Динамика культуры: понятие и основные формы динамики культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика культуры: понятие и основные формы динамики культуры.



Культурная динамика представляет собой изменения, которые претерпевает культура при распространении во времени (исторический аспект) или в пространстве (увеличение или уменьшение числа носителей культуры).

Культурная динамика описывается с помощью следующих понятий.

1. Культурная диффузия – это проникновение черт одной культуры в другую культуру, либо взаимный обмен культурными чертами. Диффузия происходит только при условии культурного контакта. Культурный контакт же, напротив, не всегда предполагает диффузию, так как может завершаться без каких-либо последствий. Окончится ли культурный контакт диффузией культурных черт в качестве результата, во многом зависит от того, к какому типу принадлежит общество, является ли оно закрытым или открытым. Естественно, что открытое общество более подвержено заимствованию культурных черт, чем закрытое. Кроме того, это зависит и от «внутреннего устройства» культуры: если культура полистилистична, то есть допускает множество ценностных систем, множество способов организации жизни и придания ей смысла, то она будет более расположена и более терпима к заимствованию из другой культуры; если же она моностилистична, то неприятие «инородных тел» будет более сильным.

Как выявил X. Ортега-и-Гассет, взаимодействия культур могут быть:

• нейтральными, когда они сосуществуют, не мешают друг другу и не смешиваются;

• альтернативными, или контркультурными, когда культуры активно теснят друг друга, поскольку каждая экспансивно стремится занять доминирующее положение и насадить в общности свои ценности и стандарты;

• конкурентными, состязательными, когда в процессе саморазвития и борьбы культуры могут смещаться в область альтернативности и конфликтных отношений.

2. Селективность культур – это отбор определенных культурных черт для заимствования и не принятие других черт. Селективность осуществляется в процессе культурной диффузии. Выделяется несколько факторов селективности:

· культура еще недостаточно развита для того, чтобы воспринять то или иное явление, ту или иную черту другой культуры;

· культура посредством ценностной системы и системы норм налагает запрет на заимствование любых или некоторых черт другой культуры;

· носители культуры полагают, что новые явления не нужны им;

· с точки зрения культуры, любые нововведения или какое-то определенное нововведение способно разрушить существующее положение вещей.

3. Культурный лаг – понятие, введенное У.Огборном, которое обозначает неравномерное развитие культуры, когда одни сферы (части) культуры развиваются быстрее, чем другие.

По мнению У.Огборна, сфера нематериальной культуры развивается медленнее, чем сфера материальной, и, следовательно, первая как бы «запаздывает». П.Сорокин, напротив, полагал, что быстрее развивается нематериальная культура, что препятствует развитию духовной культуры.

4. Культурная трансмиссия – процесс трансляции (передачи) элементов культуры от одного поколения к другому. Именно благодаря культурной трансмиссии культура является непрерывным феноменом, основанном на преемственности. Культурная трансмиссия предполагает некоторые искажения, которые вносятся особенностями тех, кто ее передает и получает.

5. Культурная инновация – это создание или признание новых элементов культуры.

Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры.

1) Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение.

2) Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнего культурного опыта).

З) Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни, например, в экономике; б) сами виды культуры развиваютcя неравномерно. Так, сегодня при более или менее приличном уровне развития художественной культуры мы говорим об отсyтcтвии политической культуры или катастрофическом состоянии культуры экологической.

4) Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.

Межкультурная коммуникация и диалог культур.

Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале 1920-х гг. Наряду с общенаучным значением — как средство. связи любых объектов в какой-либо системе — он приобрел широкий социокультурный смысл и активно применяется во всех областях человеческой деятельности. «Коммуникация» происходит от лат. communication — сообщение, передача;communicare — делать общим, связывать, беседовать. Данный термин используют и для описания многообразных процессов, связанных с передачей информации, и для констатации присутствия либо отсутствия некой связи между двумя субъектами (системами).

 

Первоначально коммуникация в социальных науках, в том числе и в дисциплинах, изучающих культуру, рассматривалась в контексте общетеоретических построений бихевиоризма, где считалось, что основой коммуникативных процессов является не язык как система, но непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитать человека любого склада. Не в меньшей степени на трактовку этого понятия оказали влияние и сторонники символического интеракционизма, полагавшие, что социокультурная структура как микро-, так и макроуровней является результатом стабилизации процессов межличностного или межкультурного общения, а процессы развития следует рассматривать как эволюцию коммуникативных форм.

 

После Второй мировой войны оформились два основных подхода к изучению процессов коммуникации. Первый представлен кон цепциями технологического детерминизма, наиболее влиятельной из которых можно считать теорию информационного общества, представители которой, в частности Д. Белл и 3. Бжезинский, считают, что средства информации являются единственным стимулом и источником социокультурного развития. Информация здесь трактуется очень широко: она — основа культуры и всех культурных ценностей. Второй подход представлен «понимающей социологией», где утверждается, что основным результатом коммуникации следует считать понимание человеком другого человека, т.е. взаимное понимание двух субъектов общения. Сегодня наибольшее внимание процессам коммуникации уделяется в рамках исследований современного информационного и постинформационного обществ. В культурологии коммуникация рассматривается с нескольких позиций и является важнейшим аспектом изучения многих процессов, происходящих в культуре. Коммуникации в культуре, социокультурные коммуникации, внутрикультурные коммуникации, межкультурные коммуникации — все это может быть как темой отдельного разговора, так и предметом обобщающего анализа, целью которого является комплексное и систематическое исследование взаимодействия и взаимовлияния различных субъектов культуры.

Культурная модернизация.

Модернизация (от английского modern - современный) - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям1. С точки зрения философов, изучающих данную проблему, сутью модернизации как особой формы развития является переход от традиционного общества к современному.

 

Традиционные общества является исторически первыми. Данный тип общества возник в глубокой древности, распространен он и сейчас. Это общество, воспроизводящие себя на основе традиции и имеющее источником легитимации активности прошлое, традиции, опыт. Традиционные общества отличаются от современных рядом особенностей:

 

- доминирование традиции над новацией;

 

- зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений;

 

- цикличность развития;

 

- коллективистский характер общества и отсутствие выделенной персональности;

 

- авторитарный характер власти;

 

- предэкономический, прединдустриальный характер;

 

- отсутствие массового образования и др.

 

Современное общество по большинству ведущих признаков противоположно традиционному. Данный тип общества можно представить как систему следующих определяющих черт:

 

- преобладание инноваций над традицией;

 

- светский характер социальной жизни;

 

- поступательное (нециклическое) развитие;

 

- выделенная персональность;

 

- преимущественная ориентация на инструментальные ценности;

 

- демократическая система власти;

 

- индустриальный характер;

 

- массовое образование;

 

- активный деятельный психологический склад;

 

- предпочтение мировоззренческому знанию точных наук и технологий (техногенная цивилизация) и т.д.

 

Поскольку современные общества по существу противоположны традиционным обществам, то модернизация общества - это сложный, длительный и драматический процесс, который разными странами проходится по-разному в зависимости от исторической и культурной специфики данных стран.

 

Исторически первыми на путь модернизации встали западные страны, именно поэтому до середины XIX века модернизация понимается как вестернизация. М.Вебер, стремясь выявить духовные предпосылки современных социальных изменений, создает концепцию становления капитализма из духа протестантской этики. С точки зрения протестантизма, божественное предназначение человека заключается в честном, добросовестном выполнении им его обязанностей в мирской жизни. Поэтому богатство - показатель того, что человек добился успеха в своей земной жизни и тем самым выполнил предначертания бога. Богатство понималось как способ спасения души, а не как средство удовлетворения собственных желаний. Протестантизм воспитывал такие черты личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, ответственность. Таким образом, по М.Веберу, главным источником модернизации, является протестантская религия с ее особой этикой, системой ценностей.

 

Многие философы видят истоки западной ментальности (а следовательно, и модернизации) в античности, когда сформировался активный деятельный субъект, утверждающий себя в воздействии на внешний мир, рассматривающий весь мир как объект приложения своих знаний и сил. Этот тип человека и создал уникальную западную цивилизацию. А следовательно, эволюция Запада в направлении к современности была результатом последовательного воздействия античности, Ренессанса, Реформации и Просвещения, победы их принципов, которая не могла не состояться.

 

Путь западной цивилизации не был безоблачным.

 

 

В XX веке все чаще звучат идеи о кризисе, о «закате» европейской цивилизации. Причинами самокритики Запада были усиливающееся социально-политическое неравенство, классовая борьба, национализм, расизм, шовинизм, отчуждение человека, превращение его в придаток машины, дегуманизация общественной жизни, появление технологий массового уничтожения, отрицательные последствия научно-технического прогресса.

 

В XX веке возникают политические силы, предлагающие альтернативы западному пути и западным ценностям. Одной из таких сил был социализм, который можно рассматривать как отражение и порождение главных противоречий западного пути, а опыт строительства социализма в СССР как один из вариантов модернизации. Поскольку социализм отрицал основные ценности западной цивилизации: рынок, демократию, индивидуализм, то основной акцент в развитии общества был сделан на индустриализации. Такой тип модернизации как организации масс для индустриализации получил название догоняющей модернизации (Б.П.Вышеславцев).

 

Фундаментальными достижениями социалистической модернизации

 

были:

 

1) осуществление индустриализации и достижение других черт современности - массовое образование, развитие науки, урбанизация и пр.;

 

2) сохранение собственной культурной основы развития, а именно таких особенностей, как коллективизм, антирыночный подход, коммунистическая идеология, которая играла роль духовного фундамента социалистических преобразований;

 

 

3) идеал всесторонне-развитого, гармонического человека - идеал, несомненно, утопический, но все же инициировавший развитие образования, науки, культуры.

 

В 60-80-ые годы XX века в модернизационный процесс включаются страны Юго-Восточной Азии, сначала Япония, которая успешно конкурирует со странами Запада в экономической и технологической сфере, затем и другие страны этого региона. Специфика данной модернизации состоит в том, что она осуществлялась на собственной культурной основе. Страны Юго-Восточной Азии поняли, что на пути вестернизации их вряд ли ожидает успех, и в процессах модернизации стали опираться на собственные традиции. Таким образом, страны Азии реализуют совершенно новый путь развития, в основе которого лежит не индивидуализм, а коллективизм.

 

Такая модернизация имеет ряд положительных аспектов:

 

- - она не имеет предзаданной модели развития и использует уникальные особенности своей страны;

 

- - она избавляет страны от многих противоречий и духовных проблем, связанных с конфликтом традиционных и индивидуалистических ценностей.

 

Таким образом, существует несколько вариантов модернизации: вестернизация, догоняющая модернизация, модернизация на собственной культурной основе. Сегодня в мире утверждается идея многообразия путей модернизации: поскольку культура каждого народа уникальна и неповторима, то нет и не может быть универсальной модернизации, ее темпы, характер и последствия будут различными в разных странах. А следовательно, важнейшим фактором модернизации общества является его культура.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.035 с.)