Режиссеры, артисты). В то ра я с фе ра–виды деятельности, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Режиссеры, артисты). В то ра я с фе ра–виды деятельности,



В которых творчество сочетается с практической работой по

Реализации ее результатов, а субъектами творчества высту-

Пают лица, в круг должностных обязанностей которых вхо-

Дят поиск и принятие решений при выполнении инноваци-

Онных, информационных, организационных и социальных

Функций на предприятиях –это руководители, инженеры и

Другие специалисты. Обе названные категории охватывают

В основном техническую интеллигенцию, т.е. обществен-

Ный слой людей, профессионально занимающихся твор-

Ческим трудом. Т ре ть я с фе раохватывает непосредствен-

Ное осуществление производственных процессов, в которой

Занятые работники посвящают себя творческому поиску не

По должностным обязанностям, а по собственной инициа-

Тиве –это рабочие-новаторы, которые представляют слой

Рационализаторов, изобретателей.

Во всех областях творчества генерирование новых идей

Происходит в рамках одних и тех же умственных процессов,

Которые могут быть объединены вд вег ру пп ы –п ро це сс ы

Р ас су до чн ог о м ыш ле ни я ип ро це сс ы т во рч ес ко гом ыш ле ни я.

Кп ер вы м относятся процессы, используемые при изучении

И анализе проблемы и ее состояния. Среди них можно отме-

Тить т рип ро це сс а: в ос по ми на ни я –обращение к прошлому

Опыту, к идеям, которые выдвигались ранее; с оз ер ца ни е – перебор идей, находящихся в данный момент в нашем со-

Знании; н аб лю де ни е –сравнение анализируемых проблем

С проблемами, которые решались ранее. К процессам твор-

Ческого мышления относятся: в оо бр аж ен ие, позволяющее

В ходе обдумывания или обсуждения проблемы создавать

Новые комбинации идей; в до хн ов ен ие, обычно возника-

Ющее под воздействием какого-то внезапного импульса – увиденный (подчас весьма отдаленный) аналог изучаемого

Процесса или явления, услышанная или прочитанная фра-

За, другие факторы окружающей среды (что обычно называ-

Ют озарением), либо, напротив, в результате интенсивного

Продумывания или обсуждения проблемы. У творческого

Человека идеи возникают везде (дома, на работе, в дороге)

Г ла ва13. У пр ав ле ни е т во рч ес ки м п от ен ци ал ом и в разное время, хотя чаще утром или поздним вечером.

Поэтому таким людям рекомендуется фиксировать идеи в

Письменной форме (Бескова, 1993).

Современный производственный процесс требует от че-

Ловека более высокого, чем ранее, интеллекта, осознанного

Принятия решений и гибкого реагирования. Это не означа-

Ет, что данные качества отсутствовали у квалифицирован-

Ных рабочих при традиционных производственных процес-

Сах. Просто раньше они больше основывались на частично

Неосознанном опыте и интуиции, а в настоящее время боль-

Шим спросом пользуется научно-прикладное мышление,

Нежели непосредственное наблюдение.

Современный работник мысленно создает для себя мо-

Дели, на которых он основывает свои действия, в то время

Как раньше можно было полагаться просто на опыт, приоб-

Ретенный в течение трудовой деятельности. Ныне требуется

Э кс пе ри ме нт ал ьн оем ыш ле ни е вместо стандартных реше-

Ний (Лук, 1978).

Среди стратегий, направленных на повышение творчес-

Тва, следует отметить п ар ти си па ти вн уют ех но ло ги ю, ко-

Торая включает инновации при проектировании процесса

Работы на уровне рабочего места, а также в процессе внед-

Рения рациональных схем движения сырья и материалов.

В этих условиях создается благоприятная среда для повы-

Шения заинтересованности каждого работника в расшире-

Нии круга обязанностей, в проявлении инициативы, в со-

Действии реализации новшеств. Наилучшие результаты

В спользовании творческого потенциала достигаются при

Условии тесного взаимодействия ученых, специалистов

И практиков на основе соединения научного творчества

С техническим, экономическим и социальным. Решение

Этой задачи предполагает интеграцию всех творческих сил

В рамках единого инновационного процесса, ориентирован-

Ного на конечные результаты. Это позволяет существенно

Повысить эффективность творчества, создать условия, при

Которых признанные полезными инновации были бы реа-

Лизованы на практике.

Особо следует остановиться на таком понятии как т во р-

Ч ес ки й п от ен ци ал (к ре ат ив но ст ь). Творческие возмож-

Ности человека (это понятие в научной литературе имену-

Р аз де л III. Ч ел ов еч ес ки й ф ак то р у пр ав ле ни я

Ется креативностью) включают такие качества, благодаря

Которым человек создает что-либо, не существовавшее пре-

Жде. Именно этот аспект чаще всего связывается с поняти-

Ем «м од ер ни за ци я»

К ре ат ив но ст ь с кл ад ыв ае тс я и з с ов ок уп но ст и п ят и в и-

Д овс по со бн ос те й, характеризующих творческий потенци-

ал субъекта:

•п оз на ва те ль ны й п от ен ци ал–интеллектуальные спо-

Собности, позволяющие человеку от познания техноло-

Гических явлений переходить к познанию их сущности,

скрытой закономерности, самостоятельно осваивать

Технические новшества, критически осмысливать про-

Изводственные ситуации, выявлять проблемы и пути

их решения;

•п ре об ра зо ва те ль ноп ре дм ет ны й п от ен ци ал–навыки,

Умения, способности творчески решать задачи, ставить

новые;

•а кс ио ло ги че ск ийп от ен ци ал–ценностные ориентации,

Позволяющие переходить от локальных и эмпиричес-

Ких оценок к всесторонней системной оценке внешних

и внутренних факторов;

•к ом му ни ка ти вн ыйп от ен ци ал–нравственно-психо-

Логические качества, характеризующие способность

К творческому общению с людьми своей профессии

и смежных сфер деятельности;

•х уд ож ес тв ен ны й п от ен ци ал–эстетические способнос-

Ти, позволяющие органически соединять художествен-

Ные начала и труд (Понамарев, 1960).

Т во рч ес тв у п ро ти во по ка за нып ро яв ле ни я т ре х н ег а-

Т ив ны х м ом ен то в л ич но ст но гох ар ак те ра П ри ве рж ен

Н ос тьк он фо рм из му(известно выражение: «Человек, иду-

Щий за толпой, обычно не уйдет дальше толпы. Человек,

Идущий отдельно, скорее достигнет места, где еще никто

Не бывал»), а па ти чн ос тьин еж ел ан иео бр ем ен ят ь с еб я н о-

В ым и п ро бл ем ам и; и не рц иям ыш ле ни я, при которой ранее

Сформированные представления мешают взглянуть на пред-

Мет с необычной точки зрения, в непривычном аспекте; н е-

Д оо це нк а т во рч ес ко гоо бщ ен ияин ев ос пр ии мч ив ос тькк ри

Т ик е –предубежденность и нежелание прислушиваться

К чужому мнению и изменить свою точку зрения, даже если

Г ла ва13. У пр ав ле ни е т во рч ес ки м п от ен ци ал ом она недостаточно разумна; б оя зн ь н еу да чи з ав ис тьк более

Удачливым коллегам, огульное немотивированное отрицание

Любых точек зрения, предложений или концепций, несовпа-

Дающих с собственными. Все эти негативные моменты могут

Быть в значительной мере преодолены или ослаблены на ос-

Нове организации специальных занятий по обучению твор-

Честву, имея в виду его организационные, технологические и

Психологические аспекты во взаимосвязи. Вообще же обуче-

Ние творчеству неотделимо от формирования общей культуры

Человека в процессе воспитания, начиная со школы.

Стоит остановиться и н а р аз ли чи и п он ят ийт во рч ес ки й

Т ру д ит во рч ес ко е о тн ош ен иект ру ду Это различие, в о-

П ер вы х, проявляется в том, что нередко смешивается твор-

Ческая работа и творчество в труде. Такое смешение ведет

К серьезным издержкам в формировании добросовестного

Отношения к труду. Забота человека и воспитывающих его

Организаций –формирование творческого отношения к лю-

Бому виду труда.

В о-в то ры х, творческое отношение к труду всегда связано

С удовлетворенностью трудом. Когда человек доволен сво-

Ей работой, он лучше и производительнее трудится. Однако

Иногда удовлетворенность трудом базируется на ничегоне-

Делании, на своекорыстных интересах. Поэтому важно не

Преувеличивать значение удовлетворенности трудом в ре-

Шении социальных проблем коллектива.

Вт ре ть их, творческое отношение к труду имеет один из

Постоянных и вполне обоснованных показателей –участие

В рационализации и изобретательстве. Однако действующий

Механизм на производстве сориентирован так, что предпри-

Ятия в большинстве случаев не заинтересованы в реальном

Воплощении творческих инициатив своих членов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.022 с.)