Девятый шаг. Вечер (2): под взглядом божиим. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Девятый шаг. Вечер (2): под взглядом божиим.



«Молитесь постоянно» — этот наказ Христа мы выполняем вечером, предоставляя Божию взгляду прожитый день. Некоторые из нас настолько устали или живут в таких стесненных обстоятельствах, что нет возможности сосредоточиться в уединении и вспомнить, что же с нами происходило в течение дня. Но когда мы хотим жить с молитвой, когда с молитвой вспоминаем прошедший день, мы освобождаемся от отупения, от смены настроений, от потока эмоций, которые играют нами, как слабый ветерок легко играет сухими листьями.

В прошлый раз я говорил о необходимости иметь внутреннюю свободную дистанцию. Соблюдая ее, мы воссоздаем в памяти прожитый день и вновь вступаем во владение собственной жизнью. Надо уметь вспоминать прошлое. Не для того, чтобы предаваться ностальгическим настроениям, а для того, чтобы действовать, обладать будущим и держать верный курс. Апостол Лука в связи с рождеством и обретением Иисуса в Иерусалимском храме говорит нам следующее: «Мария сохранила все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк 2. 19, 51).

Речь идет, конечно, о словах, относящихся к спасению человечества через Сына Божия Иисуса Христа, который имел ключ к спасению. Но и мы через тайны страстей и воскресения и через дар Святого Духа стали обладателями этого ключа. Мария сохраняла в сердце Своем все события, видя в них дела Божий через Христа. Мы каждым вечером должны вспоминать события своей жизни, так как мы спасены Христом и события нашей жизни суть дела Божий в нас через Христа. Наше бытие — это «место», где нас спасает Христос. Мы можем осмыслить свою жизнь, думая над словами Христа и приобщаясь Ему через святые таинства.

Сделаться под взглядом Божиим хозяином своей жизни, не оплакивать того, что было, не сожалеть о том, чего не было, просить прощения за свои грехи и благодарить за оказанные милости — вот к чему должен стремиться тот, кто верит в Бога. Нет незначительных жизней, нет и незначительных моментов в жизни человека — действительно, сам Бог уделяет им Свое внимание. И когда я внимателен ко всему, что мне суждено прожить, час за часом, год за годом, когда я внимателен к людям, с которыми мне суждено встретиться, когда я внимателен к самому себе, — я внимателен к тому, на что ради меня направляет Свое внимание Бог. Бог, создавший меня и призывающий меня жить с Ним, любит меня, такого рассеянного и безрассудного.

Посмотреть на день своей жизни под Божиим взглядом — значит и собственный взгляд наполнить, по милости Божией, Его светом, предавая себя Богу, Который есть Свет. Если все тело мое освещено, я ясно вижу, что я из себя представляю (ср. Лк 11. 33—36).

Чтобы жить в свете завета Божия с Его народом, примем заповеди Божий, примем как слово Божие, как Его Откровение, а не как ряд предписаний и запретов. Не будем уподоблять Закон Божий законам человеческим, таким, как правила безопасности, воинский устав или уголовный кодекс.

Прежде чем дать нам заповеди, Господь представляется нам: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх 20. 2). Говоря нам о том, что Он вырвал нас из состояния рабства, освободил из сетей греха, Бог напоминает нам, кто мы. Когда же мы вновь слышим Божий заповеди из уст Христа-Мессии, например, в Нагорной проповеди, для нас важно уяснить свое место по отношению к Богу, Который первый делает шаги к нашему спасению и спасает нас.

Поняв это, мы можем исповедовать нашу веру словами Псалма 119 (118): «Я же Законом Твоим утешаюсь». Это настоящее наслаждение для того, кто стремится осуществлять в жизни волю Божию. Сам Христос, как сказано в Послании к Евреям (ср. Евр 10. 7), придя в мир, произнес слова, которые мы читаем в Псалме 40 (39): «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце». В Евангелии от Иоанна Христос объясняет: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». А искусителю Он ответил: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф 4. 4).

Заповеди Божий — это Откровение Бога, содержащее замысел нашей жизни. Только Бог может научить нас понимать, за что в жизни мы несем ответственность. Ведь Бог взял на Себя ответственность за жизнь каждого из нас, призвав нас к жизни. Он дал нашему существованию истинную ценность, создав каждого из нас по Своему образу и подобию. Он спас нас через Своего Возлюбленного Единородного Сына.

Сознавая все это, мы лучше можем понять, что есть грех, а что — недостаток нашей натуры. Мы такие, какие мы есть. И наши недостатки (которые, правда, больше мешают близким и соседям, чем нам самим) часто являются причиной нашей неудовлетворенности: мы не хотим принимать себя такими, какие мы есть. Тот, кто стремится изменить свой облик, как правило, недоволен тем, что дал ему Бог, хотя внешность мужчины или женщины отражает их внутренний мир, а не успехи пластической хирургии. Особенности своей натуры со всеми ее недостатками, ограниченностью, но и — с достоинствами следует принимать так, как мы принимаем цвет наших глаз.

Но необходимо все же следить за тем, чтобы наши недостатки не сбили нас с пути и не привели к греху. Особенности натуры есть проявление склонностей и импульсов, присущих человеку: агрессивности, сексуальности, стремления к собственности, других разнообразных желаний. Их надо уметь подчинять свободной воле, а иногда и подавлять. Во всяком случае, являясь составной частью того, что мы называем бытием личности, они должны быть нам подвластны. Свобода, данная Богом, является вершиной нашего бытия, это «душа нашей души», утоляющая голод разума. Она владычествует над всем нашим существованием, включая бренное тело с его потребностями, несовершенствами, страданиями.

Итак, нужно различать, что является недостатком натуры, импульсом, склонностью, а что есть грех — то есть акт, за который я несу ответственность. Перед кем? Не только перед собой, своим идеалом, не только перед ближним и данным ему словом. Прежде всего я должен помнить о той ответственности, которую взял на себя Бог, создав меня, позволив мне действовать в свободе и святости, что является Его свойством.

В свете заповедей Божиих — замысла Бога обо мне и о каждом человеке — моя жизнь, какой бы ограниченной она ни была, становится прекрасной и полной смысла, потому что сам Бог ожидает от меня ответа на Свой призыв.
Многие с отчаянием задаются вопросами: кто я? для чего я нужен? Осмелюсь ответить каждому: жизнь любого из нас бесконечно драгоценна, потому что она уникальна и несет в себе свою тайну. Разгадать ее не помогут ни гадалки, ни астрологи. Эта тайна будет открыта нам в Судный день, о чем говорит Иоанн Богослов в Апокалипсисе. Нам будет дан «белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (ср. Откр 2. 17). Бесполезно раньше времени пытаться овладеть этой тайной. Бог творит ее изо дня в день через нашу праведность и через Свое милосердие, потому что Он всегда праведен.

Каждый из вас, каждый из миллиардов людей, живущих на земле, призван любить, потому что он любим Богом. Трижды святой Бог, сотворивший нас в Сыне, создал нас в Духе Святом по Своему образу и подобию не для того, чтобы мы были солдатами, марширующими в ногу. Через каждого человека, призванного к жизни, Бог желает показать Свою высочайшую красоту и великолепие жизни, прожитой с Ним. Святость каждой человеческой жизни, уникальной в глазах Божиих, проявляется в Таинстве Евхаристии, необходимой каждому, кем бы он ни был. А грех проникает в нашу жизнь, когда мы говорим «нет» заповедям любви, полученным от Бога. Эти заповеди открывают истинный смысл нашей деятельности, нашей работы, лучше сказать — нашего призвания в этом мире: быть «совершенными, как совершенен Отец наш Небесный» (Мф 5. 48). Каждый из нас незаменим в выполнении святой воли Божией, соответствовать которой мы можем только в единстве с Христом через веру и силой Святого Духа.

И последний совет: не огорчайтесь в случае неудач. Не тоскуйте по недостижимому идеалу. Не мы достигаем Бога, становясь «идеальными», а Бог приходит к нам. Его Сын пришел, чтобы спуститься в самые глубокие наши пропасти. Христос стал таким, как мы. Не будучи грешником, Он принял образ грешника, чтобы разыскать нас там, где мы находимся. Апостол Павел напоминает об этом христианам Коринфа: «От имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом» (2 Кор 5. 20—21).

Вы предались Богу. Будьте же неутомимы в вечно повторяющейся битве, не отступайте перед вновь и вновь одолевающим вас малодушием. Такова жизнь. Мы имеем право устать, но не имеем права пасть духом. Жизнь так прекрасна! Вы так не считаете? Как бы я хотел, чтобы, вспоминая вечером под взглядом Божиим вашу жизнь, вы почувствовали вкус счастья! Да, именно вкус счастья! Вы возразите: «Но я несчастен». Послушайте меня: вы в печали, а может быть, у вас горе, но счастье — это та благодать, которую мы получаем от Господа. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

Просите Бога очистить вас. Умоляйте Его словами Псалма 51 (50): «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня»; «Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». С раскаявшимся, чистым сердцем вы испытаете чудесную надежду увидеть Бога и сможете вместе с Христом отойти ко сну.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.008 с.)