Эволюция понятия культуры в различные исторические эпохи. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция понятия культуры в различные исторические эпохи.



Культура – это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Культура есть среда, искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений.

Понятие “культура” чрезвычайно многозначно. Целый ряд наук - философия, история, искусствоведение, этнография, культурология, социология - находит свою специфическую предметную «нишу» при изучении этого явления

Социологию интересует, прежде всего, роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура чутко реагирует на все перемены, происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя мно­гие социальные процессы, включая процессы группообразования и социальной мобильности.

В науке насчитывается несколько сотен определений данной категории, что связано, во-первых, с трансформацией с течением времени понимания сущности культуры, во-вторых, с разнообразием походов к ее определению.

Первоначально слово «культура» означало способ обработки земли (от лат. cultura - заботиться, взращивать, ухаживать). Именно отсюда появился термин «agriculture», обозначающий искусство земледелия, то есть прогрессивный способ возделывания почвы.

В Древнем Риме, помимо возделывания земли, культура также обозначала воспитание, образование человека, то есть воздействие на его природу (в данном случае термин «культура» употреблялся как антоним варварства).

В послеримскую эпоху под культурой начинает пониматься уклад городской жизни, то есть цивилизация.

Смысл средневекового понимания культуры сводился к гармоничному сочетанию двух миров – земного и небесного.

Переход к более широкому пониманию сущности культуры, происшедший в европейском общественном сознании в XVII-XVIII ВВ., имеет принципиальное значение, поскольку с этогo времени культура становится центральным понятием европейскогo самосознания.

В эпоху Просвещения возникло устоявшееся понимание культуры как некой противоположности природе, «натуре». Оно получило два истолкования: природа рассматривается как исходное состояние, далекое от совершенства, а культура - путь, средство достижения этогo совершенства или, наоборот, природа - идеал гармонии, а культура - искусственное образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки и пр. С этим связан известный спор между Руссо и Вольтером. Руссо считал, что культура портит человека: совершенство дано ему от природы, а дальнейшее вмешательство культуры сковы­вает, угнетает человека, искажает, ослабляет отношения, а главное, вносит в них ложь. Вольтер занимал иную позицию: история человечества начинается с дикогo состояния, и именно культура «очеловечивает» человека. И тот и дрyгoй взгляд на культуру имел совершенно определенные последствия в плане создания социологической модели общества

К концу XVIII в. термин «культура» стали употреблять по отношению к людям, главным образом к аристократам, отличавшимся изяществом манер и начитанностью, чтобы отделить их от «некультурного», простого народа.

К XVIII-XIX вв. в Германии, а затем в России сложилась другая антитеза - культура и цuвилизация. Культуре как средоточию духовных, моральных и эстетических ценностей противостоит цивилизация как нечто утилитарное, внешнее и вторичное для человека. Цивилизация связывалась, прежде вceгo, с материальным и технологическим прогрессом, а культура - с процессом идеальным, духовным, во мнoгом стихийным, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которому категoрия прогресса неприменима.

В XX в. под культурой стали понимать художественно-творческий процесс (искусство), а также нравы, ценности, воззрения, убеждения, бытyющие в обществе, то есть всю сферу социального самопонимания человека. Oтcюда повышенный интерес как к совершенствованию внешних условий человеческого существования, так и к внутренней природе самого человека. Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в совокупности социальных норм и институтов, в духовных ценностях. Культура рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком.

 

6. Культура как специфический мир человека.

Вся культура держится на нормах, которые человек сначала от имени Бога, а затем от имени общества формирует для себя и следит за их выполнением. Поэтому культура-это ценностно-нормативное, смысловое основание общественной жизни. Следование членов общества этим нормам поддерживает целостность и специфику данного общества. Системы социальных целей, идеалов, норм, правил передаются из поколения в поколение и обеспечивают воспитание человека, его социализацию.

Социально-значимый опыт в виде знаний, идей, ценностей всегда фиксируется в системе знаков и символов. Без символизации функционирование и развитие культуры было бы невозможным. Ранние формы верований в виде тотемизма, анимизма (см. тему VI) создали целый мир запретов, способствующих выживанию человека как существа культурного. Эти нормы вырывали человека из животного состояния и подчиняли его жизнь новым, неприродным законам, санкционированным божеством. Только животному многое можно, а человеку многое нельзя. Следование нормам, правилам не позволяет опуститься к животному состоянию. Культура, по мнению русского философа В.С. Соловьева, существует не для того, чтобы на земле был рай, а для того, чтобы не было ада.

Таким образом, культура-это специфически человеческий способ жизни и ориентации в мире. Жизнедеятельность и ориентации человека осуществляются на основе системы ценностей, идеалов, норм, мировоззренческих построений. Эта система объединяет, сплачивает людей данного общества. Передача социально-культурного опыта совместной жизни через систему воспитания, образования, средства массовой информации, через деятельность культурных учреждений обеспечивает преемственность в культурно-историческом развитии общества.

Так как каждый народ имеет собственный социальный опыт, то существует множество культурно-исторических типов, которые ведут между собой постоянный диалог.

В конце XIX - начале XX века стало ясно, что царство разума на Земле нельзя построить на идеалах Просвещения. Противоречия, разрывы между культурой и природой, культурой и человеком не удалось ликвидировать на почве гегелевского идеализма. Происходит осознание кризиса культуры, переоценка ценностей. Кризис культуры осознается как распад ее внутреннего единства, ее идеалов и ценностей, воплощенных в рационалистической западноевропейской культуре. Разрушение классической рационалистической модели культуры, рассмотрение истории через призму уникальных событий открывало путь исследованию культуры отдельных народов. В изучении культуры утверждается ценностный подход. Культура-это не столько созданный человеком мир предметов, сколько среда значений, смыслов. Одним из результатов позитивистской философии (О. Конт) стало социологическое исследование культуры, опирающееся на эмпирические данные.

 

Функции культуры.

культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятель­ность по их созданию, распространению и хранению. Исходя из этого, выделяют множество различных, но одновременно взаимосвязанных функций культуры:

адаптационная функция. Благодаря культуре, применению ее норм, ценностей, образцов поведения каждый индивид и любое сообщество индивидов (семья, этнос, профессиональная группа и т.д.) приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей природной и социальной среды и к действиям других индивидов и групп;

функция целеполагания помогает человеку сформулировать социально значимые цели и, руководствуясь существующими в обществе ценностями и нормами, а в случае необходимости, дополняя и перекрывая их новыми ценностями и нормами, достигать этих целей.

человекотворческая (гуманистическая) функция состоит в развитии творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности;

гносеологическая (познавательная) функция заключается в том, что культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного культурой в результате взаимодействия индивидов внутри культуры и взаимодействия с другими культурами;

информационная функция заключается в трансляции социального опыта, что обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего;

коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

ценностно-ориентационная, то есть культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек;

нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека;

интегрирующая функция обеспечивает целостность культуры, осознание данной целостности индивидами, принадлежащими к ней. Данная функция осуществляется за счет создания системы значений, ценностей и норм, которые выступают гарантом стабильности социальных систем;

социализирующая функция культуры позволяет каждому индивиду, включенному в процесс восприятия и усвоения существующих в обществе ценностей и норм, формироваться как личность.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1892; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.005 с.)