Этапы работы над учебным рефератом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы работы над учебным рефератом



1. Выбор темы. Тематика рефератов обычно определяется
преподавателем, но, прежде чем сделать выбор, вам необходимо
определить, над какой проблемой вы хотели бы поработать и более
глубоко ее изучить. Тема должна быть не только актуальной по своему
значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.

2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило,
при разработке реферата используется не менее 8–10 различных
источников).

3. Составление библиографии. Записи лучше делать на отдельных
карточках. На основе карточек составляется список литературы.

Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана реферата.

Написание реферата.

Примерная структура учебного реферата Титульный лист.


Оглавление. В нем последовательно излагаются названия пунктов реферата с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт.

Введение. Формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы.

Основная часть. Каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы.

Заключение. Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации.

Список литературы.

Схема-модель учебного реферата I. Вступление

1) Название статьи, где и когда напечатана.

2) Сведения об авторе.

3) Чему посвящена статья, в связи с чем написана.

4) Метод исследования, используемый автором, и способ
аргументации (Цифровые данные, ссылки на источники, схемы,
экспериментальные данные и т.п.).

П. Перечисление основных вопросов, проблем, положений, о которых говорится в статье

III. Анализ самых важных, по мнению автора реферата, вопросов из
перечисленных выше.

Задачи типового анализа:

1) почему эти вопросы представляются наиболее интересными?

2) что говорит по этим вопросам автор (не приводя иллюстраций,
примеров, цифр, сказать об их наличии)?

3) что вы думаете по поводу суждений автора?

IV. Общий вывод о значении темы или проблемы статьи
Познакомьтесь с конструкциями, связывающими все

композиционные части схемы-модели реферата.

Переход от перечисления (I) к анализу (II) основных вопросов статьи.

В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой, названной...)

статье (работе...)


автор (ученый, исследователь...; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...)

ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает...)

ряд (несколько...)

важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных...)

вопросов (проблем...)

Переход от перечисления (II) к анализу (III) некоторых вопросов. Варианты переходных конструкций

Одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, С нашей точки зрения), являются вопросом о...

Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о...

Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на...

Переход от анализа отдельных вопросов (III) к общему выводу (IV)

В заключение можно сказать, что...

На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы...

Таким образом, можно сказать, что... Итак, мы видим, что...

NB!* При реферировании научной статьи обычно используется

модель: автор + глагол настоящего времени несовершенного вида.

! Задание: Познакомьтесь с группами глаголов, употребляемых при реферировании. Выберите в каждой группе три глагола. Подберите к ним существительные.

1) Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье:

Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает что; останавливается на чем, говорит о чем.

Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем): во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.


2) Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или
экспериментального материала в статье:

Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает... что.

Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства...

3) Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно
рассматриваемых автором:

(Кроме того) автор касается чего; затрагивает, замечает что; упоминает о чем.

4) Глаголы, используемые преимущественно информационных
статьях при характеристике авторами событий, положения и т.п.:

Автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.

5) Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры,
цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты
экспериментами т. д.):

Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается... на что; базируется на чем; аргументирует иллюстрирует, подтверждает, доказывает... что чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит... что с чем; противопоставляет... чmo чему.

6) Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором:

Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает... на что, (специально) останавливается... на чем; (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается ...к чему.

Автор обращает внимание... на что; уделяет внимание чему; сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует... внимание ...на чем.

7) Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения
итогов:

Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует... что. Можно сделать вывод...

8) Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей
полемического, критического характера:

- передающие позитивное отношение автора:

Одобрять, защищать, отстаивать... что, кого; соглашаться... с чем, с кем; стоять на стороне... чего, кого; разделять (чье) мнение; доказывать... что, кому; убеждать... в чем, кого.

- передающие негативное отношение автора
Полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу),

отвергать, опровергать; не соглашаться... с кем, с чем; подвергать... что


чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться,

пересматривать; отрицать; обвинять... кого в чем (в научной

недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать,
бичевать.

! Задание: Прочитайте реферат статьи «Космический щит можно сооружать хоть сегодня». Сопоставьте его с предложенной выше схемой-моделью реферата.

Реферат

Статья «Космический щит можно сооружать хоть сегодня» (интервью с академиком А. Зайцевым, сотрудником НПО им. Лавочкина) помещена в журнале «Наука и религия» (1995. – № 9. – С. 31–32).

Статья посвящена целям, задачам и возможности создания систем защиты Земли от опасных космических объектов.

Автор рассказывает о разработках НПО им. Лавочкина.

Рассматривается ряд важных вопросов, среди которых актуальность проблемы защиты Земли от космических объектов, структура системы космической безопасности, готовность ученых создать такую систему.

Наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о структуре системы космической защиты. Как представляется автору, она состоит из трех частей: системы слежения (службы обнаружения астероидов и комет), системы перехвата и комплекса управления. Самым важным, на наш взгляд, является то, что в НПО им. Лавочкина разработано реальное оборудование, позволяющее уже сегодня приступить к созданию системы космической безопасности. Среди прочих проблем автор называет проблему финансирования программ.

В заключение автор приходит к выводу, что проблема космической защиты Земли в наше время действительно является актуальной. Пути решения этой проблемы уже известны.

! Задание: Откройте журнал или сборник статей по своей специальности. Выберите интересную, на ваш взгляд, статью. Напишите пробный реферат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.11.19 (0.01 с.)