Формирование элементарных математических представлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование элементарных математических представлений



Вторая младшая группа (четвертый год жизни)

 

Образовательные задачи:

Количество и счет:

— учить различать количественные группы предметов и определять словами (один — много, много — мало — один);

— учить находить, каких предметов в комнате много, а каких по одному;

— показывать, как следует сравнивать две группы предметов и выяснять (определять) количественные отношения (больше, меньше, поровну, одинаково) без счета и называния числа;

— пользоваться при определении количественных отношений приемами наложения и приложения: последовательно накладывать один предмет на другой (или прикладывать один к другому).

Величина: учить определять величину предметов контрастных размеров (длин­ный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий, легкий — тяжелый, большой — маленький).

Форма: знакомить с формой предметов (обследовать форму треугольника, круга, прямоугольника осязательно — двигательным и зрительным путем).

Ориентировка в пространстве: учить различать пространственные направления в непосредственной близости от себя (спереди — сзади, далеко — близко и др.).

Ориентировка во времени: учить понимать контрастные части суток (утро — вечер, день — ночь).

Средняя группа (пятый год жизни)

Образовательные задачи:

Количество и счет:

— учить считать до 5—10 (и в больших пределах в зависимости от успехов детей группы);

— показывать, как образовывать разные количественные группы предметов, называя их тем или иным числительным;

— учить при пересчете согласовывать в роде, числе и падеже существитель­ное с числительным (два гриба, две елочки, четыре медвежонка) и отно­сить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;

— учить отсчитывать предметы из большего количества по образцу и названному числу, считать по осязанию, на слух.

Величина:

— учить выстраивать сериационные ряды, выкладывая предметы в ряд по длине, высоте и ширине в возрастающем (от самого меньшего до самого большого) и убывающем (от самого большого к самому меньшему) порядке, сначала на 3—4 предметах и со значительной разницей в размере (1—2 см), а затем на большем количестве (5—7 и т.д.) и с небольшой разницей в размере (0,5 см).

Форма:

— учить различать и называть круг, овал, а также треугольник, квадрат, пря­моугольник, шар, куб;

— выделять и обозначать словом форму реальных предметов (мяч — это шар, блюдо — овальное, тарелка — круглая, картина — прямоугольная) и частей человеческого тела (голова круглая, глаза овальные, зрачки круг­лые, уши овальные, а у некоторых животных треугольные).

Ориентировка в пространстве: различать не только направления (вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево), но и двигаться в указанном направле­нии, определять положение того или иного предмета в комнате по отношению к себе («Слева от меня мяч, справа от меня Саша», «Дерево далеко, карандаш близко»).

Ориентировка во времени: учить различать части суток и ориентироваться в последовательности названий ближайших дней (сегодня, завтра, вчера), вспо­миная, что было вчера, что происходит сегодня и что будет завтра.

Старшая группа (шестой год жизни)

 

Образовательные задачи:

Количество и счет:

— учить считать до 10, различать количественный и порядковый счет, отве­чать на вопросы («Сколько всего?», «Какой, который по счету?»), определять числа-«соседи», отсчитывать по образцу и названному числу;

— определять равное количество в группах разных предметов («Здесь по 3 мяча, кораблика, матрешки, грибочка» и т.д.);

— помогать самостоятельно устанавливать равенство групп предметов двумя способами (либо убирая от большей, либо прибавляя к меньшей);

— помогать определять состав чисел до 5 (включительно) из отдельных единиц и двух меньших чисел;

— уточнять независимость числа от размера считаемых предметов, расстоя­ния между ними, цвета, формы, расположения и от направления счета: слева направо или справа налево;

— учить делить предметы (складывая лист бумаги, ленту и т.д.) на две и четыре равные части, сравнивать часть и целое, находить часть от целого и к целому находить его части.

Величина:

— учить систематизировать предметы по выделенным признакам (высоте, ширине, длине, толщине), продолжать выстраивать сериационные ряды из 10 и более предметов с незначительной (до 0,5 см) разницей в размерах;

— определять величину предмета, сопоставляя ее с величиной известных ребенку вещей (толщиной в 2 пальца, длиной в 3 шага и т.д.).

Форма: учить различать и называть уже знакомые формы предметов и находить их в ближайшем окружении, определять словом форму тех или иных пред­метов (картина прямоугольная, плафон шарообразный, портрет квадратный, лотос овальный и т.д.).

Ориентировка в пространстве:

— учить определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и к другому предмету, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (словесному или звуковому);

— уточнять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов («Я стою за Мишей, позади меня паровозик, около меня Сережа»).

Ориентировка во времени:

вспоминать вместе с детьми, что было вчера, сегодня, предполагать, что может быть завтра;

— учить называть дни недели.

Подготовительная к школе группа (седьмой год жизни)

Образовательные задачи:

 

Количество и счет:

— подводить к пониманию того, как образуются числа второго десятка;

— знакомить с цифрами от 0 до 9;

— учить определять предыдущее и последующее к названному числу, опреде­лять отношения между числами (равенство, неравенство, больше, меньше);

— пользоваться знаками: «=» (равно), «>» (больше), «<» (меньше);

— составлять и решать несложные задачи на сложение и вычитание (в пределах 10), пользуясь цифрами и знаками «+», «—», «=»;

— определять состав чисел до 10 из двух меньших;

— учить считать по понятийной мерке (глядя на предметы разного цвета и формы, определять, сколько разных цветов на столе, сколько разных форм, не пересчитывая при этом сами предметы).

Величина:

учить измерять длину, ширину, высоту предметов, сравнивать их по весу, определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки;

— демонстрировать, что при измерении условной меркой результат (число) зависит от ее величины (чем больше мерка, тем меньшее число раз она уложится, и наоборот);

— учить считать по заданной мерке (счет со сменой основания), когда за единицу принимается не один, а несколько предметов или часть предмета;

— делить предметы на несколько равных частей (на 2, 4, 6, 8 и т.д.) путем сгиба­ния (бумаги, ткани, шнура и др.) и с помощью измерения условной меркой;

— устанавливать отношение «часть — целое».

Форма: на основе знаний, полученных в предыдущих группах, помогать объединять соответствующие геометрические формы в четырехугольники, мно­гоугольники, находить стороны, углы, вершины, изменять форму по виду и площади.

Ориентировка в пространстве и времени:

— помогать овладевать ориентировкой в пространстве (используя планы, схемы), в том числе на листе бумаги, альбома, странице книги;

— описывать расположение объекта в пространстве и на плоскости;

— учить называть дни недели, текущий месяц, времена года;

— определять время по часам с точностью до получаса;

— развивать единый темп и ритм в видах общегрупповой работы, где необходимо согласование действий и сопровождающей их речи;

— развивать координацию движений.

 

Дидактическая игра

Вторая младшая группа (четвертый год жизни)

Образовательные задачи:

развивать сенсорные способности детей, умение узнавать и называть цвет, величину, форму предметов (красный кубик, большая машина, круглое яблоко);

— обучать умению находить сходство и различие в предметах, группировать их по выделенным свойствам и назначению (кубики красного цвета, раз­ные машины, игрушки, зверушки);

— уточнять представления об окружающем (предметах быта, растительном и животном мире);

— развивать умение сравнивать две группы по количеству входящих в них предметов;

— приобщать к самостоятельным играм с дидактическими материалами.

 

Средняя группа (пятый год жизни)

Образовательные задачи:

формировать умения находить общее и различное в предметах, сравни­вать и группировать их по выделенным свойствам и назначению;

— развивать умение систематизировать предметы, различные по размеру;

— выявлять представления об основных эталонах формы и цвета;

— расширять и уточнять представления о количественных (равенстве — нера­венстве групп предметов с помощью счета) и пространственных отноше­ниях (далеко — близко, вверху — внизу, сзади — спереди, слева — справа);

— обогащать и активизировать словарный запас и речевое общение;

— приобщать к действиям в соответствии с правилами игр;

— воспитывать интерес к самостоятельным дидактическим играм.

Старшая группа (шестой год жизни)

 

Образовательные задачи:

— развивать умение систематизировать предметы, различные по размеру, в прямом и обратном порядке;

— совершенствовать умение объединять предметы по 2—3 признакам и на основе общих понятий (мебель, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты);

— закреплять элементарные представления о взаимодействии и взаимосвязях живых организмов со средой обитания;

— продолжать развивать элементарные представления о сохранении количества (количество предметов не зависит от их величины, расстояния между ними, пространственного расположения и направления счета);

— формировать представления о целом и части, уметь создавать целое из частей;

— закреплять умение определять форму окружающих предметов и их поло­жение в пространстве;

— помогать овладению действиями моделирования как способом опосредованного решения познавательных задач (установления количественных и пространственных отношений);

— расширять словарный запас, активизировать грамматические формы и речевое общение;

— формировать умение участвовать в совместных дидактических играх на основе общих правил и правил взаимодействия.

Подготовительная к школе группа (седьмой год жизни)

Образовательные задачи:

— развивать способность систематизировать объекты с различными свойствами и давать двойную характеристику одного объекта как принадле­жащего двум группам (классам);

— закреплять представления о существенных признаках, лежащих в основе родовых обобщений (животные, птицы, насекомые, рыбы, посуда, одежда, обувь и др.);

— понимать взаимосвязи в типичных экологических системах (в лесу, водо­еме, парке, огороде, на лугу и др.);

— расширять представления о средствах связи и передвижения в разных сферах (на земле, под землей, в воде, в воздухе);

— закреплять представления о соотношении целого и части (целое больше части, а часть меньше целого), сохранении количества;

— совершенствовать умение использовать моделирование в качестве средства познания скрытых связей и отношений, использовать планы-схе­мы для прохождения простых маршрутов (в группе, на участке детского сада);

— обогащать и активизировать словарь, грамматические формы и речевое общение;

— воспитывать умение строить взаимодействие и взаимоотношения между собой в самостоятельных дидактических играх на основе правил и эмо­циональной ориентировки на выигрыш.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.033 с.)