия должны стать правилами экстренного торможения, тогда их эффект позволит существенно повысить безопасность.

1. Не применяйте торможения с постоянным усилием. Используйте импульсный способ приложения усилий - это позволит вам избежать грубых ошибок и длительного блокирования колес.

2. Первое тормозное усилие должно быть коротким и несильным. Оно позволит определить скользкость покрытия и спрогнозировать дальнейшие действия.

3. Резкое торможение может быть эффективным только до скорости 40 км/ч на сухом твердом покрытии. Во всех других случаях - это грубая ошибка, связанная с запоздалой реакцией, страхом и неуверенностью. Заставьте себя уменьшить силу нажатия на тормоз ную педаль, а если ошибка совершена, тотчас отпустите педаль после возникновения блокирования.

4. Когда ваше внимание приковано к торможению, вы забываете реагировать на "рысканье" автомобиля, которое, суммируясь, может перерасти в критический занос.

Отпуская на мгновение тормозную педаль при импульсном торможении, тотчас сделайте коррекцию рулевым колесом. Это избавит вас от необходимости применять максималь ные скоростные возможности и круговое руление, чтооы стабилизировать автомобиль при заносе. Не торопитесь со следующим тормозным усилием, пока не вернете автомобиль к прямолинейному движению.

5. Выбрать самый эффективный способ экстренного торможения нужно в зависимости от дорожных усло вий:

o на ровном участке с постоянным (даже низким) коэффициентом сцепления применяйте ступенчатое торможение;

o на участке с неровностями применяйте прерывистое торможение. Отпускайте тормозную педаль перед неровностью;

o в повороте используйте плавное торможение с небольшим постоянным усилием;

o на крутом обледенелом спуске используйте прием "газ- тормоз". При этом левая нога выполняет ступенчатое торможение, а правая нажимает педаль подачи топлива, противодействуя блокированию ведущих колес:

o на очень скользком покрытии (лед, покрытый водой) можно использовать торможение двигателем, если его эффективность достаточна для снижения скорости;

o на участке с меняющимся коэффициентом сцепления и неровностями необходим вариативный способ тор можения с чередованием приемов и способов в зависимости от изменения внешних условий.

6. Для противодействия блокированию колес и сохранения устойчивости нужно применить следующие приемы комбинированного торможения:

o "перегазовку" перед включением понижающих передач;

o паузу при переводе рычага коробки передач с высшей на низшую передачу;

o задержку при включении сцепления.

Почувствовать начало дестабилизации (занос, снос, скольжение) можно только "мышечным чувством", которое формируется контактом водителя с автомобилем. При экстренном торможении многие водители наклоняют корпус вперед. Это грубая ошибка! Нужно заставить себя отвести корпус назад к сиденью.

Не забывайте, что дополнительные подстилки, подкладки и мягкие чехлы ухудшают необходимый контакт. Тот же эффект дает утепленная зимняя одежда.

Дополнительную информацию может дать плотно пристегнутый ремень безопасности, особенно при высоком коэффициенте сцепления шин с дорогой (на асфальтовом или бетонном покрытии). При экстренном торможении ремень может "сигнализировать" о блокировании колес, заносе и вращении автомобиля.

 

Рисунок 49. УСТОЙЧИВОСТЬ И УПРАВЛЯЕМОСТЬ ПРИ ЭКСТРЕННОМ ТОРМОЖЕНИИ
· Способ торможения должен соответствовать реальным дорожным условиям. · Торможение в сложных условиях требует вариативности действий и смены приемов по ходу маневра (например, плавное, прерывистое, ступенчатое и т. д.). -Для импульсных приемов торможения ошибка в первом импульсе и блокировка колес приводит к потере времени из-за необходимости растормаживания. · Активные руки помогают сохранить устойчивость автомобилю. · При грубой ошибке в торможении нужно быть готовым к молниеносной реакции на занос.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.005 с.)