В настоящее время с установлением рыночных отноше- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В настоящее время с установлением рыночных отноше-



Ний конкуренция и законы рынка сами регулируют освое-

Ние новых технологий и способов производства, но творчес-

Кий подход остается по-прежнему важным. Вместе с тем,

Существует ряд факторов, ограничивающих творческие

Способности, иначе говоря, своеобразные барьеры для твор-

Ческого подхода к работе.

В целом, говоря о методах организации творчества нуж-

Но сказать от во рч ес ко м м ыш ле ни и, которое в социальном

Р аз де л III. Ч ел ов еч ес ки й ф ак то р у пр ав ле ни я

Смысле отражает одну из граней свободы личности. Для

Этого нужно видеть пути развития творческого мышления.

При этом могут быть использованы различные рекоменда-

Ции по усилению тех или иных граней творческого мыш-

Ления, а именно: 1) С по со бн ос тькс ве рт ыв ан ию. Это уме-

Ние вложить больше смысла в меньшее число слов, задать

Несколько функций каждому элементу рассматриваемого

Объекта (изделия, системы), упростить его структуру ис-

ходя из принципа минимизации структурных звеньев;

С по со бн ос тьку ме ни ю п ри ме ни тьо пы т, приобретен-

Ный при решении одной задачи, к решению другой, т.е.

Умение отделить специфическую часть проблемы от неспе-

Цифической; 3) С по со бн ос тьк«сц еп ле ни ю» т.е. к соеди-

Нению новых сведений с прежним багажом знаний; 4) Б о-

К ов оем ыш ле ни е, т.е. способность рассматривать проблему

Под другим углом зрения; 5) С по со бн ос тька сс оц ии ро ва

Н июп он ят ийип ро бл емс учетом степени отдаленности и

Смысловой корректности; 6) Г иб ко ст ь м ыш ле ни я –способ-

Ность быстро отказаться от скомпрометированной гипоте-

Зы; 7) С по нт ан на я г иб ко ст ь –способность быстро и легко

Переключаться с одного класса явлений на другой, далекий

По содержанию. При отсутствии этой способности мыш-

Ление инертно и становится окостеневшим; 8) Ле гк ос ть г ен ер ир ов ан ияи де й –чем больше, тем легче выбирать

Подходящую; 9) Н аб лю да те ль но ст ь –умение подмечать

Малозаметные особенности изучаемого явления, объекта

Или системы, отдаленные аналоги. 10) П ро ст ра нс тв ен но е

В оо бр аж ен ие–дает возможность синтезировать отдельные

Элементы в целостный образ и произвольно оперировать

Пространственными образами (Междисцип. Исследова-

ния…1995; Дружинин, 1996).

Приведенные методы и пути способствуют культивирова-

Нию творческого, нестереотипного склада ума, постоянной

Внутренней потребности к постижению и генерированию

Идей, к постановке проблем, к самобытности и оригиналь-

ности мышления. В заключение следует сказать, что о сн ов

Н ыму сл ов ие м р аз ви ти я т во рч ес ко гом ыш ле ни я я вл яе тс я

С по со бн ос тьу ви де тьп ро бл ем у, исходя из состояния рас-

Сматриваемого процесса или явления.

Г ла ва13. У пр ав ле ни е т во рч ес ки м п от ен ци ал ом 13.2. Э та пы т ип ы, ф ор мыиф аз ы т во рч ес ко гот ру да По большому счету, научно-техническое творчество ра-

ботников приобрело самостоятельный характер в 1930-е

Годы. Соответственно эти годы можно считать п ер вы м э та

П омр аз ви ти я т во рч ес ко гот ру дана производстве. В на-

Шей стране оно нашло отражение в виде индивидуального

Рационализаторского движения в годы первых пятилеток.

Оно по-разному именовалось в западных странах и России,

Но суть его была одна –поощрить, поддержать, заинтересо-

Вать людей по изменению техники и технологии, привлечь

Возможно большее количество работников к изысканию ре-

Зервов производства.

Этому первому этапу соответствовало техническое твор-

Чество, которое сначала было сосредоточено на совершенс-

Твовании оборудования, машин и механизмов. Стоит пом-

Нить, что т ех ни че ск оет во рч ес тв о –э тос оз да ни е н ов ых и зд ел ийт ов ар ов о бр аз цо в, и ме ющ ихк акп ро из во дс тв ен

Н уюп от ре бн ос ть т акил ич ну ю з на чи мо ст ь. Такая фор-

Мулировка относится к конструированию, но ее можно рас-

Пространить и на создание средств производства, средств

Транспорта и связи, а также других объектов, относящих-

Ся к сфере производственной деятельности. Стоит отметить,

Что во многих случаях техническое творчество связано

С художественным дизайном с целью придания создавае-

Мому изделию требуемых эргономических и эстетических

Качеств, что обеспечивает соблюдение экономических инте-

Ресов и духовных запросов общества. Т.е. рационализация

(а позже и изобретательство) сосредоточивали свое внима-

Ние на том низовом комплексе проблем, которые и состав-

Ляют повседневные заботы любого предприятия.

В связи с этим очень важно оценить общий интеллект,

Креативность (творческую способность) работника. Что

Касается интеллекта, то психогенетические данные сви-

детельствуют о том, что интеллект более, чем на 50% на-

следуемая способность, 30% приходится на долю среды и

около 20% –на долю генетико-средового взаимодействия

(Дружинин, 1995).

Н а в то ро м э та пе, который отчетливо проявил себя

В виде первых попыток в конце 1930-х гг., но получил на-

Р аз де л III. Ч ел ов еч ес ки й ф ак то р у пр ав ле ни я

Иболее полное развитие в 1950-е годы, р еш ал ис ь з ад ач и

Г ру пп ов ог о (к ол ле кт ив но го т во рч ес тв а, которое предпо-

Лагало не только сотрудничество работников одной профес-

Сии или одной производственной ячейки, но и сотрудничес-

Тво рабочих с инженерами, специалистами, что позволило

Поднять техническое творчество на уровень научных требо-

Ваний. Соответственно, оно получило новое наименование – т ех но ло ги че ск оет во рч ес тв о.

По форме это творчество уже не ограничивалось техни-

Ческими усовершенствованиями отдельных узлов и элемен-

Тов производства –оно активно вмешивалось в технологи-

Ческие процессы, претендовало на гораздо больший объем

Полномочий и их реализацию в повседневной практике.

Технологическое творчество заключалось в создании и при-

Менении новых, более рациональных производственных и

Функциональных технологий, отличающихся более высо-

Кой производительностью, ресурсосберегательной способ-

Ностью и экологической чистотой. Решение этих задач было

Связано с изучением и использованием новых естественно-

Научных знаний, новых видов энергии, синтезом новых ма-

Териалов с заранее заданными свойствами. Являясь более

Сложной формой творчества, технологическое новаторство

Часто выступает как импульс для воздействия на техничес-

Кое творчество, ставя перед ним новые задачи и поиск от-

ветов на проблемные вопросы.

Н а т ре ть емс ов ре ме нн омэ та пе, начавшемся в 1960-е

Годы, п ро из ош лаи нт ег ра ци я и нд ив ид уа ль но гоиг ру пп ов о-

Г о (к ол ле кт ив но го т во рч ес тв а сн ау чн ымз на ни ем. На-

Ука, превращаясь в непосредственную производительную

Силу, стала частью современного производства в виде конс-

Трукторских бюро; прикладных научно-исследовательских

Подразделений. В этих условиях перед работниками стояли

Непосредственные производственные задачи, которые им

Следовало решить, но без глубинного знания всех аспектов,

Ограничений и ошибок в технике и технологии они не могли

На них эффективно воздействовать: это знание принадле-

Жало другой части производственной организации –науч-

Но-техническим специалистам. Эта потребность толкала

Рабочих и инженерно-технических работников на сотруд-

Ничество с теми, кто обладал информацией о фундаменталь-

Г ла ва13. У пр ав ле ни е т во рч ес ки м п от ен ци ал ом ных процессах, влияющих не только на эффективность, но

И будущее производство.

Одновременно такую же потребность в содействии сво-

Им поискам, своему творчеству стали испытывать научные

Работники, так как совершенствование современного обо-

Рудования и технологий нуждалось в прикладном знании.

Поэтому наряду с индивидуальным и групповым творчес-

Твом интенсивно стали развиваться идеи (и принципы)

Научно-технического сотрудничества между основными

Субъектами сегодняшней деятельности в организации – рабочими, инженерами и учеными, а в ряде случаев и

Управленческим персоналом. Задачи технологического,

Технического и других видов творчества не могут быть

Успешно решены и доведены до практической реализа-

Ции без их организационного обеспечения на творческой

Основе. Этот аспект творчества получил свое развитие и

Распространение с 1970-х годов. О тл ич ит ел ьн аяо со бе н-

Н ос тьэ то гоэ та пат во рч ес тв а с ос то итвт ом ч тое е



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.019 с.)