Характеристика сущности туризма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика сущности туризма.



ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ ТУРИЗМА.

Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, и завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов и т.д.

Путешествие - термин, характеризующий перемещение людей в пространстве независимо от цели такого перемещения. Разновидностью путешествия является туризм.

Туризм (фр.tourism, от tour— прогулка, поездка) — явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после Второй мировой войны, с другой — имеющее глубокие исторические корни, поскольку путешествия известны с древнейших времен. В истории туризма принято различать четыре этапа:

1) до начала XIX в. — элитарный туризм, зарождение спе­циализированных предприятий по производству туристских услуг;

2) XIX в. — Первая мировая война — революционные изме­нения в развитии транспорта, создание первых бюро путешествий;

3) период между двумя мировыми войнами — начало ста­новления массового туризма;

4) после Второй мировой войны — современный этап — массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

Первый этап определяется как предыстория туризма.

Так, в античные времена основными мотивами путешествий явля­лись торговля, образование, паломничество, лечение.

В Древней Греции зародились спортивные поездки, когда на Олимпийские игры собирались жители со всей страны. Ранние финикийцы плавали по Средиземному морю к берегам сегодняшних Сирии и Ливана, размещая там свои колонии и развивая торговлю.

В средневековье усиливается религиозный характер путеше­ствий. Религиозные убеждения побуждали миллионы верующих совершать паломничества к святыням: мусульман — в Мекку, христиан — в Иерусалим и Рим.

Средневековые церкви стали господствующими инстанциями и единственной признаваемой властью в различных странах. Монастыри принимали путешественников. Странноприимные дома, как разновидность гостиниц, содержались религиозными орденами.

 


 

Таким образом, субъект и объект туризма представляют собой основу его социально-экономической системы.

Туризм является открытой системой, взаимодействующей и функционирующей в определенной среде, представленной по­литическими, экономическими, социальными, технологически­ми и природными (экологическими) факторами. Последние в зависимости от рассматриваемого объекта приобретают свое конкретное наполнение, а также различную степень воздействия на функционирование того или иного элемента системы.


 

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА.

Являясь сложной социально-экономической системой, ту­ризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факто­ров.

Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на два вида:

· внешние (экзогенные);

· внутренние (эндогенные).

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ воздействуют на туризм посредством про­исходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма.

К числу важнейших внешних факторов, влияющих на развитие туризма, относятся:

· природно-географические;

· культурно-исторические;

· экономические;

· социальные;

· демографические;

· политико-правовые;

· технологические;

· экологические.

Природно-географические (море, горы, леса, флора, фауна, климат и т.д.) и культурно-исторические (памятники архитекту­ры, истории и культуры) факторы как основа туристских ресурсов являются определяющими при выборе туристами того или иного региона для посещения.

От экономического положения государства зависят не только доходы населения, но и уровень развития материально-техни­ческой базы и инфраструктуры туризма. К числу экономических факторов относятся также инфля­ция, процентные ставки, колебания реальных обменных курсов валют.

Среди социальных факторов развития туризма в первую очередь необходимо отметить увеличение продолжительности сво­бодного времени населения (сокращение рабочего времени, увеличение продолжительности ежегодных отпусков), что в сочетании с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных туристов.

К числу социальных факторов развития туризма относится также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения.

Постоянное влияние на развитие туризма оказывают демографические факторы, касающиеся численности населения, раз­мещения его по отдельным странам и регионам, половозрастной структуры (с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров), семейного положения и состава семей. Так, рост населения в мире в целом и его отдельных регионах прямо пропорционально влияет на увеличение числа туристов.

К группе демографических факторов относится также урбани­зация (увеличение доли городского населения), степень которой прямо пропорциональна интенсивности туристских поездок.

Значительное влияние на развитие туризма оказывают политико-правовые факторы: политическая обстановка в мире и от­дельных странах; политика открытия границ; смягчение административного контроля в сфере туризма; унификация налоговой и денежной политики.

Технологические факторы, связанные с прогрессом в технике и технологиях, в значительной степени воздействуют на разви­тие туризма, открывают возможности для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания кли­ентов.

Развитие науки и техники способствует совершенствованию средств массового производства туристских услуг (гостиничного хозяйства, транспорта, бюро путешествий).

Экологические факторы оказывают на туризм самое непо­средственное воздействие, так как окружающая среда является основой и потенциалом туристской деятельности.

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ, воздействующие на туризм, — это ключевые явления и тенденции, проявляющиеся непосредст­венно в его сфере.

К ним в первую очередь относятся материально-технические факторы, связанные с развитием средств размещения, транспорта, предприятий питания, бытового обслуживания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.

Кроме того, необходимо выделить следующие факторы, напрямую связан­ные со спросом и предложением туристских услуг:

· рост информированности потребителей и изменение их предпочтений, что влечет за собой переход от стандартизированного массового туризма к дифференцированному с более гибкими и разнообразными формами обслуживания;

· возрастание роли координации деятельности в сфере туризма и процессов монополизации (партнерские отношения крупных фирм со средним и малым бизнесом; создание туристских союзов на основе вертикальной интеграции; кон­центрация и глобализация туристского бизнеса и т.д.);

· обеспечение сферы туризма кадрами;

· содействие развитию частного туристского бизнеса;

· повышение значимости средств массовой информации в рекламе и продвижении туристских услуг.

Особое место среди факторов, оказывающих влияние на раз­витие туризма, занимает СЕЗОННОСТЬ, выступающая как важней­шая специфическая проблема.

Сезонность — это свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени.

Климатические факторы связаны с тем, что в большинстве регионов мира погодные условия для путешествий, отдыха, лечения, занятий спортом различаются по месяцам года.

Социальные факторы обусловлены тем, что большая часть школьных каникул приходится на летние месяцы. Поэтому родители стремятся приурочить свой отпуск к этому времени и отдыхать вместе с детьми. Высокий уровень спроса на туристские поездки летом связан и с распространенной в европейских странах практикой остановки предприятий на профилактический ремонт в июле—августе (месяцы наименьшей производительности труда).

 

 


 

ФУНКЦИИ ТУРИЗМА.

ОЛИГОПОЛИЯ

– характеризуется наличием на рынке небольшого числа крупных продавцов, товар которых может быть как однородным, так и дифференцированным.

Вход на олигополистический рынок затруднителен, входные барьеры очень высоки. Контроль отдельных компаний над ценами ограниченный. Примерами олигополии могут служить автомобильный рынок, рынки сотовой связи, бытовой техники, металлов.

Особенности или условия олигополии: количество продавцов в отрасли: маленькое; размер фирм: большой; количество покупателей: большое; товар: однородный или дифференцированный; контроль над ценой: значительный; доступ к рыночной информации: затруднен; барьеры для входа в отрасль: высокие; методы конкурентной борьбы: неценовая конкуренция, очень ограниченная ценовая.

Экономические

- общехозяйственные;

- уровень доходов;

- ценообразование

Общественно-психологические

- наличие свободного времени (отпуск, каникулы, государственные или религиозные праздники);

- демографические факторы (численность населения, структура профессиональной активности, размер семьи);

- факторы индустриализации;

- мотивационные факторы (мотивы путешествия, связанные с работой, улучшением здоровья, культурно-психологически-образовательные, этнические, религиозные, развлекательные)

Предложения

- туристическая политика;

- транспорт;

- сфера размещения;

- организаторы туризма.

Экономические показатели туристического спроса являются общими для всех рынков.

К ним относятся цепы на туристические продукты и уровень доходов потребителей.

Оно имеет право

- заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством,

- самостоятельно формировать ее программу,

- выбирать поставщиков услуг и потребителей своей продукции,

- свободно распо­ряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей.

Туристское предприятие находится в сильно дифференциро­ванной среде.

Внутренняя среда состоит из различных компо­нентов и представлена функциональными областями, общими для всех типов фирм (департаментом управления персоналом, бухгалтерией, отделом продаж, службой маркетинга и т.д.).

Внешняя среда — это то, что окружает предприятие и воздейст­вует на него (потребители, конкуренты, партнеры и поставщи­ки, правительственные и иные государственные учреждения и организации, общественные и профессиональные объединения, представительства иностранных государств, союзы и иные объе­динения потребителей).

Среда никогда не бывает стабильна. Определенный состав, структура и состояние как внутренней, так и внешней среды тури­стского предприятия определяют систему его возможностей по удовлетворению потребностей потребителей на данный момент.

Государственная регистрация

Туристическое бюро необходимо зарегистрировать в местном исполкоме, а также поставить его на учет в местной налоговой инспекции и фонде социальной защиты населения для последующего отчисления налогов от осуществляемой деятельности, а также денежных отчислений в пенсионный и страховой фонды.

Выбор названия

Название туристического предприятия должно быть уникальным, не повторяющими названия других бюро. Желательно, чтобы основная идея, миссия предприятия нашла свое отражение в названии, что сразу позволит будущему клиенту выделить турбюро из ряда подобных фирм.

Название предприятия также подлежит регистрации. Позже оно проставляется на фирменных бланках, печатях, штампах, сайтах, различной рекламной продукции туристического предприятия.

Лицензирование

До 1.01.2011 года кроме государственной регистрации для оказания туристических услуг предприятию необходимо было получить лицензию (специальное разрешение) в Министерстве спорта и туризма РБ.

Разрешение выдавалось в соответствии с Перечнем видов деятельности, на осуществление которых необходимо получение специального разрешения (лицензии), утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь №17 от 13 июля 2003 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» с последующими изменениями (далее – Декрет №17).

РАЗРАБОТКА УЧРЕДИДЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.

К учредительным документам, которые необходимо разрабо­тать, относятся:

а) устав предприятия (при учреждении предпри­ятия любой формы собственности);

б) учредительный договор (если в число учредителей входят два лица и более) или решение учредителя о создании предприятия (если в качестве учредителя выступает одно лицо);

в) заявление учредителя или лица, упол­номоченного учредителями, для государственной регистрации.

Для государственной регистрации предприятия в местные органы власти представляется решение о создании предприятия (заявление учредителя с просьбой зарегистрировать предпри­ятие) и его устав. Решение принимается на собрании учредите­лей и фиксируется протоколом. В протоколе собрания необхо­димо указать фамилию, имя, отчество каждого присутствовавшего учредителя.

При выборе фирменного наименования туристского предпри­ятия необходимо знать, что зрительный или звуковой образ вы­зывает массу ассоциаций, которые не всегда могут оставлять благоприятное впечатление.

При выборе названия туристского предприятия необходимо привлечь к процессу его поиска творческих людей или обратить­ся к услугам специалистов.

Устав — это свод правил, устанавливающих порядок и орга­низацию деятельности предприятия.

В уставе частного предприятия должна быть отражена следующая информация:

· наименование предприятия с указанием его организацион­но-правовой формы, фамилии собственника имущества и названия;

· данные об учредителе (учредителях); если в создании пред­приятия приняли участие несколько членов семьи — их фамилии, имена, отчества, место жительства;

· адрес предприятия;

· предмет, цели и виды деятельности;

· порядок образования имущества, в том числе права собст­венности на имущество предприятия;

· порядок распределения прибыли и покрытия убытков;

· управление предприятием и компетенция органов управления;

· условия реорганизации и ликвидации предприятия.

Учредительный договор — документ, регламентирующий усло­вия и порядок совместной деятельности учредителей и содержа­щий следующие сведения:

· о размере и составе уставного фонда;

· порядке распределения прибыли;

· размере и порядке изменения долей, паев или акций каж­дого из участников в уставном фонде;

· размере, составе, сроках и порядке внесения участниками вкладов;

· об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов и т.д.

Учредительный договор заключается в случае, если учредите­лей несколько.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осу­ществляется местными органами власти в месячный срок со дня подачи всех необходимых для этой процедуры документов и заполнения собственником имущества (учредителем) анкеты установленного образца со сведениями, необходимыми для ре­шения вопроса о государственной регистрации.

Отказ в ней возможен в случае нарушения действующих законов и несоот­ветствия учредительных документов требованиям, предъяв­ленным действующим законодательством.

Приведем перечень документов, которые необходимо представить для государст­венной регистрации:

· заявление о регистрации предприятия, подписанное учре­дителем (учредителями) предприятия;

· учредительные документы (два экземпляра копий устава и договора о совместной хозяйственной деятельности);

· решение о создании предприятия;

· документы, подтверждающие формирование уставного фонда;

· документы, содержащие сведения о собственниках имуще­ства;

· платежный документ, подтверждающий оплату государст­венной пошлины, и др.

Кроме того, по сложившейся практике нужно представить Документ, свидетельствующий о будущем адресе юридического лица.

Более простыми являются требования для регистрации инди­видуального предпринимателя, которая заключается в получении в районной администрации (по месту жительства) свидетельства на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

Для регистрации представляются следую­щие документы:

· заявление на регистрацию;

· паспорт с местной пропиской;

· 3 фотографии 3x4;

· квитанция об оплате регистрационного сбора;

· документы и их копии о профессиональной пригодности лица к выбранным видам деятельности.

При состоявшейся государственной регистрации предпри­ятия заявитель (учредитель или лицо, уполномоченное учреди­телями) получает временное свидетельство о регистрации, кото­рое действует в течение 30 дней с момента выдачи.

В течение этого времени заявитель должен осуществить следующие меро­приятия, которые необходимы для получения предприятием статуса юридического лица, т.е. организационно оформить тури­стское предприятие:

· получить коды ОКПО (Общереспубликанского классифи­катора предприятий и организаций), ОКОХН (Общерес­публиканского классификатора организаций по виду их деятельности) в органах Госкомстата;

· зарегистрировать предприятие в налоговой инспекции и по­лучить код УНН (учетного номера налогоплательщика) — в течение 10 дней после государственной регистрации;

· получить справку в Министерстве финансов (или его органе) о внесении регистрируемого предприятия в Единый госу­дарственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

· открыть текущий счет в банке и внести на этот счет 50 % уставного фонда;

· изготовить (с разрешения органов внутренних дел) печать и штампы;

· зарегистрировать предприятие в различных фондах: соци­альной защиты, пенсионном, медицинского и социального страхования и т.д.;

· изготовить фирменные бланки для деловой переписки, ви­зитных карточек;

· получить лицензию (лицензии) на осуществление турист­ской деятельности. К видам туристской деятельности, на осуществление которых необходимо получение лицензии, относятся: туроператорская и турагентская туристская дея­тельность.

По истечении 30 дней с момента получения временного свиде­тельства заявитель должен вернуть в орган, зарегистрировавший предприятие, данный документ со всеми необходимыми отметка­ми и справками.

Взамен его выдается постоянное свидетельство установленного образца о регистрации. Руководитель зарегистри­рованной организации получает удостоверение. С этого момента предприятие становится самостоятельным юридическим лицом.


 

ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ ТУРИЗМА.

Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, и завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов и т.д.

Путешествие - термин, характеризующий перемещение людей в пространстве независимо от цели такого перемещения. Разновидностью путешествия является туризм.

Туризм (фр.tourism, от tour— прогулка, поездка) — явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после Второй мировой войны, с другой — имеющее глубокие исторические корни, поскольку путешествия известны с древнейших времен. В истории туризма принято различать четыре этапа:

1) до начала XIX в. — элитарный туризм, зарождение спе­циализированных предприятий по производству туристских услуг;

2) XIX в. — Первая мировая война — революционные изме­нения в развитии транспорта, создание первых бюро путешествий;

3) период между двумя мировыми войнами — начало ста­новления массового туризма;

4) после Второй мировой войны — современный этап — массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

Первый этап определяется как предыстория туризма.

Так, в античные времена основными мотивами путешествий явля­лись торговля, образование, паломничество, лечение.

В Древней Греции зародились спортивные поездки, когда на Олимпийские игры собирались жители со всей страны. Ранние финикийцы плавали по Средиземному морю к берегам сегодняшних Сирии и Ливана, размещая там свои колонии и развивая торговлю.

В средневековье усиливается религиозный характер путеше­ствий. Религиозные убеждения побуждали миллионы верующих совершать паломничества к святыням: мусульман — в Мекку, христиан — в Иерусалим и Рим.

Средневековые церкви стали господствующими инстанциями и единственной признаваемой властью в различных странах. Монастыри принимали путешественников. Странноприимные дома, как разновидность гостиниц, содержались религиозными орденами.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1018; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.074 с.)