Использование союзов «но» и «а» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование союзов «но» и «а»



Слова «но» или «а» — признак того, что наступает из­менение направления рассуждения или повествования. На примере нескольких отрывков мы с вами уже увидели, насколько важно слово «но». В Нагорной проповеди Иисус несколько раз повторяет: «Вы слышали, что сказано..., а Я говорю вам» (Мф. 5). В пятой главе Посла­нии к Галатам Павел пишет: «Дела плоти известны» (ст. 19) и далее перечисляет их. Затем в стихе 22 он поворачивается на 180 градусов и говорит: «Плод же духа...» (м англ. «но плод Духа» — прим. пер.) и перечисляет уже плоды Духа. Итак, он устанавливает контраст между тем, что производит плоть, и тем, что производит Дух.

Книга Деяния апостолов 1:8 — тот стих, который мы подробно рассматривали, также начинается с «но». Помните, как это заставило нас вернуться назад и посмотреть на контекст, где мы обнаружили разговор Господа с апостолами? Они хотели знать, скоро ли Он будет восстанавливать Свое царство. Господь ответил, что не их дело знать времена или сроки. Но... и далее следует все то, что мы видели в стихе 8.

Позже в Книге Деяния апостолов описывается, как Филипп с большим успехом предпринимает евангелизационный поход в один из городов Самарии (8:5-8). Фактически, реакция была столь ошеломляющей, что апостолы из Иерусалима отправили Петра и Иоанна, чтобы выяснить и проверить все факты этого успеха. В стихе 26 говорится о том, что же случилось после того, как они закончили свое дело и возвращались домой. «А Филиппу ангел Господен сказал: Встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста».

Снова краткое слово а сигнализирует об изменении направления. Оно проводит контраст между Петром и Иоанном, направляющимися из одного города в дру­гой, и Филиппом, который внезапно оказывается на безлюдной дороге.

Это похоже на то, как если бы я проповедовал в Хьюстоне с командой Билли Грема, где, по действию Духа Святого, люди толпами обращались бы к Богу; и вдруг, вечером того же дня, Господь сказал бы мне: «Хендрикс, садись на автобус и направляйся на запад Техаса. Я скажу тебе, где выходить». Вы знаете, я бы почувствовал себя так, будто меня бесцеремонно по­низили в звании. Тут, в большом городе, происходят такие важные и удивительные события, а меня от­правляют куда-то на периферию.

Но Филипп не воспринимает это так. Он повиновался Божьему призыву — и Дух перенес его к официальному лицу королевы Эфиопии. Филипп привел этого человека ко Христу — и Евангелие распространилось в Африке. Слово «а» из стиха 26 привлекает внимание к этим событиям, создавая контраст.

«Но» и «а» одни из самых важных слов, с которыми вы столкнетесь во время изучения Библии. Всякий раз, когда вы их видите, останавливайтесь и задавайте вопрос: «Какой контраст прячется за ними?».

 

Метафоры

Посредством метафор можно показать не только сходства, но и различия.

Помните притчу о неправедном судье, описанную в восемнадцатой главе Евангелия от Луки? Бедная вдова день за днем взывает к не совсем порядочному судье и просит его о правосудии. А он не слышит ее. Однако в конечном итоге ее настойчивость склоняет судью при­мять решение в ее пользу.

Что мы вынесем из этой истории? В конце концов, не­праведный судья занимает то же положение, что и Бог. Это нам понятно? Ключ, который нужно заметить — это мастерски использованный контраст. В сущности, Он говорит: «Если коррумпированный и безразличный к человеческой нужде судья в конце концов уступает молениям настойчивой вдовы, то насколько скорее наш Небесный Отец ответит на моления Своих детей?» Вся притча строится на умелом использовании контраста.

Я буду еще говорить о притчах в главе 36, когда мы коснемся переносного значения слов.

 

Ирония

Позвольте показать вам еще один выдающийся случай контраста. Он тоже находится в Евангелии от Луки. В восьмой главе Иисус путешествует по области Галилейской, учит и исцеляет. За ним следуют толпы парода. На самом деле Лука детально показывает, сколько людей окружало Христа тогда: с Ним были 12 учеников (ст. 1), группа женщин, которая поддерживала Его финансово (ст. 2-3) и «множество парода», которое следует за Ним (ст. 4).

Иисус на некоторое время оставляет эту толпу и отправляется в область Гадаринскую, где изгоняет легион бесов (ст. 26-39). Когда же Он возвращается, все, оказывается, ожидают Его на месте (ст. 40).

Напряжение нарастает в момент, когда к Иисусу под­ходит начальник по имени Иаир и отчаянно просит Иисуса о помощи: «Господь! Приходи быстрей! Моя дочь очень больна. Она не выживет, если Ты не поспешишь к ней на помощь».

Толпа приходит в волнение, теперь уже из-за ситу­ации «жизни-или-смерти», связанной с маленькой девочкой. Успеет ли Иисус туда вовремя? Все хотят знать это, и Лука очень детально описывает всю эту спешку, говоря в стихе 42: «Когда же Он шел, народ теснил Его». Таково описание людей, следующих за машиной «скорой помощи»!

В этот момент возникает иронический контраст. Появляется женщина, у которой было хроническое кровотечение, возможно, от какого-то гинекологиче­ского расстройства или чего-то еще, мы не знаем. Текст говорит нам только то, что она каким-то образом пробивается сквозь толпу и подходит к Иисусу сзади. Прикоснувшись к Нему, она исцеляется. Внезапно Иисус останавливается. Останавливается и вся толпа. «Кто прикоснулся ко Мне?» — спрашивает Он (ст. 45).

Вопрос почти комичен. И в самом деле, интересно наблюдать за реакцией учеников: «Кто прикоснулся к Тебе? Господь, народ прикасается к Тебе с тех пор, как мы сошли с лодки».

Но Иисус чувствовал прикосновение веры. И Лука хо­чет, чтобы мы увидели этот контраст: посреди всеобщей суматохи, в самой гуще толпы, незнакомая женщина тайно и тихо, но с верой подходит к Спасителю — и Он узнает ее. Она одна возвышается над толпой благодаря своей вере. Лука вводит ее в повествование, чтобы мы заметили ее и осознали важность веры через ее пример.

Использование метафор, сравнений и контрастов основывается на человеческой склонности соотносить и противопоставлять. Когда вы изучаете Писание, прислушивайтесь к внутреннему голосу, говорящему: «Эй, это похоже на тот отрывок, который я рассмат­ривал вчера», или «Эта часть отличается от всего остального, описываемого в этой книге». Это сигналы того, что автор использует сходства и различия, чтобы донести нам свою мысль.

 

 

ПОПРОБУЙТЕ ВЫ

 

Евангелие от Иоанна 11:1—46 представляет собой прекрасный материал для изучения, основанного на нахождении сравнений и контрастов. Это история о вос­крешении Лазаря. Сам Лазарь на самом деле является в ней фигурой заднего плана. В действительности же Иоанн фокусирует внимание на двух его сестрах: Марфе и Марии.

 

Внимательно прочитайте описание, а затем подумайте над следующими вопросами: «Каковы были отношения между Иисусом и этими двумя женщинами? Есть ли другие места в тексте, которые проливают свет на этот вопрос? Как две сестры подходят к Иисусу? Как Он отвечает им? Что Он говорит им? Сравните и противопоставьте веру этих двух женщин. Как можно сравнить их с учениками и другими людьми, наблюдавшими за происходящим?».

 

 

РЕАЛИИ

 

В качественном наблюдении есть два существенных компонента. Во-первых, необходимо научиться внима­тельно читать. Во-вторых, понять, что искать. Мы гово­рили, что есть пять вещей, которые нужно искать, при­ступая к изучению Божьего Слова, мы закрепили их за пятью пальцами руки.

Последний, шестой, закрепим за ладонью (см. рисунок ниже):

 

РЕАЛИИ

Главный смысл этого ключа — честность или правда о нашей жизни. Что этот отрывок говорит вам о действительности? Какие аспекты текста перекли­каются с вашим личным опытом?

 
 

Здесь вам нужно прибегнуть к воображению. Вам следует искать принципы, применимые в жизни (больше об этом мы поговорим в главе 43). Мы явно живем в культуре, которая разительно отличается от культуры библейской эры. Тем не менее мы переживаем то же, что переживали библейские персонажи. Мы испытываем те же эмоции, нас мучают те же вопросы. Они были настоящими живыми людьми, и сталкивались с теми же трудностями и проблемами, с которыми сталкиваемся мы. У них были такие же искушения.

Итак, когда я читаю о них в Писании, я должен спросить: «Каковы были устремления этого человека? Какие у него были цели? С какими проблемами он сталкивался? Как он себя чувствовал? Какой была его реакция? Каким будет мой ответ?»

Часто мы изучаем или преподаем Писание так, будто это какой-то академический предмет, не имеющий ничего общего с реальной жизнью. Мы ищем в нем какие-то отвлеченные, абстрактные идеи — тогда как оно учит нас, как жить. Поэтому нет ничего удивительного в том, что для многих из нас Библия скучна. Мы пропускаем лучшие уроки Божьего Слова потому, что нам не удается научиться чему-то из жизни людей, описанных в нем.

Разрешите представить вам несколько человек, которые, на мой взгляд, помогают нам применить ис­тину в реальной жизни. Мне очень нравится в Библии то, что она всегда возвращает меня к действительности. В ней действующие лица никогда не описываются лишь в светлых тонах. Если это служит к нашему назиданию, то проступки героев описываются явно и без утайки, и мы вольны выносить из них собственные уроки.

Авраам

В Книге Бытие 22:2 Бог говорит Аврааму: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты лю­бишь, семя твое, и принеси его в жертву». Итак, Авраам со своим сыном Исааком, который уже был подростком или даже юношей, отправляется на гору Мориа.

Исаак говорит ему: «Послушай, отец, у нас есть дрова. У нас есть огонь. Но где же жертва?» Авраам знает, что жертвой должен стать его сын. Как по-вашему, он себя чувствовал? Как бы чувствовали себя вы?

 

Моисей

Моисей был потрясающим лидером — наверное, наи­более выдающимся лидером всех времен. Но он так и не попадает в Землю Обетованную. Почему? Потому что он однажды не в точности выполнил Божественное указа­ние, ударив по скале дважды (Числ. 20:1-13). Один несдержанный поступок — и он навсегда лишен воз­можности попасть туда. Как подействовало на него это наказание? Какие чувства оно могло вызвать в нем по отношению к Богу? По отношению к жизни? Обра­тите внимание на Псалом 89.

А как вы реагируете на последствия своего собст­венного греха?

 

Ной

Ной был праведным человеком. В поколении, насквозь пропитанном злобой и пороком, он был по­слушен Богу, и этим спас себя и свою семью от потопа. Однако повествование говорит мне, что и он был не без изъяна. Однажды он сильно напился (Быт. 9:20-21). Я думаю: «Как это могло случиться?» Тем не менее, Писание описывает его не как совершенную личность, а как настоящего живого человека. Праведный? Да. Почитаемый Богом? Несомненно. Но кроме этого, он еще и слабый, греховный и терпящий неудачу человек. Какой смысл сокрыт в этом отрывке для меня?

 

Давид

Наверное, царь Давид относится к тем библейским героям, жизнь которых мне нравится изучать больше других. Он был одарен во многих областях. Это удивительная личность. Не знаю, как вы, но всякий раз, когда я изучаю личность, подобную ему, я просто чувствую себя недостойным, потому что во многом уступаю ему. Давид не только красивый юноша, не только храбрый воин, не только сильный атлет, он не только великий поэт и музыкант и даже не только великий лидер. Что же можно к этому прибавить? Кажется, он имеет все. Он — единственный человек и Писании, о котором сказано, что он — человек по сердцу Бога (1 Цар. 3:14). Почему? Потому что он был безгрешным? Нет. Потому что он умел, упав, подняться и идти дальше по пути, предназначенному ему Богом.

Несмотря на все это, Божий избранник пережил сильное падение. Это случилось однажды, когда он находится дома — вместо того, чтобы быть на поле битвы со своими войсками. Хватило всего лишь одной женщины, чтобы свести его верность Господу к нулю. О чем говорит нам Дух Святой, включая эту трагедию в повествование? Какие предостережения преподносит Он нам? Какую оценку Он дает нашей человеческой природе?

 

Петр

Причина, по которой столь многим нравится Петр, заключена в том, что он очень напоминает нам нас самих. Мы часто упоминаем о его импульсивности и непостоянстве, говоря: «Ну вот, он говорит или делает как раз то, что сделал или сказал бы я». Например, он хочет в одиночку расправиться с сотней человек, чтобы спасти Иисуса в Гефсиманском саду (Ин. 18:10). И вскоре тут же мимо него проходит молодая служанка и говорит: «Эй, а ты случайно не один из Его учеников?»

Он отрекается: «Нет, что ты!»

«Я знаю, что ты один из них», — настаивает она.

«Оставь это, женщина, — возражает он. — Я со­вершенно не знаю, о чем ты говоришь».

В конце концов, она говорит: «Да, тебя же выдает акцент. Ты говоришь, как галилеянин. Ты был одним из Его учеников, не так ли?»

И Петр начинает клясться и божиться перед этой девушкой, лишь бы не попасть в число подозреваемых.

Если мы вернемся и посмотрим на этот инцидент, то удивимся: «Кто говорит это? Неужели это тот че­ловек, который говорил Иисусу: „Ты можешь на меня положиться"? Но в самый критический момент он терпит поражение. Петр — человек. Могло бы это произойти с вами или со мной?»

 

Иоанн Марк

Иоанн Марк — один из тех персонажей, которых мы часто просто не замечаем, потому что о нем гово­рится очень мало. Он начинает служение с Павлом и Варнавой и отправляется с ними в первое миссионерское путешествие. Они отплывают от побережья Палестины на Кипр, а затем в Малую Азию. И как только они достигают большой земли, Иоанн Марк вдруг отказывается от предпринятого дела и отправ­ляется домой (Деян. 13:13).

Позже Павел и Варнава решают предпринять другое путешествие, и Варнава предлагает взять Иоанна Марка. Но Павел говорит: «Ну уж нет. Мы не берем его. Он подвел нас в прошлый раз, и я не хочу, чтобы это повторилось снова». Текст говорит, что их разно­гласия были настолько сильными (заметьте себе!), что они решили разделиться (Деян. 15:36-39).

И только в конце своей жизни Павел пишет: «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» (2 Тим. 4:11). Каким это образом Иоанн Марк стал полезен? Конечно, это произошло не благодаря Павлу. Варнава был тем, кто взялся быть его наставником и превратил его в человека, готового к служению Богу. В конце концов, это оценил и сам Павел.

 

На описаниях всех этих людей лежит печать жиз­ненной достоверности. Но ее легко пропустить, если ваш взгляд не настроен искать то, что говорит о нашей жизни правду. Когда вы изучаете Слово Божье, убеди­тесь, что вы соотносите Его истины с реальной жизнью. Тогда вы обнаружите, что люди в библейском повествовании такие же, как и мы с вами. Они сделаны из того же теста.

 

Итак, перед вами шесть ключей, которые нужно искать всякий раз, приступая к изучению Библии.

 

1. Акценты/то, что подчеркивается (большой палец).

2. Повторения/то, что повторятся (указательный палец).

3. Взаимосвязи/то, что взаимосвязано (средний палец).

4. Сходства/то, что похоже (безымянный палец).

5. Различия/то, что отличается (мизинец).

6. Реалии/то, что реально (ладонь).

 

Есть ли библейский прецедент для того, чтобы задавать эти вопросы? Я думаю, да. Возьмите Книгу Притчей 20:12. Это самый аудиовизуальный отрывок в Библии: «Ухо слышащее (аудио компонент) и глаз видящий (визуальный компонент) — и то и другое создал Господь».

Итак, ваше задание понятно: научитесь слышать (не просто слушать); научитесь видеть (не просто смотреть).

 

НАЙДИТЕ

 

Говоря о том, что Библия описывает правдивые события, применимые к нашей жизни, посмотрите, сколько запрятанных предметов вы можете найти на этой картинке.

 


 

 

(Ответы на стр. 168)

 

 

 

ПРЕДСТАВЬТЕ КАРТИНУ В ЦЕЛОМ

 

В этой главе мы переходим в следующий класс школы Наблюдения. Помните, мы начинали с наблюдения над одним стихом — Книга Деяния апостолов 1:8. Интерес­нейший пример. Затем мы перешли к Книге Неемии 1:4-11, где исследовали несколько стихов, объединен­ных общей темой — молитвой Неемии.

А сейчас давайте разберем то, что называется разде­лом, или собранием отрывков, объединенных общей темой. Это достаточно крупная единица языкового материала, включающая в себя, как правило, несколько взаимосвязанных глав. Сначала я пройду один раздел, чтобы показать, как выглядит процесс наблюдения и такой ситуации, а затем дам несколько конкретных рекомендаций касательно того, как проводить самостоятельное наблюдение библейских разделов.

НАЧИНАЙТЕ С ОБЗОРА

Мы с вами будем разбирать главы 4 и 5 Евангелия от Марка. Я попрошу вас открыть Библии, потому что отрывок слишком длинный для того, чтобы приводить его здесь. Перед тем, как начинать разбор, уделите несколько минут прочтению этих двух глав.

Два сектора

Фактически, в этом разделе у нас два сектора. Евангелие от Марка 4:1-34 я бы назвал сектором прит­чей. Заметьте, что четвертая глава начинается с того, что Иисус учит у моря Галилейского. Второй стих говорит нам: «И учил их притчами много...» Итак, это — ситуа­ция обучения, а притчи — основное средство общения. В стихах 33-34 мы читаем: «И таковыми многими прит­чами проповедовал им слово, сколько они могли слы­шать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все».

Затем, начиная с 4:35 и продолжая до 5:43, мы видим сектор чудес. Тут мы видим последовательность из четырех чудес: чудо усмирения бури (4:35-41), чудо исцеления бесноватого (5:1-20), чудо с врачеванием женщины, страдавшей от кровотечения (5:25-34) и чудо воскрешения дочери Иаира (5:21-24, 35-43). Что нам говорит порядок, в котором Марк располо­жил эти чудеса? Заметьте, они расположены по нарастающей.

А сейчас, просмотрев притчи, скажите, какое ключе­вое выражение в них повторяется? «Кто имеет уши слы­шать, да слышит» (4:9, 23). Я до сих пор помню, как, столкнувшись с этим выражением впервые, подумал: «Скажите на милость, что все это значит? В конце концов, что еще можно делать с ушами?» С тех пор я обнаружил, что люди проделывают со своими ушами всевозможные вещи: надевают на них сережки, соби­рают серу — словом, делают все, что угодно, только не слушают.

Я предоставлю вам возможность самим подробно исследовать первый сектор данного раздела из пове­ствования Марка.

СОСТАВЬТЕ ТАБЛИЦУ

Закончив наставлять, Иисус перешел к проверке знаний. Видите ли, Он был прекрасным учителем: Он давал тесты и контрольные работы. Но не такие, как мы сегодня даем в наших учебных заведениях, цель которых — увидеть, сколько ученик может за­пихнуть себе в голову, а затем выложить на экзамене.

Когда Иисус проводил тесты, он проверял знания на уровне действительности, то есть в свете жизненного опыта людей. Поэтому можно заключить, что первые тридцать четыре стиха четвертой главы представляют гобой лекцию, или теоретический материал, а потом действие переходит в лабораторию, то есть закрепление изученного на практике. Иисус знал, что духовные истины можно выучить в полноте не на лекции, а в лаборатории жизни.

Я хочу сконцентрировать внимание на четырех чу­десах, и хочу сделать это довольно таки уникальным образом. Вы совершите много открытий в процессе изучения Библии на стадии наблюдения. Но здесь мы задаемся вопросом: «Как можно организовать мате­риал, чтобы им можно было легко пользоваться?». Позвольте мне предложить стратегию, которая называется ячеечная таблица, она представлена на следующей стра­нице. Когда перед нами много параграфов и много мате­риала, как здесь, таблица поможет сделать обобщение.

 

Мк. 4:35-5:42

Чудо Сфера Люди Средства Результаты Вера
Укрощение бури          
Исцеление бесноватого          
Врачевание женщины          
Воскресение дочери Иаира          

 

В левой колонке я поместил четыре чуда, сверху вниз. Давайте сравним их по четырем областям, перечисленным в верхней части таблицы: «В какой сфере реальности произошло чудо? Какие люди причастны к нему тем или иным образом? Какие средства использовал Иисус для того, чтобы сделать чудо эффективным? Каким был результат? И, наконец, — в свете раздела притчи это очень важно — какую роль тут играет вера?»

Сфера

Давайте начнем с усмирения бури (4:35-41). По­нятно, что события происходят в физическом мире. Мы можем записать это в таблице. Они находятся на озере, когда начинается сильнейший шторм, и Иисус успокаивает его.

А как быть с одержимым? Тут сказать труднее. Вне сомнений, человек был одержим бесами, а это серьезная духовная проблема. Но мне кажется, что большинство людей сказало бы, что он был не вполне нормален вследствие некоего психического расстройства.

А как насчет женщины с кровотечением? У нее был явный физический недуг. Но после того как она в течение двенадцати лет тщетно пыталась найти кого-то, кто бы избавил ее от болезни, к ее несчастью, вероятно, добавилась и эмоциональная проблема.

Ну, а воскрешение дочери Иаира? На самом деле здесь задействованы все три сферы: физическая, эмоцио­нальная и духовная. Важно исследовать это. Поэтому это чудо и является кульминацией данного раздела.

Видите ли, кто-то мог бы сказать, об усмирении бури: «Подумаешь, это просто любопытное совпадение, и не более». Кто-то мог бы сказать и об одержимом: «Он жил в то время, когда еще не существовало психиатрической помощи». Подобным же образом можно было бы сказать и о женщине: «Да ей просто нужен был хороший гинеколог». Но что же можно сказать о воскрешении дочери Иаира? Существуют ли на сегодняшний день пути решения подобной проблемы? Не слышно, чтобы хоть кто-то воскресал.

Действительно, чудеса расположены по нарастаю­щей: Иисус имеет власть не только над физической, умственной и психической сферами человеческой жизни, Он также имеет власть над смертью.

Люди

Давайте перейдем к людям, задействованным в историях. Заметьте, кто был свидетелями усмирения бури. Ученики. Многие из них были рыбаками. Очень важно заметить связь между этой сферой реальности и людьми, причастными к ней. Это была не группа профессоров, потерявших дар речи от страха из-за того, что тонула их экскурсионная лодка. Это была группа рыбаков, водоем был их стихией. Они жили на этом озере и раньше видали различной силы штормы.

В Галилее преобладающее количество ветров дуло с запада, спускаясь в долину, так что имел место эффект дымоходной трубы. Озеро находится на 210 метров ниже уровня моря, поэтому там создавалась сильнейшая тяга для потока воздуха. Ввиду этого штормы на нем наступали очень быстро и достигали необычайной силы. Этот феномен существует и до сегодняшнего дня. Когда я в последний раз посещал Галилейское море, то наблюдал яростный шторм, разразившийся меньше, чем за десять минут. Поэтому поди, всю свою жизнь видевшие и переживавшие штормы, были привычны к подобным явлениям, хотя и не переставали осознавать их опасности. Да и вообще, рыбаками могли быть лишь самые отважные люди.

Заметьте, кто еще был в баркасе: крепко спавший Иисус.

Давайте еще раз взглянем на одержимого. Конечно, Иисус принимает в этой истории непосредственное участие, однако центральным персонажем является сам человек. Этот эпизод крайне интересен. Различные люди не раз пытались решить его проблему, но безуспешно.

Есть и другая группа лиц: это горожане. Они удивляют меня. Перед нами бедный, одержимый человек, которого все знают. «Следите за ним, — кричат эти люди. Наденьте на него цепи. Держите его подальше от почтенного общества». И вот однажды он исцеляется – и вы думаете, все начали говорить: «Вот это да! Вот так история. Давайте всем расскажем о произошедшем!»?

Нет. Горожане испытывают все, что угодно, только не восхищение — особенно, когда обнаруживают, что бесы вошли в свиней, в результате чего те бросились, с обрыва и утонули в море. Это наносит горожанам серьезный урон. Однако почему их больше волнует местная экономика, чем исцеление их ближнего?

А как насчет женщины с кровотечением? Мы рассматривали ее ситуацию в главе 22. Здесь ученики становятся немаловажными действующими лицами. В стихе 31 они задают тон: «Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: Кто прикоснулся ко Мне?» Иными словами: «Как мы можем знать, кто прикоснулся к Тебе?» Конечно, есть еще и сама женщина Текст говорит, что она двенадцать лет болела каким то трудноизлечимым заболеванием. Двенадцать лет это очень долго, то есть проблема достаточно серьезная. Иисус также находится тут.

Давайте перейдем к дочери Иаира. Здесь мы видим Иаира, его дочь и мать девушки. Присутствует также Иисус вместе с Петром, Иаковом и Иоанном. Это поучительно. Еще здесь есть целая группа профессиональных плакальщиц. Разве это не очаровывает? Иисус, выступив на сцену, объявляет: «Она не умерла, но спит». И все в один миг из плакальщиков превращаются в насмешников. Наверное, это вообще первый раз, когда они смеются на похоронах.

 

Мк. 4:35-5:42

Чудо Сфера Люди Средства Результаты Вера
Укрощение бури Физическая Ученики Иисус      
Исцеление бесноватого Умственная Иисус Человек Горожане      
Врачевание женщины Физическая Эмоциональная Иисус Женщина Ученики      
Воскресение дочери Иаира Физическая Эмоциональная Духовная Иисус Родственники Ученики Плакальщицы      

 

Средства

Давайте исследуем средства, которые использует Иисус, совершая каждое из чудес. Здесь происходит несколько феноменальных событий. Во время бури Он лишь говорит ветру: «Умолкни». Это можно перевести как «Замолчи». Одно слово — и самые сильные ветры замолкают. Море становится совершенно спокойным.

Также и с одержимым — единственное, что Он делает, это говорит.

Что же касается женщины, Ему даже не было нужды говорить. Здесь исцеление происходит через прикосновение, при этом не Он, а сама женщина прикасается к Нему.

И наконец, в истории с Иаиром Он использует как прикосновение, так и слова. Он берет девочку за руку и называет ее по имени.

Результаты

А теперь, давайте соединим средства с результатами. В описании первого чуда говорится, что результатом усмирения бури была «великая тишина». Я не знаю, бывали ли вы когда-нибудь на море во время шторма, но каждому рыбаку и моряку известно, что море не успокаивается просто потому, что шторм прекратился. Еще несколько дней море пенится. То, что наступило мгновенное спокойствие, было чудом.

В истории с одержимым бесы выходят и человек возвращается в нормальное состояние. На самом деле, текст говорит, что он сидел, будучи «одет и в здравом уме». До чуда он не вел себя так.

Для женщины с кровотечением результатом прикосновения к Иисусу было немедленное исцеление. Это важно, потому что болезнь мучила ее целых двенадцать лет. Но не потребовалось ни двенадцати дней, ни даже двенадцати минут для ее выздоровления.

И, наконец, дочь Иаира. Она немедленно встает – и это указывает на ее полное восстановление. Она также начинает ходить и принимает пищу.

 

Вера

Составляющая веры важна в каждом из этих чудес, Во время шторма ученики теряют веру. Они до смерти напуганы. Даже после того как Иисус успокаивает разбушевавшуюся стихию, они все еще боятся.

И это несмотря на то, что согласно первой части четвертой главы, ученики только что слушали учение Иисуса о вере. Они сидели у ног величайшего учителя в мире. Но во время испытания на озере они «завалине ют» экзамен. Их поведение обнаруживает неверие. Они «провалились». Фактически, Иисус спрашивает их: «Как у вас [из всех людей] нет веры?» (ст. 40).

Для одержимого (его) вера начинается с признании того, кто такой Иисус. Он встретился с совершенной Личностью и пожелал следовать за Нею — ясное выражение посвященности. Но Иисус говорит: «Нет, тебе нужно вернуться домой и рассказать свое свидетельство».

Что же касается женщины, так она проявляет себя как героиня веры. Она берет на себя инициативу, основываясь на том, что слышала об Иисусе. И Иисус говорит, что ее вера исцелила ее. Это впечатляет.

Иаир демонстрирует веру во Христа посредством процесса, состоящего из двух стадий. Во-первых, он прихо­дит и говорит: «Дочь моя при смерти». Это начало. Но затем к нему подбегают его друзья и говорят, что она умерла. Можете ли вы представить его чувства? Пока есть жизнь, есть надежда. Но я уверен, что как только его достигла весть о том, что она умерла, он хотел сдаться. Должно быть, он был совершенно раздавлен.

Но Иисус говорит ему: «Нет, продолжай верить». И он так и делает. Он не только начинает с веры, он проходит весь путь с верой. И как вы думаете, кто видит все это? Ученики. Помните, те самые, у которых не было веры? Они находятся рядом со Спасителем, и видят человека, у которого нет больше никаких оснований для надежды. Он не слышал учения Иисуса, он не был уча­стником многочисленных событий, в которых была явлена Его сила. Несмотря на это, у него обнаружилась огромная вера — вера просто от того, что Иисус сказал: «Только держись. Доверься мне. Следуй за Мной». Он так и поступил.

 

Мк. 4:35-5:42

 

Чудо Сфера Люди Средства Результаты Вера
Укрощение бури Физическая Ученики Иисус Слово Полное спокойствие Отсутствие веры
Исцеление бесноватого Умственная Иисус Человек Горожане Слово Нормальное состояние Признание Желание следовать
Врачевание женщины Физическая Эмоциональная Иисус Женщина Ученики Прикосновение Мгновенное исцеление Спасающая вера
Воскресение дочери Иаира Физическая Эмоциональная Духовная Иисус Родственники Ученики Плакальщицы Прикосновение Оживление Большая вера

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАБЛИЦЫ

Посмотрите на таблицу. Мы получили невероятный объем материала, но он скомпонован так, чтобы его можно было охватить взглядом. Предлагаю два пути изучения таблицы. Во-первых, мы можем изучать ее комбинировано, передвигаясь слева направо. Так мы возьмем каждое чудо и рассмотрим его в свете сферы, людей, средств, результатов и элемента веры.

С другой стороны, мы можем провести сравнительное изучение, продвигаясь сверху вниз. Например, была вера у учеников; какая вера была у одержимого; какая вера была у женщины; какой была вера Иаира?

Подобная таблица очень полезна, потому что они дает возможность в любое время вернуться к своим исследованиям во время изучения Библии. Всякий раз возвращаясь к этому разделу, вы можете достать таблицу и быстро просмотреть его содержание. Нет необходимости каждый раз начинать все с самого начала. Вам также не приходится полностью полагаться на свою память. На самом деле, построение таблиц настолько важно для этапа наблюдения, что в следующей главе мы рассмотрим это вспомогательное средство изучения Библии более детально.

 

КАК ИЗУЧАТЬ РАЗДЕЛ

Для начала позвольте мне предложить вашему вниманию несколько рекомендаций по поводу того, как извлечь максимум информации из любого раздела Писания.

1. Прочитайте целиком весь раздел. Попробуйте даже прочитать его два-три раза, возможно в разных переводах.

2. Определите составляющие части и озаглавьте каждую из них. В разделе, который мы с вами рассматривали выше, я озаглавил отрывки так, как указал в левой графе таблицы. Помните, что основа изучения — это сам библейский фрагмент. Поэтому важно уловить основную идею или тему каждого отрывка, и затем одним или двумя словами сформулировать ее в названии.

3. Оценивайте каждый отрывок в свете других отрывков. Используйте шесть ключей, которые я приво­дил в этой книге ранее, чтобы обнаружить существую­щие связи. В приведенной выше таблице я сравнивал и противопоставлял четыре чуда согласно таким катего­риям, как сфера, люди, средства, результаты и вера.

4. Используя те же принципы (акценты, повторения и т.д.), оцените, как выбранный вами раздел относится к остальной части книги как часть от целого.

5. Попытайтесь сформулировать основную мысль раздела. Попробуйте, удастся ли вам сократить его до од­ного слова или короткой фразы, которая суммировала бы весь контекст. Например, главы 4 и 5 Евангелия от Марка я бы мог озаглавить «Теория и практика веры».

6. Ведите список наблюдений за разделом, а еще лучше — записывайте их прямо в Библии, используя короткие описательные слова.

7. Изучите людей и места, которые упоминаются в данном разделе. Возможно, вы найдете о них какие-то сведения, которые прольют свет на весь раздел.

8. Ведите список своих неотвеченных вопросов и нерешенных проблем. Они станут полями для даль­нейшего расследования.

9. Задавайте себе вопросы: «Что я обнаружил а атом разделе такого, что бросает вызов моему образу жизни? На решение каких практических проблем направлен этот отрывок? О каких изменениях мне нужно задуматься в свете изучения? О чем мне следу­ет молиться в свете того, что я увидел?».

10. Поделитесь с кем-нибудь результатами вашего изучения.

 

 

ПОПРОБУЙТЕ ВЫ

 

Показав вам, как проводить наблюдение над разделом, я хочу предложить задание для самостоятельного раз­бора. Это Притча о четырех видах почв из Евангелия от Матфея 13:1—23. Ниже вы найдете таблицу, которая поможет вам начать изучение. Она предполагает четыре вопроса для каждого из четырех типов почвы: «Как Иисус описывает данный вид почвы? Как на нем прорастало семя? Какие были препятствия для роста? Каким был результат этого роста?».

 

Почва Описание Рост Препятствия Результаты
         
         
         
         

 

 

Ответы к стр. 218: рожок мороженого, скейт, глаз, ключ, гребешок, очки, ложка, книга, рожок, бабочка, рыба, телефон, арахис/земляной орех, молоток.

 

СУММИРУЙТЕ СВОИ НАБЛЮДЕНИЯ

 

Появление американской газеты «USA Today» — одно из самых замечательных явлений последнего десятилетия. Время покажет, преуспеет ли газета финансово, но, вне всяких сомнений, она уже преуспела концептуально. Похоже, читателям нравится, что новости в ней излагаются так, что их легко читать и воспринимать, а один из основных способов достиже­ния этого — простые цветные графики. И в общем неважно, каким будет будущее «USA Today», но она надолго изменила вид газетных средств в этой стране.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.128 с.)