Скоростные режимы преодоления неровностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Скоростные режимы преодоления неровностей



 

Возвращаясь к проблемам преодоления неровностей, следует отметить, что мастерство водителя определяется широтой арсенала (количеством специальных приемов) и исполнительским мастерством (точностью управляющих действий, доведенных до автоматизма). Но мастерство мастерством, а есть еще и инструмент - сам автомобиль с его техническими возможностями, с особенностью его конструкции и, конечно, с "состоянием его здоровья". Пытаться на автомобиле, убитом временем и невниманием, изображать какие-то приемы высшего мастерства, все равно что стараться на хромой кобыле победить породистых скакунов.

Ехать по разбитой дороге можно в пяти скоростных режимах: очень медленно, медленно, чуть быстрее, быстро и очень быстро.

ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО. Этот прием движения не требует специальной подготовки. Способ преодоления --"переползание". Передачи первая или вторая, тяга постоянная. На автомобилях с автоматической КПП желательно зафиксировать передачу и, если необходимо, включить мультипликатор (понижающую передачу).

МЕДЛЕННО. Этот режим отличается от предыдущего тем, что водитель определяет скорость преодоления каждого препятствия и на ровных участках может ускоряться, а перед препятствием подтормаживать. Тяга переменная. Передачи первая или вторая. На ровных участках может включаться и третья. Но переключение пониженных передач желательно произвести до препятствия, а не после того, как двигатель полностью потеряет обороты. Если преодолевается участок грязевой дороги или снежной целины, желательно мягче работать педалью газа, исключить пробуксовку. На полноприводных автомобилях можно включить межосевую блокировку, а в трудных условиях и заблокировать задний дифференциал, если позволяет конструкция автомобиля.

ЧУТЬ БЫСТРЕЕ. Этот режим отличается от медленного, но он и не так быстр. Однако, как только скорость автомобиля даже незначительно превышает грань оптимального режима, подвеска начинает срабатывать полностью, в отдельных случаях получает "пробои" на сжатие, а при резком отрыве колеса от грунта амортизаторы не успевают погасить силу разжатия пружин.

Если при нескоростном режиме нужно не мешать ему перекатываться через препятствия, то теперь нужно оказать автомобилю помощь своевременными и дозированными управляющими действиями.

Продольная загрузка и разгрузка выполняется с помощью педали акселератора, боковая разгрузка - поворотом руля

В отдельных случаях используется или гасится резонанс подвески с помощью опережающего торможения.

Если при медленной езде все препятствия казались "на одно лицо" (т. е. не требовался их серьезный анализ), то теперь для каждого препятствия нужна своя технология и название: бугор, уступ, выступ, яма, канава, промоина, подброс, трамплин, лужа, грязь и т. д.

БЫСТРО. Прежде чем начать движение в этом режиме, нужно подумать очень ли вам это нужно и достаточно ли у вас мастерства для этого.

· Первое условие движения - режим тяги в зоне крутящего момента двигателя. Для семейства "Жигулей" это от 2500 до 4000 тысяч оборотов в минуту. Если у вас двухлитровый двигатель, то можно уменьшить обороты, если двигатель с турбонадувом, нужно запустить турбину и держать обороты в таком режиме, чтобы она вам помогала. Используя двигатель в режиме максимального крутящегося момента, мы активизируем педаль газа, которая поможет разгружать и загружать передние колеса перед препятствием.

· Второе условие - активные руки. Короткими по амплитуде, но резкими по исполнению движениями руки способны помочь вам изменять боковую загрузку колес при преодолении ям, бугров и других препятствий. Проблема психологическая - заставить себя повернуть руль в сторону препятствия, а не наоборот.

· Третье условие - применение коротких тормозных импульсов не для снижения скорости, а для сжимания передних пружин перед препятствием, чтобы воспользоваться их последующей реакцией для передней разгрузки. Большего эффекта можно добиться торможением левой ногой при нажатой педали газа.

· Четвертое условие - заход на препятствие при прямом положении колес. Завершая любой маневр объезда препятствия на дороге и встречая следующее препятствие, нужно успеть быстро выровнять колеса.

· Пятое условие - в повороте нужно выбирать ровную дорогу для упорного колеса (переднего наружного).

· Шестое условие - непрерывно маневрировать на дороге, выбирая менее опасные препятствия и безопасные траектории.

· Седьмое условие - не фокусировать взгляд на приближающемся препятствии, контролировать не менее 50 метров дистанции перед собой, пытаясь мысленно с опережением построить цепочку управляющих действий и определить траекторию движения.

ОЧЕНЬ БЫСТРО. Выбирая этот способ прохождения участка неровной дороги, надо реально представлять возможность и последствия каждой допущенной ошибки. Чаще всего этот режим оказывается вынужденным, когда в результате ошибки в прогнозе дорожных условий автомобиль на высокой скорости неожиданно оказывается на неровностях. Подвеска серийного неподготовленного автомобиля не сможет выдержать многочисленные удары, а возникающий резонанс приводит к продольному, поперечному или винтовому раскачиванию на грани потери управляемости. Спортивный автомобиль заранее готовится к таким условиям: устанавливаются газонаполненные амортизаторы высокого давления, пружины с переменным шагом, резиновые втулки заменяются на подшипники (ШС), стабилизаторы подбираются по жесткости, устанавливаются шины с прочными боковинами, легкие и прочные диски, кевларовая защита двигателя и др. Но как бы хорошо ни был подготовлен автомобиль, его не превратить в "неубиваемый" танк и главным, несомненно, остается мастерство водителя.

Универсального рецепта экстремально быстрого движения по неровностям нет, но необходимо выполнить несколько o основных условий, чтобы сохранить безопасность и не погубить автомобиль.

· Условие 1 - предельное психологическое напряжение, но не в позе "застывшего истукана", а в положении расслабленно-собранного бойца, готового к экстренным действиям.

· Условие 2 - отказаться от торможения или, если оно необходимо, тормозить коротко и интенсивно.

· Условие 3 - не фокусировать внимание на отдельных препятствиях, а держать перед собой дорогу в целом.

· Условие 4 - опережающая стабилизация автомобиля. Смягчать удары колес о препятствие, используя тяговую и тормозную силы и реакцию пружин подвески.

· Условие 5 - мгновенная коррекция траектории и сверхбыстрая реакция на потерю устойчивости.

· Условие 6 - не опоздать (!) с последующим действием. Не дожидаться реакции автомобиля на управляющие действия (поворот руля, торможение левой ногой и др.) После поворота руля - выравнивание колес, после торможения - тяга.

· Условие 7 - использование гироскопического эффекта вращающихся колес для сохранения курсовой устойчивости. Пока педаль газа нажата, автомобиль будет стремиться к прямолинейному движению.

· Условие 8 - стабилизация автомобиля при продольном раскачивании. Противодействие прогрессивному резонансу подвески изменением тяги и укороченным торможением.

· Условие 9 - искусственное изменение положения общего центра масс (изменение загрузки по осям и колесам рулением, тягой и торможением левой ногой).

· Условие 10 - мгновенная компенсация допущенной ошибки однократным действием, либо цепочкой последовательных приемов.

· Условие 11 - непрерывный анализ и опережающий прогноз ситуации по прямым и косвенным признакам. Лучше перестраховка, чем недооценка. Даже маленькая неровность может привести к большой беде.

· Условие 12 - отказаться от скоростного движения пока не поздно, если ошибки следуют одна за другой. Остерегаться нужно не разбитой дороги, а самого себя и неадекватных действий.

Конечно, градации пяти скоростных зон достаточно условны, но связь между скоростью прохождения неровностей и технологией вполне очевидна, т. е. скорость движения автомобиля задает программу действий водителя. Для тех, чье мастерство ограничено уровнем начальной подготовки, скоростное движение по неровностям оканчивается либо повреждением автомобиля, либо его опрокидыванием, или ДТП из-за потери устойчивости и управляемости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.008 с.)