Прогнозирование потребительского спроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прогнозирование потребительского спроса



При рыночном подходе начальным пунктом любой предпринимательской деятельности является тщательное изучение динамики потребительского спроса. Однако конечная цель проводимых исследований не исчерпывается констатацией фактически сложившейся ситуации и выявлением причинно-следственных связей на конкретном рынке товаров и услуг.

Конъюнктурный анализ должен завершаться прогнозом дальнейшего развития спроса. Любой прогноз на предвидение будущего опирается на информацию, полученную в прошлом. Прогнозы, особенно в нестабильных условиях, должны разрабатываться на основе сценарного подхода. Последний предполагает набор сценариев от пессимистического до оптимистического, исходя из различных вариантов изменения условий в заданных рамках достоверности. При многовариантности прогноза может быть поставлена несколько иная цель: разработать определенные ориентиры развития спроса, которые нужно достичь к определенному сроку. В этом случае прогноз представляет своеобразную ожидаемую траекторию развития.

Существуют различные приемы и методы прогнозирования потребительского спроса:

• имитационные - вместо реальных данных используются
построения, созданные по специальной программе с помощью
ЭВМ;

• аналоговые - в качестве прогноза рассматриваются благоприятные
показатели рыночной ситуации в каком-либо регионе или стране;

• методы экстраполяции - распространение тенденций,
сложившихся в прошлом, на будущее (в настоящее время сфера
их применения очень ограничена из-за постоянно меняющейся
экономической обстановки);

• нормативные или рационализированные прогнозные расчеты,
основанные на рациональных рекомендуемых нормах потребления
продуктов питания или технических нормах (для средств
производства);

• методы статистического моделирования (парные и
многофакторные уравнения регрессии);

• прогнозирование по коэффициентам эластичности.

В практической деятельности при прогнозировании


потребительского спроса по отдельным видам продуктов и услуг должны использоваться различные типы моделей, наиболее соответствующие закономерностям развития данного рынка. Состав и уровень спроса зависит также от многих факторов, как экономических (уровень производства, денежных доходов отдельных групп населения, цен), так и естественных (демографический состав населения, размер и состав семей, привычки, традиции, уровень культуры, природно-климатические условия).

Экономические факторы наиболее мобильны, особенно распределение населения по уровню доходов, естественные факторы (за исключением демографического состава населения) меняются сравнительно медленно и в течение небольшого периода (до 3-5 лет) не оказывают влияния на спрос. Поэтому в текущих и перспективных прогнозах спроса все естественные факторы целесообразно учитывать обобщенно, введя фактор времени.

Среди известных моделей прогнозирования покупательского спроса наиболее часто встречаются конструктивные (нормативные) модели. В их основе лежат уравнения бюджета населения, т.е. такие уравнения, которые выражают очевидное равенство общего денежного дохода и суммы произведений количества каждого потребленного товара на его цену. Эти модели, называемые моделями бюджетов потребителей, играют важную роль во всех странах. Одной из таких моделей является прожиточный минимум. Крайне низкая его величина в нашей стране обусловлена критической ситуацией в экономике и недостатком многих видов ресурсов, в том числе и денежных доходов. Будущая работа в этом направлении - разработка системы потребительских бюджетов: рациональных, среднего достатка, высокого достатка.

Структурные модели спроса являются одним из основных видов экономико-математических моделей прогнозирования и строятся, исходя из того, что для каждой группы населения по статистическим бюджетным данным может быть рассчитана присущая ей экономическая структура потребления. При этом предполагается, что на изучаемом отрезке времени заметные изменения претерпевают лишь доход, а цены, размер семьи и прочие факторы принимаются неизменными. Изменение дохода, например, его рост, можно рассматривать как перемещение определенного количества семей из низших групп в высшие и наоборот. В частности, широко распространены компаративные (сравнительные)структурные модели, в которых сопоставляется структура спроса данного исследуемого объекта и некоторого аналогового объекта. Аналогом считается регион или группа населения с оптимальными потребительскими характеристиками.


10. Рыночная стоимость торговой марки: её значение для построения маркетинговой стратегии

На сегодняшний день уже стала общепринятой истина о том, что рыночная стоимость компании намного превышает фактическую стоимость ее материальных активов. Этот факт, по крайней мере частично, объясняется нефинансовыми показателями. По результатам исследования, в целом около 40% рыночной стоимости компаний-производителей, входящих в Fortune 5000, не представлены в балансовых отчетах этих компаний, а для компаний, работающих в сфере высоких технологий, этот показатель превышает 50%.

Ценность компании определяется обладанием сильной торговой маркой, что, в свою очередь, диктует необходимость постоянной работы над развитием и укреплением торговой марки (Аакер, 1991). Хотя при упоминании вопроса о марке большинство людей думают о товарах повседневного потребления (или о так называемых «упакованных» товарах), в действительности этот вопрос в равной степени касается абсолютно всех товаров и услуг. Так, например, сила торговой марки Manchester United позволяет футбольному клубу зарабатывать миллионы фунтов стерлингов в качестве доходов от мерчандайзинговых мероприятий, авторитетной рекламной поддержки, спонсорства различных спортивных и культурных мероприятий и т.п. – таким образом делая посещение самой футбольной игры менее значимым, чем оно считалось прежде.

В то время как, в целом, признано, что торговая марка обладает рыночной стоимостью, что и является основной причиной выживания большинства компаний, по-прежнему остается неочевидным, какой именно рыночной стоимостью она обладает и как ее можно измерить.

Маркетологи использовали различные способы, с тем чтобы попытаться понять или предсказать модели поведения потребителей тех или иных товаров. Так, один из простейших способов – задать потребителям прямой вопрос об их намерениях – например, вопросы, касающиеся намерений о покупке товара. Однако мы прекрасно знаем, что потребители зачастую не осознают своих желаний, и, в действительности, их поведение часто противоречит тому, что они заявляют о своих намерениях.

В связи с этим исследовательские компании предприняли попытку задействовать концепцию рыночной стоимости торговой марки таким образом, чтобы обеспечить возможность получения количественной оценки потребителями возможных маркетинговых мероприятий, направленных на усиление торговой марки и тем самым на достижение конкурентного преимущества. Обладание сильной торговой маркой позволяет маркетологам использовать ценовую стратегию «премиум»,


избегая при этом так дорого обходящегося компаниям сокращения покупателей, которое характерно для рынка товаров, где не имеет места ценность торговой марки.

Один из хорошо проверенных подходов к этой проблеме основан на убеждении в том, что основополагающий компонент рыночной стоимости торговой марки заключается в психологической приверженности покупателя этой конкретной марке товара. Поэтому маркетологам необходимо установить, насколько покупатели данной торговой марки привержены этой марке и от чего зависит их психологическая приверженность той или иной марке. Более того, с помощью этого подхода можно выяснить степень вероятности переключения потребителей конкурентных марок/продуктов на конкретную торговую марку/продукт.

Теория психологической приверженности торговым маркам исходит из того факта, что люди обладают лишь ограниченной способностью воспринимать и анализировать маркетинговую информацию. Эта теория получила дальнейшее развитие в трудах доктора Джана Хофмейра (1990, 2001), южно-африканского академика и исследователя, который доказывал, что:

1. Принимая решение о том, что купить, люди не совершают в уме
полных логических подсчетов с учетом всех «за» и «против»
относительно имеющихся в наличии товаров в сравнении друг с другом.

2. Вместо этого люди исследуют информацию о продуктах
выборочно, и только тогда принимают решения, основываясь на очень
обширных и общих представлениях и своих ощущениях относительно
того, какой продукт является для них наилучшим.

3. Именно эти общие представления и ощущения и определяют
степень приверженности людей к тому или иному продукту, к той или
иной торговой марке. Именно эти представления и ощущения и
определяют также и то, на какую другую торговую марку может
переключиться потребитель в том случае, если он, по каким-то
соображениям, решит переключиться на другую марку.

Используя технику сегментации (согласно которой пользователи определенной марки сегментируются в соответствии с их приверженностью этой марке, а не пользователи (пользователи конкурентных марок) сегментируются в соответствии со степенью вероятности их переключения на эту марку), исследователи могут определить, что думает потребитель о конкретной торговой марке, и таким образом обеспечить возможность эффективного регулирования отношений с потребителем.

Для разработки стратегии развития торговой марки, направленной на укрепление ее ценности на рынке, необходимо внимательно рассмотреть потребности различных групп потребителей этой марки и ее конкурентов.


Исследование поможет сосредоточить бюджетные средства и время/ресурсы таким образом, чтобы направить все усилия компании на реально существующие возможности и не тратить драгоценные ресурсы на попытки привлечения к продукту тех потребителей конкурентных марок, которые ни при каких обстоятельствах не поменяют своей привычной марки.

Что касается тех потребителей, которые уже привержены конкретной торговой марке, задача маркетологов заключается в том, чтобы сохранить и поддерживать уже состоявшиеся хорошие отношения с ними. Реклама очень эффективно действует на этот сегмент потребителей, поскольку наиболее вероятно, что именно эти потребители заметят и отметят для себя рекламу этой марки.

Пользователи марки, которые не отличаются приверженностью данной конкретной марке, представляют собой сложнейшую задачу для производителя. Дело в том, что причины их неприверженности могут очень сильно различаться в каждом конкретном случае. Если в одном случае причина может заключаться в том, что потребителя может вообще мало заботить выбор конкретной торговой марки (например, когда потребитель не слишком активно вовлечен в использование определенной категории товара), то в другом случае причиной неприверженности может стать неудачный опыт с продуктом конкретной марки. В таких случаях реклама может оказаться неуместной, в то время как усилия «прямого маркетинга» могут принести более эффективные результаты в преодолении причин, лежащих в основе отвержения торговой марки.

Маркетологи тратят много усилий и денег на попытки привлечь к своей торговой марке потребителей, приверженных конкурентным маркам. Реклама в средствах массовой информации, однако, обладает ограниченной эффективностью в достижении этой цели. В действительности факты свидетельствуют о том, что потребители, удовлетворенные своей привычной маркой товара/услуги, имеют тенденцию «отгораживаться» от восприятия рекламы конкурентных марок. Такие потребители вряд ли переключатся на вашу торговую марку, независимо от того, сколько времени и денег компания затратит на привлечение к себе этих потребителей. Вместо этого вам необходимо определить реалистичный потенциал «переключаемых потребителей» путем выявления нужд и поведения той категории пользователей конкурентных марок, которая не привержена своему выбору, и убеждения их переключиться на вашу марку с помощью маркетинговых стратегий, направленных непосредственно на эту категорию потребителей.

Стоимость торговой марки, которая зависит в основном от приверженности потребителей данной торговой марке и силы маркетинговой поддержки, которую компания оказывает своей марке (правильная дистрибьюция, реклама и т.п.), лежит в основе успеха


компании и обеспечивает ей устойчивое конкурентное преимущество. Стоимость торговой марки не возникает сама по себе: она создается в течение времени посредством систематического развития марки, которое позволяет сделать марку актуальной для потребностей и желаний потребителей. Когда потребитель становится психологически привязан к определенной торговой марке, он менее чувствителен к цене, меньше внимания обращает на рекламу конкурентных марок и даже отстаивает достоинства этой марки (рекомендуя ее другим потребителям) – другими словами, привязанность потребителей к торговой марке позитивно влияет на ее положение на рынке за счет значительного увеличения ценности компании, владеющей этой маркой

Эта истина остается верной даже в тех ситуациях (характерных для посткризисной России), когда макроэкономические условия значительно ухудшились и, таким образом, снизились потребительские доходы. Это означает, что управление маркой в длительной перспективе (посредством правильного позиционирования торговой марки, ее систематического развития и коммуникационной стратегии, которая была бы направлена на поддержку данного позиционирования, а не противоречила ему) по-прежнему остается актуальным в обеспечении устойчивого успеха бизнеса в долгосрочной перспективе на рынке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.01 с.)