Исторически принято выделять 2 формы правления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторически принято выделять 2 формы правления



1. Монархия

2. Республика

Монархия – единовластие, это такая форма правления, когда верховная власть и вся ее полнота принадлежит одному лицу, который получает ее по наследству, по наследству ее передает и не несет персональной юридической ответственности за несение власти.

 

В зависимости от объема властных функций монархия бывает:

1. Абсолютная монархия (2 формы: светская, теократическая)

2. Ограниченная монархия. (Парламентская, дуалистическая)

 

Отличительной чертой абсолютной монархии является сосредоточение всех полноты власти в руках монарха, отсутствует какой-либо документ, который бы ограничивал власть монарха, в его руках находятся все 3 виды власти (судебная, законодательная, исполнительная).

Конституционная монархия (ограниченная) – власть монарха ограничена конституцией и выборным представительным органом, она делится:

 

1. Парламентскую (Англия, Дания, Япония, Швеция) – формально монарх наделяется широкими полномочиями, но не может полностью воспользоваться ими, принимаемые монархом решения должны получить одобрения в кабинете министров, исполнительную власть осуществляет правительство, которое ответственно перед парламентом.

 

2. Дуалестическую (Малайзия, Непал) – Переходная форма от абсолютной к парламентской монархии, власть ограничена конституцией, но монарх обладает широким объемом властных полномочий. Есть парламент и правительство, но парламент в силу не развитости ощущает власть монарха. Правительство несет двойную ответственность перед парламентом и монархом

 

Республика - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется в режиме сдержек и противовесов, выборными на определенный срок коллегиальными или единоличными органами, ответственными перед народом.

Признаки республики:

1) выборность власти.

2) коллегиальность

3) подотчетность и ответственность власти.

 

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подчинено и подконтрольно, республики делятся:

  1. Парламентская
  2. Президентская
  3. Смешанная

 

  1. Парламентская республика – правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним, парламент может выразить вотум доверия или недоверия правительству, главе правительства, конкретному министру. Глава государства – президент, который избирается парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Президент имеет представительную функцию. Реальный глава государства – глава правительства.

 

  1. Президентская республика – президент избирается независимо от парламента, одновременно является главой государства и правительства, сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Президент наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа.

 

  1. Смешанная республика – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Президент и парламент избирается непосредственно народом. Глава государства – президент, который назначает главу правительства и министров. Президент утверждает решения заседания кабинета министров, а парламент контролирует правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а так же имеет право вотума недоверия правительству.

 

Основное отличие между парламентской и президентской республиками состоит в порядке формирования правительства (органа исполнительной власти) и его ответственности.

 

Вопрос № 3

По форме территориального устройства гос-ва делятся на:

 

  1. Простая форма = унитарное государство:

1) Простое унитарное гос-во (централизованное)

2) Децентрализованное (сложное унитарное государство)

 

  1. Сложная форма = федерация.

Унитарное государство - это единое государство, вся или большая часть которого делится на административно территориальные единицы, которые не имеют статуса государственного образования, не имеют суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства (Белоруссия, Италия, Франция, Дания)

 

Унитаризм имеет признаки:

  1. Единое для всего гос-ва гражданство
  2. Единые государственные органы
  3. Единое законодательство
  4. Единые государственные символы
  5. Территория единиц унитарного гос-ва может быть изменена путем принятия общегосударственного закона без согласия органов и населения этой единицы.

Две разновидности:

1. централизованное- основано на принципе централизации власти, лица, которые управляют, назначаются верховной властью и не обладают полномочиями по самостоятельному решению вопросов государственной власти.

 

2. децентрализованное – допускает образование автономий, которые обладают правом самостоятельного решения вопросов переданных им в веление центральной властью (основные сферы сводятся к образованию, коммунальной сфере)

 

Федерация – это союзная государственно-территориальная организация, состоящая из нескольких образований (квази-государств), основанная на принципе целостности государственной власти и ее горизонтальном разделении между центром и регионами (Россия, Канада, Арабские Эмираты).

Управление в федерации основано на принципе децентрализации, наряду с высшими органами существуют аналогичные органы в субъектах федерации. Субъекты обладают правом на формирование законодательства, бюджета и налоговой системы, некоторые имеют право на двойное гражданство.

Но федеральные законы обладают верховенством на всех территории гос-ва, а законы субъектов не должны им противоречить. За субъектами федерации может закрепляться полномочие участвовать самостоятельно в международных отношениях, но только в сфере экономики.

 

Виды федерации:

По статусу субъектов федерации и по объему их полномочий –

  1. симметричные (те, где статус и их полномочия одинаковы)
  2. асимметричные (некоторые субъекты обладают иным статусом и не одинаковым объемом полномочий (Канада, Россия))

 

По критерию образования:

  1. административно-территориальными; (США, Германия)
  2. национально-государственными; (Бельгия, Эфиопия)
  3. национально-территориальными; (смешанными) (Индия, Россия)

 

В зависимости от основы или источника формирования федерации:

1. Конституционными (на основе конституции) – полномочия даруются центром

2. Договорными (на основе договора) – у субъектов сохраняется максимум полномочий.

3. Конституционно-договорные.

 

От сложных государств следует отличать государственные союзы, или объединения; наиболее известными разновидностями являются: конфедерация (швецарская), Содружество гос-в (СНГ), государственные союзы и государства сообщества. Такие образования представляют собой ассоциации суверенных гос-в создаваемый для достижения, как правило, временных целей (эконом развития, полит устройства, ведения войны). Межгосударственный союз не обладает государственным суверенитетом.

В рамках межгосударственных объединений могу создаваться надгосударственные органы (парламент в Евросоюзе, суд..), деятельность этих органов не должна нарушать суверенитет каждого гос-ва входящего в союз.

 

Задание: нарисовать таблицы. 1) сравнить федерацию и конфедерацию; 2) дать характеристику союзу, содружеству, сообществу; 3) проанализировать и выяснить отличия сходные черты РФ и Евросоюза.

 

Вопрос №4

Государственный режим

Методы и средства осуществления гос власти разнообразны, условно их можно разделить:

  1. состоит из методов либерализма, уступок
  2. диктатуры, насилия, давления

 

В зависимости от сочетания этих средств в политике гос-ва различают следующие государственные режимы:

1. теократический

2. тоталитарный

3. авторитарный

4. либеральный (полудемократический)

5. демократический

 

Делать схему для ответа:

Тип гос-ва (исходя из формационного подхода)

Анализ 3х структурных элементов формы гос-ва.

 

Рабовладельческий тип гос-ва: по форме правления может быть и республикой и монархией, монархия представлена древневосточной деспотией (Египет, Вавилон Китай), республика демократическая (Афинах, Спарта). По устройству: унитаризм и империей, деспотией и авторитарный режим: демократий, терания,

 

Феодальный тип – монархиями (все разновидности), республики (Новгород, Псков), устройство основывалось на основе восслитета-сузаренитета, режим авторитарный в монархиях, демократический в республиках.

 

Буржуазный тип – доминирует демократическая республика, но есть и ограниченная монархия; полит режим: демократический, авторитарный

 

Социалистический тип – не знает монархии, представлен только республикой, причем разновидностями социалистической республики были: Парижская коммуна, республика советов РСФСР, народно-демократическая республика – Китай. Корея, Куба

 

Особенности социалистической республики: объединение в одном лице всех органов власти, исполнительно-распорядительные органы подотчетны органам законодательной власти, высшие и местные органы объединяются в единую систему (советов), основанную на принципе демократии и децентрализма.

 

Вопрос № 6

Особенности формы государства российского изучить подробно на положения конституции РФ

 

 

Тема № 5: Государство в политической системе общества, функции государства.

Вопросы:

  1. понятие и структура полит системы общества, место государства в ней.
  2. понятие и классификация функций государства
  3. основные внутренние и внешние функции Российского государства
  4. Формы осуществления функций государства

 

Система: целое, составленное из частей, учение о политической системе, основано на общей теории систем Вертоламова и Богданова. И это учение развивается в рамках философии.

Политическая система – сложное образование, состоящее из нескольких структурных элементов:

  1. Институциональный (гос-во и не гос организации) - состоит из тех субъектов, кто осуществляет политическую деятельность.
  2. Нормативный - представлен политико-правовыми нормами, участвующими в регламентации отношений между субъектами полит деятельности.
  3. Коммуникативный - это полит отношения, возникающие в рамках полит системы между участниками этой системы
  4. Идеологический – представлен политическими сознанием и полит культурой
  5. Политическая практика.

 

Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой государственных и не гос институтов, связанных политико-правовыми нормами и сознанием, осуществляющих и организующих полит власть и обеспечивающих взаимно связь граждан и государства.

 

Виды политических систем:

В завис от роли гос-ва в экономике они могут быть:

1) распределительные – характеризующиеся распространением государственной власти во всех сферах общественной жизни и нахождением в ведении государства процесса создания и распределения созданного национального продукта;

2) рыночные – основанные на свободном предпринимательстве и товарно-денежном распределении материальных и духовных благ, когда государство обеспечивает только координацию деятельности субъектов, не вмешиваясь в их производственные действия;

3) смешанные – возникают в переходные периоды развития государственности и носят временный характер, постепенно переходят либо в рыночную либо в распределительную.

В зависимости от типа гос-ва системы бывают:

  1. Рабовладельческое (полит власть находится в руках господствующего класса);
  2. Феодальное;
  3. Буржуазное (капиталистическое);
  4. Социалистическое (выражает волю всего народа).

 

В зависимости от положения личности в о-ва, системы бывают:

1. авторитарные (традиционные)

2. демократические

В зависимости от характера отношений:

1. соревновательные

2. командными

3. социопримерительными

Функции политической системы:

  1. Определение стратегии общественного развития.
  2. Политическое целепологание (выработка целей развития общества)
  3. Упорядочение полит процессов и обеспечение представительства различных социальных групп (полит партии).

Субъекты политической системы:

Партии, движения, церковь, профсоюзы, молодежные организации, гос-во.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.027 с.)