АиФ 7: Если у ребенка проблемы с речью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

АиФ 7: Если у ребенка проблемы с речью.



АиФ Семейный совет, выпуск 04 (269) от 10 марта 2006 г.

В шести предыдущих выпусках «Семейного Совета» директор НИЦ Биокибернетики Алексей Блудов рассказал о некоторых новых фактах и открытиях в области коррекции речевых расстройств. В своих письмах многие читатели просят порекомендовать, какую самостоятельную работу они могут провести для преодоления заикания, логоневрозов и дизартрии. Итак, слово специалисту.

ВНАЧАЛЕ давайте вспомним главное из того, что мы уже обсуждали. Начнем с проблем, связанных с заиканием. Их решение основано на убедительной статистике: большинство пациентов нашего Научно-исследовательского центра — это люди, которые имеют ведущий левый глаз, а пишут правой рукой. Этот диссонанс между полушариями мозга создает условия для возникновения речевых расстройств, поскольку вызывает дополнительное напряжение двигательных речевых центров.

Важно и понимание того, что речевые спазмы и нестабильность речи возникают от повышенного тонуса нервных речевых центров. Что испуг в подавляющем большинстве случаев является не причиной, а лишь пусковым механизмом.

И, конечно, обязательно нужно вспомнить про «главный миф» о заикании. Неправильно думать, что раз заикание усиливается при появлении эмоций во время общения, то нужно лечить «неправильную психологию общения». Любые естественные и даже минимальные эмоции могут вызвать срыв стабильности речи из-за хронически повышенного тонуса речевого центра.

Поэтому все исторически сложившиеся методы коррекции речи имеют общий стержень — прямое или косвенное торможение активности коры головного мозга: начиная от медикаментозного и заканчивая гипнотическим. Несколько отдельно стоят логопедические методики. Есть и специфические, воздействующие на «родственные» речевым центры управления рукой (методика Андроновой-Арутюнян) или дыханием (методика Стрельниковой), а также неспецифические — продолжительное молчание как абсолютное торможение или замедление темпа речи как относительное торможение.

То, что разработано в нашем центре, основано на совершенно другом подходе к решению проблемы. Наиболее важных методик — три. Первая — методика CAF, устраняющая разрывы и другие нестабильности речи в реальном времени, когда мы, по сути, протезируем речевой круг между губами и ушами, используя микрофон, компьютер и наушники. Вторая — методика визуализации работы голосовых связок. Пациент видит на мониторе, как работают его голосовые связки и учится ими управлять, что позволяет очень быстро компенсировать речевые спазмы. И третья методика — устранение особых обертонов в тембре голоса, которые «ответственны» за спазмы. Все эти методики также являются актуальными и для дизартрии.

В основу методики коррекции положено очень важное наблюдение, сделанное учеными нашего Центра — у людей с низким голосом речевые спазмы не наблюдаются! По крайней мере, среди тех трех тысяч человек, которые прошли через нас.

Поэтому первое задание, которое я хочу предложить читателям — научиться чуть-чуть понижать голос во время речи, особенно, если вы чувствуете приближение момента спазм. Помните о том, что перед спазмом голос обязательно уходит вверх. Понижение голоса автоматически вызовет растяжение и релаксацию голосовых связок и, как следствие, снижение спастической готовности.

Задание номер два. При правильной высоте голоса вы должны почувствовать изменение его тембра — легкую вибрацию в груди. Эти грудные обертоны являются «противоядием» против спазмов на низкочастотных согласных, которые, как мы знаем, образуются над голосовыми связками — в области языка и губ.

И, наконец, третье. Установлено, что голос является зеркалом электроэнцефалограммы и «зажатый» голос влияет на эффективную работу мозга, в особенности на мобилизацию оперативной и долгосрочной памяти. Берегитесь как чрезмерного интонирования (более 38 Гц), которое нарушает работу «интеллектуального» бета-ритма мозга, так и монотонного голоса, который активирует «частоту страха» — около 7 Гц.

Особенно важно научиться соблюдать эти три несложные правила в критических ситуациях: при публичных выступлениях, на экзаменах, в эмоционально значимых ситуациях, чтоб голос не срывался на фальцет со всеми вытекающими последствиями.

Чтобы помочь нашим читателям сдвинуться с «мертвой точки» мы предлагаем воспользоваться бесплатной лечебной программой, которую можно загрузить с нашего сайта http://www.zaikanie.net/.

Продолжение темы и рассказ об интересных случаях из практики лечения нарушений речи — в следующем выпуске газеты.

Петр СИНЬКОВСКИЙ

АиФ 8: Заикание: победа `на одном дыхании`.

АиФ Семейный совет, выпуск 05 (270) от 20 марта 2006 г.

Одна из наиболее важных проблем, с которой приходится сталкиваться при коррекции заикания и логоневрозов — нарушение «речевого дыхания». Это может быть нехватка воздуха для произнесения полной фразы, вынужденные дополнительные вдохи внутри слова, попытка речи на вдохе, чувство стеснения в груди, ком в горле. О том, как бороться с дыхательным дискомфортом рассказывает директор НИЦ биокибернетики Алексей БЛУДОВ.

СЧИТАЕТСЯ, что дыхание является одной из немногих, если не единственной функций, которая с одной стороны обеспечивает поддержание жизненноважных параметров организма, а с другой — поддается эффективному волевому контролю. Влиять на дыхание гораздо легче, чем, скажем, на работу сердца или почек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.006 с.)