Переход от общего к частному 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переход от общего к частному



Это связь между общим и его частями, между классом и его отдельными составляющими, между общей картиной и деталями. Мы и раньше много раз встречали эту связь.

Разрешите мне привести в качестве иллюстрации часть Нагорной проповеди, записанную в шестой главе Евангелия от Матфея. Глава начинается так:

«Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (ст. 1).

Если вы творите милостыню перед людьми с тем, чтобы они видели вас, вы все же будете иметь награду, только это и будет всей вашей наградой. Однако, как говорит Иисус, награда эта будет не от Отца. Затем Он переходит от общего принципа к трем специфическим иллюстрациям. Первая — из области даяния (ст. 2-4), следующая — из области молитвы (ст. 5-15), и, наконец, последняя говорит о посте (ст. 16-18).

 

Другой пример можно найти в первой главе Книги Бытие. Первый стих обзорный: «В начале сотворил Бог небо и землю». Если бы на этом закончилось повествование, мы бы так никогда и не узнали подробностей о том, как Он сотворил небо и землю. Мы бы просто знали, что Он это сделал. Однако в остальной части главы перечислены детали: в первый день Он сотворил свет (ст. 3-5), во второй день Он отделил твердь от воды (ст. 6-8), в третий день Он образовал землю и побудил ее к произрастанию (ст. 9-13) и так далее.

Если вы встречаете в Библии обширное общее утверждение, посмотрите, не приводит ли далее автор специфических деталей, чтобы каким-то образом пополнить его.

 

Вопросы и ответы

Вопрос — это один из самых важных способов ком­муникации. Согласитесь, что если я задаю вам вопрос, он так или иначе заставит вас думать. Конечно же, ситуация, в которой кто-то только и делает, что задаст вопросы, но никогда на них не отвечает, далеко не вдохновляет. Вы начинаете сомневаться, знает ли вообще этот человек, о чем говорит. Но мы обнаружим, чти библейские авторы используют как стратегические вопросы, так и вспомогательные ответы.

Послание к Римлянам — классический тому при­мер. Оно написано как юридический трактат — как если бы Павел был юристом. Он постоянно задает вопросы, а затем отвечает на них. Например, «Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?» (Рим. 6:1). Затем он отвечает на свой же вопрос: «Никак».

В стихе 15 он снова использует риторический вопрос: «Что же? Станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатию?». И снова звучит ответ: «Никак!» — и далее он детально расписывает все, что под этим подразумевает.

Иногда вопрос содержит в себе так много, что даже не требует ответа. Вы когда-нибудь обращали внимании на шквал вопросов, которыми Бог осыпает Иова? «Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне!» (Иов. 38:3).

«Я буду спрашивать тебя» — это ирония. Бог запускает каскад вопросов, которые не прекращаются на протяжении двух глав до тех пор, пока Иов на короткий время не прерывает их (Иов. 40:3—5). Затем поток устремляется с новой силой. Среди них есть вопросы, которые уже несут в себе ответы.

А как быть с вопросами, которые Господь задает ученикам: «Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту, хотя на один локоть?» (Мф. 6:27) или «Что вы так боязливы? Как у вас нет веры?» (Мк. 4:40). Или что вы скажете о вопросе: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» (Мф. 26:40).

Вопросы и ответы требуют вашего внимания. Это важные ключи, которые помогут вам открыть значение текста.

 

Причина и следствие

Тут действует принцип бильярдных шаров. Вы ударяете кием (это причина) по главному шару для того, чтобы забить цветные шары в лузы (это следствие). В Писании мы находим всевозможные причинно-следственные связи, которые рикошетом бьют по всему тексту.

Я хочу указать на такую динамическую иллюстрацию в Книге Деяния апостолов 8:1: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме». У вас не возникает вопрос: «В какие это дни?». Проверив контекст, вы находите, что это был день, когда замучили Стефана. Это усилило гонения, и все верующие, кроме апостолов, рассеялись по Иудее и Самарии. Но четвертый стих говорит: «рассеявшиеся ходили и благовествовали слово».

Иными словами, гонения были причиной, а благовестие следствием. Верующие не возмущались: «Что же это Бог делает с нами? Мы тут стоим молимся, чтобы Он использовал нас, а вместо этого нас постигают гонения». Нет, они использовали давление как подъемный рычаг для того, чтобы донести Евангелие до краев земли.

В главе 18 мы изучали отрывок из первой главы Книги Неемии. Помните молитву Неемии? Этот человек напоминает Богу о некоторых обещаниях, которые записаны в книгах Моисея. Бог сказал, что если люди не послушают Его, Он рассеет их среди всех народов. Конечно, люди ослушались Бога (это причина), и Бог сдержал Свое обещание, позволив, вавилонянам захватить и увести их в плен (это следствие).

Неемия держался за ту же причинно-следствен­ную связь, потому что Бог пообещал и то, что если люди покаются (причина), Он вернет их в их землю (следствие). Поэтому Неемия был так заинтересован в том, чтобы исповедать грех народа. Ответил ли Бог на его молитву? Да, и кроме того, Он использовал Неемию для выполнения Своего обещания.

За какие обещания Бога держитесь вы? Например, Псалом 1 говорит, что человек, прислушивающийся к совету Божьего Слова, будет процветать, как дерево, растущее у воды. Заметьте: здесь прослеживается пря­мая причинно-следственная связь между проникнове­нием в Писание и Божьим благословением. Переживае­те ли вы это следствие в своей жизни? Настоящий же вопрос, активизируете ли вы причину через пребывание и размышление над Словом, как повелел Бог?

Когда вы делаете это, ищите акценты, повторения и взаимосвязи, которые мы видели в этой главе.

 

ПОПРОБУЙТЕ ВЫ

 

 

Одна из главных целей наблюдения — увидеть связи в библейском тексте. Проверьте свои наблюдательские способности в следующих трех отрывках.

 

МФ. 1:1-18

Большинство людей просто пропускают генеалогию. Их утомляют бесконечные перечисления «этот родил того-то и того-то». Но на самом деле, при помощи гене­алогии библейские авторы доносили тот смысл, который хотели передать.

Прочитайте список имен, упомянутых в первой главе Евангелия от Матфея. Какое отношение имеют эти люди к Иисусу? Друг ко другу? Какие четыре личности выделя­ются на общем фоне? Почему? Что вы можете узнать об упомянутых здесь людях? Сравните этот список с генеалогией, которую записал Лука (Лк. 3:23—28). В чем разница? Что общее между ними? Какое, на ваш взгляд, отноше­ние имеет этот список к цели данной книги?

 

КНИГА ПРОРОКА АМОСА

Вам понадобится атлас, чтобы выяснить важность отношений в ветхозаветной Книге пророка Амоса. Найдите все места, упомянутые в главах 1—4. Где, в конечном итоге, останавливается пророк в главе 5? Какая связь прослежи­вается между ними? Что делает Амос, упоминая подобным образом об этих местах?

 

 

 

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

 

У меня есть две внучки-близняшки. Они настолько похожи, что я просто не различаю их. В большинстве случаев это не удается и их отцу. Похоже, что разли­чать их удается только матери. Когда мне случалось выходить с ними куда-то, я замечал, как прохожие с изумлением смотрели на них, будто видели двойников. Они тыкали на них пальцем и говорили: «Смотрите! Смотрите! Близнецы». Почему так? Потому что всякий раз, когда мы видим два похожих предмета, особенно, когда мы меньше всего ожидаем их увидеть, сходство немедленно привлекает наше внимание.

 
 

Этот же феномен действует и при изучении Библии. Сходства выделяются. Так же, как и различия. Поэтому вот четвертый и пятый ключи, которые нужно искать во время изучения Библии:

 

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

Мы закрепили акценты за большим пальцем, по­вторения — за указательным, взаимосвязи — за средним. Теперь закрепим сходства за безымянным пальцем, а различия — за мизинцем (см. стр. 148).

 

Сравнения

Библейские авторы используют союзы, которые указывают на сходства. Два из наиболее употребляе­мых — это «как» и «так же, как». Они указывают на стилистический прием под названием «сравнение». Он представляет собой словесное описание соотнесения двух предметов или явлений.

Например, Псалом 41 начинается словами: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» Чудесный образ, не так ли? Он заставляет нас прочувствовать желание автора, который сравнивает свое стремление к Богу с жаждущей ланью.

Подумайте снова о Первом послании Петра 2:2 — стихе, который мы рассматривали, когда задавали вопрос: «Зачем нужно изучать Библию?». Петр ис­пользует сравнение: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него воз­расти вам в спасение» (курсив автора). Он проводит живое сравнение между аппетитом ребенка к мате­ринскому молоку и желанием верующего насыщаться Божьим Словом.

Обдумайте еще одно сравнение. Это сравнение, которое невозможно. В отрывке Книги пророка Исаии 44:6-7 Господь задает специально выделенный вопрос: «Так говорит Господь, Царь Израиля и Искупитель его, Господь Саваоф: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога. Ибо кто как Я?» (курсив автора).

Ответ — никто. Только Бог есть Бог, уникально вер­ховный и суверенный. Но слово «как», которое в ориги­нале указывает на сходство, в этом случае усиливает контраст.

 

Метафоры

Метафора — стилистический прием, схожий со сравнением, но тут сравнение образное и производится без использования слов «как» или «так же, как». Иисус говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — Виноградарь». (Ин. 15:1). Явно то, что Он гово­рит фигурально, а не буквально. Он рисует картину, иллюстрирующую Его отношения с Отцом и с веру­ющими.

Иисус использует расширенную метафору в третьей главе Евангелия от Иоанна, в разговоре с Никодимом. Он говорит ему: «Должно вам родиться свыше» (ст. 3,5,7). Иисус использует сравнение: «Подобно тому, как ты, Никодим, родился физически и получил все необходимое для этой жизни, также нужно тебе родиться духовно — чтобы получить все необходимое для жизни вечной».

Это поставило Никодима в тупик. Он был далеко не глупым человеком, но думал только на человеческом уровне. Поэтому спросил: «Неужели я снова могу войти в утробу матери своей и родиться снова?» (ст. 4). Вы видите, что он не уловил использованной Иисусом метафоры. Поэтому, Господь ответил: «Должно тебе, Никодим, родиться свыше — иначе ты никогда не попадешь в царство» (ст. 5-6).

Далее Иисус применяет сравнение: «И как Моисей вознес змею в пустыне, так должен вознесен быть Сын Человеческий» (ст. 14). Теперь Он заговорил на языке Никодима. Никодим был фарисеем, поэтому как никто другой осознал важность бронзового змея в пустыне (Числ. 21:4-9). Иисус проводит параллель между тем случаем в пустыне и своим собственным предстоящим распятием.

Принесло ли это сравнение какой-то результат? Несомненно: позже Никодим вспомнит его и положит тело Спасителя в гроб (см. Ин. 19:39). Очень опасный поступок в тех обстоятельствах, потому что он обнаруживал веру человека в учение Христа.

Позже мы снова рассмотрим метафоры, а пока запомните, что сходства имеют свойство привлекать к себе внимание. И, тем не менее, выработайте привычку искать их. Вы сможете найти массу сравнений в Книгах Мудрости, в частности в Псалтире. Когда вы находите сравнение, берите его на заметку, потому что, прибегая к данному стилистическому приему, автор пытается до­нести нам какую-то важную мысль.

 

РАЗЛИЧИЯ

Обратная сторона сравнения — контраст, или, другими словами, то, что отличается. Мы могли бы сказать, что в изучении Библии, как и в любви, противо­положности привлекательны. По крайней мере, они привлекают взгляд наблюдательного читателя. Биб­лейские авторы используют несколько путей обозна­чения контраста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.031 с.)