Добыча угля на украине, млн т 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Добыча угля на украине, млн т



1970 г. 1980 г. 1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г.
                 

Донбасс в течение длительного времени был главным угольным бассейном СССР, но доля его в последние десятилетия снижалась. С начала 1990-х гг. добыча угля на Украине резко сократилась, главным образом это коснулось именно Донбасса (добыча в Львовско-Волынском бассейне была не выше 10 млн т, в Приднепровском - 7 млн т). В начале 1990-х гг. на Украине действовало 295 шахт (из них в Донбассе 224), только 15% из них соответствовали мировым стандартам,

более 70% шахт были созданы более 30 лет назад. На снижение добычи повлияли и ухудшение условий в связи с длительным периодом освоения бассейна, нехватка железнодорожных вагонов для отгрузки угля, забастовки.

При потребностях страны в нефти около 60 млн т в год (только мощности НПЗ достигают 56 млн т) в 1996 г. было добыто 4 млн т нефти. Пик добычи приходился на 1970-е гг. - до 14 млн т в год. Большую часть нефти Украина получает из России, но в последние годы поставки сокращаются; среди других стран, поставляющих нефть, можно назвать Казахстан. Украина имеет большой долг России за энергоносители, в первую очередь за нефть. Через ее территорию проходит российский нефтепровод "Дружба" (до Ужгорода). Центрами нефтеперерабатывающей промышленности являются Дрогобыч, Надворная, Львов, Запорожье, Кременчуг, Лисичанск, Одесса, Херсон. Средняя загрузка мощностей в 1996 г. составила всего 20% из-за нехватки сырья.

Природного газа добывается около 18 млрд м3, хотя потребности в нем оцениваются в 118 млрд м3. Основным поставщиком тоже является Россия, поступает газ и из Туркмении. Импорт в 1996 г. составил около 90 млрд м3. Газопроводы из России в европейские страны проходят через территорию Украины транзитом, за это Россия расплачивается поставками газа на Украину.

В 1989 г. Украина вырабатывала около 300 млрд кВтч электроэнергии,а в 1997 г. - лишь 176 млрд кВт ч. Украинская энергосистема отделилась от России, в результате в электросетях "заплясала" частота напряжения; Болгария, Румыния, Чехия отказались покупать электроэнергию у Украины.

Таблица 7.6

Структура энергобаланса Украины, %

Производство электроэнергии на 1990 г. 1995 г.
ГЭС    
ТЭС    
АЭС    

В энергобалансе Украины (табл. 7.6) снижается роль теплоэнергетики, что связано с падением добычи угля. Большая часть ТЭС Украины использует в качестве топлива угли Донбасса. Наиболее мощные

ТЭС работают в Донбассе и в Приднепровье - Змиевская, Приднепровская, Криворожская, Углегорская ТЭС. На углях Львовско-Волынского бассейна работают Бурштынская и Добротворская ТЭС. Усилилось значение атомной энергетики: работают 5 АЭС (Ровенская, Южно-Украинская, Запорожская, Хмельницкая, Чернобыльская). На Чернобыльской станции работают только два блока, другие находятся в ремонте.

Большую роль в обеспечении электроэнергией в годы первых пятилеток и послевоенный период сыграли ГЭС. Основной их каскад построен на Днепре, первая ГЭС им. Ленина - в 1932 г., еще пять -в послевоенный период. Но ныне роль гидроэнергетики невелика. В Крыму работают ветровая и солнечная электростанции, но мощности их незначительны.

Черная металлургия Украины является одной из ведущих отраслей. Начиная с XIX в. район был главным в России, южная база оставалась первой и в годы СССР. Развитию отрасли способствовало уникальное сочетание близко расположенных друг к другу крупных запасов сырья и топлива. Сырьевой базой являются железные руды Криворожского бассейна и Керченского полуострова, марганцевые руды Никополя, а в качестве топлива используются угли Донбасса. На территории Донецкой области имеются флюсовые известняки. Расстояние между Кривым Рогом и западными угледобывающими районами Донбасса составляет всего 250-300 км. Как и другие отрасли индустрии, черная металлургия ныне оказалась в тяжелом положении. Производство стали в 1989 г. было около 55 млн т, а к середине 1990-х гг. сократилось более чем в 2 раза (33 млн т), производство проката упало с 40 до 17 млн т. Причинами этого стали тяжелое положение коксохимического производства, устаревшие способы производства стали (доля кислородно-конверторного и электроплавильного способов составляет 48%, мартеновского - 52%). Большую часть продукции производят на предприятиях полного цикла. Сложилось три ареала черной металлургии. Ведущую роль играет Донбасс с его крупнейшими комбинатами: Донецким, Макеевским, Краматорским, Луганским и др. Здесь используется местный уголь, а железная и марганцевая руды поступают из Приднепровья. В Приднепровье сформирован район производства черных металлов на местном сырье и топливе Донбасса. Кроме чугуна, стали и проката он специализируется на трубопрокате. Крупнейшими комбинатами являются Криворожский, Днепропетровский и Новомосковский (трубопрокат). Третий центр сформировался в Мариуполе на базе

донецкого угля и руд Керченского полуострова, здесь находится крупнейший комбинат "Азовсталь". До войны и в Керчи работал металлургический завод, который был разрушен; в настоящее время функционирует лишь Камышбурунский горно-обогатительный комбинат. Украина прекратила поставлять продукцию черной металлургии в Россию и другие страны из-за спада производства и низкого качества продукции.

По цветным металлам Украина занимала в СССР 3-е место после России и Казахстана. Крупнейшими предприятиями были: Днепропетровский алюминиевый завод (Запорожье), использовавший в качестве сырья глинозем, получаемый из Николаева; в Никитовке - ртутный комбинат на собственном сырье; в Константиновке - завод электролитного цинка, в Кировоградской области - Побужский никелевый комбинат. Украина не обеспечивает потребности в цветных металлах за счет собственного производства в полном объеме, концентраты цветных металлов (свинцовые, цинковые, медные и др.) ввозились из России и Казахстана.

Машиностроению принадлежит ведущая роль в структуре промышленности страны (42%). На формирование его отраслевой структуры влияло наличие металлургической базы, квалифицированной рабочей силы и развитой транспортной системы. Характерно преобладание металлоемкого и трудоемкого машиностроения, в настоящее время это отрасли международной специализации, особенно в рамках СНГ. Ведущую роль играют тяжелое и транспортное машиностроение, судостроение, сельскохозяйственное, автомобилестроение, энергетическое станкостроение, приборостроение.

Тяжелое машиностроение, включая производство горного оборудования, оборудования для металлургической промышленности (прокатные станы, конверторы, краны), тяготеет к металлургическим районам. Среди главных предприятий можно назвать Новокраматорский и Старокраматорский машиностроительныезаводы, Горловскии и Донецкий заводы горного оборудования. Заводы тяжелого машиностроения работают и в Кривом Роге, Мариуполе, Днепропетровске, Луганске и Харькове. Харьковский турбинный завод является крупнейшим в энергетическом машиностроении (паровые турбины для АЭС, гидро- и тепловые турбины). В Краматорске завод "Энергомашспецсталь" производит заготовки для турбин из спецсталей. Украина - крупнейший центр железнодорожного машиностроения, где производилось 95% магистральных тепловозов СССР; Харьков и Луганск - основные центры производства, Харьковский паровозостроительный

(впоследствии - тепловозостроительный) завод во многом определил развитие отечественного железнодорожного транспорта. Вагоностроение - также одна из ведущих отраслей: производится до 50 типов вагонов (в структуре Союза производилось 100% цистерн). Эта отрасль развита в Мариуполе, Днепродзержинске, Кременчуге, Стаханове. Значительное место принадлежит хозяйственному машиностроению. Производство тракторов налажено в Харькове, свеклоуборочных комбайнов - в Днепропетровске и Тернополе, среди других центров производства сельскохозяйственной техники выделяются Херсон, Белая Церковь, Ровно, Винница и Бердянск. В стране не производятся зерноуборочные комбайны, Украина ввозит их из России. Имеется многопрофильная автомобильная промышленность: в Запорожье производство малолитражных автомобилей, в Луцке - легких джипов, в Кременчуге - тяжелых грузовиков, во Львове - автобусов. Расширяется номенклатура изделий: в Запорожье освоили производство 5-дверного автомобиля "Дана" (вариант "Таврии"), в Кременчуге предполагается производить малотоннажные грузовые автомобили. Потребности в грузовых автомобилях удовлетворяются на 17%, автобусах и легковых автомобилях - на 25-30%. Судостроение ведется в Николаеве, Херсоне, Одессе, Керчи и Севастополе, в Киеве развито речное судостроение. В Киеве, Харькове и Днепропетровске развивается самолетостроение. Среди других отраслей можно назвать электротехническую промышленность (Львов, Запорожье, Харьков, Днепропетровск, Полтава и др.), производство подъемно-транспортного оборудования (Львов, Дрогобыч, Одесса, Харьков), станков, приборостроение (Киев, Львов). Оборудование для химической промышленности изготавливается в Сумах, строительно-дорожная техника - в Киеве, Одессе, Днепропетровске.

На Украине сформировался крупный военно-промышленный комплекс - около 700 предприятий, которые в последние годы перепрофилируются на гражданское производство. Например, Южный машиностроительный завод (Днепропетровск) - гигант по выпуску ракетоносителей и искусственных спутников - начинает выпускать детские велосипеды, тренажеры, кухонные комбайны и другую бытовую продукцию.

Колоссальный потенциал в области машиностроения имеет Крым, где сложилось элитное машиностроение и судостроение; например, керченский завод "Залив" производит танкеры, которые закупаются Грецией и Швецией.

В целом для машиностроения Украины в 1990-е гг. характерно падение производства, как и для других отраслей промышленности.

Начало химической промышленности на Украине было положено в 1881 г. строительством содового завода в Юзовке (Донецк), а затем в Славянске позже было налажено производство кислот, но в годы Первой мировой войны весь этот комплекс был разрушен. Возобновление химической промышленности началось в 1930-е гг., когда были построены Горловский азотно-туковый комбинат, Дарницкий завод искусственного шелка, заводы пластмасс в Харькове, Днепропетровске. В годы Второй мировой войны отрасль вновь была практически полностью разрушена, восстановление ее началось с 1944 г. с Лисичанского и Славянского содовых заводов. В 1950-е гг. более интенсивно развивалось производство минеральных удобрений. Крупные центры химической промышленности сформировались в Прикарпатье, Донбассе, Приднепровье. Основная химия представлена содовым производством в Лисичанске, Славянске, Саках, Перекопске; кислот - в Прикарпатье (Новый Раздел, Ровно) и Донбассе (Константиновка). Фосфорные удобрения вырабатываются в Виннице, Сумах, Одессе (на базе хибинских апатитов), азотные удобрения - в Днепродзержинске, Горловке, Лисичанске, Северодонецке, Запорожье, Черкассах, Ровно. В последние годы в качестве сырья в большей степени использовался природный газ. Калийные удобрения вырабатываются в Прикарпатье (Калуш). В 1990-е гг. производство минеральных удобрений снизилось более чем вдвое.

Большое развитие получила химия органического синтеза, однако в связи с нехваткой нефти и газа в 1990-е гг. производство и здесь сократилось более чем втрое. Центрами производства искусственных волокон являются Киев, Черкассы, Сокаль; синтетических - Чернигов. Синтетические смолы и пластмассы производят в основном в Донецком и Донецко-Приднепровском районах, центрами лакокрасочной промышленности являются Львов, Одесса, Кривой Рог. В Киеве, Житомире и Одессе развивается химико-фармацевтическая промышленность. Днепропетровский шинный завод - один из крупнейших на Украине. Достаточно широко представлена резиноасбестовая промышленность: в Лисичанске, Сумах, Одессе, Харькове и др.

Сложился крупный комплекс строительной индустрии,включающий производство цемента (Николаев, Каменец-Подольский, Здрлбу-нов), сборных железобетонных конструкций (Харьков, Луганск, Львов, Сумы), железобетонных опор для линий электропередач (Светловодск, Тернополь, Белая Церковь); домостроительные комбинаты есть практически во всех областях.

Лесная промышленность представлена деревообработкой (в Карпатском регионе - лесопильное производство, в Киеве, Харькове, Львове - мебельное и др.) и целлюлозно-бумажной промышленностью - Полесье и Карпаты. Недостаток сырья возмещался поставками из России (главным образом из Коми), но в последние годы они сократились.

Легкая промышленность не обеспечивает потребностей страны, несколько выделяются текстильное и трикотажное производство, а также производство шелковых и шерстяных тканей и др. Значительное падение здесь связано с сильным сокращением ввоза сырья (особенно хлопка-сырца) из стран Содружества.

Сельское хозяйство. Украина располагает одним из развитых сельскохозяйственных производств среди стран СНГ. Благоприятными факторами его формирования было наличие плодородных земель, хороших климатических условий, трудовых ресурсов. Однако есть и неблагоприятные факторы, влияние которых все резче проявляется ныне: невысокая обеспеченность пахотными землями (0,7 га на душу населения), низкая доля кормовых угодий, высокая степень освоенности почти исключают возможности роста сельскохозяйственных угодий. Значительная часть земель юга относится к зоне "рискованного земледелия": они требуют орошения, велика здесь и доля засоленных земель. Для Полесья, наоборот, важна проблема осушения. Одной из особенностей развития сельского хозяйства стало увеличение доли занятых с 19,3% в 1991 г. до 21,8% в 1997 г. и сокращение производства в общественном секторе, что не компенсировалось его ростом в частном. В целом выход продукции на душу населения снизился, понизилась товарность.

В структуре сельского хозяйства ведущее место принадлежит растениеводству. Посевные площади занимают более 32 млн га, но почти половина их подвержена эрозии, что является одной из важных украинских проблем. Главное место занимают зерновые, под ними занято 16-17 млн га. Важнейшая зерновая культура - озимая пшеница, самые благоприятные условия для ее выращивания сложились в лесостепной и степной зонах, где ее доля в посевных площадях составляет более 1/2. Из других зерновых выращиваются ячмень, рожь, кукуруза и др. Валовой сбор зерна за последние годы выглядел так: 1988 г. - 47 млн т, 1993 г. - 46, 1997 г. - 35. На снижение сбора зерна влияют и природные условия, но ведущее значение имеют социально-экономические факторы: снижение посевных площадей, сокращение внесения минеральных удобрений, нехватка техники. Все это привело к снижению урожайности зерновых (1990 г. - 35 ц с га, 1995 г. - менее 30). Украина лишь в урожайные годы экспортирует незначительную часть зерна, в последние оды экспорт вообще отсутствовал.

Среди технических культур главное место принадлежит сахарной свекле: Украина имеет самое большое в мире свекловичное поле (1,6 млн га, но выход продукции с 1 га - вдвое ниже, чем во Франции). В 1991 г. валовой сбор составлял более 30 млн т, в 1996 г. -. 23 млн т (урожайность снизилась с 27 т с га до 19). Основная часть посевов сосредоточена в лесостепной зоне. Украина имела самую мощную сахарную промышленность, но потребности в сырье сейчас не удовлетворяются за счет собственной сахарной свеклы. Тем не менее Украина продает часть сахара, что привело к спаду цен на него на мировом рынке.

Из других культур выращивают подсолнечник (южные районы), лен и картофель в Полесье; широко развито овощеводство, садоводство, виноградарство (главным образом в Крыму).

Главной отраслью животноводства является разведение крупного рогатого скота (его доля в поголовье превышает половину), кроме того, развито свиноводство и овцеводство. Крупный рогатый скот выращивается практически во всех районах, отсутствие пастбищных угодий определило стойловое содержание в основном молочного и молочно-мясного направления. Свиноводство развито повсеместно, овцеводство. в горных и предгорных районах, в южных степях Украины и Крыма. Определились следующие зоны специализации: в Полесье - ржано-картофельная специализация с развитым льноводством, в животноводстве преобладает крупный рогатый скот мясного направления (Полесье - один из немногих районов, где имеются естественные пастбища). Для лесостепи характерно свекловично-зерновое хозяйство, а также разведение крупного рогатого скота на концентрированных кормах и отходах сахарной промышленности, свиноводство. Степь - главный сельскохозяйственный район - дает 46% валового сбора зерна, около 80% семян подсолнечника, 50% овощей, значительное количество фруктов и винограда. Для Карпат характерно садоводство, для Крыма - виноградарство и производство эфиромасличных культур. Вокруг крупных промышленных центров сложились ареалы пригородного хозяйства.

Транспорт. Украина располагает всеми видами транспорта, но главную роль в перевозках грузов и пассажиров выполняет автомобильный (его доля более 70%). Вследствие равнинного характера территории для него характерно относительно равномерное развитие, более высокой плотностью отличаются западные районы страны.

Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет около 160 тыс. км. Предполагается строительство трансъевропейской автострады Киев - Мадрид.

Железнодорожному транспорту принадлежит второе место по объемам отправлений грузов и пассажиров. Значительная часть железных дорог была построена в XIX в., протяженность их составляет 23 тыс. км, а густота - 3,8 км на 100 км2 (это один из самых высоких показателей в СНГ). Наиболее мощные грузопотоки формируются в Донецком бассейне и Приднепровье, главными грузами являются уголь, железная руда, металлопродукция и др. Важное значение железнодорожному транспорту принадлежит и в международных связях.

Протяженность трубопроводов более 40 тыс. км, их сеть достаточно густа, так как через Украину проходят нефть и газ из России в Европу.

Важное значение принадлежит речной системе Днепра и его притоков, судоходными являются также Южный Буг и Дунай. В перевозках преобладают минеральные строительные материалы, руды, уголь. Крупнейшими портами являются Днепропетровск, Запорожье, Херсон, Киев, Рени.

В структуре перевозок морскому транспорту принадлежит предпоследнее место. Главным портом является Одесса (Новоильичевский и Южный порты, построенные вблизи Одессы, специализируются на экспорте нефти и нефтепродуктов), велика роль в перевозке грузов Николаева, Херсона, Мариуполя, Севастополя. Морской транспорт имеет важное значение в международной торговле.

Роль воздушного транспорта в перевозке пассажиров и грузов невелика, он имеет большое значение в международных перевозках. Основными аэропортами являются Киев (Борисполь), Одесса, Симферополь, Харьков и Львов.

Приоритетным в развитии транспортной системы считается прежде всего улучшение связей с европейскими странами (для этого предполагается изменить ширину железнодорожной колеи с 1520 до 1435 мм).

Внешнеэкономические связи. Внешнеторговый оборот Украины в 1997 г. составил 26,4 млрд долл., при этом отрицательное сальдо составило 2,6 млрд долл. В структуре экспорта на долю СНГ приходится менее половины; более 80% экспорта, направляемого в страны Содружества, приходится на Россию. В Россию вывозятся тепловозы, вагоны, станки, шахтное оборудование, химикаты, железная и марганцевая руды, сахар. Среди других стран, импортирующих из Украины сырье, - Китай, Чехия, Словакия, Турция.

В структуре импорта на СНГ приходится также менее половины, но на долю России - более 90%. Россия поставляет нефть и газ, грузовые и легковые автомобили, зерноуборочные комбайны и другую продукцию машиностроения. Среди других стран доминируют восточноевропейские, а также ФРГ, оттуда ввозится продукция машиностроения и продовольствие. Торговые отношения со странами СНГ продолжают сокращаться.

Объем иностранных инвестиций (1991-1996 гг.) составил около 2 млрд долл., хотя для восстановления и реконструкции только металлургической промышленности в 1990-е гг., по мнению экономистов, требуется не менее 7 млрд долл., машиностроения - 5, транспорта - 3,7, химической промышленности - 3,3 млрд долл. По размерам инвестиций лидируют США (332 млн долл.), Нидерланды (180 млн долл.), ФРГ (173 млн долл.), Великобритания, Кипр, Россия. Наибольший интерес инвесторы проявляют к пищевой промышленности (20% всех инвестиций), внутренней торговле, страховому делу и лишь в последнюю очередь - к машиностроению. Внешний долг Украины (с учетом текущей задолженности за поставки топлива из России и Туркмении) приближается к 1/4 ее ВВП.

Региональные различия. В настоящее время районирование Украины претерпело изменения. Существует несколько подходов к экономическому районированию. По мнению О.И. Шаблия, целесообразно выделять шесть районов, Ф.Д. Заставного - три укрупненных района (хотя он же предлагает и более дробную сеть из девяти районов). Мы рассмотрим три главных экономических района по Ф.Д. Заставному: Западный район (ранее Юго-Западный), Восточный (Донецке-Приднепровский) и Южный. Границы их в начале 1990-х гг. несколько изменились, например, Кировоградская область теперь входит в Западный район.

Самый мощный район - Восточный, его отличительной чертой является однородность развития производства, большинство отраслей промышленности его были основой союзной специализации. Главное здесь - тяжелая индустрия, сформировавшаяся на базе каменного угля, железной и марганцевой руд, горно-химического сырья; основные отрасли - каменноугольная, железорудная, черная металлургия, тяжелое машиностроение, химическая промышленность, экономическое ядро - Донбасс. Это один из самых густозаселенных районов, где доля городского населения превышает 80%. Именно здесь сосредоточен основной потенциал металлургической промышленности, машиностроения и основной химии. Самым значительным промышленным

узлом района является Донецко-Макеевский со "столицей" Донбасса - Донецком. В Приднепровье крупнейшими центрами являются Днепропетровск, Запорожье, Кривой Рог. Черная металлургия и машиностроение (более разнообразное в сравнении с Донбассом) - ведущие отрасли. На севере района располагается Харьковский узел - центр машиностроения, разнообразной обрабатывающей, легкой и пищевой промышленности. На юге важный центр - Мариуполь, где ведущими отраслями выступают также черная металлургия, тяжелое машиностроение и судостроение; это второй по величине (после Одессы) порт страны. По уровню развития сельского хозяйства выделяются северные области, где выращиваются пшеница и сахарная свекла, повсеместно развито животноводство.

Особенностью экономико-географического положения Западного района является близость к странам Европы, высокая транспортная освоенность. В сравнении с другими районами он лучше обеспечен водными ресурсами, но одна из его главных проблем - слабая энергетическая база. Большое развитие, в отличие от Восточного района, получило здесь точное машиностроение, химическая и пищевая промышленность. В целом по экономическому потенциалу район значительно уступает Восточному, несмотря на наличие на его территории столицы. Киев (2,6 млн чел.) - столица Украины с 1934 г., это крупнейший промышленный, научный и культурный центр, вокруг которого сложилась большая агломерация. Здесь развито разнообразное машиностроение, в том числе радиоэлектронное, химическая, легкая и пищевая промышленность. Кроме Киева к крупным промышленным центрам можно отнести Львов, Чернигов, Черновцы и др. Район - ведущий в производстве сельскохозяйственной продукции.

Самым небольшим районом является Южный. Отрасли его специализации: судостроение, химическая и пищевая промышленность. Велико транспортное значение района: своеобразием его положения является выход к Черному и Азовскому морям, наличие важнейших портов (Одесса, Севастополь и др.). Зерновое хозяйство, производство овощей, фруктов, винограда - главные направления в сельском хозяйстве. Юг Украины располагает рекреационным потенциалом на Южном берегу Крыма.

Контрольные вопросы

  1. Каковы особенности минерально-сырьевой базы Украины?
  2. Чем характеризуется демографическая ситуация на Украине?
  1. Какие отрасли машиностроения являются отраслями международной специализации страны?
  2. В чем выражается специфика внешнеэкономическихсвязей Украины со странами СНГ?

224:: 225:: 226:: 227:: 228:: 229:: 230:: 231:: 232:: 233:: 234:: 235:: 236:: 237:: 238:: 239:: 240:: 241:: 242:: 243:: 244:: 245:: 246:: 247:: Содержание

 

247:: 248:: 249:: 250:: 251:: 252:: 253:: 254:: 255:: 256:: 257:: 258:: Содержание

Глава 8. Белоруссия

  • Площадь - 207,6 тыс. км2
  • Население - 10,2 млн чел. (1998 г.)
  • ВВП - 41,3 млрд долл. (1996 г.)
  • ВВП на душу населения - 4,0 тыс. долл. (1996 г.)

Белоруссия - небольшая по территории и численности населения страна в Восточной Европе впервые получила статус национального образования в 1919г. как союзная республика СССР; с 1991 г. - независимое государство в составе СНГ; в 1996 г. Белоруссией и Россией был заключен Договор об образовании Сообщества, а в 1999 г. - Союз России и Белоруссии, предусматривающий особые отношения с Россией (согласование внешней политики, формирование единого экономического пространства, пошлинные льготы и др.). В столице Белоруссии Минске находятся исполнительные органы СНГ.

Располагая бедной минерально-сырьевой базой и квалифицированными трудовыми ресурсами, Белоруссия представляла собой "сборочный цех" в советский период. Приоритетное развитие получили станкостроение, автомобилестроение, электронная промышленность, нефтехимия. В 1980-е гг. производство химической продукции на душу населения превышало среднесоюзный уровень, отрасль получила широкое развитие благодаря нефти и газу из России. Процесс приватизации находится в начальной стадии и не затронул ведущие отрасли реального сектора экономики, доля госсектора составляет 65%, а частного - 33% (в основном в торговле и сфере услуг).

До 1996 г. ВВП Белоруссии неуклонно падал, но с 1997 г. ситуация изменилась: рост его составил 8% по сравнению с предыдущим годом, промышленное производство возросло на 9%. Экономический рост шел при резком снижении западных займов и инвестиций. По оценке Всемирного банка, он достигнут в основном за счет кредитов Центрального банка, внутренних резервов и интеграционных мероприятий с Россией.

Страна имеет высокоразвитое сельское хозяйство, показатели его продуктивности превосходили среднесоюзные, но в 1990-е гг. производство сельскохозяйственной продукции снизилось.

Белоруссия - одна из наиболее пострадавших республик СССР в годы Второй мировой войны, там существовала "партизанская республика", что до сих пор отражается в сознании населения; довоенная численность населения была восстановлена лишь в 1970 г. Огромный ущерб Белоруссии нанесла авария Чернобыльской АЭС в 1986 г., особенно пострадали юго-восточные области, последствия катастрофы до сих пор сказываются на здоровье населения.

Географическое и геополитическое положение. Белоруссия - небольшое по площади государство (протяженность его с севера на юг составляет 560 км, с запада на восток - 650 км), граничит с Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией. По площади она сопоставима с такими европейскими странами, как Румыния, Великобритания, по численности населения - с Бельгией, Чехией или Югославией. Страна не имеет выхода к морю, но располагает достаточно развитой транспортной системой, формирование которой в основном завершилось в XIX в. Благоприятными факторами геополитического положения является протяженная граница с Россией. Белоруссия представляла передовую линию глубокоэшелонированной обороны СССР, военные объекты занимали около 10% территории (по сравнению с 2% для Советского Союза в целом), именно отсюда шло управление силами и средствами противовоздушной обороны страны. По количеству ядерных вооружений республика занимала 4-е место в СССР. В настоящее время экономика Белоруссии значительно демилитаризована, она первой в СНГ объявила себя безъядерной страной.

К благоприятным геополитическим факторам можно отнести близость к европейским государствам, способствующую развитию внешнеэкономических отношений с ними.

Геоэкологическое положение Белоруссии осложняется последствиями чернобыльской аварии и воздействием на окружающую среду химической промышленности, особенно в местах производства калийных удобрений. Методы переработки несовершенны, отходы составляют до 75%, а отвалы у Солигорска (главного центра) занимали в начале 1990-х гг. более 500 га пахотных земель, шламохранилища - еще 650 га. Из землепользования выведено порядка 3000 га. Освоение калийных солей сказывается на состоянии атмосферы, водных ресурсах и т.д.

Природные условия и ресурсы. Белоруссия - равнинная страна, поверхность ее характеризуется чередованием обширных равнин, низин и возвышенностей. Более 60% территории имеют среднюю высоту над уровнем моря от 100 до 200 м. Максимальная отметка 345 м - находится на Минской возвышенности. Выделяются две части - всхолмленный северо-запад и равнинный юго-восток. На северо-западе располагается самая большая гряда - Белорусская (конечно-моренная гряда Валдайского оледенения), весь юг занят обширным низменным пространством Белорусского Полесья, которое сливается с Украинским, переходя на востоке в Приднепровскую низменность. Такой рельеф способствовал интенсивному хозяйственному освоению. Климат умеренно континентальный с мягкой и влажной зимой и относительно прохладным дождливым летом (сказывается влияние Атлантики). Средние температуры января -4...-8˚С, июля +17...+ 19˚С. В центральной и северо-восточной частях количество осадков составляет 600-650 мм, на юге и юго-западе - 550-600 мм. Климат в общем благоприятен для сельского хозяйства.

Белоруссия богата внутренними водами (насчитывается около 3000 рек и 4000 озер); по ее территории протекают реки бассейнов Черного и Балтийского морей. Наиболее обширны система Днепра (700 км по территории Белоруссии) с притоками и Западной Двины (350 км). Водоразделом Черного и Балтийского морей является Белорусская гряда. Днепровско-Бугский канал связывает реки двух бассейнов (Припять соединена с притоком Буга Мухавом). Озерным краем называют северо-запад страны.

Почвы не отличаются высоким плодородием, в основном это дерново-подзолистые, торфяно-болотные и поименно-луговые, требующие культивации (в этом случае плодородие их резко возрастает). Около 7 млн га земель - болота (площадь пашни 6 млн га), проблема их осушения существует с XIX в. Около трети территории занято лесами, преобладают хвойные, часть из них имеет промышленное значение.

Из топливных ресурсов страна располагает торфом, нефтью, газом, сланцами и бурым углем, но масштабы их крайне ограниченны. Запасы торфа - около 5 млрд т (2-е место после России), главная часть их сосредоточена в Полесье. Большую ценность торф имеет для сельского хозяйства (производство органических удобрений), но используется также в энергетике и химической промышленности. На юге были обнаружены ресурсы нефти и газа, освоение их началось с 1960-х гг. (Речицкое месторождение), но нефть довольно низкого качества, запасы ее невелики.

Белоруссия богата горно-химическим сырьем: калийными, каменными, поваренной солями. По запасам калийных солей (они оцениваются в 42 млрд т) она уступала только России, главное месторождение - Ста-робинское на юге осваивается с 1960 г. Каменная и поваренная соль есть на юго-востоке и юге Белоруссии: запасы только Давыдковского и Мо-зырского месторождений составляют 22 млрд т.

Историко-географические особенности. В древности на территории Белоруссии проживали восточнославянские племена (кривичи, радимичи, волыняне, древляне и др.). Первые княжества, которые здесь возникли - Полоцкое и Турово-Пинское, - в начале IX в. вошли в состав Киевской Руси. Первое упоминание о Минске относится к 1067 г. После распада Киевской Руси большая часть территории захватывается литовскими князьями. В 1569 г. по Люблинской Унии белорусы входят в состав Речи Посполитой и более чем на 200 лет попадают в кабалу к полякам. С этого момента начинается миграция населения в Россию, уход в казачество, в другие страны. По первому разделу Польши в 1772 г. к России отходит восточная, а в 1793 и 1795 гг. - остальная часть Белоруссии. Вхождение в состав России благоприятно сказалось на развитии экономики, в основном легкой и пищевой промышленности (по числу занятых на первом месте стояли винокуренные заводы). В 1862 г. была построена одна из первых железных дорог в России Петербург - Варшава.

Белоруссия в XIX в. была крупным поставщиком льна, кожи и масличных семян. В 1913г. доля индустрии составляла 25%. В основном преобладала промышленность по первичной обработке сырья (маслобойни, крахмальные заводы), развивалась металлообработка (механические мастерские); полезные ископаемые не разрабатывались. Первая мировая война нанесла огромный ущерб хозяйству Белоруссии, только людские потери составили около 1,4 млн. В 1919 г. была образована Литовско-Белорусская ССР, с 1922 г. - Белорусская ССР. По Рижскому договору 1921 г. Западная Белоруссия была передана Польше (40% территории, 38% населения), в 1939 г. произошло воссоединение Западной Белоруссии с БССР. В годы Второй мировой войны Белоруссия также понесла значительные потери: была разрушена практически вся промышленность, погибла 1/4 часть населения. В период войны на территории Белоруссии, как нигде, развернулось партизанское движение. Восстановление хозяйства шло быстрыми темпами: уже в 1947 г. были выпущены первые грузовые автомобили, тогда же начало развиваться тракторостроение и другие

отрасли машиностроения. С начала 1960-х гг. осваиваются полезные ископаемые. В 1980-е гг. бурными темпами развивается химическая промышленность, особенно органического синтеза. Республика превратилась в один из ведущих районов обрабатывающей промышленности СССР.

Государственный строй. Белоруссия - республика, главой государства и исполнительной власти является президент. Двухпалатный парламент (национальное собрание) - высший орган законодательной власти: нижняя палата - палата представителей, верхняя палата - Совет Республики. К ведущим политическим партиям относятся Объединенная демократическая партия Белоруссии (ОДПБ), Белорусская крестьянская партия, Белорусская социал-демократическая громада, партия коммунистов Белоруссии и др. В профсоюзном движении доминирует Федерация профсоюзов Белоруссии. Страна является членом ООН. В административном отношении она делится на шесть областей. Официальным языком является белорусский, русскому языку придан статус равного с белорусским. 70% верующих - православные христиане, 14% - приверженцы римско-католической церкви, остальные - греко-католики, иудаисты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.125.144 (0.057 с.)