Т ех ни кот ех но ло ги чн ыеин ау чн ыеп ои ск и т ес ноп ер еп ле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т ех ни кот ех но ло ги чн ыеин ау чн ыеп ои ск и т ес ноп ер еп ле



Т аю тс я су пр ав ле нч ес ки мир еш ен ия ми, направленными

На совершенствование или создание новых методов взаи-

Модействия людей и их связи с предметами и средствами

Труда в целях удовлетворения потребности в продукции

И услугах, пользующихся спросом. Развитие научных ос-

Нов этого системного творчества связано с проведением

Исследований и экспериментов в направлениях, находя-

Щихся на стыке естественных и общественных наук с ис-

Пользованием системного анализа, математического аппа-

Рата и другого современного научного инструмента.

Рассматривая э та пы т ип ы иг лу би нур еа ли за ци и т во р-

Ч ес тв а н а п ро из во дс тв е, следует отметить, что каждый из

Этих этапов не отменял предыдущий: все эти этапы и типы

Творческого поиска продолжали существовать, занимая

Свою нишу и решая тот комплекс задач, которые были в их

Компетенции. Вместе с тем, с каждым этапом происходило

Наращивание возможностей по более глубокому проникно-

Вению в технический и технологический механизм функци-

Онирования организации.

Характеризуя эти этапы с 1930-х гг. до наших дней, нуж-

Но подчеркнуть еще о дн у с пе ци фи че ск уюо со бе нн ос ть–п ос

Р аз де л III. Ч ел ов еч ес ки й ф ак то р у пр ав ле ни я

Т еп ен нот во рч ес ки е с ил ы н е о гр ан ич ив ал ис ь т ол ьк о т ех

Н ик о-т ех но ло ги че ск им и ф ак то ра миис та лиа кт ив не е

В ме ши ва ть сявэ ко но ми че ск уюис оц иа ль ну ю ж из ньо рг а-

Н из ац ий, формулируя предложения и способы их решения,

Которые также сказалась на настроении людей и соответс-

Твенно на их отношении к труду и производству.

В этом смысле можно говорить об э ко но ми че ск омис оц и-

А ль но м т во рч ес тв е. Так, э ко но ми че ск оет во рч ес тв о имеет

Целью поиск оптимальных решений по использованию эко-

Номических рычагов и стимулов (цены, заработная плата,

Доходы, налоги, кредиты) для обеспечения конкурентоспо-

Собности предприятий путем повышения качества продук-

Ции и снижения ее себестоимости.

С оц иа ль но е т во рч ес тв о направлено на использование

Творческого потенциала работников как индивидуумов

И ак членов органиазциии, возможностей совершенство-

Вания страхового и социального обеспечения работников

И членов их семьи, предоставление социально-бытовых ус-

Луг, формирование благоприятных условий труда и отдыха

С учетом форм собственности.

Вл юб омт во рч ес ко м п ро це сс е м ож носи зв ес тн ойс те пе

Н ьюу сл ов но ст и в ыд ел ит ь т риф аз ы. П ер ва я ф аз а –э то о со зн ан иен ео бх од им ос тио тк аз а о т с ущ ес тв ую ще й п ра к-

Т ик и в силу присущих ей серьезных недостатков или вы-

Явление проблемы, требующей решения, т.е. всесторонний

Анализ сложившегося положения. В то ра я ф аз а –п ои ск в оз мо жн ыхп ут ейи зм ен ен ияс ущ ес тв ую ще й п ра кт ик и

И лир еш ен иян аз ре вш ейп ро бл ем ы ив ыб орн аи лу чш ег о в ар и-

А нт а, т.е. генерирование идеи. Т ре ть я ф аз а –о пр ед ел ен ие в оз мо жн ыхп ут ейм ат ер иа ли за ци и и де и, е е в оп ло ще ни я

Вп ра кт ик у.

Условность такого разделения творческого процесса на

Фазы состоит в том, что они могут совмещаться во време-

Ни или осуществляться в другой последовательности, ког-

Да анализ предпринимается с целью подтверждения (или

Отклонения) уже созревшей идеи. Тем не менее, в методо-

логическом плане целесообразно рассмотреть каждую фазу

Творческого процесса. Кроме того, работник призван настра-

Ивать себя на сотрудничество и взаимодействие с другими

Работниками (в том числе через социальные и информаци-

Г ла ва13. У пр ав ле ни е т во рч ес ки м п от ен ци ал ом онные сети), в то время как раньше практической границей

Его производственного горизонта был агрегат, на котором

Он работал.

Новые концепции творчества трактуют работника не

Только как существо, реагирующее на стимулы, а как ак-

тивного, планирующего, стремящегося к определенным

Целям и следящего за результатом человека. Деятельность

Человека обретает смысл только в связи с наличием цели.

Круг замыкается: мотивация и квалификация находятся

В тесной взаимосвязи. Компетентность индивидуума явля-

Ется существенным условием того, что он будет действовать

Осознанно, мотивированно. И наоборот: необходимая для

Работы компетентность формируется при осуществлении

Эффективно мотивированных рабочих действий в благопри-

Ятных и привлекательных условиях труда.

Отсюда вытекают и такие о со бе нн ос тит во рч ес тв а, т во р-

Ч ес ки х в оз мо жн ос те й (п ре пя тс тв ий, базирующихся на

Психофизиологических, интеллектуальных и социальных

Данных работника, а также на врожденных и приобретен-

Ных способностях. Так, психологические исследования по-

казывают, что в каждой организации имеется примерное,

Но статистически устойчивое распределение работников по

Степени и форме их участия в техническом, технологичес-

Ком и научно-техническом творчестве. Эти данные свиде-

Тельствуют о том, что в каждом коллективе насчитывается

примерно до 7–% тех людей, которые могут разрабаты-

Вать, замечать новизну, быть инициаторами оригинальных

И нестандартных идей и решений. Именно эти работники

Образуют тот интеллектуальный ресурс, который необходи-

Мо найти, «раскрутить» его и использовать во имя целей

производства. Еще 30–5% –это люди, обладающие даром

Внедрения, доработки, технологизации оригинальных идей,

Когда они вносят немалую лепту и своего знания, и своих

Творческих мыслей. Но главное их достоинство –они до-

Водят идею до внедрения, до технологического ее примене-

Ния. Без них идеи первой группы –творцов идей –могут

Повиснуть в воздухе, не реализоваться, остаться прекрас-

нодушным пожеланием. И, наконец, до 60% работников – это исполнители этих новаций и от них во многом зависит,

Станут ли эти идеи и разработки реальным элементом про-

Р аз де л III. Ч ел ов еч ес ки й ф ак то р у пр ав ле ни я

Изводственной жизни или нет, станут ли они основой для

Выпуска массовой продукции.

Все это позволяет сделать вывод, что т во рч ес ки й п о-

Т ен ци алвт ойи лии но й м ер е п ри су щ в се м б ези ск лю че ни я

Р аб от ни ка м п ро из во дс тв а и дело состоит в том, чтобы их

Возможно максимально использовать в процессе производс-

Твенной деятельности.

М ет од ы о рг ан из ац иит во рч ес ко гоп ро це сс а

Проблема творчества –это проблема побуждения интел-

Лекта, мобилизация интеллектуальных возможностей ра-

Ботников, готовых рождать новые идеи.

Творческий процесс парадоксален. С одной стороны, он

По определению, характеризуется нетривиальностью, не-

Детерминированностью. С другой стороны, для того чтобы

Облегчить путь от знакомого мира в незнакомый, он должен

Быть по возможности упорядочен и структурирован.

Поэтому прежде чем предложить методы его организа-

Ции непосредственно на производстве, нужно подвергнуть

Его анализу. Но т во рч ес ко е м ыш ле ни е п од да ет сял иш ь

В ер оя тн ос тн ом у а на ли зу, так как оно не укладывается

В правила традиционной логики, вследствие чего они при-

Менимы ограниченно (Понамарев, 1990).

Во всех областях творчества –технического, научного,

Художественного и других –генерирование новых идей про-

Исходит в рамках одних и тех же умственных процессов, ко-

Торые могут быть объединены в д вег ру пп ы –п ро це сс ы р ас

С уд оч но гом ыш ле ни я ип ро це сс ы т во рч ес ко гом ыш ле ни я.

Кп ер вы м относятся процессы, используемые в большей

Степени при изучении и анализе проблемы и ее состояния.

Среди них можно отметить три процесса: в ос по ми на ни я –об-

Ращение к прошлому опыту, к идеям, которые выдвигались

Ранее; с оз ер ца ни е –перебор идей, находящихся в данный

Момент в нашем сознании; н аб лю де ни е –сравнение анали-

Зируемых проблем с проблемами, которые решались ранее.

При всей сложности генерирования идей и связанных

С этим условий они обесцениваются, если не обеспечена их

Материализация, воплощение их в практику. В сущности,

Г ла ва13. У пр ав ле ни е т во рч ес ки м п от ен ци ал ом эта заключительная фаза творческого процесса сама по себе

Может рассматриваться как творческая задача. Основными

Направлениями ее решения являются: выявление, прогно-

Зирование и активное воздействие на формирование воз-

Можного спроса на реализацию идеи на основе изучения

Тенденций изменения рыночной ситуации, конкурентоспо-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.022 с.)