Аиф 2: Где «прячется» заикание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аиф 2: Где «прячется» заикание.



АиФ 2: Где «прячется» заикание.

АиФ Семейный совет, выпуск 23 (264) от 21 декабря 2005 г.
Продолжение, начало в N 22

НАПОМНЮ, о чем идет речь. Установлено, что заикание связано с повышенным тонусом и перевозбуждением двигательного речевого центра, которое приводит к спазмам. Поэтому для лечения заикания практически всегда используют средства, тормозящие центральную нервную систему, включая медикаментозные и внушение.

Однако, поскольку заикание наиболее часто встречается у детей и молодых людей, которым необходимо справляться с повышенными интеллектуальными и физическими нагрузками, становится ясным, что торможение ЦНС — не лучший выход. Тем более что после отмены тормозного воздействия, через 2–4 недели заикание зачастую возвращается.

Как обойтись без торможения ЦНС?

Открытие произошло, как это часто бывает, случайно. В свое время НИЦ биокибернетики, выполняя работы по заказу военных, разрабатывал методики программного устранения разрывов речи в реальном времени при технических неполадках. И вот оказалось, что данные методики также могут успешно применяться для устранения разрывов речи при заикании. Этот «побочный» эффект нас весьма заинтересовал.

Более того, в нашем центре исследовали спектр речи большого количества заикающихся и определили области, где «прячутся спазмы» — обертоны «ответственные» за заикание. Эти области показаны на рисунке цифрой 1. А также области, недостаточность которых делает голос заикающегося человека неуверенным и зажатым. Это области 3 и 4.

Данное открытие, которое защищено международным патентом, многое объясняет. Например, почему большинство людей заикается на согласных и не заикается на гласных и во время пения. Почему, когда заикающийся человек возмущен и его речь вдруг становится «яркой», заикание внезапно исчезает. Почему заикание уменьшается при переходе на некоторые европейские языки, в которых согласные менее «взрывные», чем в русском, и вообще, почему одни заикаются именно на согласной «с», а другие на «п».


Нам удалось установить сложную взаимосвязь между электроэнцефалограммой, спектром речи и речевыми спазмами. Не у кого не вызывало сомнение, что биоритмы мозга, его частотные свойства находят отражение в частотах нашего голоса. Но мы на практике доказали, что положительные изменения тембра и высоты голоса улучшают характеристики электроэнцефалограммы.

Словом, мы нашли способ, как в процессе коррекции речи не тотально подавить работу нервных речевых центров, а избирательно перестроить: убрать «глухие» низкочастотные обертоны, «ответственные» за спазмы и добавить дефицитные обертоны, которые делают речь эмоциональной: в каких-то случаях яркой и уверенной, в каких-то — мягкой и теплой.

Это выглядит так

На первом этапе мы используем компьютер, наушники и микрофон. Человек начинает говорить в микрофон, его речь исправляется компьютерной программой «BreathMaker» и посылается в наушники уже исправленной. То есть, наш пациент слышит свою речь без разрывов, без заикания, как у здорового человека. Невольно происходит автоматическая настройка работы всех речевых центров, и заикание исчезает. На втором этапе происходит коррекция речи при визуальным контроле, когда мы видим все ее достоинства и недостатки на экране монитора.

Что можно сделать самостоятельно

Можно дать и некоторые практические советы, как самостоятельно добиться правильного тембра речи. Но сразу оговорюсь — эти рекомендации больше подходят для старших школьников, которые могут попробовать сознательно изменить свое речеощущение.

Вот три правила:

1. Все, что над голосовыми связками должно быть расслаблено, включая мышцы губ, движения которых не должны быть избыточными.

2. Все, что под голосовыми связками должно вибрировать, то есть во время речи нужно ощущать легкую вибрацию в груди. Именно там образуются обертоны — «противоядие» от заикания.

3. Высоту голоса нужно чуть-чуть понизить для профилактики спазма голосовых связок.

Что же касается высоты голоса — это отдельная тема. К сожалению, заикающиеся люди говорят, по сути, не своим голосом — более высоким, чем им предназначила природа, но об этом в нашем следующем выпуске.

Петр СИНЬКОВСКИЙ

АиФ 3: Заикание. Как не попасть в 70%.

АиФ Семейный совет, выпуск 24 (265) от 29 декабря 2005 г

предыдущем выпуске, второй раз обращаясь к проблеме заикания и логоневроза, мы обещали рассказать вам, почему заикающиеся говорят «не своим голосом». Однако решили перенести обсуждение данной темы на две недели, так как в редакцию поступило множество писем, содержание которых сводилось к следующим двум важным вопросам.


1. Неужели так велика роль переученного «левшизма» в возникновении заикания?

Правда ли, что основной фактор возникновения заикания — это испуг (многие логопеды говорили нам об этом).

Продолжает обсуждать проблему заикания Андрей БЛУДОВ — директор Научно-исследовательского центра Биокибернетики, он отвечает на вопросы читателей.
ПРИВЕДУ нашу статистику: 65–70% пациентов с заиканием и логоневрозами имеют ведущий левый глаз, то есть «исторически» рождены левшами, но пишут правой рукой.

95% студентов РУДН, без речевых проблем, имеют одинаковые ведущий глаз и руку, которой пишут.

Очень важный эксперимент

Данный эксперимент должны провести все родители, дети которых имеют даже незначительные речевые проблемы, будь то ускоренная речь, речь с запинками или разрывами, нарушения дыхания, во время речи, дополнительные вдохи внутри слов и т.п.

Суть эксперимента состоит в следующем:

Первый шаг

Посадите ребенка лицом к себе на стул на удалении около 3 метров. Попросите его вытянуть вперед правую руку, не сгибая в локте, с поднятым вверх большим пальцем. Остальные сжаты в кулак. Попросите его смотреть на вас именно двумя глазами (т.е. нельзя закрывать правый или левый глаз).

А теперь пусть ваш ребенок попытается выполнить, казалось бы, невыполнимое задание. Попросите его закрыть ваше лицо большим пальцем правой руки. Напоминаю, оба глаза у ребенка открыты.

Ребенок, чтоб выполнить максимально точно ваше задание подсознательно наведет свой большой палец именно на линию ведущего глаза.

Если Вы видите такую картину, то у вашего ребенка ведущий глаз — левый.

Если ребенок попеременно наводит большой палец то на левый, то на правый глаз, тест на «левшизм» также считается положительным. Если ребенок наводит большой палец четко на правый глаз, тест считается отрицательным.


Второй шаг

Желательно обратиться к окулисту для выявления различий в остроте зрения между правым и левым глазом. Левый глаз может быть ведущим потому, что лучше видит. К примеру, острота зрения левого глаза 1.0, а правого 0.7. Эти данные могут помочь нашим специалистам при назначении индивидуальной схемы коррекции речи. Однако, вне зависимости от офтальмологических данных, необходимо решить важное противоречие: как быть с тем, что ведущий глаз не соответствует ведущей руке. Этот диссонанс в работе правого и левого полушарий мозга является той почвой, на которой вырастают речевые проблемы, потому что рука жестко связана с речевыми центрами. Еще раз хочу подчеркнуть, что подавляющее большинство наших пациентов имеют данный диссонанс в работе полушарий мозга.

Третий шаг

Родители должны срочно обратиться к ближайшему логопеду или к специалисту нашего центра, чтобы наш врач после обследования решил, какая коррекция или профилактика необходима ребенку. Как сделать так, чтоб чрезмерные нагрузки не нарушили хрупкого равновесия и как повысить запас прочности и стабильности речи. Кстати это касается не только детей, но и студентов, и взрослых людей с речевыми проблемами.

Напрашивается вопрос — чтобы не попасть в эти пресловутые 70%, всем родителям необходимо провести данный эксперимент? Совершенно верно. И даже если заикание или логоневроз уже проявились, мы в состоянии их компенсировать. Остальные 30–35% наших пациентов — это люди, у которых заикание возникло в момент становления речи (так называемое врожденное заикание), после перенесенных интоксикаций, наркоза и т.д.

Отвечая на ваш второй вопрос, хочу заметить, что испуг сам по себе очень редко является самостоятельным фактором, вызывающим заикание. В основном испуг — это пусковой механизм, который ложится на «благодатную» почву нарушения взаимодействия левого и правого полушарий. Хочу отметить, что наши данные полностью согласуются с последними данными, полученными при исследовании мозга людей, страдающих заиканием, с помощью магнитно-резонансной томографии, а также данными профессора Джералда Магуайра из Университета Калифорнии. Однако, он предлагает воздействовать психотропными препаратами, изменяя работу медиаторов мозга. Мы же отказались от медикаментозного воздействия и, памятуя, что наши пациенты в основном дети и молодые люди, стремимся найти и находим альтернативные научно-обоснованные методики.

Мы приглашаем всех поучаствовать в опросе, проводимом на нашем сайте / и внести данные результатов вышеописанного эксперимента. Там же вы сможете найти более подробную информацию о наших разработках и последние новости по данной проблеме.

Петр СИНЬКОВСКИЙ

Что такое «свой голос»?

Для того чтобы описать патологические изменения в голосе, необходимо четко определить, каким он должен быть в норме.

Несмотря на неповторимую уникальность каждого человека, существуют общие принципы развития голоса, его мутации и становления. В каждом возрасте природа выбирает один из нескольких возможных анатомических резонаторов организма и делает его ведущим, главным. Выбор зависит от возраста и гормонов, которые определяют длину голосовых связок, наследственных анатомических особенностей и т. д.

Интересный факт: если рассчитать длину звуковой волны крика новорожденного, то получается, что она равна длине позвоночника его мамы. Таким образом, мама в прямом смысле «спинным мозгом чувствует» голос своего малыша. И еще одно «мистическое» совпадение. Высота стандартного камертона, по которому настраивают все музыкальные инструменты — нота ля первой октавы — также совпадает с высотой крика новорожденного.

К шести годам голос ребенка становится приблизительно в два раза ниже, а диапазон увеличивается на октаву. Следующий этап — это мутация голоса, когда в период полового созревания происходят кардинальные изменения в анатомии и гормональном статусе. Плюс еще одна октава — очередное понижение высоты голоса. И последний раз она понижается в возрасте около 18 лет, знаменуя собой окончательное физиологическое взросление организма. Каждому периоду свойственны свои опасности и шансы, изменяющие течение логоневроза или заикания.

Мутация голоса, является благоприятным периодом для коррекции заикания. И вот почему. Вспомним, что заикание связано с повышенным тонусом двигательного речевого центра Брока, который руководит, кроме всего прочего, тонусом голосовых связок, вызывая их спазмы. Если провести аналогию между голосовой связкой и струной, то нетрудно понять, что повышенный тонус голосовых связок — это перетянутая струна, которая звучит неестественно высоко. Именно поэтому у всех заикающихся мы обнаружили более высокий голос, чем следовало ожидать исходя из их анатомии.

Во время мутации голоса происходит увеличение длины голосовых связок, т.е. увеличение длины струны и понижение основного тона. Появляется шанс снижения спастической готовности, и было бы грешно им не воспользоваться.

Возникает естественный вопрос — выходит, что люди с низкими голосами не заикаются? Именно так и есть, как показала практика и наши наблюдения. Вы не услышите среди заикающихся мужчин бас или приятный мужской баритон. За свой многолетний опыт я только один раз видел девушку с глубоким женским голосом и весьма незначительными речевыми проблемами, и то эти проблемы возникали только в момент волнения, когда ее голос сбивался на более высокий.

Мы проанализировали динамику высоты голоса в процессе речи наших пациентов и выяснили, что непосредственно перед моментом заикания появляется мощный спазм гортани и чрезмерное натяжение голосовых связок, что на долю секунды приводит к повышению голоса почти в два раза — на октаву! Если этот короткий период растянуть во времени в десять раз, вы услышите взвизгивание.

Все вышесказанное можно свести к несложной формуле: если высота голоса находится в «спастической зоне» — рано или поздно ждите спазма.

Вспоминаем то, что забыто

Для того чтобы в критической ситуации «вспомнить все» и даже то, что давно позабыл или слышал краем уха: первое — необходимо перейти на свою «природную» высоту голоса, что снимет перевозбуждение коры мозга в целом.

Второе — уменьшить громкость основного тона до естественной, что настроит на оптимальную работу центр Брока. Этот пункт особенно важен для заикающихся. Третье — увеличить силу грудных обертонов, что приведет к активации «интеллектуального» бета-ритма мозга, ответственного за память и принятие решений. В нашем центре мы обучаем данной методике при помощи визуализации важнейших характеристик речи. И каждый может обучиться держать удар в самых напряженных и ответственных ситуациях, к которым, несомненно, относятся экзамены.

Все вышесказанное касается не только наших пациентов, которые имеют опыт устранения заикание в нашем центре, но и тех людей, у которых возникают блоки при выступлении перед аудиторией, которые не могут вспомнить, что и в какой последовательности говорить, хотя прекрасно знают материал. Для них мы разработали специальную программу.

Как научиться контролю

В целом, методики постановки дыхания можно разделить на две большие группы: группа методик волевой настройки дыхания и методики автоматической настройки дыхания.

К первой группе можно отнести парадоксальную дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой, которая кроме всего прочего, применяется для лечения заикания; системы дыхательной гимнастики йогов. Также используют дыхательные упражнения, направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы, на выработку продолжительного и экономного выдоха. Обычно дыхательные упражнения сначала проводятся без речи.

Мы в нашем центре практикуем автоматическую настройку дыхания. В этом случае тренирующийся не должен следить за продолжительностью вдоха и выдоха, глубиной дыхания.

Пациент говорит в микрофон, а программа BreathMaker увеличивает продолжительность гласных в два-три раза. Тем самым мы автоматически добиваемся увеличения продолжительности выдоха в процессе речи (гласные образуются только на выдохе) и правильного соотношения выдох-вдох. Автоматическая настройка дыхания особенно важна для детей. Да и для взрослых гораздо проще не постоянно следить за дыханием, а переключить внимание на другие вещи.

Случай из практики

К нам в центр обратились родители третьеклассника Максима К. У мальчика был логоневроз средней степени тяжести. Проблемы возникли в 6 лет. При обследовании выявлено, что у Максима ведущий глаз — левый, а ведущая рука — правая. Наблюдается дискординация в работе правого и левого полушарий мозга. Речь быстрая, прерывается дополнительными вдохами внутри слова. Постановка речевого дыхания проводилась логопедом, но вследствие неусидчивости ребенка результаты были минимальные. На пробном занятии в нашем центре у мальчика уже через 7 минут автоматически установилось правильное речевое дыхание. «Секрет» в том, что программа устроена так, что она не позволяет говорить и дышать неправильно. Было решено продолжить занятия, которые в конечном итоге помогли Максиму решить речевую проблему.

Когда сознательный контроль дыхания минимальный или вовсе отсутствует, мы рекомендуем именно тренинги автоматической постановки правильного дыхания (никоим образом не умоляя другие методы). Эта рекомендация распространяется также на взрослых.

Случай из практики

В наш речевой центр обратился Александр Ю. Логоневроз средней степени тяжести, возник в 5 лет. Типичная ситуация: речевые спазмы усиливаются при разговоре с незнакомыми людьми. При тестировании определили четкое преобладание костной проводимости при умеренном повышении тонуса голосовых связок. Косвенным признаком преобладания костного канала восприятия собственного голоса явилось полное отсутствие «музыкального слуха» при пении. В комплексном лечении логоневроза акцент сделали на перестройку восприятия речи через наушники, т.е. воздушный канал. В первое время Александр «отказывался» слышать свой голос через наушники — он ему просто мешал — и упорно говорил в повышенном темпе.

Коррекция прошла успешно только через неделю, когда удалось сломать неправильный стереотип восприятия речи. Родители Александра рассказали нам, что теперь, когда Саша поет в караоке, его всегда приятно слушать. Это — побочный результат эффективного лечения.

Петр СИНЬКОВСКИЙ

Друзья по-новому

Каждый человек имеет свое окружение — психологи называют его неформальными микросоциальными группами или в быту — дружеским окружением, которое возникает по месту учебы или жительства. Такие группы обычно состоят из трех-пяти человек, максимум их может быть семь. Вспомните известный сериал «Друзья» — в нем шесть основных действующих лиц.

Структура дружеских групп весьма примечательна. Всегда имеется ведущий — неформальный лидер группы, ведомые, занимающие подчиненное положение и «оппортунист», находящийся в конкуренции с лидером. Как правило, дети с заиканием почти никогда не бывают лидерами. Большей частью они ведомые с симпатией к «оппортунисту». Когда у ребенка уменьшается или исчезает заикание, он начинает чувствовать себя увереннее. Его статус поднимается. Он больше не хочет мириться с ролью «забитого» и «угнетаемого». Он объединяется с «оппортунистом». Часть группы поддерживает бунт, другая часть примыкает к лидеру. Дружеская группа находится под угрозой.

Есть два варианта разрешения конфликта.

Первый — бунт подавлен. Все осталось на своих местах. Второй вариант — роли изменились, группа перестала существовать в старом виде и распалась на две. Остался старый лидер с частью своих ведомых. Но самое главное — выделился новый лидер со своей командой, в которую вошел бывший заикающийся уже в более высоком ранге.

Я хотел бы подчеркнуть — процесс смены ролей внутри любой микросоциальной группы всегда очень болезненный. Так или иначе, группа как маленькое государство имела свою историю, свои законы, табу, свою систему наказаний и поощрений. Бунт будет подавляться и, не стоит даже сомневаться, что наш герой почувствует давление со стороны старого лидера. Очень важно аккуратно, без обид и с пониманием ситуации обойти этот подводный камень. Впрочем, есть еще один способ — добровольно, если это возможно, покинуть старую группу, найти новых друзей и, если некоторые старые друзья очень дороги, через некоторое время возобновить с ними дружбу, но уже в новом качестве — в качестве не заикающегося, уверенного в себе человека.

Что происходит внутри

Кроме внешних изменений, в процессе лечения заикания должны произойти и внутренние. Связаны они с восприятием самого себя в роли более-менее уверенного в себе человека с новым стилем речи и тембром голоса.

Наш метод лечения заикания и логоневрозов требует от пациента устранения обертонов, ответственных за заикание, и добавления недостающих обертонов. Именно они, в зависимости от присутствующего в речи количества, могут делать голос либо уверенным и убедительным, либо мягким и дружелюбным.

На первых этапах лечения в течение первых двух недель, когда заикание уже начинает уходить, но голос еще не отшлифован, некоторые пациенты, как они мне рассказывают, стесняются говорить по-новому. Однако мы заметили, что стесняются они исключительно вследствие недружелюбного давления со стороны старой микросоциальной «команды». Реально даже не отшлифованный голос «выглядел» очень даже прилично. Уж точно лучше, чем речевые спазмы и ступоры.

Как мы обсуждали в предыдущих выпусках, поставленный голос влияет и на стиль мышления. Оно становится позитивным и конструктивным. Количество полезных действий в единицу времени возрастает. Повышается внутренняя уверенность. Собственный голос начинает нравиться.

Назад дороги нет?

Мы можем гарантировать, что процесс выздоровления от заикания или логоневроза стал необратимым, только при наличии двух обязательных симптомов.

Первый — Вам стал нравиться собственный голос: его тембр и звучание. Вы перестали его стесняться.
Второй — у Вас появилась новая команда друзей, в которой безусловно повысился Ваш статус. Дружба с некоторыми старыми друзьями может сохраниться, только если они поддерживают Вас в новой роли. Однако неизбежен разрыв с лидером старой команды, в которую Вы входили до того как престали заикаться. К этому нужно быть готовым.

Петр СИНЬКОВСКИЙ

АиФ 2: Где «прячется» заикание.

АиФ Семейный совет, выпуск 23 (264) от 21 декабря 2005 г.
Продолжение, начало в N 22

НАПОМНЮ, о чем идет речь. Установлено, что заикание связано с повышенным тонусом и перевозбуждением двигательного речевого центра, которое приводит к спазмам. Поэтому для лечения заикания практически всегда используют средства, тормозящие центральную нервную систему, включая медикаментозные и внушение.

Однако, поскольку заикание наиболее часто встречается у детей и молодых людей, которым необходимо справляться с повышенными интеллектуальными и физическими нагрузками, становится ясным, что торможение ЦНС — не лучший выход. Тем более что после отмены тормозного воздействия, через 2–4 недели заикание зачастую возвращается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.034 с.)