Классическая школа: основные постулаты и этапы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классическая школа: основные постулаты и этапы



 

Вильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1773-1790), Давид Рикардо (1772-1823), они обосновали, что источником общественного богатства является все общественное производство, заложили основы трудовой теории стоимости, исследовали механизм воспроизводства общественного капитала, предприняли попытку объяснить законы, управляющие экономическими явлениями, выступали за ограничение вмешательства государства в экономику, за свободу торговли. В основе учения классической школы лежит трудовая теория стоимости. Основные посылки классической политэкономии:

1. исследования не процесса обращения, а непосредственно процесса производства;

2. критическое отношение к непроизводительным классам, которые не доставляют никакого продукта (купцы);

3. отнесение к производительному труду труда, занятого в материальном производстве.

Классическая модель. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатства производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическая экономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (напр., обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития. Классическая политическая экономия создала свое учение о богатстве общества. Она установила, что природа, образно говоря, - «мать» богатства. Она снабжает людей средствами жизни (рыба, плоды, руды и т.д.) «Отцом» богатства был провозглашен труд (англ. экономист Петти). Он явился зачинателем трудовой теории стоимости. Согласно этой модели, система функционирует в соответствии с теми правилами, которые диктует рынок, а, следовательно, потребитель. В тех случаях, когда по той или иной причине ответная реакция на это воздействие оказывается недостаточной или несовершенной, может возникнуть необходимость, чтобы государство скорректировало такое воздействие или дополнило ответную реакцию таким образом, чтобы она лучше соответствовала общим, интересам. Экономисты классической школы крайне отрицательно относятся к поддержанию уровня цены, созданию препятствий на пути использования технических изобретений, ко всему, что напоминает правительственную поддержку или молчаливое согласие с деятельностью монополии.

Английская политэкономия создала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создает их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А.Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достается им - (ЗП), остальную часть - прибавочную стоимость - присваивают капиталисты. Так же А.Смит выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии с объективными законами экономики. «Естественным порядком» в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность. Идеи А.Смита в последующем были развиты другим английским экономистом Д.Рикардо. В работе «Цена золота» он заложил основы количественной теории денег, где он с критических позиций излагал свои суждения по теории стоимости, ЗП, капитала, земельной ренты и т.д.В классической политэкономии товар - это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и произведенный для продажи. Товар так же рассматривался как некий материальный объект, поскольку в основе всей экономической деятельности человеческого общества находилось, до недавнего времени, только материальное производство. То есть получается, что человек как существо, живущее в материальном физическом мире, осуществляет свою технологическую деятельность именно в рамках этого мира. При этом все объекты труда оказываются составными частями материальной технологической среды. Богатство нации создается во всех сферах материального производства. Труд - основа богатства. Критерий богатства: наиболее богатым будет тот период, в который каждый участник дележа (при условии, что деньги будут разделены поровну) будет иметь возможность нанять больше рабочих. Классическая политэкономия знает три источника ВВП — труд, капитал и земля (земельная рента). В классической политэкономии стоимость определяется затратами на производство товара.

К странам с классической моделью первоначального накопления капитала относят Голландию и Англию.

В рамках классической политэкономии появились целый ряд новых направлений, что было связано с проводившимся в Англии промышленным переворотом. Это изменило социальную структуру общества: с одной стороны, усилилась роль промышленной буржуазии. С другой, это вызвало обнищание мелких производителей, существенное увеличение наемных рабочих. В середине XIX века возникает новое направление экономической мысли - марксизм. Основоположником этого учения является немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818-1883) при непосредственном участии его друга и соратника Фридриха Энгельса (1820-1895). Марксизм возник на базе критической переработки достижений классической английской политэкономии.

Классическая политическая экономия изучает все сферы экономики – производство, распределение, обмен, потребление материальных Блан и услуг. От поверхностного описания хозяйственных явлений она переходит к открытию сущности и законов развития экономики. Для этого углубленно исследуются экономические отношения между социальными группами, классами общества. Родоначальники классической ПЭ – Петти, Смит, Риккардо. Они основали трудовую теорию стоимости: 1. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции. 2. Стоимость – воплощенный в товаре труд, след. равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда. Классики выступали за полное невмешательство государства в вопросы экономики. В этом случае «невидимая рука» Смита обеспечивает оптимальное распределение ресурсов. Смит говорил о том, что на рынке действует «невидимая рука», при помощи которой свободная конкуренция управляет действиями людей через их интересы и ведет к разрешению общественных проблем наилучшим способом, максимально выгодным как отдельным лицам, так и всему обществу в целом.

Ценность товара определяется издержками производства, затраченными на его производство. Человек рассматривается только как «экономический человек», который стремится к собственной материальной выгоде. Главным

фактором повышения богатства является накопление капитала. Деньги – лишь средство обращения. Экономический рост достигается путем

увеличения доли населения, которое занимается производительным трудом, и производительности труда. Главный фактор увеличения производительности труда – специализация (экономия рабочего времени, совершенствование навыков работы, новые технологии).

Зарплата – «продукт труда», вознаграждение за труд. Размер прямо зависит от экономической ситуации в стране.

Прибыль - «вычет из продукта труда», разница между стоимостью произведенного продукта и зарплатой рабочих.

Земельная рента – плата за пользование землей данного качества, уплачивается арендатором собственнику.

Капитал – часть запасов, на которые капиталист ожидает получить доход.

Смит: Капитал: 1. основной. 2. оборотный (вступает в процесс обращения и меняет форму в процессе производства). Петти стоимость товара определял деньгами, т.е. меновой стоимостью. Считал, что зарплата должна регулитоваться законодательством (необходимый прожиточный минимум).

Смит различал естественную цену товара (= издержкам производства) и рыночную (формируется на рынке под действием спроса и предложения).

Риккардо включает в стоимость товаров не только стоимость, созданную непосредственно затраченным на них трудом, но и стоимость капитала, который принял участие в производстве.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.209.112 (0.035 с.)