Структурные фонды Евросоюза как источник инвестиций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурные фонды Евросоюза как источник инвестиций



 

Структурные фонды Европейского союза отвечают за финансовое обеспечение проектов и программ ЕС по согласованным направлениям. Структурные фонды (Structural Funds) и Фонд единства (Cohesion Funds) являются финансовыми инструментами региональной политики Европейского Союза, нацеленной на сокращение разрыва в уровне развития между отдельными регионами и государствами ЕС. Тем самым они в полной мере оказывают влияние на укрепление экономического, социального и территориального единства.

На период 2007–2013 гг. на региональную политику было выделены средства в размере 348 млрд. евро, из которых 278 млрд. евро приходились на структурные фонды и 70 млрд. евро – на Фонд единения. Средства, выделяемые на политику единства, составляют 35% бюджета ЕС и образуют вторую по величине бюджетную статью расходов Евросоюза.

- Европейский фонд регионального развития (European Regional Development Fund, ERDF) является на сегодняшний день важнейшим структурным фондом. С 1975г. Фонд поддерживает осуществление мероприятий по экономи­ческому развитию (инвестиции в инфраструктуру, производство и бизнес). Европейский фонд регионального развития ориентирован на содействие регионам, отстающим в своем развитии или пораженным структурным кризисом. Финансирование направлено на следующие цели:

• упорядочение бизнес- среды и повышение конкурентоспособности;

• сохранение местной экономики, туризма и культурного наследия;

• развитие исследовательской деятельности и технологий;

• развитие местного, регионального транспорта, телекоммуникаций, энергосети и прилегающей инфраструктуры;

• охрану и развитие окружающей среды;

• увеличение потенциала в исследованиях, науке и технологиях.

Выделяют два типа программ ЕФРР и области их применения:

— «Целевые» программы, которые требуют оказания макси­мальной финансовой поддержки. Данные программы направлены на решение проблем, являющихся на уровне ЕС наиболее приори­тетными;

— Местные инициативы, которые имеют меньший объем финансирования. В качестве примеров таких программ можно привес­ти следующие:

— Interreg — программа, нацеленная на развитие пригранич­ных регионов двух и более соседних стран-членов ЕС;

— Rechar — программа, направленная на поддержание терри­торий кризисной добывающей промышленности;

— Adapt — программа, которая направлена на переподготовку кадров для адаптации к различным изменениям на рынке труда.

Инициатива Сообщества INTERREG обеспечивает объединенный подход к пространственному развитию. Приоритет отдается не отдельным отраслям, наподобие судостроения, добычи ископаемых или текстиля, а связям между факторами, влияющими на территориальную организацию развития в пограничных районах и крупных межнациональных областях сотрудничества.

Инициатива INTERREG преследует следующие цели:

· Продвижение объединенного регионального развития между пограничными районами, включая внешние и морские границы (A);

· Помощь гармоничной территориальной интеграции в ЕС (B);

· Расширение потенциала развития отстающих и переживающих изменения областей ЕС путем межнационального / межрегионального сотрудничества (C).

В рамках категории А разрабатываются и реализуются следующие международные стратегии:

· Продвижение городского, сельского и прибрежного развития;

· Укрепление предпринимательства и развитие малых и средних предприятий (включая туризм) и местных инициатив занятости;

· Адаптация трудового рынка и поддержка социальной вовлеченности;

· Привлечение человеческих ресурсов и средства в RTD, образование, культуру и здоровье;

· Продвижение защиты окружающей среды, эффективной энергетики и возобновляемых источников энергии;

· Улучшение транспорта (особенно более экологичных средств), коммуникации, воды и энергетической системы;

· Улучшение сотрудничества в судебной и административной сферах, включая совершенствование безопасности внешних границ;

· Создание человеческих и институциональных возможностей для международного сотрудничества; и т.д.

Категория B фокусируется на межнациональном сотрудничестве (transnational co-operation) между местными, региональными и национальными властями с целью продвижения более широкой европейской интеграции и устойчивого и сбалансированного развития. Поддерживаются такие направления:

· Подготовка и развитие межнациональных стратегий и пространственных планов сбалансированного экономического и территориального развития, включая городские системы, транспорт и коммуникации, особенно для связи между замкнутыми, периферийными областями и между центральными областями ЕС;

· Совместное управление в областях энергетики, окружающей среды и водо обеспечения проблемных регионов;

· Развитие передачи технологий, объединенных исследований и обмена опытом в вопросах пространственного планирования;

· Совершенствование инфраструктуры особой важности для сбалансированного территориального развития на избранном основании.

Категория С нацелена на межрегиональное сотрудничество.

Европейский социальный фонд (ЕСФ) (European Social Fund, ESF) учрежденный в 1958г., финансирует переквалификацию и переобучение трудящихся и молодежи, особенно в регионах и отраслях с высоким уровнем безработицы, в частности, посредством финансирования образовательных мероприятий. Финансирование направлено на такие мероприятия:

• развитие трудоустройства на местном уровне;

• устранение долгосрочной безработицы, интеграция безработных на рынке труда, поддержка профессиональной интеграции молодежи;

• обеспечение равноправия на рынке труда между мужчинами и женщинами;

• улучшение учебно-образовательной системы, консультации.

В рамках содействия успешной занятости поддерживаются проекты, направленные на:

1. повышение квалификации и переквалификации занятых;

2. развитие мероприятий занятости для безработных

3. обеспечение обучения и консультаций для начала предпринимательства и само занятости;

4. поддержку усиления административных возможностей на рабочем рынке и ведения политики полового равенства;

5. проведение исследований рабочего рынка.

В рамках развития образования и повышение квалификации поддерживаются проекты, направленные на:

1. улучшение образовательных программ в начальном профессиональном образовании в важных областях экономики

2. улучшение программ высшего образования в областях науки и технологий;

3. развитие сетей сотрудничества по разработкам политики ведения комплексных курсов квалификации;

4. поддержку повышения компетентности преподавателей (академического персонала и учителей);

5. укрепление сотрудничества между социальными партнерами и учебными заведениями, повышение качества переобучения;

6. развитие карьерного образования и мероприятий по профессиональной ориентации образовательных учреждений.

Чтобы ускорить процесс экономической, социальной и территориальной конвергенции, Европейский Союз создал в 1994 г. Фонд единения (Cohesion Fund). Фонд ориентирован на содействие экономическому сближению государств-членов и развитие стран с наименьшими показателями производства ВВП на душу населения. Средства Фонда предназначаются для поддержки тех стран, в которых средний доход на душу населения составляет менее 90% среднего показателя по Евросоюзу. Например, до 2004г. наибольший размер средств от Фонда получали четырех страны: Греция, Ирландия, Испания, Португалия. Фондом единения предоставляются средства для создания инфраструктуры в сферах охраны окружающей среды и транспорта.

Однако финансирование из средств Фонда единения обусловлено состоянием государственных финансов страны – реципиента. Если государственный дефицит одного из государств-членов превышает 3 % ВВП (критерии конвергенции), то дальнейшие предложения не поддерживаются до тех пор, пока дефицит снова не окажется под контролем.

Европейский фонд руководства и гарантий в области сельского хозяйства (European Agricultural Guidance and Guarantee Fund, EAGGF) осуществляет поддержку общей аграрной (сельскохозяйственной) политики ЕС (Common Agricultural Policy, CAP) по таким направлениям.

• развитие способностей и навыков жителей сельской местности,

- применение улучшенных методов в ведении хозяйства,

- внедрение новых технологий,

- повышение качества и эффективности производства;

• развитие условий для предпринимательской деятельности на селе.

• инвестиции в сельскохозяйственные предприятия;

• улучшение переработки и маркетинга сельскохозяйственных продуктов;

• содействие успешному развитию преобразования сельских территорий;

• развитие лесного хозяйства.

Европейский фонд рыболовства (Financial Instrument for Fisheries Guidance, FIFG). Финансирование направлено на следующие мероприятия:

• восстановление и развитие рыболовного флота;

• развитие рыбной ловли и переработки во внутренних водах;

• долгосрочное развитие в сфере рыбной промышленности;

• сбалансирование интенсивности рыболовства.

Фонды по финансированию региональной политики преследуют на период 2007–2013гг. три следующие цели:

- Цель «Конвергенция» подразумевает ускорение процесса конвергенции государств ЕС и регионов с наибольшим отставанием в развитии, при котором создаются лучшие предпосылки для экономического роста и большей занятости. Соответствующие меры финансируются из средств всех трех фондов. В общей сложности на реализацию этой цели приходится 81,5% всех имеющихся в распоряжении средств. Верхний предел совместного финансирования составляет для Европейского фонда регионального развития и Европейского социального фонда 75 % и для Фонда единения — 85 % государственных расходов.

- Цель «Конкурентоспособность и занятость в регионах» предполагает предупреждение негативных экономических и социальных изменений, а также поддержку инноваций, предпринимательства, охраны окружающей среды, а также развития интегрированных рынков труда. Финансирование осуществляется из средств Европейского фонда регионального развития и Европейского социального фонда и составляет 16 % имеющихся в распоряжении средств. При реализации необходимых для достижения этой цели мер допускается совместное финансирование в размере до 50 % государственных расходов.

- Цель «Европейское территориальное сотрудничество» служит укреплению сотрудничества на трансграничном, транснациональном и межрегиональном уровнях в таких сферах, как городское и сельское развитие и развитие прибрежной зоны, расширение экономических связей и создание сетей малых и средних предприятий. Финансирование осуществляется из средств Европейского фонда регионального развития. При реализации необходимых мер допускается совместное финансирование в размере до 75% расходов.

Фонды международного сотрудничества в рамках ЕС поддерживают следующие направления развития:

• Интеллигентная энергия Европе (IEE) - проекты энергетического развития;

• MEDIA - поддержка аудиовизуальных проектов;

• Европа гражданам – проекты в области социальной интеграции;

• Сотрудничество со странами EС в области образования;

• Пограничные программы экономического сотрудничества и развития инфраструктуры.

В случае поддержки, оказываемой для реализации этих целей Структурными фондами и Фондом единения, речь всегда идет о совместном финансировании. Его доля может быть сокращена в силу применения принципа возмещения ущерба или в случае инициатив, предполагающих получение дохода. Разумеется, во всех проектах должны соблюдаться европейские правовые предписания, в частности, касающиеся конкуренции, охраны окружающей среды и распределения государственных заказов.

Принцип субсидиарности является главным принципом в об­ласти распределения ответственности за разработку и внедрение программ любого структурного фонда ЕС. Функции передаются на тот низший уровень, на котором они могут осуществляться с максималь­ной отдачей.

Далее определяются территории, которые нуждаются в под­держке и которым будет направлено финансирование структурно­го фонда. Определение подобных территорий осуществляется согласно определенным критериям.

После определения территории для оказания требуемой по­мощи, сторонами вырабатываются необходимые программные документы, определяются цели развития для каждо­го региона в отдельности и политика по достижению поставлен­ных задач в течение срока действия программы.

При сотрудничестве между ЕС, нацио­нальным, региональным и местным уровнями разрабатываются программы по региональному развитию на определенный срок (обычно несколько лет). Разработка подобных программ осущест­вляется согласно установленным правилам, но допускаются отклонения в зависимости от экономической обстановки на местах.

 

После официального согласования и одобрения программы Структурные Фонды начинают действовать в данном регионе. Намеченные программы осуществляются путем привлечения, ут­верждения и финансирования проектов, имеющих общие стратеги­ческие цели. Программы внедряются на основе партнерства. За ходом выполнения программы следит Комитет Мони­торинга. Иногда создаются Комитеты принятия решений, которые рассматривают проекты, предполагающие получение европейского финансирования. Проект должен соответствовать двум критериям отбора:

— Проект должен быть технически возможен для осуществле­ния финансирования.

— Ожидаемые результаты должны соответствовать выделен­ным средствам.

В контракте на предоставление гранта в рамках той или иной программы Структурного Фонда указывается перечень действий претендента, срок осуществления этих дейст­вий и их ожидаемый результат. Фи­нансирование одного проекта может быть «отозвано» и направлено на другие проекты, осуществляемые в рамках данной программы.

Методика распределения средств структурных фондов базируется на конечном наборе критериев, получивших название «Берлинский принцип» («Berliner Schlüssel»), и учитывает четыре параметра экономического и социального развития.

1. Численность населения регионов, имеющих право на структурную поддержку.

2. Уровень регионального развития (ВРП на душу населения по ППС).

3. Показатель экономического развития (ВВП на душу населения по ППС).

4. Уровень безработицы в каждом регионе.

В конечном счете, оценивается объем бюджетных ассигнований на человека в регионе, имеющем право на поддержку. Этот объем ассигнований, с одной стороны, зависит от потребностей в выравнивании, с другой – от возможностей бюджета. Для оценки потребностей измеряется разница между уровнем душевого ВВП по ППС в отстающем регионе (государстве) и средним уровнем по ЕС-15. В зависимости от размеров этого соотношения применяются три ставки компенсаций:

- 5% при разрыве ВВП между страной и средним уровнем по ЕС-15 более 25%;

- 4% при разрыве ВВП между страной и средним уровнем ЕС-15 от 25% до 10%;

- 3% при разрыве ВВП между страной и средним уровнем по ЕС-15 менее 10%.

При оценке потребностей в финансировании со стороны ЕС, как уже говорилось, помимо показателей экономического развития в расчет принимается также уровень безработицы. В случае если средний уровень безработицы в отстающих регионах в составе государства -члена превышает аналогичный средний показатель по всем отстающим регионам ЕС, то такому государству выделяется годовая поддержка в размере? 100 на каждого официального безработного. Эта сумма прибавляется к объему финансирования, рассчитанному на основании критерия уровня экономического развития.

При оценке финансовых возможностей Евросоюза, в целях ограничить сверху размер структурных фондов, была введена так называемая «мера предельного поглощения». В ней содержится норма о том, что объем финансирования на цели конвергенции не должен превышать определенной доли от ВВП страны- реципиента. В 2000–2006 гг. эта норма составляла 4 % от ВВП. Так, если потребность в средствах, которые государство должно получить согласно «Берлинскому принципу», превысит данное ограничение, то оно может рассчитывать только на поддержку в пределах 4 % от своего ВВП. Это правило призвано предотвращать «иждивенческие» настроения вкупе с нецелевым использованием средств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.105.215 (0.03 с.)