Характер государственной власти - 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер государственной власти -



Субъектно-объектный характер (публичный)

 

Сущность государства:

Сущность – наиболее важные устойчивые свойства, определяющие глубинные связи и отношения предмета или явления, от которых завися все остальные свойства и признаки.

Самое устойчивое и важное.

Сг = В + У

В соответствии с философскими убеждениями, сущность всего, что создано человеком, может быть рассмотрено с 2х сторон: путем указания на назначение в обществе, на способность удовлетворять потребности. Применяя эти трактовки, сущность гос-ва имеет 2 стороны:

1. Формальная – состоит в том, что гос-во является особой организацией политической власти, выступающей в качестве инструмента организации и управления процессами. Формальная сторона – это называние того, что есть государство.

2.Соержательная - указывает на назначение гос-ва и позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах гос-во осуществляет свою власть. Государство выражает интересы господствующего класса, и общесоциальные интересы.

 

Признаки государства, которые отличают его:

1. гос-во это особая форма организации власти в обществе

2. единственная организация, которая выражает коллективную волю общества, официально представляет всё общество

3. Гос-во – это территориальная организация.

4. Гос-во обладает суверенитетом: 1) суверенитет означает возможность абсолютного верховенства власти в пределах своей территории (внутренний суверенитет).

2) независимо проводит политику на международном уровне (внешний суверенитет)

5. Государство это единственная организация, которая уполномочена распоряжаться человеческими, материальными ресурсами всего общества.

6. Государство имеет право на легальное применение силы.

 

Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, выражающая коллективную волю общества и использующая его человеческие, природные, материальные ресурсы в целях выполнения, как сугубо классовых, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, действующий на основе согласования общественных интересов.

 

Вопрос №3

Структура общества.

Сформировалось 2 подхода понимания о-ва:

1.в широком смысле это совокупность всех историческим форм человеческой деятельности

2.в узком – конкретный тип социальной системы.

 

Эта система имеет сложную структуру и состоит из нескольких из элементов:

1. Субъектный – представлен индивидами, (свободными людьми)

2. Институциональный – это система институтов, сложившихся в обществе – церковь, наука, гос-во….

3. Нормативный – представлен системой всех правил, которые участвуют в регулировании общественных отношений

4. Коммуникативный – представлен системой связей между отдельными индивидами или институтами

5. Интеллектуально-информационный компонент.

6. Духовно ценностный компонент.

Четыре сферы:

  1. Экономическая
  2. Политическая (государство помещено в политическую сферу, природа гос-ва состоит в управлении)
  3. Социальная
  4. Идеологическая (представлена совокупностью всех ценностей общества)

 

Соотношение общества и гос-ва:

  1. различия
  2. взаимодействия о-ва и гос-ва.

Различия:

  1. по объёму – о-во и гос-во соотносятся как часть и целое, при этом о-во более масштабная организация, а гос-во его часть.
  2. время возникновения – о-во возникает раньше гос-ва, а гос-во порождается развитием общества и появляется на определенном этапе его существования
  3. по функциям – основной функцией гос-ва является управление социальными процессами, а о-во главным образом осуществляет интеграционную экономическую и коммуникативную функции.

 

Взаимодействия:

гос-во есть средство разумной организации общественной жизни,

но существование гос-ва не возможно без ресурсов и потенциала самого о-ва.

Диалектика взаимоотношений такова, что гос-ва управляет обществом, а последнее оказывает влияние на него и контролирует гос-во. К взаимоотношению современного гос-ва и общества подходят с точки зрения их партнерства, т е и гос-во и о-ва являются партнерами. Однако, такое соотношение существовало не всегда. В лит-ре сформулировано несколько моделей соотношения о-ва и гос-ва:

  1. когда гос-во в силу своей силы государство довлеет над о-вом вмешивается во все сферы и безраздельно господствует над о-вом.
  2. когда о-во оказывает активное, но не созидательное давление на гос-во.
  3. когда о-во и гос-во партнеры.

 

Задание: почитать о рыночной, распределительной и смешанной политических системах.

 

Вопрос 4

 

Типология государств:

Тип государства – это совокупность общих признаков, свойственных исторически обособленной группе государств. Это совокупность общих признаков, сущности и экономическая их основа.

Отечественная юридическая наука традиционно рассматривает

2 подхода к типологии государства:

  1. формационный
  2. цивилизационный

 

 

Формационный: разработан в рамках марксистской социально экономической теории. Согласно ему, тип государства определяется экономическим строем о-ва. Каждому типу о-ва соответствует определенный тип производственных отношений и сопутствующих им политических духовных культурных явлений. Производство – базис, в другие сферы жизни – надстройка.

Гос-во и право это надстроечные явления. Исходя из формационного подхода, причина смены типов гос-ва кроется именно в экономическом базисе. Исходя из изменений в экономическом базисе, выделяется 4 типа государства:

  1. Рабовладельческое (полит власть находится в руках господствующего класса);
  2. Феодальное;
  3. Буржуазное (капиталистическое);
  4. Социалистическое (выражает волю всего народа).

 

Смена типа гос-ва означает изменение в политической надстройке о-ва вызванное изменением способа производства.

Все гос-ва проходят все указанные типы в развитии (по Марксу). Каждый последующий тип является более развитым, а социалистическое государство последний этап в развитии гос-ва. Формационный подход содержит мысль о том, что гос-во отмирает.

 

Недостатки подхода:

Во первых: заданость исторического развития.

Во вторых: основное внимание уделено экономическим факторам.

В третьих: история свидетельствует, что социалистических тип не последний, и гос-во не отмирает.

 

Цивилизационный подход:

Он не является столь монолитным. И в его рамках сформировалось несколько направлений:

  1. теория цивилизаций
  2. теория эконом роста
  3. Теория конвергенции
  4. Теория индустриального общества

 

 

Теория цивилизаций – автор Тойнби. Он выделил 5 цивилизаций

 

Под цивилизацией Тойнби понимает замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью социальных, религиозных, культурных демографических и т д признаков. В соответствии с совокупностью этих признаков в мировой истории выделяется 21 цивилизация. Они автономны и не связаны между собой. Не имея связей, цивилизации вымирают. И из 21 известной цивилизации 14 –не существуют, только 7 имеют место быть.

Теория стадии эконом роста: Ростоу (автор)

Тип гос-ва определяется уровнем потребления.

Чем выше уровень потребления, тем развитее государства. На основании этого выделяется 5 стадий 89053857535

  1. Традиционное общество
  2. Переходное общество
  3. О-во, переживающее процесс сдвига
  4. Созревающее о-во
  5. О-во высокого уровня высокого потребления.

Недостатки:

  1. Те признаки, которые предлагаются для критерий, большей степени подходят для типологий общества а не государства
  2. Основное внимание уделяется духовно-культурным факторам, которыми ничего объяснить невозможно.

 

Тема №4. Форы государства

Вопросы:

  1. Понятие и структура формы гос-ва
  2. Форма государственного правления: понятие и виды.
  3. Форма национального (государственного) устройства
  4. понятие и разновидности государственных режимов
  5. Многообразие форм государства в пределах одного и того же типа гос-ва.
  6. Особенности формы Российского государства.

 

Форма гос-ва - это всегда выражение его сущности и содержания. Она никогда не оставалась величиной константа и изменяется под влиянием различных факторов.

 

В рамках ТГП форма гос-ва рассматривается через анализ 3х ее составляющих элементов:

1. Форма правления – это элемент формы гос-ва отражающий порядок организации высших органов власти, а так же особенности взаимоотношения их между собой и с населением.

 

2. Форма территориального устройства - это элемент органов власти, показывающий территориальную организацию власти с учетом внутреннего деления территории на части и взаимоотношения частей и целого.

 

3. Государственный режим – это совокупность приёмов способов и средств используемых для осуществления государственной власти.

 

 

Форма гос-ва это – совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования высших органов, на территориальное устройство и на методы осуществления государственной власти.

 

Значение формы гос-ва

1. Она содействует формированию правосознания граждан.

2. Продуманная форма гос-ва способствует эффективной работе гос аппарата.

3. Обеспечивает решение возникающих в о-ве конфликтов.

4. Выступает символом единства нации и национальной государственности.

Факторы которые влияют на форму гос-ва:

  1. историческая традиция
  2. национальный состав населения
  3. влияние государственно-правового опыта государств метрополий на другие гос-ва
  4. расстановка политических сил борьба между ними

 

вопрос №2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.26.186 (0.016 с.)