Роль студенческой практики в наращивании творческого потенциала брендингового агентства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль студенческой практики в наращивании творческого потенциала брендингового агентства



Ни для кого не секрет, что многие рекламные агентства имеют негативный опыт приема студентов на практику, что выражается в недовольстве обеих сторон. Как правило, агентство недовольно уровнем практической подготовки студента, а тот в свою очередь жалуется на примитивность порученных ему на практике заданий. Получается замкнутый круг, ведь компания не может предложить практиканту ответственные задания, с которыми он наверняка не справится. В результате возникают конфликты, и интерес агентств к дальнейшему приему студентов на практику угасает. А случаи когда практикант в действительности оказывается полезен компании, и, возможно, его в дальнейшем приглашают на работу, считаются редкими исключениями.

При этом многие рекламные агентства в принципе не принимают практикантов, потому что считают это непозволительной тратой рабочего времени. В этой позиции изначально заложено отношение к практике как к малоэффективной с точки зрения бизнеса деятельности, имеющей исключительно социальную направленность. Такая позиция подразумевает, что предоставление мест для практики, также как и любая другая социально-ориентированная активность, – прерогатива крупных компаний.

В действительности же практика – это мощный инструмент на пути подготовки профессиональных кадров в коммуникационной сфере. Мы должны осознавать, что нехватка профессионализма на рынке рекламы, PR, брендинга и прочих коммуникационных услуг не будет ликвидирована до тех пор, пока каждое агентство не станет более пристально присматриваться к студентам соответствующих специальностей с целью поиска наиболее перспективных «новичков». Здесь стоит отметить, что в действительности при умелой организации работы практикантов, они могут приносить ощутимую пользу агентству, вне зависимости от его направленности и масштабов деятельности.

Корень описываемой проблемы кроется в поверхностности отношений между агентствами и ВУЗами. Забавен тот факт, что при приеме на работу компании устраивают претендентам серьезные испытания, и в то же время берут на практику случайных студентов, которых никогда ранее не видели. Удивительно ли, что при такой ситуации, не учитывающей индивидуальные особенности и интересы студента, эффективность практики близка к нулю? Нам так не кажется. Но мы уверены, что представители агентств должны до практики приезжать в ВУЗы, рассказывать о специфике своей компании. При этом одной встречи недостаточно, чтобы выявить наиболее подходящих для дальнейшего сотрудничества студентов. Конечно, руководители и ведущие сотрудники агентства, как правило, слишком перегружены чтобы проводить курсы лекций, хотя это решало бы многие задачи. Но провести несколько мастер-классов, познакомить студентов с некоторыми проектами из портфолио агентства, а заодно и дать пару практических заданий по силам даже самым востребованным специалистам. И чем раньше студенты узнают об агентстве, о том, какие требования предъявляются перед практикантами, тем больше времени у них будет на принятие решения и подготовку.

Практика требует перепозиционирования не только в сознаниях представителей рынка, но и среди студентов. Будущий практикант должен осознавать, что практика – это редкая возможность наработать опыт, контакты и личное портфолио еще до окончания учебы. Здесь стоит отметить, что агентство действительно должно предоставлять такие возможности практиканту, комбинируя в ходе практики «нужные» работы с интересными. Все стороны должны осознавать значимость для практиканта его отчетной документации, характеристики и оценки. Также агентством могут быть предусмотрены дополнительные оговариваемые или недоговариваемые заранее системы поощрения. И, конечно же, в агентстве к практиканту или небольшой группе должен быть прикреплен конкретный сотрудник, также осознающий значимость процесса. Сотрудник должен отвечать за постановку задач перед практикантами, контроль над реализацией, а также помощь по вопросам, связанным с работой. Как только студент осознает, что практика для него – это важный «экзамен», а агентство всерьез подходит к данному вопросу, степень ответственности практиканта, а зачастую и результативность практики, явно увеличиваются. Каждый здравый специалист понимает, что, несмотря на неопытность студентов, они несут в себе инновации, творческие идеи и увеличивают потенциал компании.

Нельзя не сказать и о роли ВУЗов в сфере практики своих студентов. Для ВУЗов практика – это один из этапов формирования профессионального и конкурентоспособного выпускника, что собственно и является основной задачей высшего образования. ВУЗы должны идти навстречу, а иногда и опережать предложения агентств. Кроме того, именно ВУЗы ответственны за позиционирование практики в сознании студентов.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что проблема студенческой практики в коммуникационной сфере требует более пристального внимания со стороны ВУЗов, агентств, студентов и особенно государственных органов, отвечающих за высшее образование.

 

КЛИМОВ В.Н., доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, кандидат философских наук. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА PR ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Невербальные коммуникации в том или ином аспекте изучают различные науки, например, гендерная психология, детская психология, психолингвистика, психология затрудненного общения, патопсихология, а также культурология, этнография, криминология, антропология, филология. Знания о невербальных средствах стали активно использовать во многих прикладных областях бизнеса – реклама, менеджмент, деловое общение, ведение переговоров, управление персоналом. Не являются исключением и связи с общественностью, как специфичная социальная технология управления целевыми группами. Вместе с тем современный ПР еще недостаточно активно использует этот эффективный коммуникативный потенциал.

Как показали специальные эксперименты ученого Мейерабиана, обмен информацией между людьми происходит за счет: вербальных средств (только слов) всего на 7%; звуковых средств (включая тон голоса, интонацию, звук) на 38%; невербальных средств на 55%. То есть, межличностные коммуникации в основном осуществляются за счет невербальных средств – параллельного, и часто более богатого языка общения, элементами которого являются не слова, а мимика и жестикуляция, пространственные и временные рамки, интонационные и темпоритмические характеристики речи, символические коммуникативные знаки. Эффективность невербального языка определяется тем, что он является результатом не сознательной тактики поведения, а подсознательных, преимущественно рефлексорных импульсов, а поэтому неконтролируемого поведения, которое крайне трудно подделать. Эти рефлексорные невербальные средства Э. Берн называл «футболками с надписями», которые так или иначе мы носим (можно было бы добавить – надписи на спине, так как мы часто их сами не видим).

В качестве основных невербальных средств коммуникации специалисты выделяют кинесику (позы, жесты, мимику, движения), проксемику, хрономику, ольфактику, цвет, звук, антропоморфные характеристики, артефакты, хапику и прочие. Из выделенного перечня невербальных средств специалисты по рекламе активно эксплуатирует звук, ольфактику, цвет, проксемику, артефакты. В то время как специалисты связям с общественностью преимущественно используют такие средства как хрономику, кинесику, цвет и артефакты.

В процессе практической деятельности следует иметь в виду, что вербальные и невербальные средства коммуникации не являются независимыми друг от друга. Можно выделить, по крайней мере, следующие виды их взаимодействия:

- взаимозаменяемость (ответ на вопрос собеседнику в виде кивка головы);

- взаимодополнение и усиление (слов жестами или жестов словами);

- конфликт одной формы с другой (слова говорят об одном, а движения или выражение лица — о другом);

- смысловое акцентирование отдельных частей вербального сообщения жестами и другими невербальными средствами.

Немаловажно для специалиста по связям с общественностью и то, что невербальные средства действуют не поодиночке, а как кластеры, т. е. взаимосвязанная совокупность элементов. Существует также взаимосвязь между прошлым и настоящим способами поведения - конгруэнтностью (согласованность).

 

 

ОВЧИННИКОВА Р.Ю.,старший преподаватель кафедры дизайна, рекламы и технологии полиграфического производства Омского государственного технического университета, кандидат искусствоведения. РЕКЛАМНАЯ ДИЗАЙН-ГРАФИКА В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Графический дизайн, развивающийся в эпоху рыночных отношений, благодаря рекламному бизнесу стал занимать лидирующее положение среди других видов дизайна. Объектами деятельности дизайнера-графика являются упаковки, обложки книг, визуальная реклама, выставки и витрины магазинов, заставки к фильмам и телепередачам и пр. Коммерческие объекты графического дизайна, благодаря приёмам, рассчитанным на привлечение внимания, приобретают ту визуальную форму, в которую облачается кич. В этом отношении кич предстает как основная образная идея объектов графического дизайна. Системное единство рекламной дизайн-графики и кича обусловлено следующими факторами: Потребительский фактор. Развитие графического дизайна и кича обусловлено развитием потребительской культуры общества, что связано с расширением рынка товаров и услуг. Поэтому потребности являются основным фактором поддержания связи между кичем и графическим дизайном. Важную роль в формировании потребительских установок в обществе играют информационные средства. Если раньше проектирование объектов графического дизайна имело целью донести информацию о товаре, то сегодня главным является внушение потребителю мысли о необходимости в каком-либо товаре или услуге. Средства кича позволяют графическому дизайну воздействовать именно на подсознательные механизмы поведения, неосознаваемые потребности человека и таким образом создавать почву для «иррационального» потребления. Целью такого потребления является не использование товара, а следование поведенческим установкам, внедряемым рекламой (идти в ногу со временем, не отставать от моды и т.д.). Коммерческие объекты графического дизайна используются в качестве наиболее сильного средства манипулирования массовым сознанием, причем этот процесс реализуется именно через кич.

Культурно-символический фактор. Получив свое материальное воплощение, благодаря проектированию, в конкретном объекте, графический образ выступает в двух ипостасях. С одной стороны, дизайн-объекты приобретают автономность по отношению к товару, становятся самостоятельными элементами массовой культуры, что является основанием для предъявления к ним требований эстетического характера. С другой стороны, дизайн-объекты в процессе потребления становятся средствами коммуникации, особыми знаками, позволяющими человеку вступать в социальные отношения с другими людьми. Графический дизайн, формируя кич-образ объекта, создает иллюзию, превращающую рекламируемую вещь в знак жизни. Власть кич-образа оказывается настолько сильной, что стремление потребителей обладать товарами, имеющими культурный, социальный статус, неуклонно возрастает. Покупка товара превращается в стремление купить «стиль жизни». Благодаря кич-образам дизайн-объекты представляют собой самоценный и репрезентативный знак, поскольку «показное потребление» выступает условием их функционирования. Графический дизайн посредством кича не только создает образ объекта, но и оказывает влияние на формирование жизненного стиля потребителя, его имиджа, так как именно через «символизацию» вещей проявляются ценностные отношения людей друг к другу. Информационный фактор. Современное техническое оснащение жизни распространяется на свободное время, создавая эффект «полной занятости человека». Люди, освобождаясь от своих дел, повседневных тягот, организуют свой досуг, как правило просматривая телепередачи или обращаясь к ресурсам Интернета. За счет использования электронных технологий и рекламного дизайна происходит объединение различных информационных сред в масштабах больших социальных групп и общества в целом. Графический дизайн становится неотъемлемой составляющей современного информационного общества, инициируя через кич-образы формирование потребительского спроса на стандартизированные формы социальных благ и атрибутов престижности.

 

ХАРИТОНОВ М.В.,доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии управления и экономики, кандидат психологических наук. ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ БУДУЩИХPR-СПЕЦИАЛИСТОВ

В обыденном сознании существует один миф. Он гласит, что подрастающее поколение петербуржцев является носителем новых взглядов, демократичных и толерантных. Для его проверки в 2006-м году нами было проведено пилотажное исследование, посвящённое проблеме этнических стереотипов будущих PR-специалистов. Объектом исследования стали студенты ряда вузов города, обучающихся по специальности «связи с общественностью». Выбор был обусловлен фактом того, что в самое ближайшее время эти студенты станут теми, кто будет создавать информационное пространство города. Трудно предположить, что лица, нетерпимо относящиеся к представителям иноэтносов, сумеют избежать экстремистских высказываний в своих статьях, заметках, передачах, репортажах.

Все наши студенты испытуемые оплачивают обучение, однако стоимость оплаты не слишком велика. Это позволило рассматривать испытуемых как представителей среднего класса. Идея же о невозможности существования гражданского общества без многочисленного среднего класса является сегодня аксиоматичной. В свою очередь, только в гражданском обществе достигается подлинная толерантность в межэтнических отношениях. По гендерному признаку выборка не могла быть равномерной, так как большую часть студентов этой специальности составляют девушки. В психологии традиционно считается, что именно девушки отличаются повышенной эмоциональностью. Поэтому нами предполагалось, что в такой выборке наиболее ярко проявится эффект поляризации. Ведь именно во время проведения исследования СМИ города и России предприняли активное обсуждение этнической ситуации в Санкт-Петербурге. Высказывались самые разные точки зрения, начиная от либерально экстремистских до русских националистических. Такой фон информационного пространства не мог не давить на наших испытуемых. Всего было опрошено 168 человек, при этом доля мужчин в выборке составила 47 человек (27,98%). Подавляющее большинство испытуемых – уроженцы Ленинграда, доля таковых в выборке достигала 72,02%. По этническому составу – преимущественно русские. На первом этапе работы мы предложили студентам написать психологическое сочинение. При этом испытуемым предлагалось раскрыть следующие темы: - этнический облик города; - наиболее нежелательные для города этносы; - причины отвержения этих этносов; - наиболее желательные для города этносы. Подавляющее большинство студентов согласилось с мнением академика Д.Лихачёва, указав, что считают Петербург русским городом. На втором месте оказалась европейская составляющая имиджа «северной столицы». Так, большая часть опрошенных студентов, описывая этнический облик Петербурга, чаще всего вспоминали русские фамилии: «город Гумилёва, Ахматовой, Блока», например. Память о событиях блокады Ленинграда, когда город защищали представители разных этносов, живёт в сознании студентов, но и тут больше говорится о «мужестве и стойкости русских людей». В качестве наиболее желательных для города этносов испытуемыми названы, в порядке частоты упоминания: европейцы и американцы. Интересно, что понятие «европейцы» студентами не раскрывалось. Видимо, с точки зрения молодого поколения, швед и португалец, например, близки друг к другу, в силу принадлежности их к Европе. В качестве оснований выбора именно этих этносов называлась общая культура, базирующаяся на христианстве, а, так же, схожие нормы и правила коммуникативного контакта. Особо подчёркивалась вежливость европейцев, видимо, по закону контраста с обыденной реальностью. Умение общаться очень важно, с точки зрения наших испытуемых, поскольку именно так создаётся доверие между этносами. Вторым достоинством европейцев, с точки зрения испытуемых, является их чистота, опрятность в одежде, гармоничность аксессуаров. Некоторая часть опрошенных студентов (8,93%) указали, что видят будущее Петербурга именно таким: «по европейски чистый русский город». Кроме того, характеризуя этнический облик города, некоторые испытуемые вспоминали фамилии европейцев, работавших в городе. В основном это были архитекторы и музыканты.

Что касается отвергаемых этносов, то тут отмечено практически полное единодушие. Наиболее отвергаемыми оказались азербайджанцы, цыгане, молдаване. Но причины отвержения этих этносов различны. В азербайджанцах наших студентов раздражают бесцеремонность, развязность, нежелание считаться с традициями и нормами русской культуры. В качестве причины нежелательности этих этносов указали и на постоянное и осознанное нарушение представителями этих этнических групп правил и норм коммуникативного контакта. Особое раздражение у наших студентов вызывает именно осознанность нарушения устоявшихся в русском правил и норм общения представителями указанных этносов. По своей инициативе испытуемые даже перечислили сложившиеся в студенческом сообществе правила взаимодействия с отвергаемыми этносами. Они, в сущности, сводятся к изоляции азербайджанцев, к полному прерыванию с ними любых контактов. При этом даже официальные и кратковременные контакты оцениваются как нежелательные.

Что касается цыган и молдаван, то отвергаются они по иным мотивам. Студенты указали на их неряшливость, неопрятность, назойливость, «вечное попрошайничество». Постоянно подчёркивалось, что присутствие представителей этих этносов в городской среде искажает образ Санкт-Петербурга как европейского города. Неоднократно испытуемые выражали недоумение в адрес городских властей, неспособных пресечь пребывание цыган и молдаван в «северной столице». Именно в адрес цыган, как и азербайджанцев, в психологических сочинениях допускались выражения с сильной негативной экспрессией: «ненависть», «ублюдки», «бешенство». Встречалась (два ответа) даже готовность оправдать возможные убийства представителей этих двух этносов. У нас есть своё объяснение такого отношения к азербайджанцам и цыганам. Причина, на наш взгляд, кроется в том факте, что представители именно этих двух этносов являются основными поставщиками тяжёлых наркотиков в молодёжной среде. Возможные потери друзей, знакомых, близких по причине их наркотической зависимости способствуют такому негативному отношению к указанным этносам.

Во второй части исследования мы предлагали испытуемым творческое задание. Они должны были составить некий текст обращения, затрагивающий проблему взаимодействия этносов в Санкт-Петербурге. Адресатом этого обращения выступала студенческая молодёжь. В качестве автора обращения задавалась инициативная группа студентов. Политическая позиция этой группы нами принципиально не задавалась. Студентам разрешалось выступать как с призывами к борьбе с ксенофобией и экстремизмом, так и выражать противоположные взгляды. Мы, безусловно, понимали всю провокационность применённого приёма, однако были вынуждены на него пойти для получения более точных данных о настроениях в студенческой среде. В результате нам удалось решить проблему социально желательных ответов. Для самих испытуемых задание маскировалось как проверка их практических навыков в рамках курса «Психология массовых коммуникаций».

Полученные результаты оказались близки нашим ожиданиям. Подавляющее большинство текстов были написаны с позиции толерантности, полны призывов к межэтническому сотрудничеству и взаимопониманию. Однако далеко не во всех из них содержится активное начало, отсутствуют идеи решительного противодействия ксенофобии и экстремизму. Призывы действовать слишком гуманны и неконкретны. Их авторам не удалось найти точного и яркого языка, не найдены и адекватные цели в пространстве человеческих потребностей. Фразы слишком длинные и сложные по конструкции. Много придаточных предложений. Длина фраз слишком велика и противоречит правилам написания листовок и текстов обращений. Условно такую модель обращения к партнёру можно назвать «стилем кота Леопольда». Во всём массиве выборки доля лиц, способных к решительным, быстрым и самостоятельным действиям в борьбе с экстремизмом оказалась не очень велика – восемь человек (4,76%). Подавляющее большинство испытуемых можно отнести к доброму, но пассивному «болоту». Их позиция не может вызывать ни сочувствия, ни поддержки. Доля таковых в выборке 83,33%.

Что касается противоположной позиции, позиции лиц, пропагандирующих защиту русских национальных интересов внутри страны любыми средствами, то её разделяют двадцать человек – 11,9% выборки. Свою немногочисленность эта группа успешно компенсирует высоким уровнем составленных текстов. Эти тексты лаконичны, лапидарны, их отличает высокое мотивационное напряжение. Фразы короткие и эмоциональные. Они вызывают у читателя отклик. Их авторы предлагают студентам совершать действия простые и массовые, что является достоинством этих текстов. Для совершения таких действий человеку не требуется особого интеллектуального напряжения. Этой немногочисленной группе студентов удалось найти адекватные цели в пространстве человеческих потребностей. В основном, это потребности первых двух уровней в «пирамиде потребностей» по А. Маслоу.

На третьем этапе нашего исследования испытуемым было предложено построить психологические портреты как принимаемых («европейцы», американцы), так и отвергаемых (азербайджанцы, цыгане, молдоване) этносов. В качестве исходного стимульного материала были предложены оценочные суждения методики диагностики межличностных отношений Т. Лири (в интерпретации Л. Собчик). В итоге нами были получены следующие результаты. Представителям принимаемых этносов наши испытуемые приписывали качества исключительно из набора адаптивного поведения. В основном это были оценочные суждения из седьмой (дружелюбие) и восьмой (альтруизм) октант. Напомним, что эти октанты лежат между факторами доминирование и дружелюбие. Следовательно, «европейцам» и американцам испытуемыми приписывались такие качества как гибкость в конфликтных ситуациях, следование правилам хорошего тона, стремление помогать, общительность, дружелюбие, ответственность, деликатность. В свою очередь, представителям отвергаемых этносов приписывались качества, лежащие между факторами доминирование и подчинение, включая фактор агрессивность. Наши испытуемые приписывали азербайджанцам, цыганам, молдованам оценочные суждения из второй (эгоистичность) и четвёртой (подозрительность) октант. Соответственно, психологический портрет отвергаемых этносов включал в себя такие качества как самовлюблённость, расчётливость, хвастливость (исключительно к азербайджанцам), самодовольство, заносчивость, обидчивость, злопамятность, склонность к агрессивному поведению. Характерно, что наши испытуемые продемонстрировали очень высокий уровень согласованности в своих оценках представителей иноэтносов. Так, указанные черты принимаемым этносам дают 114 испытуемых (67,87% от выборки.). Уровень согласованности мнений у наших студентов в отрицательных оценках ещё выше. Указанные качества отвергаемым этносам приписали 144 человека (85, 71% от выборки).

 

ЦВЕТКОВА А.В.,И.о. директора департамента организации учебного процесса Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И МАРКЕТИНГОВЫЙ ФЕНОМЕН

В современной России корпоративную культуру признают одним из основных показателей, необходимых для правильного понимания и управления организационным поведением. Она позволяет всем работникам организации идентифицировать себя как некое целостное образование, именно она объединяет людей, делает возможным достижение общих целей, реализацию общих задач на основе определенных принципов деятельности.

Корпоративная культура – это совокупность ценностей, норм и убеждений, общих для сотрудников данной организации и определяющих характер их отношений к организации, своей профессиональной деятельности. Она фиксирует систему формальных и неформальных правил и норм деятельности, особенности поведения работников данной организационной структуры, индивидуальные и групповые интересы, специфику стиля руководства, уровень взаимного сотрудничества и показатели удовлетворенности условиями труда, меру идентичности персонала с предприятием.

Важнейшей составляющей корпоративной культуры является система ценностей, разделяемая коллективным сообществом. Именно ценности определяют смысл существования организации и ее членов не только в сфере профессиональной деятельности, но и в системе социально-культурных коммуникаций. Поэтому в системе менеджмента и маркетинга ценностно-нормативная составляющая коллектива выступает предметом особой заботы.

Важнейшим позиционирующим фактором ценностей корпоративного сообщества выступает миссия организации – ее философия и предназначение, которая фиксирует духовно-нравственные ценности организации, принципы ее отношения к различным группам общественности, провозглашает социальные обязательства и заявляет о гражданской ответственности перед обществом. Миссия организации - это ее ценностный ориентир, объединяющий и одухотворяющий все направления деятельности.

Проблема формирования корпоративной культуры образовательного учреждения (ОУ) стала актуальной в связи с появлением в России конкурентных государственных и коммерческих образовательных учреждений.

Корпоративная культура ОУ рассматривается как синтез духовных и материальных ценностей, реализуемых внутри и вне данного ОУ.

Структурными компонентами корпоративной культуры ОУ являются:

Мировоззрение - представление об окружающем мире, природе, человеке, обществе. Оно направляет поведение сотрудников и обучающихся ОУ и определяет характер их отношений друг с другом.

Организационные ценности, то есть предметы и явления организационной жизни, значимые для духовной жизни сотрудников и обучающихся.

Стили поведения, характеризующие членов конкретного ОУ. Сюда можно отнести специфические ритуалы, церемонии, символы, ролевые модели поведения.

Нормы - совокупность формальных и неформальных требований, предъявляемых ОУ к сотрудникам и обучающимся.

Психологический климат, преобладающая или относительно устойчивая атмосфера корпоративной культуры.

Образ ОУ, определяемый его корпоративной культурой, доверие к нему – главная притягательная сила для желающих там обучаться.

В связи с этим выделяется несколько наиболее важных задач по формированию корпоративной культуры ОУ:

1. создание и поддержание позитивного имиджа;

2. создание известности образовательному учреждению;

3. работа с реальными и потенциальными клиентами.

Главным при формировании корпоративной культуры является понимание того, что культура ОУ - целостное явление и только комплексный подход к процессу ее формирования и изменения, широкая система мер по планированию и организации этого процесса позволят формировать чувство сопричастности у всех членов этого сообщества и обеспечат прочность и качество структуры ОУ и эффективность его деятельности.

Литература

1. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М.: Логос, 2002.

2. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Построение. Эволюция. Совершенствование СПб: Питер, 2002.

3. Яблонскене Н.Л. Корпоративная культура современного университета. Организационная культура ВУЗа, 2006.

 

Е.А. РОДИОНОВА, к.п.н., доцент кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности факультета психологии СПбГУ. ПРОБЛЕМА МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Сегодня довольно много предприятий, которые сформированы по принципу совместных предприятий, в проекте которых участвуют российские и зарубежные фирмы. В процессе своей трудовой деятельности в этих предприятиях люди вступают во взаимодействие, которое является неотъемлемым атрибутом любого производственного процесса. Результат взаимодействия сотрудников таких совместных предприятий проявляется в их взаимоотношениях друг с другом, в социально-психологическом климате, в удовлетворенности потребностей в общении, в привлекательности деятельности и культуры организации. Когда речь идет о коммуникации, особенно межкультурной, довольно трудно провести знак равенства между коммуникативными особенностями во взаимодействии в группе, состоящей их представителей разных культур. Мы в любом случае имеем дело с возникающими в процессе коммуникации или передающимися посредством нее сложными категориями - ценностями, мотивами, установками, стереотипами и предрассудками. Задача в таком случае, на наш взгляд, обозначить наблюдаемый феномен (возможно связав его с другими) и показать отличия от подобных реакций и установок в ситуации внутригруппового, а не собственно межкультурного взаимодействия.

Процесс взаимодействия культур, ведущий к их унификации, вызывает у некоторых наций стремление к культурному самоутверждению и желание сохранить собственные культурные ценности. В данном случае возникает проблема взаимодействия коммуникативных стилей внутри или за пределами своей группы. Проблема взаимодействия имеет качественные и количественные характеристики. Одним из примеров качественной характеристики является процесс аккомодации. Психологическое понятие аккомодации, то есть - приспособления - исследуется в отношении таких параметров коммуникации, как темп речи, выбор соответствующей лексики (при разговоре с иностранцем, с ребенком и.т.п.), упрощение или усложнение грамматической структуры. Аккомодация может быть позитивной (подстраивание под собеседника) или негативной (использование максимально отличного от собеседника стиля). С точки зрения культурного компонента направленность аккомодации при общении представителей разных групп зависит от того, как одна группа относится к другой. Этим отношениям сопоставляются шкальные оценки по параметрам: «плохо-хорошо», «доминирование – зависимость» и т.п.

Коммуникативные стили могут различаться и по количественному параметру. Речь идет о функциях собственно речи и молчания как отсутствия речи. Так, в европейских культурах молчание в ситуации общения с малознакомыми или даже незнакомыми людьми не поощряется и считается невежливым. Отсюда изобретение специальных тем «о погоде» для ситуаций социального общения (так называемый small talk), выражения типа «повисло неловкое молчание». Наоборот, в атабаскской культуре (индейцев Северной Америки) разговор с малознакомым человеком считается опасным и не поощряется. С незнакомцами молчат, пока не узнают их как следует. Разговор в этих культурах не является способом познакомиться поближе, как это принято считать в европейских культурах. Но и при меньшей культурной дистанции (например, в финнско-русской межкультурной коммуникации) кросс-культурные провалы и конфликты часто связаны с тем, что с нашей точки зрения финны говорят мало, недоговаривают, а с точки зрения финнов, русские - болтуны, говорят слишком много.

Анализ особенностей организационной культуры и коммуникаций в российской, американской, европейских и восточных компаниях позволяет выделить проблемы, сложности в процессе построения коммуникативного пространства и PR и, соответственно, наметить пути их решения.

Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, в том числе и организационных в рамках совмещения корпоративной культуры, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. Но это лишь частные проблемы межкультурных контактов. Основные причины их неудач лежат за пределами очевидных различий. Они — в различиях в мироощущении, то есть ином отношении к миру и к другим людям. Главное препятствие, мешающее успешному решению этой проблемы, состоит в том, что мы воспринимаем другие культуры через призму своей культуры, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками.

 

ШОР Ю. М., профессор кафедры культурологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, доктор философских наук. РЕКЛАМА КАК ФЕНОМЕН ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Критический взгляд на современность предполагает выявление тех предпосылок, на почве которых возникают те или иные феномены, характерные для сегодняшней цивилизации. К таким базовым феноменам, несомненно, принадлежит реклама.

Не в том дело, «хороша» реклама или «плоха». Проблема в другом: реклама обслуживает определенный тип цивилизации, а именно буржуазно-рыночный ее вариант, массовое потребительское общество. Пользуясь терминологией Бенедикта Спинозы, можно сказать реклама – атрибут (неотъемлемое свойство) такой цивилизации.

Что для нее характерно?

Социально-философская мысль второй половины ХХ столетия достаточно полно обрисовала этот тип. В частности, сегодня мы заново обращаемся к наследию выдающегося немецко-американского мыслителя Эриха Фромма (1900-1980). Прочитанные свежими глазами идеи Фромма как бы обретают новую жизнь. Так в книге «Иметь или быть?» ученый обращает внимание на следующие моменты современности:

Причины бесспорных кризисных явлений современного общества коренятся не в частностях, а в базовых его структурах, в самой его природе.

Рыночная экономика руководствуется не подлинными интересами человека, а собственными системными потребностями (прибыль, сохранение власти рынка, утверждение ценностей потребительства и т.д.). Жиль Делез, высказывал по этому поводу мысль, что капитализм превращает человека в «машину желаний». Реклама как раз возбуждает и обслуживает эту машину.

Система формирует патологический тип человека (эгоистичного, себялюбивого, алчного), «здорового» с узко-медицинской точки зрения, но больного в плане социо-культурном. Реклама обслуживает искалеченную личность.

В качестве основных и главных ценностей система обслуживает ценность обладания. Обладать и быть принципиально разные мировоззренческие установки. Обладание – отношение к миру с точки зрения полезности», стремление сделать его объектом владения. Бытие – отношение к миру как истинной, самоценной реальности, подлинная причастность всему существующему. (У Альберта Швейцера – это «благоговение перед жизнью»).

Обладание – стереотипность, косность, поверхностность. Бытие – активность, творчество, заинтересованность. «Обладать» знанием и «быть», полноценно существовать в нем – принципиально различные вещи. Реклама обслуживает мир «обладания».

В высшей степени актуально прочитываются сегодня идеи другого великого немецкого культуролога первых десятилетий ХХ века Освальда Шпенглера (1880-1936), высказанные им в знаменитом труде «Закат Европы». Шпенглер, в частности, ставит там проблему взаимоотношений культуры и цивилизации. Цивилизация видится ему как дряхлеющая, умирающая культура, растерявшая свои творческие потенции. Каковы по Шпенглеру основные черты цивилизации?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.047 с.)