Об обязательности первого ташаххуда и о правомерности взывания в нём с мольбами к Аллаху 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об обязательности первого ташаххуда и о правомерности взывания в нём с мольбами к Аллаху



 

Затем «он (да благословит его Аллах и приветствует!) каждый раз произносил ''ат-тахиййат'' после совершения двух рак‘атов»566, и «первое, что он начинал

 

говорить при этом сидении, были (слова): «Приветствия Аллаху… (Ат-тахиййату ли-Лляхи…)»567.

«Когда он забыл произнести ташаххуд после первых двух рак‘атов, то совершил (два) дополнительных поклона для невнимательных (саджда ас-сахв568.

 

Он велел им (сподвижникам) совершать ташаххуд, сказав: «Когда вы усаживаетесь после каждых двух рак‘атов, то произносите ''ат-тахиййат'', а затем каждому из вас следует выбрать ту мольбу, которая ему больше нравится, и обратиться [с ней] к Всемогущему и Всевышнему Аллаху»569; в другой версии этого

Удивительно, что по другим вопросам некоторые из них будут защищать какого-нибудь Имама, даже если его мнение войдёт в противоречие с Сунной, аргументируя свою позицию тем, что указывание на ошибки Имама непременно означает его оскорбление и проявление к нему неуважения. Потом они об этом забывают и отвергают установленную сунну, в то же время подвергая насмешкам тех, кто поступает в соответствии с ней. Осознавая это или нет, но ведь они подвергают насмешкам в том числе и тех Имамов, которых они по привычке защищают всеми правдами и неправдами, однако на этот-то раз в отношении Сунны имамы правы! Фактически, тем самым они осмеивают самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), ведь именно он принёс нам эту Сунну, а, следовательно, её высмеивание равнозначно высмеиванию Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!).

 

А что касается опускания пальца после указания им либо ограничения его движения отрицанием (при произнесении слов «Ля иляха …» - ''нет никакого божества…'') и утверждением (при произнесении слов «…илля -Ллах» - ''…кроме Аллаха''), - всё это не имеет под собой в Сунне никакой основы; по сути, это противоречит Сунне, как о том свидетельствует данный хадис.

 

А что касается хадиса, в котором сообщается, что он не совершал движения своим (правым указательным) пальцем (во время намаза), то он не является достоверным, как я разъяснил в книге ''Да'иф Аби Дауд'' (175). Но даже если предположить, что этот хадис был бы достоверным, в нём содержится отрицание ('' наф ''), тогда как в вышеприведённом хадисе – утверждение ('' мусбит ''), а учёным - богословам хорошо известен принцип, согласно которому утверждающему ('' мусбит '') отдаётся предпочтение перед отрицающим ('' наф '').

 

562 Ахмад, аль-Баззар, Абу Джа'фар аль-Бухтири в ''Аль-Амали'' (60/1), ат-Табарани в ''Ад-Ду‘а'' (73/1),

 

Абд аль-Гани аль-Макдиси в ''Ас-Сунан'' (12/2) приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков, а также ар-Руйани в своей книге ''Аль-Муснад'' (249/2) и аль-Байхаки.

563 Ибн Аби Шайба (2/123/2) приводит этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.

564 Ан-Наса'и и аль-Байхаки приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

565 Ибн Аби Шайба (12/40/1, 2/123/2) и ан-Наса'и. Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Ибн Аби Шайба также приводит другое подкрепляющее этот хадис сообщение.

566 Муслим и Абу ‘Авана.

567 Этот хадис аль-Байхаки передал со слов ‘Айши через хорошую цепочку передатчиков, как сказал Ибн аль-Мулаккин (28/2).

568 Аль-Бухари и Муслим. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ''Аль-Ирва' '' (338).

569Ан-Наса'и, Ахмад, ат-Табарани в книге ''Му'джам аль-Кябир'' (3/25/1) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. переводчика) говорю: в буквальном смысле этот хадис указывает на правомерность взывания с мольбами к Аллаху в каждом

 


хадиса сообщается: «Произносите ''ат-тахиййат'' в каждом сидении»570, и он велел поступать так же ''человеку, который плохо помолился'', как о том уже было упомянуто ранее.

«Он обучал их (т.е. сподвижников) словам ташаххуда точно так же, как обучал

их сурам Корана»571, а также «(согласно) Сунне его (ташаххуд) следует произносить про себя»572.

 

Формы ташаххуда

 

Он (да благословит его Аллах и приветствует!) обучил своих сподвижников различным формам ташаххуда:

1. Ташаххуд, передаваемый от Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах!)

 

Ибн Мас' уд сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) научил меня словам ташаххуда точно так же, как он обучал меня сурам Корана, держа (при этом) мою ладонь в своих руках:

 

،ﻪﺗﺎﻛﺮﺑﻭ ﷲ ﺔﻤﺣﺭﻭ!ﻲﺒﻨﻟﺍ ﺎﻬﻳﺃ ﻚﻴﻠﻋ ﻡﻼﺴﻟﺍ ،ﺕﺎﺒﻴﻄﻟﺍﻭ ،ﺕﺍﻮﻠﺼﻟﺍﻭ ،ﻟﻠہ ﺕﺎﻴﺤﺘ-1 ﻩﺪﺒﻋ ًﺍﺪﻤﺤﻣ ﻥﺃ ﺪﻬﺷﺃﻭ ،ﷲ ﻻﺇ ﻪﻟﺇ ﻻ ﻥﺃ ﺪﻬﺷﺃ ،ﻦﻴﺤﻟﺎﺼﻟﺍ ﷲ ﺩﺎﺒﻋ ﻰﻠﻋﻭ ﺎﻨﻴﻠﻋ ﻡﻼﺴﻟﺍ ﻪﻟﻮﺳﺭﻭ

 

Ат-тахиййату ли-Лляхи ва-с-салавату ва-т-таййибату. Ас-саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату Ллахи ва баракату-ху. Ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-

Ллахи-с-салихин [(Сказав здесь): ''И,поистине,если вы произнесёте(эти слова),оникоснутся каждого праведного раба Аллаха на небесах и на земле''.] Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху

 

«Приветствия573 и молитвы574, и (все) благие слова575 – Аллаху! Мир576 тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения577! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник». (Далее Ибн Мас'уд сказал:) [«Так говорили, когда он был среди нас, а когда он скончался, мы говорили:

 

 

ташаххуде, даже в том (ташаххуде), за которым не следует приветствие (таслим). Этого взгляда придерживался Ибн Хазм (да будет милостив к нему Аллах!).

570 Ан-Нас'аи приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

571 Аль-Бухари и Муслим.

572 Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

573 '' Ат-тахиййат '', т.е. здесь подразумевается, что «лишь Всевышний Аллах достоин всех слов,

заключающих в себе мир, абсолютную власть и вечность». (''Ан-Нихайа'').

 

574'' Ас-салават '', т.е. здесь подразумеваются «все мольбы, произносимые для прославления величия Аллаха, ибо лишь Он имеет на них полное право, и никто иной, кроме Него, их не достоин». (''Ан-Нихайа'').

575 '' Ат-таййибат '', т.е. здесь подразумеваются «все благие и пречистые слова, которые подходят для

восхваления Аллаха, а не слова, которые не совместимы с Его атрибутами, и использовались для приветствия царей».(''Фатх аль-Бари'').

 

576Это слово означает обращение за защитой к Аллаху и ниспосылаемую от Него силу, ибо само слово ''салям'' является Именем Аллаха. Таким образом, это приветствие на самом деле подразумевает следующее: ''Пусть Аллах хранит и бережёт тебя!'' Точно так же говорят: ''Да пребудет с тобой Аллах!'', т.е. пусть Он хранит тебя, окажет тебе помощь и ниспошлёт тебе благополучие.

577 Это слово означает любое великое благо, которое постоянно исходит от Всевышнего Аллаха.


ﻲﺒﻨﻟﺍ ﻰﻠﻋ ﻡﻼﺴﻟﺍ

 

Ас-саляму ‘аля-н-набийи –''Мир Пророку''»]578.

 

2. Ташаххуд, передаваемый от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах!)

 

Ибн ‘Аббас сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) учил нас ташаххуду точно так же, как он обучал нас [сурам] Корана. Он говорил:

 

578 Передали аль-Бухари, Муслим, Ибн Аби Шайба (1/90/2), ас-Сирадж и Абу Йа 'ла в своей книге ''Аль-Муснад'' (258/2). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ''Аль-Ирва' '' (321).

 

Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. переводчика) говорю: высказывание Ибн Мас'уда: «Мы говорили: «''Ас-саляму ‘аля-н-набийи '' – ''Мир Пророку''» проясняет тот факт, что сподвижники (да будет доволен ими Аллах!) говорили во время ташаххуда: «'' Ас- саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набиййу '' – ''Мир тебе, о Пророк''» при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), однако после его смерти отказались от этого и стали говорить: «''Ас-саляму ‘аля-н-набийи '' – ''Мир Пророку''». Несомненно, что они стали так поступать, предварительно получив (на этот счёт) одобрение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!); это подтверждается тем фактом, что Айша (да будет доволен ею Аллах!) также обучала людей ташаххуду, в котором содержались слова: «''Ас-саляму ‘аля-н-набийи '' –''Мир Пророку''»,как передали ас-Сирадж в своём''Муснаде'' (9/1/2)и аль-Мухлис в''Аль-Фава'ид'' (джим, 11/54/1) через два достоверных иснада, восходящих к ней.

Ибн Хаджар сказал: «Это дополнение (Ибн Мас'уда) ясно указывает на то, что они (т.е.сподвижники) говорили: «'' Ас- саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набиййу '' -''Мир тебе, о Пророк''», - непосредственно обращаясь к нему при его жизни, однако, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) скончался, они перестали обращаться к нему (с этими словами) и взамен стали упоминать его в третьем лице, начав говорить: «''Ас-саляму ‘аля-н-набийи '' – ''Мир Пророку''». В другом месте Ибн Хаджар также сказал: «Ас-Субки высказался следующим образом в ''Шарх аль-Минхадж'', приведя это сообщение только от Абу 'Аваны: ''Если это достоверно передаётся от сподвижников, то значит здесь содержится свидетельство, что после его (да благословит его Аллах и приветствует!) смерти не является обязательным прямо обращаться к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) в приветствиях о мире, и тогда человек говорит: «''Ас-саляму ‘аля-н-набийи ''

– ''Мир Пророку''»''. (Далее Ибн Хаджар продолжает:) «Не вызывает никаких сомнений, что это сообщение достоверно (т.е. вследствие того, что оно установлено в ''Сахихе'' аль-Бухари), и я также нашёл другие сильные сообщения, поддерживающие его: 'Абд ар-Раззак сказал: Ибн Джурайдж сообщил мне: 'Ата' сообщил мне, что сподвижники говорили: «'' Ас-саляму ‘аляй-кя аййу- ха-н- набиййу '' - ''Мир тебе, о Пророк''», – когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) был жив, но после того, как он скончался, они говорили: «''Ас-саляму ‘аля-н- набийи '' - ''Мир Пророку''», – а цепочка рассказчиков этого сообщения достоверна. Что же касается сообщения Са' ида ибн Мансура от Абу 'Убайды ибн Абдуллаха ибн Мас'уда, который от своего отца передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) обучил их ташаххуду, а затем он упомянул его (ташаххуд) – «(Здесь) Ибн 'Аббас сказал ''Поистине, мы говорили: «'' Ас-саляму ‘аляй- кя аййу -ха-н-набиййу '' - ''Мир тебе, о Пророк''» только когда он был жив», на что Ибн Мас'уд ответил: «Нас так учили (раньше), и мы так же обучаем (сейчас)» –, то, очевидно, что Ибн 'Аббас привёл эту фразу в качестве аргумента во время дискуссии, а Ибн Мас'уд его не принял. Тем не менее, сообщение Абу Ма'мара (т.е. хадис, который приводится у аль- Бухари) является более достоверным, поскольку Абу 'Убайда не слышал (хадисы) от своего отца и, более того, цепочка передатчиков вплоть до Абу 'Убайды слаба» (Конец цитаты Ибн Хаджара – прим. переводчика).

 

Эти слова Ибн Хаджара приводили некоторые учёные-богословы при проведении собственных исследований, среди них – аль-Касталлани, аз-Зуркани, аль-Лукнави и др. Все они одобряли его слова, не вдаваясь в их дальнейшие комментарии. Исследование данного вопроса и его завершение я упомянул в оригинале данной книги (''Аль-Асль'').

 


ﷲ ﺔﻤﺣﺭﻭ!ﻲﺒﻨﻟﺍ ﺎﻬﻳﺃ ﻚﻴﻠﻋ ﻡﻼﺳ [ـﻟﺍ] ، ﻟﻠہ ﺕﺎﺒﻴﻄﻟﺍ ﺕﺍﻮﻠﺼﻟﺍ ﺕﺎﻛﺭﺎﺒﻤﻟﺍ ﺕﺎﻴﺤﺘ -2 ﻥﺃ [ﺪﻬﺷﺃ]ﻭ ،ﷲ ﻻﺇ ﻪﻟﺇ ﻻ ﻥﺃ ﺪﻬﺷﺃ ،ﻦﻴﺤﻟﺎﺼﻟﺍ ﷲ ﺩﺎﺒﻋ ﻰﻠﻋﻭ ﺎﻨﻴﻠﻋ ﻡﻼﺳ[ـﻟﺍ] ،ﻪﺗﺎﻛﺮﺑﻭ ﻪﻟﻮﺳﺭﻭ ﻩﺪﺒﻋ:ﺔﻳﺍﻭﺭ ﻲﻓﻭ.ﷲ ﻝﻭﺱﺭ ًﺍﺪﻤﺤﻣ

 

 

Ат-тахиййату-ль-мубаракату-с-салавату-т-таййибату ли-Лляхи 579. [Ас-] саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату Ллахи ва баракату-ху. [Ас-]саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади- Ллахи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва [ашхаду] анна Мухаммадан расулю-Ллах [в другой версии: 'абду-ху ва расулю-ху ]

 

«Приветствия, благословенные слова, молитвы, (все) благие слова – Аллаху. Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и [свидетельствую,

 

что ] Мухаммад – Посланник Аллаха!» [ в другой версии: «Его раб и Его Посланник»] 580.

 

3. Ташаххуд, передаваемый от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах!)

 

Ибн ‘Умар передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) во время ташаххуда произносил следующие слова:

 

ﻦﺑﺍ ﻝﺎﻗ - ﷲ ﺔﻤﺣﺭﻭ! ﻲﺒﻨﻟﺍ ﺎﻬﻳﺃ ﻚﻴﻠﻋ ﻡﻼﺴﻟﺍ ،ﺕﺎﺒﻴﻄﻟﺍ [ﻭ] ﺕﺍﻮﻠﺼﻟﺍ [ﻭ] ،ﻟﻠہ ﺕﺎﻴﺤﺘ -3 -ﷲ ﻻﺇ ﻪﻟﺇ ﻻ ﻥﺃ ﺪﻬﺷﺃ ،ﻦﻴﺤﻟﺎﺼﻟﺍ ﷲ ﺩﺎﺒﻋ ﻰﻠﻋﻭ ﺎﻨﻴﻠﻋ ﻡﻼﺴﻟﺍ -ﻪﺗﺎﻛﺮﺑﻭ:ﺎﻬﻴﻓ ﺕﺩﺯ:ﺮﻤﻋ ﻪﻟﻮﺳﺭﻭ ﻩﺪﺒﻋ ًﺍﺪﻤﺤﻣ ﻥﺃ ﺪﻬﺷﺃﻭ -ﻪﻟ ﻚﻳﺮﺷ ﻻ ﻩﺪﺣﻭ:ﺎﻬﻴﻓ ﺕﺩﺯﻭ:ﺮﻤﻋ ﻦﺑﺍ ﻝﺎﻗ

 

Ат-тахиййату ли-Лляхи [ва-]с-салавату [ва-] т-таййибату. Ас-саляму ‘аляй-кя

аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату Ллахи [Ибн‘Умар сказал: «В этом месте ядобавляю581: ва баракату-ху ] Ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади- Ллахи-с-салихин.

Ашхаду алля иляха илля-Ллаху [Ибн‘Умар сказал: «В этом месте я добавляю582:

 

вахда-ху ля шарикя-ля-ху ] ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху.

 

«Приветствия, [и] молитвы, [и] (все) благие слова – Аллаху! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха [ и Его благословения]! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха [, у Которого нет сотоварища], и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник»583.

 

579 Ан-Навави сказал: «Порядок слов (с использованием союза ''и''): «ва -ль-мубаракату, ва -с-салавату, ва -т-таййибату…»,–как о том сообщается в хадисе Ибн Мас'уда и других(сподвижников).Однакоздесь союз ''и'' (по-арабски '' ва '' – прим. переводчика) пропущен в целях краткости. Это допустимо и является известной нормой в арабском языке. Значение хадиса таково: поистине, приветствия и всё, что за ними следует, относятся лишь ко Всевышнему Аллаху, и их сущность не подходит для кого-либо иного».

580 Муслим, Абу ‘Авана, аш-Шафи‘и и ан-Наса'и.

581 См. следующее примечание.

582 Достоверно установлено, что эти два дополнения были в ташаххуде самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Ибн 'Умар не добавил их от себя лично; на самом деле, он обучился им от других сподвижников, которые передали эти дополнения от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), а затем прибавил их к тому ташаххуду, который он непосредственно слышал от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!).

583 Передали Абу Дауд и ад-Даракутни, который назвал этот хадис достоверным.


4. Ташаххуд, передаваемый от Абу Мусы аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах!)

 

Он передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «…когда вы усаживаетесь (для чтения ташаххуда), то первое, что каждому из вас следует произнести, это (слова):

 

ﻡﻼﺴﻟﺍ ،ﻪﺗﺎﻛﺮﺑﻭ ﷲ ﺔﻤﺣﺭﻭ!ﻲﺒﻨﻟﺍ ﺎﻬﻳﺃ ﻚﻴﻠﻋ ﻡﻼﺴﻟﺍ ،ﻟﻠہ ﺕﺍﻮﻠﺼﻟﺍ ﺕﺎﺒﻴﻄﻟﺍ ﺕﺎﻴﺤﺘ -4 ﻥﺃ ﺪﻬﺷﺃﻭ ،[ﻪﻟ ﻚﻳﺮﺷ ﻻ ﻩﺪﺣﻭ] ﷲ ﻻﺇ ﻪﻟﺇ ﻻ ﻥﺃ ﺪﻬﺷﺃ ،ﻦﻴﺤﻟﺎﺼﻟﺍ ﷲ ﺩﺎﺒﻋ ﻰﻠﻋﻭ ﺎﻨﻴﻠﻋ ﻪﻟﻮﺳﺭﻭ ﻩﺪﺒﻋ ًﺍﺪﻤﺤﻣ

 

Ат-тахиййату, ат-таййибату, ас-салавату-ли-Лляхи. Ас- саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату Ллахи ва баракату-ху. Ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Ллахи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху [вахда-ху ля шарикя-ля-ху] ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху

 

«Приветствия, (все) благие слова, молитвы – Аллаху! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха [,у Которого нет сотоварища], и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник» (Далее Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:) «Семь фраз, являющихся приветствиями во время намаза»584.

 

5. Ташаххуд, передаваемый от ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах!)

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах!) обучал людей произносить слова ташаххуда, стоя на минбаре. Он говорил: «Скажите:

 

،ﻪﺗﺎﻛﺮﺑﻭ ﷲ ﺔﻤﺣﺭﻭ!ﻲﺒﻨﻟﺍ ﺎﻬﻳﺃ ﻚﻴﻠﻋ ﻡﻼﺴﻟﺍ ،[ﻟ ] ﺕﺎﺒﻴﻄﻟﺍ ،ﻟﻠہ ﺕﺎﻴﻛﺍﺰﻟﺍ ،ﻟﻠہ ﺕﺎﻴ -5 ﻩﺪﺒﻋ ًﺍﺪﻤﺤﻣ ﻥﺃ ﺪﻬﺷﺃﻭ ،ﷲ ﻻﺇ ﻪﻟﺇ ﻻ ﻥﺃ ﺪﻬﺷﺃ ،ﻦﻴﺤﻟﺎﺼﻟﺍ ﷲ ﺩﺎﺒﻋ ﻰﻠﻋﻭ ﺎﻨﻴﻠﻋ ﻡﻼﺴﻟﺍ ﻪﻟﻮﺳﺭﻭ

 

Ат-тахиййату ли-Лляхи, аз-закийату ли-Лляхи, ат-таййибату [ли-Лляхи], ас-салавату ли-Лляхи. Ас-саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату Ллахи ва баракату-ху. Ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Ллахи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху, ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху.

 

«Приветствия – Аллаху, (все) Пречистые (Имена) – Аллаху, (все) благие слова [– Аллаху], молитвы – Аллаху. Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет

божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник» 585.

584 Муслим, Абу ‘Авана, Абу Дауд и Ибн Маджа.

585Малик и аль-Байхаки привели этот хадис через достоверные цепочки передатчиков. Несмотря на то, что этот хадис передаётся в форме '' маукуф '', на самом деле он относится к категории '' марфу’ '',

поскольку известно, что такого рода вещи не говорятся от себя, ибо если бы это было его личное мнение, то эти слова были бы не лучше, чем какие-нибудь другие слова поминания (зикр), - на всё это указал Ибн 'Абд аль- Барр.

 

Примечание: ни в одной форме ташаххуда нет дополнительных слов ''ва магфиратуху'' (…и Его прощение), и (молящемуся) не следует привыкать к ним. Поэтому некоторые праведные предки из


6. Ташаххуд, передаваемый от ‘Айши (да будет доволен ею Аллах!)

 

Аль-Касим ибн Мухаммад сообщил: «Айша (да будет доволен ею Аллах!) учила нас произносить ташаххуд. Она указывала рукой и говорила:

 

،ﻪﺗﺎﻛﺮﺑﻭ ﷲ ﺔﻤﺣﺭﻭ!ﻲﺒﻨﻟﺍ ﻰﻠﻋ ﻡﻼﺴﻟﺍ ،ﻟﻠہ ﺕﺎﻴﻛﺍﺰﻟﺍ ،ﺕﺍﻮﻠﺼﻟﺍ ،ﺕﺎﺒﻴﻄﻟﺍ ،ﺕﺎﻴﺤﺘ -6 ﻩﺪﺒﻋ ًﺍﺪﻤﺤﻣ ﻥﺃ ﺪﻬﺷﺃﻭ ،ﷲ ﻻﺇ ﻪﻟﺇ ﻻ ﻥﺃ ﺪﻬﺷﺃ ،ﻦﻴﺤﻟﺎﺼﻟﺍ ﷲ ﺩﺎﺒﻋ ﻰﻠﻋﻭ ﺎﻨﻴﻠﻋ ﻡﻼﺴﻟﺍ ﻪﻟﻮﺳﺭﻭ

 

Ат-тахиййату, ат-таййибату, ас-салавату, аз-закийату ли-Лляхи. Ас-саляму ‘аля-н-набийи ва рахмату Ллахи ва баракату-ху. Ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Ллахи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху

 

«Приветствия, (все) благие слова, молитвы, (все) Пречистые (Имена) – Аллаху. Мир Пророку, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам

Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник»586.

 

Молитва587 за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): её место и формы

 

Он (да благословит его Аллах и приветствует!) обращался к Аллаху с молитвами за самого себя как в первом ташаххуде, так и в другом588 (ташаххуде)589. Он также установил это для своей уммы (общины), велев им обращаться за него к Аллаху с молитвами после пожелания ему мира590 (салям), обучив их различным формам призывания на себя благословения:

первых поколений мусульман (салафов) порицали это, как о том передаётся в следующих сообщениях:

Ат-Табарани (3/56/1) передал через достоверную цепочку передатчиков от Тальхи ибн Мусаррифа, который сообщил: ''Раби' ибн Хайсам сделал следующее дополнение при произнесении ташаххуда: ''… и Его благословения, и «Его прощение»''! Услышав это, 'Алкама сказал: ''Мы останавливаемся там, где нас обучили: «Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения!»''; по сути, 'Алкама следовал примеру (аль-иттиба') своего учителя Абдуллаха ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах!), от которого достоверно передаётся, что, однажды, он обучал одного человека словам ташаххуда, и ''когда он дошёл до слов: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха…»,- этот человек продолжил: «…у Которого нет сотоварища», на что Абдуллах (ибн Мас'уд) сказал: «Это, действительно, так, но мы останавливаемся там, где нас обучили»''. Передал ат-Табарани в ''Му'джам аль-Аусат'' (№ 2848) через достоверную цепочку передатчиков.

586 Этот хадис приводят Ибн Аби Шайба, ас-Сирадж в своем ''Муснаде'' (9/1/2), аль-Мухлис в ''Аль-

Фава'ид'' (11/54/1) и аль-Байхаки (2/144).

587 Прим. переводчика: по-арабски эта молитва называется '' ас-салят ‘аля-н-набийй''. Другое её название '' ас-саллавату-ль-Ибрахимийа'' (''молитва Ибрахима''). Под этой молитвой подразумеваются слова о ниспослании благословений Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) и его семейству. Обращаю особое внимание читателя на то, что слово ''молитва'' здесь и далее употреблено не в значении слова ''намаз'', а в значении слов ''мольба'', ''благословение''!

588Прим. переводчика: здесь имеется в виду последний ташаххуд, если намаз состоит из трёх или четырёх рак'атов.

589 Передали Абу ‘Авана в своей книге ''Ас-Сахих'' (2/324) и ан-Наса'и.

590 Они (т.е. сподвижники) сказали: «О Посланник Аллаха, мы уже знаем, как приветствовать тебя (в ташаххуде), но как нам обращаться к Аллаху с молитвами за тебя?» Он ответил: «Говорите: ''О Аллах, благослови Мухаммада…'' и т.д.». Таким образом, он не выделил здесь какой-то один ташаххуд, исключив (при этом) другой, что свидетельствует о правомерности обращения за него к

 


ﻝﺁ ﻰﻠﻋ ﺖﻴﻠﺻ ﺎﻤﻛ ﻪﺘﻳﺭﺫﻭ ﻪﺟﺍﻭﺯﺃ ﻰﻠﻋﻭ ،ﻪﺘﻴﺑ ﻞﻫﺃ ﻰﻠﻋﻭ ،ﺪﻤﺤﻣ ﻰﻠﻋ ﻞﺻ!ﻢﻬﻠﻟﺍ -1 ﺎﻤﻛ ؛ﻪﺘﻳﺭﺫ ﻪﺟﺍﻭﺯﺃ ﻰﻠﻋﻭ ،ﻪﺘﻴﺑ ﻝﺁ ﻰﻠﻋﻭ ،ﺪﻤﺤﻣ ﻰﻠﻋ ﻙﺭﺎﺑﻭ ،ﺪﻴﺠﻣ ﺪﻴﻤﺣ ﻚﻧﺇ ،ﻢﻴﻫﺍﺮﺑﺇ ﺪﻴﺠﻣ ﺪﻴﻤﺣ ﻚﻧﺇ ،ﻢﻴﻫﺍﺮﺑﺇ ﻝﺁ ﻰﻠﻋ ﺖﻛﺭﺎﺑ

 

Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин, ва ‘аля ахли бяйти-хи, ва ‘аля азваджи-хи, ва зурриййати-хи, кя-ма салляйта ‘аля али Ибрахима, инна-кя хамидун маджид! Ва барик ‘аля Мухаммадин, ва ‘аля али бяйти-хи, ва ‘аля азваджи-хи ва зурриййати-хи, кя-ма баракта ‘аля али Ибрахима, инна-кя хамидун маджид!

 

1. «О Аллах, благослови591 Мухаммада и членов его семьи, и его жен, и его потомство, как благословил Ты семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный Хвалы, Славный! И ниспошли благословения592 Мухаммаду и членам его семьи, и его женам, и его потомству, как ниспослал Ты благословения семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный Хвалы, Славный!».

 

Этими словами он (да благословит его Аллах и приветствует!) взывал к Аллаху с мольбами за самого себя 593.

 

 

Аллаху с молитвами и после первого ташаххуда. Таково мнение (мазхаб) Имама аш-Шафи'и, как указано в его книгие ''Аль-Умм''. Этот взгляд также считали верным соратники Имама аш-Шафи'и, как пояснил ан-Навави в ''Аль-Маджму''' (3/460), выявив его в книге ''Равдат ат -Талибин'' (1/263). Кроме того, подобного взгляда придерживался аль-Вазир ибн Хубайра аль-Ханбали в ''Аль-Ифсах'', о чём передал Ибн Раджаб в своей книге ''Зайль Табакат'' (1/280), также решительно поддержав это мнение.Существует множество хадисов об обращении к Аллаху с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) в ташаххуде; ни в одном из них не сообщается о том, чтобы он конкретно выделил какой-то один из ташаххудов. Наоборот, эти хадисы носят общий характер, включая в себя, таким образом, каждый ташаххуд. Я привёл их (т.е. эти хадисы –прим. переводчика) в оригинале данной книги (''Аль-Асль'') в форме '' та'лик '', но не в тексте ос новной её части, поскольку все они не удовлетворяют нашим требованиям, предъявляемым к достоверности хадисов. Тем не менее, эти хадисы поддерживают друг друга в смысловом значении, а те, кто отвергают и противятся этому, не имеют на то достоверных оснований, которые они могли бы предъявить в качестве доказательства, как я подробно разъяснил в оригинале данной книги (''Аль-Асль''). Точно так же не имеют никаких оснований в Сунне все разговоры о том, что порицаемо добавлять во время призывания на него (да благословит его Аллах и приветствует!) благословений в первом ташаххуде остальные слова к фразе «О Аллах, благослови Мухаммада», ибо не существует ни одного доказательства, которое позволяло бы такого рода рассуждения. Наоборот, мы полагаем, что тот, кто так поступает, не выполняет предыдущее веление Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Говорите: ''О Аллах, благослови Мухаммада…''; завершение данного исследования мы привели в оригинале данной книги (''Аль-Асль'').

 

591 Один из наиболее ранних взглядов относительно значения «благословения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!)» передаётся от Абу аль-'Алийи (со ссылкой на 56 аят 33 суры Корана ''Сонмы''): «То, что Аллах благословляет Своего Пророка, означает, что Он превозносит и возвеличивает его; то, что ангелы и остальные (создания) благословляют его, означает, что они просят это для него у Всевышнего Аллаха, т.е. под этой просьбой подразумевается их мольба увеличить ему благословения, а не сама молитва-благословение».Ибн Хаджар привёл эту цитату в ''Фатх аль-Бари'', а затем опроверг широко распространённое мнение, что благословение Господа кому-либо означает Его Милость. Ибн аль-Каййим также прояснил этот вопрос в ''Джаля' аль-Афхам'', практически не оставив места для дальнейших рассуждений на эту тему, поэтому советую обратиться

к этому труду.

592 Слово '' баракат '' означает ''возрастание, увеличение''. Тем самым эта мольба заключает в себе

 

предоставление Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует!) таких благ, которое даровал Аллах семейству Ибрахима. Также эта мольба о том, чтобы эти блага были постоянны и непреложны, и чтобы они приумножились и возросли.

 

593 Ахмад и ат-Тахави приводят слова этой мольбы через достоверную цепочку передатчиков. Эта мольба также приводится в ''Сахихах'' Аль-Бухари и Муслима за исключением слов ''ва ‘аля ахли бяйти-хи'' (''и семейство Мухаммада'').

 


Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин [ан-набиййи-ль-уммиййи], ва ‘аля али Мухаммадин, кя-ма салляйта ‘аля [али] Ибрахима, ва барик ‘аля Мухаммадин [ан-набиййи-ль-уммиййи], ва ‘аля али Мухаммадин, кя-ма баракта ‘аля [али] Ибрахима фи-ль-‘алямин, инна-кя хамидун маджид!

 

4. «О Аллах, благослови Мухаммада [неграмотного598 Пророка] и семейство Мухаммада, как благословил Ты [семейство] Ибрахима, и ниспошли благословения Мухаммаду [неграмотному Пророку] и семейству Мухаммада, как ниспослал Ты

благословения [семейству] Ибрахима, поистине, Ты – Достойный Хвалы, Славный!»599.

 

ﻰﻠﻋ ﻙﺭﺎﺑﻭ ،ﻢﻴﻫﺍﺮﺑﺇ [ﻝﺁ] ﻰﻠﻋ ﺖﻴﻠﺻ ﺎﻤﻛ ؛ﻚﻟﻮﺳﺭﻭ ﻙﺪﺒﻋ ﺪﻤﺤﻣ ﻰﻠﻋ ﻞﺻ!ﻢﻬﻠﻟﺍّ -5 [ﻢﻴﻫﺍﺮﺑﺇ ﻝﺁ ﻰﻠﻋﻭ] ﻢﻴﻫﺍﺮﺑﺇ ﻰﻠﻋ ﺎﻨﻛﺭﺎﺑ ﺎﻤﻛ ؛[ﺪﻤﺤﻣ ﻝﺁ ﻰﻠﻋﻭ] ،[ﻚﻟﻮﺳﺭﻭ ﻙﺪﺒﻋ] ﺪﻤﺤﻣ

 

Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин, ‘абди-кя ва расули-кя, кя-ма салляйта ‘аля [али] Ибрахима, ва барик ‘аля Мухаммадин, [‘абди-кя ва расули-кя ],[ва ‘аля али Мухаммадин], кя-ма баракта ‘аля Ибрахима [, ва‘аля али Ибрахима]

 

5. «О Аллах, благослови Мухаммада, Твоего раба и Твоего Посланника, как благословил Ты [семейство] Ибрахима, и ниспошли благословения Мухаммаду, [Твоему рабу и Твоему Посланнику,] [и семейству Мухаммада] как ниспослал Ты благословения Ибрахиму [и семейству Ибрахима]!» 600.

 

ﻙﺭﺎﺑﻭ ،ﻢﻴﻫﺍﺮﺑﺇ [ ﻝﺁ] ﻰﻠﻋ ﺖﻴﻠﺻ ﺎﻤﻛ ؛ﻪﺘﻳﺭﺫﻭ ﻪﺟﺍﻭﺯﺃ [ﻰﻠﻋ] ﻭ ﺪﻤﺤﻣ ﻰﻠﻋ ﻞﺻ!ﻢﻬﻠﻟﺍ -6 ﺪﻴﺠﻣ ﺪﻴﻤﺣ ﻚﻧﺇ ،ﻢﻴﻫﺍﺮﺑﺇ [ﻝﺁ] ﻰﻠﻋ ﺖﻛﺭﺎﺑ ﺎﻤﻛ ؛ﻪﺘﻳﺭﺫﻭ ﻪﺟﺍﻭﺯﺃ [ﻰﻠﻋ]ﻭ ﺪﻤﺤﻣٍ ﻰﻠﻋ

 

Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин, ва [‘аля] азваджи-хи, ва зурриййати-хи, кя-ма салляйта ‘аля [ али] Ибрахима, ва барик ‘аля Мухаммадин, ва [‘аля] азваджи-хи ва зурриййати-хи, кя-ма баракта ‘аля [али] Ибрахима, инна-кя хамидун маджид!

 

6. «О Аллах, благослови Мухаммада и его жен, и его потомство, как благословил Ты [семейство] Ибрахима, и ниспошли благословения Мухаммаду и его женам, и его потомству, как ниспослал Ты благословения [семейству] Ибрахима, поистине, Ты – Достойный Хвалы, Славный!» 601.

 

ﺎﻤﻛ ،ﺪﻤﺤﻣ ﻝﺁ ﻰﻠﻋﻭ ، ﺪﻤﺤﻣ ﻰﻠﻋ ﻙﺭﺎﺑﻭ ،ﺪﻤﺤﻣ ﻝﺁ ﻰﻠﻋﻭ ،ﺪﻤﺤﻣ ﻰﻠﻋ ﻞﺻّ!ﻢﻬﻠﻟﺍ -7 ﺪﻴﺠﻣ ﺪﻴﻤﺣ ﻚﻧﺇ ،ﻢﻴﻫﺍﺮﺑﺇ ﻝﺁﻭ ﻢﻴﻫﺍﺮﺑﺇ ﻰﻠﻋ ﺖﻛﺭﺎﺑﻭ ﺖﻴﻠﺻ

 

Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин, ва ‘аля али Мухаммадин, ва барик ‘аля Мухаммадин, ва ‘аля али Мухаммадин, кя-ма салляйта ва баракта ‘аля Ибрахима, ва али Ибрахима, инна-кя хамидун маджид!

 

598 Прим. переводчика: как известно, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) не умел ни читать, ни писать.

599 Передали Муслим, Абу ‘Авана, Ибн Аби Шайба в книге ''Аль-Мусаннаф'' (2/132/1), Абу Дауд и ан-Наса'и. Достоверность этого хадиса подтвердил аль-Хаким.

600 Передали Аль-Бухари, ан-Наса'и, ат-Тахави, Ахмад и Исма‘ил аль-Кади в ''Фадль ас-Салят ‘аля-н-

Набиййи, салла Ллаху 'алейхи ва саллям'' (стр.28 – 1-ое издание; стр.62 – 2-ое издание, хадисы

которого я проверил на достоверность). 601 Аль-Бухари, Муслим и ан-Наса'и.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.133 с.)