Восточная культура: основные центры и религиозно-культурные традиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восточная культура: основные центры и религиозно-культурные традиции.



1. Культура Арабского халифата

Классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест в истории великих культур. Арабский халифат – государство, которое образовалось в результате арабских завоеваний VII–IX вв. С появлением Халифата зародилась арабская культура. Арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культуры персов, сирийцев, коптов, иудеев, народов Северной Африки. Арабы многое переняли у эллинистическо-римской культуры. Тем не менее арабская культура сохранила своеобразие и собственные древние традиции. Ислам предопределил культуру ислама – явление совершенно отличное от культуры и европейской, и иудейской. Ислам стал системой, организовавшей весь мир существовавших тогда обществ, подчиненных власти Халифата.

Коран – главная священная книга мусульман, собрание проповедей, заклинаний, молитв, произнесенных пророком Мухаммедом в городах Мекка и Медина. Аллах – это абсолютное совершенство, и продиктованный им свод законов и моральных правил является абсолютной истинностью, вечностью. Они пригодны «для всех времен и народов».

Под знаменем ислама арабский народ начал свою великую историю, создал обширную империю, арабо-мусульманскую цивилизацию и культуру. Ислам сформировал определенную специфическую мусульманскую ментальность, не зависящую от народных, культурных и религиозных предшествующих традиций.

Для самосознания мусульман государственно-национальная принадлежность играла меньшую роль, чем принадлежность к исламу. Мусульманин не осознает собственную личность как самоценность, т. к. для него все, что «дано», является атрибутом Аллаха.

Ислам способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, созданию художественной культуры. Главные центры средневековой культуры и науки находились в Багдаде, Каире, Кордове. Арабский язык неразрывно связан с Кораном и является существенным элементом арабо-мусульманской культуры. Из-за необходимости комментировать Коран развивались филологические исследования арабского языка. Арабский язык превратился в официальный язык ученых и философов в течение неполного века.

Арабский язык был единым языком с VII в., и на протяжении семи веков арабо-мусульманская культура находилась на высоком уровне, оставив далеко позади европейскую науку и культуру того периода.

Мечети – своеобразные университеты. В них обучали всем религиозным и светским наукам. В соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства в новом городе возводили мечети, школы, госпитали.

В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Арабская система счета была воспринята и распространена в Европе. Высокого уровня развития у арабов достигли науки химия, медицина, которые также находили признание в Европе.

Тенденция к синтезу разной области знаний представлена в сборнике арабских сказок – «Тысяча и одна ночь», отразившем тему ценностей светской арабской культуры IX–X вв. Поэзия VII–VIII вв. воспевала воинские подвиги, веселье, вино, любовь. Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусств, т. к. ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи, скульптуре, ведущему, как считается, к идолопоклонству.

В исламской живописи присутствует орнамент и абстракция. Каллиграфия – наиболее благородное визуальное искусство ислама.

Для мусульманского искусства характерны:

1) повторение выразительных геометрических мотивов;

2) смена ритма и диагональная симметрия. Арабеска – специфический мусульманский орнамент, типичный пример арабо-мусульманской художественной культуры. Арабы усвоили достижения иранского, римского зодчества. Развивалось искусство миниатюры. Миниатюры украшали рукописные, медицинские труды, сборники сказок, литературные сочинения.

2. Культура Древней Индии

Культура Древней Индии имеет свои истоки в глубокой древности, охватывая период с III тысячелетия до н. э. до V в. н. э. Специфика древнеиндийской культуры была определена особенностями мифологии и религии. Священными и сегодня в Индии являются гимны Вед.

Мифология брахманизма распространилась в начале I в. до н. э. Сборниками этих мифов являются поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». В дальнейшем на смену брахманизму приходит буддизм, определяемый как философско-религиозная культура «без души и без Бога».

Постулатами буддизма являются необходимое движение души к нирване и совершенствование человека посредством ряда перерождений.

Большого успеха в Древней Индии достигают такие отрасли науки, как медицина, астрономия, лингвистика, философия, математика.

Древнеиндийские ученые первыми определили значение числа пи, нашли эффективный способ решения линейных уравнений, разработали теоремы алгебры и геометрии, десятичную систему исчисления.

Уже в то время медики в Индии могли делать сложные хирургические операции.

В первых веках нашей эры в Индии начинает развиваться каменная культовая архитектура.

В период правления Гуптов создаются разработки теории искусства. Теоретики считали необходимым изображение духовных переживаний и чувств, а также отмечали значение красоты в искусстве и жизни.

В трактатах о театральном искусстве были поставлены и проанализированы задачи театра, театральных представлений, игры актеров.

В период раздробленности, последовавший после упадка Гуптской империи, усиливается влияние на искусство и культуру религии. Господствующее положение занимает индуизм. Затем, после установления власти Делийского султаната, в Индию проникли идеи ислама, оказавшие определенное влияние на развитие культуры. Во время возникновения империи Великих Моголов начинается процесс взаимопроникновения мусульманской и индусской культур. Новые архитектурные тенденции стали заметны при строительстве мавзолеев (Тадж-Махал). Достигла высокого уровня развития монгольская школа миниатюры и стенной живописи.

В то же время в этот период обостряются межрелигиозные отношения, что привело к необходимости поиска новых религиозных воззрений, которые могли бы примирить индуизм и ислам.

3. Культура Китая

Характерной особенностью культуры Китая является то, что она получила свое развитие в условиях изолированности от других культур.

Мир для китайцев – это поднебесная империя, которую окружают «варвары четырех сторон света».

Это было результатом отдаленности Китая от Средней Азии и других стран.

Своеобразие китайской культуры выражено в иероглифической письменности. Ее принцип – непосредственная связь между реальным объектом и символом, отображающим его непривязанность к лингвистическим особенностям произношения.

Китайское Средневековье характеризуется как период расцвета культуры, выраженный в духовном подъеме страны, развитии больших городов, строительстве роскошных храмов, дворцов и парков.

В литературе возникают новые жанры, такие как городская новелла и роман.

Новые явления в художественной культуре – повествовательная живопись и портрет. Именно в Китае возникли первые в мире пейзажные композиции. Благодаря развитию науки китайские живописцы могли применять самые различные краски: от туши до минеральных красок.

Характерные особенности китайской живописи – использование, помимо бумаги, шелка, применение линейной перспективы.

Самыми важными открытиями в эпоху феодализма были изобретение фарфора и пороха, а также возникновение книгопечатания.

Китайская письменность получила свое дальнейшее развитие благодаря изобретению туши. Был принят т. н. эталонный стиль письма, он заложил основы современного написания иероглифов.

 

С именем Конфуция (551–449 гг. до н. э.) связано развитие системы образования.

Характерные черты учения Конфуция:

1) преобладание практической философии, решающей проблемы гармонии общественной жизни, вопросы нравственного воспитания;

2) внимание к формированию всесторонне развитой личности, способной занять достойное место в обществе;

3) признание регламентирующей деятельности государства. Достойное место в развитии мировой культуры занимает древнекитайская наука, которой принадлежат много важных открытий и изобретений.

Астрономия, геометрия, математика были ведущими в китайской системе знаний. Важнейшие достижения древнекитайских ученых:

1) создание глобуса;

2) представление о планетах Солнечной системы;

3) открытие «пятен» на Солнце;

4) изобретение бумаги, пороха и фарфора;

5) создание земледельческой науки;

6) изобретение лакового производства и шелководства;

7) использование десятичных дробей и отрицательных чисел.

Главные явления, тормозящие развитие китайского искусства и науки:

1) монгольское нашествие конца XIII в.;

2) феодализм на его поздних этапах существования;

3) колониальная политика западноевропейских стран. Несмотря на все это, вклад Китая в развитие мировой культуры остается непереоценимым.

4. Культура Японии

1. Особенности культуры Японии определяются ее изолированным островным положением. Оно обусловило:

1) черты национального менталитета;

2) специфику отношений с природой и обществом;

3) специфику религии и искусства.

Культура Японии возникла и сформировалась в период Средневековья.

Поведенческие формы закрепились традициями и законами, во многом заимствованными из конфуцианства и легизма. В VII в. были созданы «Табель о 12 рангах», «Закон из 17 статей», содержавшие принципы власти и государства.

Государь отождествлялся с небом, все остальные (слуги) – с землей. Японское общество включало в себя свободных земледельцев, полусвободных ремесленников и рабов.

Над ними стояла знать, происходившая из родовой аристократии.

2. В японской культуре нет антагонизма «природа – культура», поскольку окружающий мир не противостоит человеку, а сливается с ним.

Японцы постоянно ищут точки соприкосновения с ней, способы гармонии. Это определило присущее японской культуре чувство прекрасного.

Древнейшая религия Японии синто отразила эти представления.

Синто объясняет божественное происхождение власти от богини солнца Аматэрасу и остальных японцев от других божеств (ками).

Принципы синто:

1) мир совершенен сам по себе;

2) понимание естественной силы жизни, отсутствие разделения на чистое и нечистое;

3) единство природы и истории, природы и культуры;

4) признание многобожия;

5) синто – религия только японцев, т. к. только японцы являются потомками богини солнца.

Синтоизм воспринял религиозные китайские учения, растворив их в себе. В VI в. в Японию попадают даосизм и буддизм. Результатом ассимиляции буддизма стал дзен-буддизм.

Его суть – в самоуглублении, в результате которого приходит озарение. Наиболее сильным оказалось влияние конфуцианства, которое распространилось на всю систему поведения людей в обществе.

Художественные традиции Японии не восприняли влияния других культур.

16. Локальные культуры.

Начиная с глубокой древности в сознании людей всегда существовало противопоставление – «мы» и «они», «свои» и «чужие», поскольку это было реальным отражением действительности. На заре человеческой цивилизации, когда свободный.

 

римлянин, например, противопоставлял себе раба, а греческий поэт – окраинного варвара, ни у кого не могло возникнуть и мысли о единстве человечества.

 

Поскольку культура является общезначимым опытом, она всегда предстает как опыт отдельных групп или коллективов людей. Человечество долгие периоды своего развития существовало в виде различных общностей в различных условиях. Поэтому в каждой из них складывался свой собственный опыт, отличный от опыта других объединений. Человеческая культура всегда существовала как множество различных культур.

 

В Новое время Великие географические открытия и сопутствовавшие им процессы колонизации и развития мореплавания значительно расширили представления европейцев о мире. Оказалось, что разные народы могут обладать рядом общих черт, и при этом иметь существенные различия в культуре, нравах, образе жизни, религии и т. д. Поэтому материала для противопоставления стран, народов, регионов, культур было более чем достаточно.

 

Возникновение понятия «культура» привело к появлению понятий «отдельная культура», «человеческая культура» как совокупность всех этих отдельных культур, а позднее «отдельные» конкретные культуры стали называть локальными культурами.

 

Для науки на сегодняшний день остается не до конца раскрытым вопрос о том, какие конкретно человеческие общности послужили основателями и носителями локальных культур.

 

Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть исторически соотношение человеческих общностей и локальных культур на разных этапах развития общества. Естественно, оно было далеко не одинаковым.

 

С точки зрения О. Шпенглера, для каждой культуры (например, западноевропейской) характерны особые, только ей присущие принципы и ценности; она проходит периоды возникновения, расцвета, старения и гибели, и, следовательно, история представляет собой сосуществование и смену различных культур. А. Тойнби показал, что в ходе истории возникало множество локальных цивилизаций, каждая из которых создавалась творческим меньшинством и проходила те или иные жизненные циклы. Шпенглер и Тойнби основывались в своих теоретических выкладках на различиях между культурами и цивилизациями – исторических, культурных, социальных.

 

В основе этих концепций лежит идея самобытности развития отдельной страны или народа, их абсолютной «непохожести»

 

на другие, несопоставимости развития целых регионов (Восток и Запад) или самобытности на уровне культур и цивилизаций. Конечно, нельзя не отметить в качестве сильной стороны концепций локальных культур и цивилизаций то, что признается разнообразие культур и их оригинальность, специфика. Но, в то же время, эти концепции отрицают общность и единство начал развития всемирной истории.

 

Говоря о гносеологических корнях концепции локальных культур и цивилизаций, отметим, что здесь присутствует односторонняя интерпретация, метафизическая абсолютизация многообразия человеческой истории.

 

В целом же следует сказать, что у культур и цивилизаций имеются не только различия, но и существенные общие черты – то, что их и разъединяет, и объединяет.

 

Локальные культуры и их специфика представляют собой одну из серьезных проблем современной науки. Главнейший вопрос в сфере изучения локальных культур заключается в необходимости выявить объективные и субъективные механизмы и причины их формирования, причины специфичности этих культур. При этом важно не только выявить, в чем отличие локальной культуры от других типов культур, но и чем локальные культуры отличаются друг от друга (выделить общее и специфическое). Отсюда вытекает еще один вопрос, касающийся механизма выделения специфического в локальных культурах, его анализа, что поможет классифицировать локальные культуры по различным основаниям.

 

Решение перечисленных вопросов возможно через выявление корреляций (связей, соотношений и их значимости) между географическими, социальными, этническими, конфессиональными, политическими, экономическими, экологическими факторами (математический, статистический анализ), что позволит определить специфику локальных культур конкретного региона и индивидуальных особенностей культур. Исследование специфического в локальных культурах подразумевает также движение от общего к частному, от определения самого понятия «локальная культура», возможно, через региональную специфику к индивидуальным особенностям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.033 с.)