Общая характеристика экскурсии как туристской услуги. Классификация, формы, методыэкскурсионного обслуживнаия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика экскурсии как туристской услуги. Классификация, формы, методыэкскурсионного обслуживнаия.



Э. (от лат. - поездка) – коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и других туристских объектов. Как туристская услуга, Э. обеспе-чивает духовные, эстетические, информационные потребности туристов. Каче-ство экскурсионного обслуживания регламентирует ГОСТ Р 50681-94 «Турист-ско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг». Как процесс познания окружающего мира и вид досуга, Э. играет большую роль в расширении кругозора туристов; это важнейший элемент комплексного обслу-живания в познавательных турах. Э. опирается на две формы познания: чув-ственное и логическое мышление. Как эффективная форма обучения Э. исполь-зуется в педагогическом процессе. Требования, предъявляемые к Э., включают полноту и достоверность информации, культурно-познавательную значимость; законченность и точность композиции и исполнения Э.; удовлетворение эсте-тических и морально-психологических потребностей экскурсантов. Одним из важнейших показателей эффективности Э. является восприятие, как целостная оценка путешествия; чувственно-эмоциональный положительный настрой экс-курсанта; как результат взаимоотношений в процессе экскурсионного обслужи-вания. На уровень позитивного восприятия влияют такие факторы, как безопас-ность путешествия; ощущение высокого качества обслуживания на протяжении всего времени пребывания экскурсанта в поездке; поведение и творческое ма-стерство экскурсовода; полнота обслуживания (выполнение всех предложенных услуг и требований к работе на маршруте: логическая последовательность объектов экскурсионного показа, аттрактивность, соответствие принципам по-строения маршрута: хронологический, тематический, тематико-хронологический); приятное чувство, удовлетворение, восторг.

Экскурсии присущи следующие признаки; наличие темы, цели и задачи, наличие группы и экскурсовода, протяженность во времени, показ экскурсион-ных объектов, целенаправленность осмотра и передвижения экскурсоводов по заранее разработанному маршруту. Э. классифицируют по ряду признаков: по цели проведения (учебные, просветительские, научные); по тематике (в соот-ветствии с видом экскурсионного объекта); по месту расположения объектов (городские, загородные, музейные, в пути следования); по составу и числу участников (учащиеся, туристы, местные жители, специалисты); по содержа-нию (обзорные /многоплановые/ и тематические /посвященные событию или группе событий, объединенных одной темой). Также Э. различают по продол-жительности, способу передвижения, форме проведения, цикличности, месту проведения. Каждому признаку Э. присущи определенные компоненты, специ-фика и особенности. Экскурсионная методика базируется на совокупности тре-бований и правил проведения экскурсии как особой форме формирования зна-ний; комплексном инструментарии достижения целей экскурсии. Экскурсион-ный метод, как совокупность приемов сообщения знаний, основан на принципе наглядности, сочетании двух элементов экскурсии - показа и рассказа и актив-ном взаимодействии трех компонентов: экскурсовода, объекта и экскурсанта. Органической частью экскурсии является рассказ экскурсовода, сопровождаю-щий показ экскурсионных объектов. По нормативным расчетам, показ объектов не должен занимать 2\3, в рассказ трети всего экскурсионного времени. Мето-дика показа объекта предполагает его предварительный осмотр, зрительный анализ, реконструкцию; локализацию событий, сравнения. Методы рассказа включают экскурсионную справку об объекте или событии, характеристику объекта, объяснения, репортаж, комментирование, цитирование, литературный монтаж. Структура экскурсии включает вступление (организационное: знаком-ство с аудиторией, инструктаж экскурсантов по правилам поведения и безопас-ности в пути; информационное: краткое сообщение о теме, маршруте или маршрутном туре, продолжительности, остановках и времени окончания экс-курсии, тура). Тематическая структура Э. включает вводную, основную содер-жательную часть, заключение. Э., как вид деятельности выполняет следующие функции: информационно-познавательную, воспитательную, развлекательно-досуговую, эстетическую, коммуникационную. Проведение экскурсии требует больших знаний в области истории, искусствоведения, архитектуры, логики, риторики, социально-гуманитарных, культурологических, психологических и др. наук. Экскурсия музейная предполагает групповой осмотр экспозиций музея под руководством экскурсовода в целях удовлетворения познавательных и эс-тетических запросов посетителей. Музейные экспозиции различают по профилю (исторические, археологические, литературные, театральные и др.): по целевому назначению (общеобразовательные, учебные и пр.); по месту проведения (экспозиции, фондохранилище); по характеру тематики (обзорные, тематиче-ские, специальные). В свою очередь, обзорные экскурсии проводятся с целью получения общего представления об истории и современном состоянии объекта туристского показа. При проведении обзорной экскурсии затрагивают несколь-ко тем, рассматривают различные по форме и содержанию объекты, в широких хронологических рамках. Городская обзорная экскурсия строится на показе до-стопримечательностей, мест знаменательных событий, природных объектов и т.п. Существует условное деление на типы, определяющие специфику их экс-курсионного показа: столицы, города-герои, промышленные и научные центры, города-заповедники истории и архитектуры, города, связанные с жизнью вели-ких и известных людей и т.д. При подготовке обзорных экскурсий предпочтение отдается подтемам, определяющим «лицо» города. В силу своей значимости, одна из подтем в обзорной экскурсии становится ведущей. Специфику об-зорных экскурсий составляет то, любая из подтем может стать темой для само-стоятельной экскурсии. Тематические экскурсии посвящены раскрытию какой-либо одной темы в области истории, культуры, природопользования. Тематиче-скую экскурсию соотносят по своему содержанию к одному из типов: исторические, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, природоведческие, технологические. Каждый тип тематической экскурсии по своему содержанию имеет внутреннее тематическое деление. Например, исторические обзорные экскурсии подразделяются на историко-краеведческие, ар-хеологические, этнографические, военно-исторические, историко-биографические, экскурс в исторические музеи и т.д. Архитектурно-градостроительные экскурсии делятся на экскурсии с показом памятников ар-хитектуры определенного исторического периода, экскурсии, посвященные творчеству какого-либо архитектора; экскурсии с демонстрацией образцов ар-хитектуры. Искусствоведческие экскурсии включают следующие подтемы: ис-торико-театральные, историко-музыкальные, по местам бытования народных художественных промыслов и др. Литературные экскурсии подразделяются на литературно-биографические, историко-литературные, литературно-художественные. Природоведческие экскурсии делятся на ботанические, зооло-гические, гидрологические, геологические, экскурсии по уникальным памятни-кам природы. Производственные экскурсии могут быть производственно-историческими, производственно-экономическими, производственно-техническими, профессионально-ориентационными для учащихся. При проек-тировании туристских услуг учитываются требования по обеспечению безопас-ности туристов и экскурсантов, которые законодательно закреплены в ГОСТ Р 50644-94; правила разработки документации при проектировании туров опре-делены ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проекти-рование туристских услуг». Этапы разработки экскурсии (характеристика при-знаков классификации экскурсии; определение объектов показа, разработка маршрута экскурсии; разработка схемы проведения экскурсии; подбор матери-алов; определение тематической структуры экскурсии (темы, подтемы); со-ставление контрольного и индивидуального текстов экскурсии; формирование портфеля экскурсовода; составление технологической карты и методической разработки экскурсии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.004 с.)