Естественное движение населения, чел. На 1000 жителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Естественное движение населения, чел. На 1000 жителей



Год Рождаемость Смертность Естественный прирост
  13,9 10,7 3,2
  12,4 11,3 1,1
  10,7 13,6 -1,9
  9,3 13,0 -3,7
  8,8 23,4 -4,6

В возрастной структуре населения идет снижение доли детских возрастов (с 24% в 1990 г. до 21% в 1997 г.), увеличение пожилого населения (26% в 1997 г.), что создает повышенную демографическую нагрузку.

Белоруссия имеет довольно высокую плотность населения - 50 чел. на 1 км2, максимальную имеет Минская область (около 80), минимальную - Витебская (35). По национальному составу на долю белорусов приходится 78% населения, русских - 13%, проживают также поляки, украинцы, евреи.

72% населения Белоруссии живет в городах. Характерной чертой урбанизации после войны был рост городов с населением более 100 тыс. жителей, а также концентрация в Минской агломерации - единственной, насчитывающей более миллиона человек (Минск - 1,7 млн чел.). Процесс урбанизации сопровождался сокращением сельских поселений (за 30 лет исчезло более 10 тыс. деревень), особенно резко сельское население сократилось в Гомельской и Могилевской областях. Для Западной Белоруссии характерна хуторская система расселения: сказывается пребывание в составе Польши, когда район там был наиболее отсталым. В 1990-е гг. росла безработица (2,8% - 1997 г.); занятость населения снизилась с 51% в 1990 г. до 43% в 1997 г.

Таблица 8.3

Занятость по отраслям хозяйства, %

Отрасль 1990 г. 1997 г.
Промышленность    
Сельское и лесное хозяйство    
Транспорт и связь    
Строительство    
Сфера услуг    

Несмотря на снижение, доля занятых в промышленности в Белоруссии остается одной из самых высоких в СНГ (табл. 8.3).

Характеристика хозяйства. По объему ВВП Белоруссия находится на 5-м месте в СНГ после России, Украины, Казахстана и Узбекистана, но по ВВП на душу населения делит 1-е место с Россией, хотя ранее уступала ей. Снижение ВВП по сравнению с другими странами СНГ происходило медленнее, хотя нарушение хозяйственных связей и рост цен на топливно-энергетические ресурсы повлияли на ухудшение экономической ситуации, появилась проблема безработицы. Реальные доходы населения снизились, но Белоруссия занимает 4-е место среди стран СНГ по реальной заработной плате наемных работников - 107 долл. (Россия - 203, Казахстан - 139, Украина - 108).

Особенностями территориальной структуры хозяйства являются концентрация промышленности в восточных районах, главным образом в крупных городах - Минске, Гомеле, Витебске, Могилеве. В довоенный период развивались такие отрасли, как торфяная промышленность, станкостроение, моторостроение, льняная, швейная, кожевенная, пищевая промышленность. После войны были созданы тракторостроение, автомобилестроение, производство мотоциклов и велосипедов, радиоэлектронная промышленность и совсем недавно нефтепереработка, нефтехимия и черная металлургия. Отраслями специализации в рамках СССР были: тракторостроение, станкостроение и автомобилестроение (90% грузовых автомобилей вывозилось), производство калийных удобрений, синтетического волокна (2-е место после России), ЭВМ.

Белоруссия обладала примерно 5% военно-промышленного потенциала бывшего СССР, который включал 120 предприятий, на них было занято около 400 тыс. чел., многие из них были монополистами в стране; 15 научно-исследовательских институтов специализировались на военных разработках. Минск являлся центром исследований, разработок и производства компьютеров в ВПК. При этом Белоруссия полностью зависела от поставок нефти и газа, угля, проката черных и цветных металлов, деловой древесины и пиломатериалов, цемента и др. Доля промышленности в структуре ВВП составляет 39%, сельского хозяйства - 16, услуг - 45%. По первому показателю Белоруссии принадлежит 1-е место в СНГ. Охарактеризуем промышленность по отраслям.

Промышленность. Топливно-энергетический комплекс. До середины 1960-х гг. главным видом топлива был торф,Белоруссию даже называли

"торфяным Донбассом". После строительства трубопроводов доля торфа в ТЭБ резко сократилась (с 80 до менее 10% ныне). Добыча нефти в 1997 г. составила 1,8 млн т; она невысокого качества и используется лишь для производства масел и смазочных материалов. Годовая потребность в нефти - 25 млн т. Добыча газа - 0,2 млрд м3, а потребность-около 20 млрд м3. В 1997г. Белоруссия получила из России 10,5 млн т нефти и 15,8 млрд м3 газа, поэтому НПЗ Новополоцка и Мозыря работают не на полную мощность. Республика ввозит около 700 тыс. т угля из России и Украины, но ввоз сокращается из-за снижения добычи в этих странах. Выработка электроэнергии сократилась с 40 млрд кВт ч в 1990 г. до 26 млрд кВт ч в 1997 г. Основная ее часть производится на ТЭС на мазуте, угле и торфе. Наиболее крупные из них - Лукомльская, Смолевичская, Березовская, Гродненская. После чернобыльской катастрофы страна отказалась от строительства АЭС.

Новой отраслью для республики является черная и цветная металлургия, хотя масштабы их незначительны (по прокату в 1997 г. - 1,1 млн т). Действует передельный завод в Жлобине, работающий на металлоломе, в Глубоком - завод алюминиевых сплавов, а в Молодеч-но - порошковой металлургии. Отрасль испытывает недостаток в сырье. Недостающая часть проката для машиностроения поступает из России и Украины.

Машиностроение - ведущая отрасль. Одной из главных его частей является автомобилестроение, развивающееся с 1947 г. В годы оккупации в Минске был построен авторемонтный завод "Даймлер-Бенц", после освобождения в его корпусах начали сборку автомобилей, поступавших в СССР по ленд-лизу, - такова предыстория завода. Ныне он производит грузовые автомобили грузоподъемностью от 7,5 до 30 т, тягачи с полуприцепами, лесовозы и самосвалы. В 1980-е гг. в Жодино был создан его филиал, который специализируется на производстве большегрузных (до 120 т) автомобилей БелАЗ для работы в карьерах открытой добычи. В Могилеве выпускаются карьерные самосвалы, мощные тягачи и вкреперы. Производство автомобилей в 1985 г. составляло 43,3 тыс., в 1997г.- 13,0 тыс. В автомобилестроении происходят изменения: сокращается производство большегрузных автомобилей, расширяется номенклатура изделий. В Жодино осваивается производство польских автомобилей "Люблин", легких грузовиков, автофургонов и микроавтобусов. В Минске налаживается производство автобусов по немецким и венгерским технологиям, в Лиде - сборка автобусов из российских деталей. Белоруссия всегда ввозила легковые

автомобили и автобусы из России и Украины, сейчас значительная часть их поступает из европейских стран.

Тракторостроение также является отраслью специализации. Головное предприятие находится в Минске, детали и узлы производятся в Витебскеи Бобруйске. В 1991 г. производство тракторов составило 95,5 тыс., в 1997 г. - 27,4 тыс. Сельскохозяйственное машиностроение развивается в Гомеле (силосоуборочные комбайны), Лиде (картофелеуборочные машины) и в Барановичах (оборудование для животноводческих ферм). Белоруссия ввозит зерноуборочные комбайны из России.

Станкостроение специализируется на производстве металлорежущих станков, автоматических линий с ЧПУ, кузнечно-прессового оборудования. Главными центрами являются Минск (завод автоматических линий и агрегатных станков - крупнейший в Европе), Витебск (завод заточных станков), Гомель, Барановичи и Орша. Однако производство станков в 1990-е гг. сократилось более чем в 4 раза.

Одной из составляющих специализации Белоруссии является приборостроение, радиоэлектронная и электротехническая промышленность: в Минске производятся радиоприемники и телевизоры, холодильники, в Витебске и Гомеле - силовые трансформаторы, кабель, в Лиде - электроизделия. В настоящее время эти предприятия испытывают сильную конкуренцию со стороны европейских стран.

Из других отраслей машиностроения можно упомянуть производство оборудования для торфяной промышленности (Гомель), пассажирских катеров (Витебск), катеров на подводных крыльях (Гомель).

Химическая промышленность развивается с 1961 г., когда на базе Старобинского месторождения началось производство калийных удобрений, в 1980-е гг. оно составляло 5 млн т (4-е место после Канады, ФРГ и России), к 1997 г. снизилось до 3,2 млн т. В Гомеле на базе хибинских апатитов было создано производство фосфорных удобрений, азотные удобрения производятся в Гродно на базе природного газа, поступающего из России. Нефтехимический комплекс создан на базе Новополоцкого и Мозырского НПЗ. В Новополоцке работает крупнейшее предприятие по производству синтетического волокна (в 1990 г. давало 40% союзной продукции), в Могилеве производят лавсан, а в Борисове и Полоцке - пластмассы. Крупный шинный завод работает в Бобруйске, Минск стал центром фармацевтики.

Значительная роль в структуре промышленности принадлежит лесной и деревообрабатывающей. Промышленная заготовка древесины ведется в Гомельской, Витебской, Минской и Брестской областях, но за

счет собственной древесины обеспечивается лишь производство клееной фанеры. Деловая древесина ввозится из России. Деревообработка развита в Мозыре, Витебске, Борисове и Речице. Для производства бумаги и картона используется и своя древесная масса, и привозная целлюлоза. Центрами являются Шклов, Борисов, Слоним и Светлогорск.

Белоруссия полностью обеспечивает себя сырьем строительной индустрии, за исключением цемента. Одной из старейших отраслей является стекольная промышленность. Достаточно развиты легкая и пищевая промышленность, ориентирующаяся на собственную сырьевую базу. Специализацией является льняное производство, которое представлено 53 заводами по первичной обработке льна и Оршанским комбинатом, где завершается льноперерабатывающий цикл.

Сельское хозяйство. Отраслями специализации сельского хозяйства являются молочно-мясное животноводство, свиноводство, производство льна и картофеля. Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 9,3 млн га, пятая часть их - осушенные земли (осушение ведется уже более 100 лет). В структуре растениеводства главная роль принадлежит зерновому хозяйству. Валовой сбор зерна из-за сокращения посевных площадей снизился с 7 млн т в 1990 г. до 6,4 млн т в 1997г. Из зерновых на первом месте находится яровой ячмень, вторая культура - озимая рожь, а затем - овес, пшеница, гречиха. Из технических культур в Белоруссии производят сахарную свеклу, лен, коноплю и махорку. Важное место принадлежит и картофелю - около 7 млн т в год. По его урожайности Белоруссия уступает лишь Прибалтийским странам.

Животноводство дает большую часть продукции по стоимости (свыше 70%), производство ее на душу населения превышало средне-союзный показатель в 1,5-2 раза. Ведущее положение принадлежит разведению крупного рогатого скота молочно-мясного направления, вторая отрасль - свиноводство. Выделяется несколько зон сельскохозяйственной специализации: север отличается более благоприятными климатическими условиями для льноводства и животноводства молочно-мясного направления (дает более 70% продукции сельского хозяйства страны). Запад с более теплым и мягким климатом и плодородными почвами является районом молочно-мясного животноводства, свиноводства и свеклосеяния (здесь расположены почти все сахарные заводы). Полесье - основной район естественных пастбищ - специализируется на мясомолочном животноводстве, свиноводстве и льноводстве, а юго-восток - на разведении крупного рогатого скота молочно-мясного

направления, производстве картофеля и овощей, имеет мощные пригородные хозяйства.

Транспорт. Белоруссия имеет более развитую транспортную систему в сравнении со странами СНГ. За исключением морского, развиты все виды транспорта. Ведущая роль принадлежит железнодорожному,формирование которого началось еще в середине XIX в. Протяженность железных дорог 5,5 тыс. км, а густота - 2,2 км на 100 км2 (в России - 0,6). Особенно важна его роль во внешних экономических связях. В перспективе предполагается реконструировать часть дорог, а также проложить магистраль, связывающую основную территорию России с Калининградской областью. На втором месте по значимости находится автомобильный транспорт. Парк автомобилей увеличился в 1990-е гг. и составляет около 900 тыс. Важное значение имеет трубопроводный транспорт, за транзит нефти и газа из России на Запад Белоруссия получает энергоресурсы. Предполагается проложить через территорию страны новые трубопроводы "Россия-Европа". Судоходны Днепр с притоками, Неман и Западная Двина. 95% грузооборота речного транспорта приходится на Днепровско-Бугский водный путь от устья Припяти до порта Пинск (512 км) и далее по Днепровско-Бугскому каналу до Бреста (196 км). Главными портами являются Гомель, Мозырь, Брест. Транспортная сеть Белоруссии обеспечивает 70% поставок российского экспорта в европейские страны.

Внешнеэкономические связи. Внешнеторговый оборот Белоруссии (16 млрд долл.) пассивен: в 1997 г. экспорт составил 7,3 млрд долл., а импорт - 8,7 млрд долл. Страны СНГ преобладают и в экспорте (74%), и в импорте (67%), главным партнером является Россия. После вступления в силу договора о Таможенном союзе двух стран экспорт в Россию резко возрос (3,3 млрд долл., 61% от стран СНГ): ввозятся калийные удобрения, холодильники, грузовые автомобили, трактора, химическая продукция, картофель. Импорт из России составляет 3,2 млрд долл., это прежде всего нефть и газ, прокат черных металлов, древесина и цемент. Для России велико значение наукоемких изделий Белоруссии. Более 120 белорусских предприятий имеют кооперационные связи с предприятиями России. Подготовлено более 10 проектов по созданию финансово-промышленных групп (ФПГ) с участием белорусских и российских предпринимателей, в частности ФПГ "Интеграл" по разработке и производству интегральных схем, ФПГ "Планар" по специализированному оборудованию для электронной техники. В перспективе Россия и Белоруссия могут развивать кооперационные

связи в производстве радиоэлектроники, вычислительной техники, технологического оборудования для производства печатных плат и микроэлектроники.

Из европейских стран наиболее тесные связи у Белоруссии существуют с ФРГ, Австрией и Польшей. ФРГ принимает участие в реконструкции светлогорского объединения "Химволокно" и железных дорог, а Австрия - вторая по масштабам кредитов. Больший интерес иностранные инвесторы проявляют к отраслям, работающим на собственном сырье, - легкой и пищевой промышленности, производству стройматериалов и бытовой техники.

Региональные различия. Белоруссия в составе Союза рассматривалась как единый экономический район из шести областей: Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской и Могилев-ской. Ныне нет подразделения на экономические районы, выделяются лишь крупные промышленные узлы. Характерной особенностью размещения промышленности и населения является концентрация в восточных районах. Минский промышленный узел ведущий, здесь производится более четверти ВВП страны, главной отраслью является многообразное машиностроение, хорошо развиты легкая и пищевая промышленность. Минск - столица Белоруссии, важный научный и культурный центр. Вторым по значению является Гомельский узел (500 тыс. жителей), расположенный на пересечении пяти железных дорог и имеющий важнейшее транспортное значение. Он специализируется на машиностроении и химической промышленности. Могилевский промышленный узел (400 тыс. жителей) выделяется легкой промышленностью: здесь располагаются комбинаты хлопчатобумажных и шелковых тканей, работает автозавод. Ведущей отраслью Витебского узла (350 тыс. жителей) является машиностроение, это и крупный центр производства трикотажа и ковровых изделий. Значение Брестского и Гродненского промышленных узлов определяется их пограничным положением на западе страны, через них осуществляются связи с Европой.

Контрольные вопросы

  1. Какие черты характеризуют геополитическое и экономико-географическое положение Белоруссии и каковы возможные тенденции их изменения?
  2. Какие сдвиги произошли в отраслевой и территориальной структуре хозяйства страны в постсоветский период?
  3. В чем состоят различия черт современного социально-экономического развития Белоруссии, Украины и России?

247:: 248:: 249:: 250:: 251:: 252:: 253:: 254:: 255:: 256:: 257:: 258:: Содержание

259:: 260:: 261:: 262:: 263:: 264:: 265:: 266:: 267:: 268:: 269:: 270:: 271:: Содержание

Глава 9. Страны Центральной Азии

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНА

  Площадь, тыс. км2 Население, млн чел. ВВП,млрд долл. ВВП на душу населения, тыс. долл. (1996 г.)
Киргизия 199,9 4,7 8,0 1,7
Таджикистан 143,1 6,1 4,3 0,7
Туркмения 491,2 4,7 6,9 1,5
Узбекистан 447,4 23,9 46,3 2,0

Страны Центральной Азии (бывшие Среднеазиатские республики) после распада СССР оказались в очень трудном экономическом положении, которое нередко определялось как катастрофическое. По уровню экономического развития они оказались отброшенными в конец второй сотни стран мира. Сказались разрыв связей с Россией, прекращение дотаций (которые составляли до1/4 от ВВП), отток квалифицированного русскоязычного населения (титульные национальности в главных отраслях промышленности в 1980-е гг. составляли не более 10% занятых). Положение осложняется национальными конфликтами в приграничных районах. Главной сферой экономики во всех странах стало сельское хозяйство. Хлопководство - главная отрасль для всех, кроме Киргизии.

Везде преобладает сельское население, и доля его растет: такое явление не наблюдается ни в одной стране мира, процесс урбанизации как бы пошел вспять. Страны располагают избыточными трудовыми ресурсами, особенно Узбекистан, а это ведет к росту безработицы, демографической экспансии в другие районы, главным образом в Россию.

Среди бывших союзных республик для них был характерен самый высокий естественный прирост (в среднем 24), поэтому велика демографическая нагрузка на трудоспособное население, а решение всех проблем затруднено лавинообразным ростом населения. Страны располагают богатейшими минеральными ресурсами, но освоение их затруднено сложными геологическими условиями; для ресурсов, которые осваиваются и могли бы экспортироваться, существуют проблемы транспортировки. Во внешнеэкономических связях наблюдается все большая ориентация на соседние азиатские государства, в первую очередь - на Иран и Турцию. Россия утратила свои позиции во многих

 

областях сотрудничества, значительно сократился внешнеторговый оборот со всеми странами СНГ.

Географическое и геополитическое положение. Своеобразием стран Центральной Азии является их самое южное расположение в СНГ (они граничат с Ираном, Афганистаном и Китаем), что важно для широких связей с азиатскими странами, однако южные границы труднопроходимы, пересекаются лишь немногочисленными железнодорожными и автомобильными магистралями.

До XVI в. страны Центральной Азии находились на перекрестке путей, идущих через весь континент (Великий шелковый путь из Индии и Китая в Переднюю Азию), с завоеванием Константинополя турками-османами сухопутные связи между Европой и Азией затруднились и начали осуществляться через океан, с этого периода выгоды геополитического положения региона уменьшились. В настоящее время сказывается окружение молодых государств Центральной Азии экономически отсталыми странами. В Афганистане уже несколько лет продолжается гражданская война, что сказывается на всей ситуации в Таджикистане, тем более что и он находится на грани гражданской войны. Удаленность от промышленно развитых стран, отсутствие общих границ с Россией еще более ухудшают геополитическое положение региона. Оно усугубляется различием интересов стран в СНГ, в частности неучастием Туркмении и Узбекистана в Евразийском экономическом сообществе, созданном в 2000 г. пятью странами СНГ (см. Приложение 2).

Природные условия и ресурсы. Природа центральноазиатских государств отличается многообразием ландшафтов. Здесь находятся и высочайшие горные хребты (Памир, Тянь-Шань и др.), и обширные низменности (Туранская и др.), и долины (уникальная Ферганская котловина и др.). Главными природными зонами являются пустыни и полупустыни, с них начинается смена высотных поясов в горных районах. Высока сейсмичность: крупнейшие землетрясения имели место в 1948 г. в Ашхабаде и в 1966 г. в Ташкенте; тогда в восстановлении разрушенных городов принимали участие все союзные республики.

Климат резко континентальный, засушливый, с длительным безморозным периодом (200-240 дней в год). Здесь наблюдается самый продолжительный период солнечного сияния - до 3000 ч в год (в Москве, для сравнения, этот показатель 1600 ч в год), максимальная сумма температур за вегетационный период 5600˚С на юге. Такие агроклиматические ресурсы,конечно, при условии орошения позволяют выращивать

культуры, которые не возделываются в других странах СНГ, прежде всего хлопчатник. Классическими почвами являются сероземы, имеются солончаки, встречаются такыры. В долинах рек орошаемые почвы формировались в течение тысячелетий и резко отличаются от своих "диких предков", именно здесь сформировались основные очаги поливного земледелия. Годовое количество осадков незначительно - от менее чем 50 мм в Кызыл-Кумах до 400 мм в предгорьях. Маловодные реки относятся в основном к внутреннему бессточному бассейну. Самыми крупными реками являются Сырдарья и Амударья, но они практически прекратили сток в Аральское море из-за интенсивного расхода их вод для орошения. Арал, когда-то четвертое по величине озеро мира, превратилось в три небольших водоема, соленость которых сильно возросла. Акватория его уменьшилась с 64 до 30 тыс. км2. В 1993 г. пять государств подписали декларацию о спасении озера, но отсутствие средств не позволяет приступить к решению этой проблемы. Почти все дренажные воды поступают в Амударью без очистки, половина их теряется безвозвратно, здоровье каракалпаков подорвано. Горные реки Таджикистана (Вахш) и Киргизии (Нарын) располагают значительным энергопотенциалом.

В регионе имеется обширная сеть искусственных каналов, протяженность их более 80 тыс. км, но большинство каналов несовершенно, стенки их не облицованы, что ведет к огромным потерям воды. Водоснабжение - жизненно важная проблема для центральноазиатских стран.

Страны Центральной Азии богаты минеральными ресурсами,но ни одна из них не обеспечивает свои потребности полностью. Ресурсами нефти располагают Туркмения, Узбекистан (в значительной степени исчерпаны), частично Таджикистан. Природным газом богата Туркмения (она находится по запасам на 4-м месте в мире). Уголь есть в Киргизии и Узбекистане, но месторождения здесь незначительны: самый крупный бассейн Ангрен находится в Узбекистане, бурые угли низкого качества, используются лишь в теплоэнергетике. В Узбекистане имеются железные руды, но из-за низкого качества они не осваиваются. Все страны располагают богатейшими рудами цветных металлов. Наиболее известны Алмалыке кое медно-молибденовое (Узбекистан) и Алтын-Топканское свинцово-цинковое (Таджикистан) месторождения, сурьмяные и ртутные месторождения в Киргизии; в Узбекистане есть золото. Богатейшими ресурсами минеральных солей располагает Туркмения (Кара-Богаз-Гол), на юге ее имеется сера, на полуострове

Челекен - крупнейшее в мире месторождение озокерита (из него вырабатывается церезин - ценный продукт для электротехнической и резинотехнической промышленности).

Освоение минеральных ресурсов выявило ряд сложных проблем, важнейшие из которых - отсталые технологии добычи, некомплексное извлечение полезных компонентов, отторжение земель под отходы, загрязнение окружающей среды.

Историко-географические особенности. Если Россия до сих пор помнит о татаро-монгольском иге, то Средняя Азия пережила по меньшей мере пять исторических катастроф подобного масштаба, после которых все приходилось начинать сначала; в "просветах" происходили блистательные взлеты науки и культуры, но все, как правило, уничтожалось. Вторжение в конце XV в. с севера кочевых узбекских племен (потомков татаро-монголов) довершило закат этой цивилизации; Средняя Азия погрузилась в многовековое оцепенение. В итоге к XVIII в. регион оказался далеко позади не только европейских стран и России, но и других азиатских стран. В XIX в. границы России вплотную подошли к Средней Азии. В России эти земли назывались Туркестанским краем, на его территории существовали Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханства. Они не имели национальных границ, интересы родовых и племенных групп ставились выше этнических. Хивинцы и кокандцы регулярно нападали на русские владения, грабили, уводили людей в плен и на невольничьи рынки в Бухару и Хиву. После колонизации Индии Великобританией, стремившейся к дальнейшему расширению своих владений, регион приобрел стратегическое значение для России. С середины XIX в. она перешла к активным действиям и к 1885 г., не встречая серьезного сопротивления, овладела всей Средней Азией, за исключением небольшого района в верховьях Пянджа, который был присоединен в 1895 г. Кокандское ханство было упразднено, Бухарский эмират и Хивинское ханство сохранили автономию (на правах вассалов России), но им пришлось отменить рабство и отпустить около 10 тыс. невольников. Присоединение к России привело к значительным изменениям: начинают развиваться хлопководство, добыча полезных ископаемых. В 1888 г. была построена первая железная дорога от Красноводска до Самарканда, а затем до Андижана и Ташкента: она прошла через все густозаселенные оазисы Средней Азии. Сообщение с Россией велось через Каспийское море, и только в 1906 г. со строительством железной дороги Оренбург - Ташкент появилась сухопутная связь. Ташкент к этому времени стал центром Средней Азии. Для развития хлопководства началось строительство ирригационных систем.

Туркмения и Узбекистан с 1924 г. стали союзными республиками, Таджикистан - с 1929 г., а Киргизия - с 1936 г.

Ныне страны Центральной Азии - независимые республики, главой каждой является президент, имеются парламенты. За исключением Туркмении, все страны имеют многопартийную систему (в Туркмении Демократическая партия - единственная), во всех странах распространен ислам суннитского толка.

Население. Как видно из табл. 9.1, население быстро растет во всех странах. По численности его резко преобладает Узбекистан, плотность населения там тоже выше (в Ферганской котловине более 300 чел. на 1 км2). Особенностью расселения является сосредоточение в оазисах, поэтому реальная плотность населения значительно выше, чем средняя.

Таблица 9.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.035 с.)