Туризму свойствен ряд функций экономического, социального и гуманитарного характера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Туризму свойствен ряд функций экономического, социального и гуманитарного характера.



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ТУРИЗМА проявляется через спрос и потребление туристов. Потребности туристов, находящихся вне места постоянного проживания, подразделяются на три группы:

· основные;

· специфические;

· дополнительные.

Основные потребности туристов — это потребности в передви­жении, проживании и питании. Следовательно, услуги средств размещения, предприятий питания и транспортных организаций являются обязательными для осуществления туристской деятель­ности.

Средства размещения (гостиницы, мотели, частные квар­тиры и т.д.) и предприятия питания (рестораны, кафе, бары) обеспечивают условия для нормальной жизнедеятельности тури­стов.

Транспортные средства осуществляют их доставку к местам отдыха и обеспечивают внутримаршрутные передвижения.

Потребление основных услуг является предпосылкой для удовлетворения специфических потребностей туристов, являю­щихся главной целью поездки — потребностей во впечатлениях, развлечениях, деловых встречах, курортном обслуживании.

Дополнительные потребности туристов удовлетворяются ус­лугами предприятий сервиса, торговли, культурных и развлека­тельных учреждений.

Туризм несет в себе глубокую СОЦИАЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ.

Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и ком­пьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы.

Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности.

Туризм как многоплановая и активная форма отдыха способ­ствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоян­ного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни.

Жизнь человека, как известно, разделена на три фазы: рабо­та, дом и свободное время. Ценность последнего постоянно возрастает.

Туризм спо­собствует рациональному использованию свободного времени, предлагая потенциальным потребителям разнообразный и при­влекательный ассортимент туристских путешествий.

ГУМАНИТАРНАЯ ФУНКЦИЯ туризма заключается в использовании его возможностей для формирования всесторонне развитой личности.

Туризм расширяет кругозор человека, повышает его интеллект и позволяет совместить отдых с познанием окружающего мира.

Путешествия дают человеку возможность удовлетворить свои потребности в приобщении к духовным и нравственным ценно­стям, накоплении и углублении знаний, в том числе профессио­нальных.

Разнообразие тематики экскурсий и туров — деловые, конгрессные, познавательные, обучающие (языковые), экологические, приключенческие и др. — позволяет человеку реализовать свои запросы в сфере туризма.

Туризм способствует удовлетворению коммуникативной потребности человека — потребности в общении и обмене инфор­мацией.

Увеличивается число туристских поездок с целью посе­щения друзей и родственников, установления гуманитарных и деловых контактов.

Туризм играет важную роль в развитии мирных и дружественных отношений между народами, расши­рении межнациональных контактов.

«Туризм следует рассмат­ривать прежде всего в контексте экономических отношений стран и континентов. Чем более регулярный характер имеют ме­ждународные туристские связи, тем более предсказуемой оказы­вается мировая экономика, а мировая конъюнктура — стабиль­ной», — к такому выводу на основе анализа современного состояния туризма пришли канадские ученые.

Существенное место туризм занимает также в воспитании подрастающего поколения: расширении объема его знаний и интере­сов, формировании эстетических вкусов, отношении к обществу и окружающей среде.

 


 

5. СУБЪЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА.

Туристская индустрия – межотраслевой комплекс организаций по производству товаров и услуг для туризма.

В составе индустрии туризма выделяют две структуры:

1. Организации, предоставляющие объекты (средства) для размещения и временного проживания, организованного питания и транспортного обслуживания.

2. Организации, осуществляющие туристскую деятельность, экскурсионное обслуживание, обслуживание иностранных туристов.

Объективная необходимость формирования комплекса туристских услуг с целью наиболее полного удовлетворения потребностей туристов, в свою очередь, породила в экономике туризма особую роль турорганизаторов на туристском рынке – туроператоров и турагентов.

Туроператорская деятельность – это деятельность по формированию туристского продукта, включающего различные услуги по продвижению этого продукта на рынок и его реализации. Фирмы–туроператоры разрабатывают и реализуют туристский продукт преимущественно на оптовой основе.

Турагентская деятельность – это продолжение деятельности туроператора, но уже на розничном рынке.

От имени туроператора турагент как бы завершает рыночную сделку по купле-продаже туристского продукта.

Фирмы–турагенты выступают в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами.

Кроме туроператоров и турагентов, индустрия туризма включает следующие хозяйствующие субъекты:

- фирмы–производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха, деловые консультации и др.);

- специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы и др.);

- специализированные предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.);

- специализированные транспортные предприятия (авиационные предприятия, автопредприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.);

- предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующиеся на товарах для туристов;

- предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);

- рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро, информационно-туристские центры и др.);

- государственные предприятия (национальные, региональные, муниципальные предприятия унитарного или акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих или социальных началах).


 

6. ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ.

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА – это система норм, правил и методов, которые применяются парламентами, правительствами, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями, отвечающими за туристическую деятельность, в целях регулирования и координации последней, создания благоприятных условий для ее развития.

Механизм реализации туристической политики государства включает:

 государственное регулирование туристической деятельности;

 выработку концепции развития туризма на перспективу;

 разработку целевых программ развития туризма на разных уровнях;

 определение задач и разработку мер для достижения поставленных целей.

Основными принципами государственного регулирования туристической деятельности являются:

− содействие туристической деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;

− определение и поддержка приоритетных направлений;

− формирование представления о Республике Беларусь как о стране, благоприятной для туризма;

− защита прав туристов и поддержка туроператоров, турагентов и их объединений.

Необходимость вмешательства государственных органов в развитие туризма доказана мировой практикой. В большинстве стран мира государство принимает активное участие в финансировании и создании туристической инфраструктуры.

Виды помощи государства туристическому сектору:

− субсидии для реализации туристических проектов (Греция, Австрия, Франция, Италия, Великобритания);

− льготные займы туристическим фирмам (Австрия);

− государственное поручительство в отношении займов и субсидий, предоставленных коммерческими банками на развитие туризма;

− предоставление налоговых льгот для финансового поощрения национальных и иностранных инвесторов (Испания, Турция, Мали).

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности в Республике Беларусь являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма.

Цели туристической политики связаны с конкретными экономическими и социальными условиями развития страны и степенью зрелости самой сферы туризма. Они характеризуются динамизмом и непрерывным развитием.

Главной целью туристической политики на уровне государства является формирование и развитие в Республике Беларусь высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в разнообразных туристических услугах, а с другой – значительный вклад в развитие экономики страны.

На основе государственной политики местными органами власти устанавливаются региональные и локальные цели:

 увеличение числа туристических поездок;

 введение новых объектов в сферу туристического предложения;

 продление времени пребывания туристов в регионе;

 увеличение денежных поступлений от туризма в расчете на одного туриста и один туродень;

 улучшение использования материальной базы и инфраструктуры туризма в регионе;

 сохранение окружающей среды.

Цели туристической политики на уровне туристического предприятия:

 увеличение доходов и прибыли;

 оптимизация расходов на туристическую деятельность;

 интенсивное использование имеющихся туристических рынков и освоение новых;

 повышение качества туристического обслуживания.

В Глобальном этическом кодексе туризма ЮНВТО определено, что туристическая политика должна проводиться таким образом, чтобы она способствовала повышению уровня жизни населения посещаемых районов и отвечала их потребностям.

Средства реализации туристической политики:

- экономические – государственные субсидии, налоговые, валютные льготы и другие стимулы для развития;

- правовые – законы, другие нормативные акты, распоряжения властей, цель которых − стимулирование или ограничение развития туризма;

- социальные – меры по воздействию на общественное мнение местного населения в отношении туризма;

- технические – меры по совершенствованию предприятий индустрии туризма.


 

7. ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ КАК ПРОИЗВОДСТВЕННО-ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС, ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКУЮ БАЗУ, СЫРЬЕ И РАБОЧУЮ СИЛУ.

Туристская индустрия – межотраслевой комплекс организаций по производству товаров и услуг для туризма.

Также туристскую индустрию можно определить как экономическую систему, состоящую из комплекса отраслей и подразделений, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и усложняющегося спроса на различные виды отдыха и развлечений.

Индустрия туризма характеризуется следующими специфическими свойствами: ресурсной ориентацией, сезонным и цикличным характером производства, необходимостью значительных капиталовложений в туристскую инфраструктуру.

Индустрия туризма включает производство и сбыт товаров и услуг различных отраслей народного хозяйства, выступающих в этом случае как туристские отрасли.

Комплексность и многообразие рыночных отношений индустрии туризма обусловливает взаимный мультипликативный эффект развития как туристских отраслей, так и других отраслей общественного производства.

Специфика индустрии туризма – в многообразии и комплексности прямого и (или) косвенного взаимодействия в данном сегменте различных отраслей общественного производства, большая часть которых – отрасли, реализующие непроизводственные виды услуг.

В составе индустрии туризма выделяют две структуры:

1. Организации, предоставляющие объекты (средства) для размещения и временного проживания, организованного питания и транспортного обслуживания.

2. Организации, осуществляющие туристскую деятельность, экскурсионное обслуживание, обслуживание иностранных туристов.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.022 с.)