Десятый шаг. Вечер (3): молитесь за других. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Десятый шаг. Вечер (3): молитесь за других.



Во время вечерней молитвы мы пытаемся увидеть прожитый день под Божиим взглядом, в свете мира и любви, которые Бог дарит нам. Я говорил с вами об испытании совести. Я призывал вас, если это не противоречит вашей натуре, опыту, образу жизни и чувствам, вспоминать вечером час за часом весь прожитый день, делая это свободно, но систематически. Тогда ваша жизнь не превратится в ничто, ее мгновения не растворятся в пустоте.

Вспоминая, как прошел ваш день, вы можете обратиться к Господу с такой молитвой: «Господи, Ты повелеваешь мной не так, как это делают люди. На работе я обязан исполнять указания начальника: "Сделай то, позаботься об этом!.." Ты же повелеваешь мной по-другому, Господи. Ты не даешь мне непонятных приказов. Ты посылаешь мне Духа Святого, Который внушает мне любовь и желание исполнять Твою волю. Сообщая мне Твою волю, Господи, Ты берешь на Себя ответственность — гораздо в большей степени, чем это сделали мои родители, произведя меня на свет. Ты не только хотел, чтобы я родился, Ты не только дал мне радость жизни (я повторяю: радость, даже если наше существование мучительно и трудно). Создав меня, Ты взял на Себя ответственность за мою свободу. Твоя воля — это не рок, тяготеющий надо мной. Это условие моей свободы. В ответ, Господи, я благодарю Тебя и беру на себя ответственность по отношению к Тебе. Я отвечаю перед Тобой, час за часом, за все прожитое и сделанное мной, потому что я тоже хочу быть в ответе перед Тобою, взявшим ответственность за меня. Я говорю не себе, а Тебе, Господи, всегда живущий во мне и дающий мне жизнь».

Обращаясь к Богу с такими словами, я не просто подвожу итоги дня — я взвешиваю и определяю свою ответственность в завтрашнем дне, если Бог мне его пошлет.

Завтра мне предстоит вновь вернуться к повседневным своим делам, встретиться с соседом или товарищем по работе, может быть, столкнуться с материальной, моральной, интеллектуальной проблемой или сделать выбор. И я (с моими слабостями, усталостью, искушениями, но и, с другой стороны, с благородством, стойкостью — словом, со всем тем, что составляет тайну и неповторимость жизни каждого из нас) смогу почерпнуть силы из моей вечерней молитвы. Она подобна гавани, где я бросаю якорь, говоря: «Господи, по Твоей воле я столкнулся сегодня с трудностями, я должен был принимать решения, строить отношения с людьми. Когда я опять окажусь в такой ситуации, пошли мне больше вдохновения силой Твоего Святого Духа, ведь Ты, послав нам Своего Сына, пожелал, чтобы и я стал Твоим сыном».

Подводя итоги прожитого дня и готовя себя к дням грядущим, мы можем совершить молитву за всех живущих в нашем сердце — и за живых, и за мертвых. Я говорю вам это сегодня, в канун Праздника Всех Святых и молитвы за усопших, что созвучно истории человечества во всей ее полноте и великолепии. История состоит из бесконечного множества жизней, ни одна их которых не забыта Богом, и обязанность верующих — помнить о них во Христе. Мы должны не просто вспоминать имена мужчин и женщин, ушедших раньше нас; мы должны прежде всего искать их в Божией памяти. Мы причастны к жизни Сына Единородного, нас ведет Его Дух, мы через «общение святых» можем проникнуть в Божию память. Я говорю не только о почитании признанных, канонизированных святых, пребывающих в славе Божией и избавленных от всего, что сопротивляется любви Божией. Мы, будучи «народом святым» (ср. 1 Петр 2. 9), можем почитать и таких святых, которые не стали известными и никогда не будут канонизированы, но с которыми нас реально объединяет общение святых, потому что все вместе мы составляем Тело воскресшего из мертвых Христа. Таких святых, которых апостол Павел называет «святыми» (Ср. Рим 2. 7; 16. 26; Еф 1. 1.; Флп 1. 1; 4. 21-22; и др).

Молитва за других людей — членов семьи, знакомых, за тех, кого вы любите и за тех, кого не любите, за тех, с кем здороваетесь и с кем не здороваетесь, словом, молитва за всех людей — это молитва заступничества. Мы обязаны обращаться с ней к Богу, молясь за наших братьев, так как мы — «священство, народ святой» (1 Петр 2. 9). Эта молитва самым естественным образом может быть связана с вечерним испытанием совести. Прежде всего через молитву о прощении, взывающую к милости Божией, которой нас научил Христос Своими словами и Своими действиями. Когда я в той или иной ситуации думаю о другом человеке, я должен просить у Бога прощения за зло, причиненное мной ближнему. Это не избавляет меня от необходимости попробовать с завтрашнего дня исправить положение или изменить образ действий. Даже если я буду вынужден постоянно бороться с собой, со своими недостатками или если чужие недостатки будут вновь создавать ту же ситуацию. Ответственность остается ответственностью. И если ты делаешь зло, то это — зло, какими бы ни были его причины.

Итак, я прошу у Бога прощения за зло, причиненное моим братьям. Кроме того я молю Его вложить в мое сердце милосердие, доброту, мир, нежную любовь для того, чтобы и я простил моим братьям зло, причиненное мне, и не упрекал их за него. Это трудно! Но надо просить об этом. Я не говорю вам: надо это делать; я говорю, что надо просить у Бога силы это делать. Распятый Христос сказал: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23. 34). Трудная молитва для умирающего человека. Эта молитва проникает в наши сердца, живет в них, приносит плоды и, может быть, однажды сорвется и с наших уст.

Кроме того, думая о других людях, мы должны просить Бога послать нашим братьям, знакомым, незнакомым и даже врагам Духа Святого. Это не я придумал. Это сказал Иисус Христос, и сказал именно о молитве: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него», — читаем мы у апостола Матфея (Мф 7. 11), а апостол Лука уточняет: «...даст Духа Святого просящим у Него» (Лк И. 13).

Да, надо просить Бога о том, чтобы сердце человека было открыто к восприятию даров, которые Бог посылает каждому, чтобы человек осознал свое призвание сына Божия и ответил на него. Как человек я солидарен со всеми моими братьями. Даже если я оказываюсь в безвыходной психологической ситуации, даже если не нахожу общего языка с людьми, если чувствую, что люди чужды друг другу, — все равно я как христианин могу что-то сделать, пусть только мистически, духовно, в силу моей принадлежности к священству народа Божия. В любой ситуации я могу молиться. И молитва эта действенна: она меняет отношения между людьми и способна, нисколько не нарушая уважения к тайне души другого человека, подготовить его свободную волю принять Бога.

Бывают такие способы воздействия на человека, которые являются принуждением, так как насилуют чужую волю; но молитва за других — это просьба к Господу даровать вашему брату как можно больше истинной свободы, открыть его сердце, послать ему мир, дать ему то, что является лучшим для него. И мы можем, не предаваясь отчаянию из-за множества несчастий, не горя возмущением из-за многочисленных несправедливостей, мысленно воссоздать в нашей памяти все, что так огорчает нас в этом жестоком и агрессивном мире «цивилизации равнодушия». Для этого не надо перечитывать газету или вспоминать телевизионные новости — они могут вызвать у вас такое возмущение, что вы будете неспособны совершить молитву о милости Божией. Наоборот, не впадая в скорбь и тоску, но и не закрывая глаза на факты, сознавая себя членом человеческого сообщества — такого жалкого и такого смертоносного, такого равнодушного к судьбам людей и грубого по отношению к маленьким и слабым, погруженного в ложь и эгоизм и не принимающего во внимание состояние человека, — вы должны, мои дорогие братья во Христе, которые слушают меня и которые в состоянии молиться, вернуть людям их достоинство, присоединив свою молитву к заступнической молитве Христа, Сына Божия, ставшего человеком.

Вечером вы можете произнести такую молитву: «Господи, Ты сделал меня христианином. Сделай же так, чтобы я был Христом для людей, которые ехали вместе со мной в метро». Если, к примеру, вместе с вами ездят на работу и с работы рабочие-иммигранты, вы должны, не смущая их взглядом, думать о них и молиться за этих братьев ваших. И может быть, в это же время другие, незнакомые вам христиане, возможно, даже среди этих рабочих-иммигрантов, обращаются к Богу с такой же молитвой. Какую опору, какую силу дает нам сознание взаимной поддержки в объединяющей нас молитве!

В заключение несколько слов о молитве за усопших. Она полна любви, милосердия и прощения. Преодолевая горечь разлуки, мы верим, что в жизни вечной нам уготовано более совершенное взаимное общение, в котором будет присутствовать Сам Бог. Мы верим, что наше бренное тело, подверженное неизбежному старению, болезням, смерти, во всей своей полноте приобщится участи детей Божиих и будет участвовать в радости воскресения. Молиться за мертвых — значит пребывать в мистическом общении через Тело Христово и просить за усопших братьев так же, как и они просят за нас, объединенные с нами жертвой Христовой. Это значит — терпеливо ждать (и для них, и для нас) «блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит 2. 13). Это значит — уже сегодня, опираясь на веру, превозмочь печаль неотвратимых разлук и хранить зерно воскресения, посеянное в нашем теле.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.005 с.)