Слова мольбы, обращаемой к аллаху между двумя земными поклонами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слова мольбы, обращаемой к аллаху между двумя земными поклонами



 

Во время сидения между двумя земными поклонами он (да благословит его Аллах и приветствует!) говорил:

 

،ﻲﻧﺪﻫﺍﻭ ،[ﻲﻨﻌﻓﺭﺍﻭ] ،[ﻲﻧﺮﺒﺟﺍﻭ] ،ﻲﻨﻤﺣﺭﺍﻭ ،ﻲﻟ ﺮﻔﻏﺍ!(ﺏﺭ:ﻆﻔﻟ ﻲﻓﻭ) ﻢﻬﻠﻟﺍ -1 ﻲﻨﻗﺯﺭﺍﻭ ،[ﻲﻨﻓﺎﻋﻭ]

 

 

523 Передали Муслим, Абу ‘Авана, Абу аш-Шайх (Ибн Хаййан) в ''Ма раваху Абу аз-Зубайр ‘ан Гайр Джабир'' (№№104-106) и аль-Байхаки.

524 Передали Муслим, Абу ‘Авана, Абу аш-Шайх в ''Ма раваха Абу аз-Зубайр ‘ан Гайр Джабир''

 

(№№104-106) и аль-Байхаки. Ибн аль-Каййим (да будет милостив к нему Всевышний Аллах!) упустил это из виду и после упоминания о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) принимал положение '' ифтираш '' между двумя земными поклонами, он сказал: «Никакого иного способа сидения от него (да благословит его Аллах и приветствует!) не сохранилось»! Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. переводчика) говорю: а как подобное высказывание может быть верным, если положение '' ик'аа’ '' дошло до нас через: хадис от Ибн 'Аббаса в сборниках Муслима, Абу Дауда и ат-Тирмизи, назвавший его достоверным, а также в других книгах хадисов. См. ''Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха'' (383); хадис от Ибн 'Умара, приводимый в сборнике аль-Байхаки через хорошую цепочку передатчиков, и названный Ибн Хаджаром достоверным?! Кроме того, Абу Исхак аль -Харби в книге '' Гариб аль-Хадис'' (джим, 5/12/1) передал от Тавуса, что тот видел, как Ибн 'Умар и Ибн 'Аббас принимали положение '' ик'аа’ '' – цепочка этого сообщения достоверна. Да смилуется Аллах над Имамом Маликом, который сказал: «Каждый из нас может опровергать и быть опровергнутым, кроме находящегося в этой могиле», – и он указал на могилу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Этой сунны придерживалась целая группа сподвижников, их последователей и другие люди, а более подробно затронутый здесь вопрос я рассмотрел в оригинале данной книги (''Аль-Асль''). Я (т. е. шейх аль -Албани - прим. переводчика) говорю: этот вид '' ик'аа’ '' отличатеся от того, который запрещён, о чём речь пойдёт в разделе ''Ташаххуд''.

 

525 Абу Дауд и аль-Байхаки приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

526 Передали Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

527 Аль-Бухари и Муслим.

528 Аль-Бухари и Муслим. Ибн аль-Каййим сказал: «Люди отказались от этой сунны после того, как завершилась эпоха сподвижников. Однако человек, придерживающийся Сунны и не оглядывающийся на то, что ей противоречит, не придает значения тому, что расходится с этим Руководством».

 


Аллахумма, [в другой версии: Рабби ] гфир ли, ва-рхам-ни, [ ва-джбур-ни ], [ ва-рфа’-ни ], ва-хди-ни, [ ва‘афи-ни ], ва-рзу-кни

 

1. «О Аллах, [в другой версии: Господи] прости меня и помилуй меня, [ и дай мне силы,] [и возвысь меня,] и наставь меня на прямой путь, [и даруй мне прощение,] и даруй мне средства к существованию!» 529.

 

Или иногда он говорил:

 

ﻲﻟ ﺮﻔﻏﺍ ﻲﻟ ﺮﻔﻏﺍ!ﺏﺭ -2

 

Рабби-гфир ли, гфир ли

 

2. «Господи, прости меня, прости меня!» 530.

Он также произносил обе эти мольбы во время совершения дополнительного ночного намаза531.

 

Затем «он произносил такбир и совершал второй земной поклон»532. Он приказал так же поступать ''человеку, который плохо помолился'', сказав ему это вслед за своим велением соблюдать спокойствие между двумя земными поклонами: «…затем произнеси «Аллах Превелик! (Аллаху акбар)» и соверши земной поклон, пока все твои суставы не расслабятся [и поступай также во время каждого своего

намаза]»533. Также иногда «он поднимал свои руки при произнесении этого

такбира»534.

Он совершал этот земной поклон точно так же, как и первый. Затем «он поднимал свою голову, произнося такбир»535 и приказал так же поступать ''человеку, который плохо помолился'', сказав ему это вслед за своим велением совершать второй земной поклон: «…затем подними свою голову и произнеси

 

529 Передали Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

530 Ибн Маджа приводит эти слова через хорошую цепочку передатчиков. Имам Ахмад предпочитал обращаться к Аллаху с этой мольбой. Исхак ибн Рахавайх сказал: «Если человек желает, то он может произносить эти слова три раза, либо он может сказать: ''О Аллах, прости меня…'', - поскольку об этих двух мольбах между двумя земными поклонами сообщается от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) (Это сообщение приводится в ''Маса'иль аль-Имам Ахмад ва Исхак ибн Рахавайх'' от Исхака аль-Марвази, стр. 19).

531 Данный факт не отрицает правомерности обращения к Аллаху с этими мольбами во время

совершения обязательных намазов ввиду отсутствия здесь какого-либо различия между обязательными и дополнительными намазами. Об этом говорили Имамы аш-Шафи'и, Ахмад и Исхак. Они считали, что это разрешено в обязательных и дополнительных намазах, как сообщил ат-Тирмизи. Имам ат-Тахави также разделял этот взгляд, как передаётся в ''Мушкиль аль- Асар''. Соответствующий анализ затронутого здесь вопроса подтверждает этот аргумент, поскольку в намазе нет такого места, чтобы поминание (зикр) утрачивало свою силу. В данном случае следует поступать также, ибо это

ясно и очевидно.

532 Аль-Бухари и Муслим.

533Абу Дауд и аль -Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Дополнение (в скобках) приводят аль-Бухари и Муслим.

 

534 Абу ‘Авана и Абу Дауд приводят этот хадис через две достоверные цепочки передатчиков. В пользу этого поднятия рук высказывались Имамы Ахмад, Малик и аш-Шафи'и, как сообщается о них в преданиях. См также последнее примечание к разделу ''О выпрямлении после первого земного поклона''.

535 Аль-Бухари и Муслим.


такбир»536.Он также сказал ему:«[…затем поступай так же во время совершениякаждого поясного и земного поклона,] ибо если ты будешь так делать, то твой намаз

будет полным, а если упустишь что-либо из этого, то твой намаз будет (до конца) не завершён»537.

 

Также иногда «он поднимал свои руки при произнесении этого такбира»538.

 

Сидение для отдыха

(джальсат аль-истираха)

 

Затем «он выпрямлялся сидя [на левой ноге, прямо, пока каждая кость не возвращалась на своё место]»539.

 

О вставании для совершения следующего рак‘ата, опирась на руки

 

Затем «он поднимался для совершения второго рак'ата, опираясь (руками) о

землю»540. Также «во время намаза он сжимал пальцы в кулак541, опираясь на руки при вставании»542.

«Когда он вставал для совершения второго рак'ата, то начинал (его) со слов:

 

ﻦﻴﻤﻟﺎﻌﻟﺍ ﺏﺭ ﻟﻠﺪﻤﺤﻟﺍُ '' Альхамду ли-Лляхи раббиль 'алямин (Хвала Аллаху, Господу миров!)'' (сура ''Аль-Фатиха''), не делая (при этом) паузы»543.

 

Он совершал этот рак'ат точно так же, как и первый, за исключением того, что он делал этот рак'ат более коротким, чем первый, как о том уже упоминалось ранее.

 

Об обязательности прочтения суры «Аль-Фатиха» в каждом рак‘ате

 

536 Передали Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

537 Передали Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным.

538 Абу ‘Авана и Абу Дауд приводят этот хадис через две достоверные цепочки передатчиков. В пользу этого поднятия рук высказывались Имамы Ахмад, Малик и аш-Шафи'и, как сообщается о них в преданиях.

539 Аль-Бухари и Абу Дауд. Учёным-правоведам это сидячее положение известно как '' джальсат аль-истираха'' (сидение для отдыха).В пользу этого высказывался Имам аш-Шафи'и.Как сообщается в

 

книге ''Ат-Тахкик'' (1/111) Имам Ахмад также высказывался в пользу ''джальсат аль-истираха'', а он был широко известен своим стремлением следовать Сунне в том, что ей не противоречит. Ибн Хани сказал в своей книге ''Маса'иль 'ан аль-Имам Ахмад'' (стр. 42): «Я видел, как Абу Абдуллах (т.е. Имам Ахмад) иногда опирался на свои руки при вставании для совершения следующего рак'ата, а иногда выпрямлялся сидя и (лишь) затем вставал». Этому взгляду также отдавал предпочтение Имам Исхак Ибн Рахавайх, который сказал в книге ''Маса'иль аль-Марвази'' (1/147/2): «Пример опираться на руки при вставании был подан Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!), будь (молящийся) стариком или юношей». См. также ''Аль-Ирва' '' (2/82/3).

540 Аль-Бухари и аш-Шафи'и.

541 Прим. переводчика: дословно ''как тот, кто замешивает тесто''.

542 Абу Исхак аль-Харби передал этот хадис через безупречную (салих) цепочку передатчиков. Смысл этого хадиса также передаёт аль-Байхаки через достоверную цепочку передатчиков. А что касается хадиса: «Он вставал словно стрела, не опираясь на руки», - то он вымышленный (мавду'), и все сообщения со сходным смыслом также являются либо слабыми, либо недостоверными, как я разъяснил в ''Сильсилят аль-Ахадис ад-Да'ифа'' (562, 929, 968).

543 Муслим и Абу ‘Авана. Под паузой, которая отрицается в данном хадисе, может подразумеваться пауза для чтения мольбы в начале намаза (ду'а аль-истифтах), и, возможно, она не включает в себя слова обращения к Аллаху за защитой от шайтана (исти'аза – ''А'узу би-Лляхи мин аш-шайтан….'');

 

либо эта пауза имеет более широкое значение. Первое утверждение мне представляется наиболее убедительным. У ученых-богословов существуют две точки зрения относительно произнесения слов '' истиа'за '' (в каждом рак'ате), и мы считаем, что наиболее убедительна та из них, которая считает обоснованным произнесение слов '' истиа'за '' в каждом рак'ате. Более подробно этот вопрос рассматривается в оригинале данной книги (''Аль-Асль'').

 


Он велел ''человеку, который плохо помолился'' читать суру «Аль-Фатиха» в каждом рак‘ате, сказав ему это вслед за своим велением читать её в первом рак‘ате544: «…и поступай так в течение всего твоего намаза!»545. В другой версии

этого хадиса передаётся: «… в каждом рак'ате»546. Он также говорил: «В каждом рак‘ате – чтение (''Аль-Фатихи'')»547.

 

Первый ташаххуд

 

Затем он (да благословит его Аллах и приветствует!) усаживался для чтения ташаххуда после совершения второго рак‘ата. Если намаз состоял из двух рак‘атов, как, например, утренний намаз, то «он садился '' муфтаришан ''»548, как и между двумя земными поклонами. Точно так же «он сидел во время совершения первого ташаххуда»549 в намазх, состоявших из трех или четырех рак‘атов.

 

Он велел ''человеку, который плохо помолился'' поступать так же, сказав ему: «Когда ты усаживаешься в середине намаза, то успокойся, распластай своё левое бедро и произнеси ташаххуд»550.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Мой любимейший друг (да благословит его Аллах и приветствует!) запретил мне сидеть на корточках ('' ик'аа’ '') подобно собаке»551. В другом хадисе сообщается: «Он запрещал садиться на корточки подобно шайтану»552.

 

«Когда он усаживался для произнесения ташаххуда, то возлагал свою правую ладонь на правое бедро [в другой версии: ''…на правое колено''], а левую ладонь – на левое бедро [в другой версии: ''…на левое колено'']»553, и «он возлагал конец своего правого локтя на правое бедро»554.

 

 

544 Абу Дауд и Ахмад приводят этот хадис через сильную цепочку передатчиков.

545 Аль-Бухари и Муслим.

546 Ахмад приводит этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.

547 Передали Ибн Маджа, Ибн Хиббан в своей книге ''Ас-Сахих'' и Ахмад в ''Маса'иль Ибн Хани''

 

(1/52). Джабир ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Тот, кто совершил (хотя бы) один рак'ат намаза, не прочитав в нём ''Мать Книги'', не совершил намаз (вовсе), если только он не молился за имамом». Это сообщение передал Имам Малик в своём сборнике хадисов ''Аль-Муватта' ''.

548 Ан-Наса'и (1/173) приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

 

Прим. переводчика: об этом сидячем положении '' ифтираш '' речь шла в конце раздела ''О выпрямлении после (первого) земного поклона''.

549 Аль-Бухари и Абу Дауд.

550 Абу Дауд и аль-Байхаки приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.

551 Ат-Тайалиси, Ахмад и Ибн Аби Шайба. Абу 'Убайда и другие (знатоки арабского языка) разъяснили подобный вид '' ик'аа’ '' следующим образом: «Это когда человек упирается ягодицами в землю, держит голени прямо и опирается руками о землю, точно так же усаживается собака». Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. переводчика) говорю: следует отметить, что этот вид '' ик'аа’ '' отличается от установленного Шариатом сидения в положении '' ик'аа’ '' между двумя земными поклонами, о чём речь шла ранее.

552Передали Муслим, Абу ‘Авана и другие (мухаддисы). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ''Аль-Ирва' '' (316).

Прим. переводчика: ''поза собаки'', о которой речь шла в предыдущем примечании, также называется ''позой шайтана''. См. ''Итхаф аль-Кирам'' Сафий ар-Рахмана аль-Мубаракфури.

553 Муслим и Абу ‘Авана.

554Абу Дауд и ан-Наса'и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Исходя из смысла этого хадиса, можно сделать вывод, что здесь он не отодвигал свои локти от боков, как разъяснил Ибн аль-Каййим в ''Заад аль-Ма'ад''.

 


Также «он запретил человеку, который сидел во время намаза опершись на левую руку, так поступать, сказав: «Поистине, это моление иудеев!»555; в другой версии этого хадиса сообщается: «Не садись так, ибо подобным образом усаживаются те, которые подвергаются наказанию!»556. В другом хадисе передаётся: «В таком положении сидят те, которые навлекли на себя гнев (Аллаха)»557.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.035 с.)